В Кош-Агачском районе республики Алтай свернуты раскопки одного из курганов скифской культуры. Представители общественности обратились в местную прокуратуру с требованием прекратить археологические изыскания на территории района.
«Новости Горного Алтая» со ссылкой на газету «Чуйские зори» рассказывают историю конфликта. В июле этого года археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук Владимира Кубарева начала раскопки двух могильных комплексов – близ села Ортолык и в верховьях реки Бугузун. На руках у ученых имелись все необходимые разрешения для проведения работ. О раскопках новосибирских археологов председатель ассоциации «Эре-Чуй» Роман Тадыров узнал случайно – оказавшись по своим делам в Агентстве по культурно-историческому наследию РА. Немедля несколько активистов «Эре-Чуй» отправились к месту археологических изысканий и предложили ученым, во-первых, прекратить работы, а во-вторых, восстановить то, что уже раскопано.
На сторону «возмущенной общественности» встала и местная администрация – власти Кош-Агачского района настаивали на невозможности проведения раскопок и также предлагали прекратить работы и восстановить объект. Археологи попробовали обратиться за помощью в прокуратуру района, но и там не нашли понимания. Проверка прокуратуры установила, что «в соответствии с Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 10 июля 1997 года №22-65 «О запрете проведения раскопок в Кош-Агачском районе» запрещены раскопки курганов в Кош-Агачском районе до установления специального порядка таких раскопок, использования и хранения таких памятников. На сегодняшний день такой порядок не разработан, в связи с чем проведение археологических работ на поминальном комплексе в верховьях р.Бугузун в Кош-Агачском районе недопустимо», пишет газета «Чуйские зори».
Центр общественных связей СО РАН попросил прокомментировать ситуацию ученого секретаря ИАЭТ СО РАН кандидата исторических наук Ольгу Новикову.
- Последние несколько лет почему-то именно Кош-Агачский район является закрытой зоной, где раскопки «запрещены», - пояснила Новикова. - При этом на территории других районов республики работы ведутся беспрепятственно. Данный запрет не имеет никакой юридической силы. У сотрудников института были на руках все документы, необходимые для того, чтобы вести археологические исследования. Однако Открытый лист, который был абсолютно законно выдан нашему отряду, даже пытались объявить поддельным. Конечно же, раскопки свернуты. Ситуация более чем странная. Отряды нашего института работали и работают на территориях разных стран - Узбекистана, Казахстана, Монголии, Черногории, Ирана, и таких проблем, как в республике Алтай, нигде не возникало.
Я разговаривала с руководителями работ - Владимиром Дмитриевичем и Глебом Владимировичем Кубаревыми. Они направили в прокуратуру официальный протест, и сегодня состоится встреча с руководителем Сибирского территориального управления Росохранкультуры Валерием Шамаевым. Теперь мы будем ждать, как отреагирует прокуратура и как дальше будут развиваться события. Надо отметить, что официально Институт археологии и этнографии СО РАН не получил никаких документально оформленных претензий. Они были предъявлены нашим сотрудникам лишь непосредственно на месте раскопок.
Эта конфликтная ситуация стала продолжением скандала, который разгорелся вокруг так называемой «принцессы Укока» - мумии уникальной сохранности, которая в 90-х годах прошлого века была обнаружена учеными Института археологии и этнографии СО РАН на одноименном плато. Точнее, мумий было две – девушки 19 лет и 25-летнего мужчины. Эти люди жили 2500 лет назад, во времена Эсхила и Пифагора – только не в благодатной просвещенной Элладе, а в суровых и диких условиях Горного Алтая.
Настоящее чудо заключалось в том, что останки дошли до нас в абсолютной целости и неприкосновенности. Эти двое, захороненные по обычаям своего народа вместе с лошадьми и утварью, оказались в ледяной линзе и пролежали в вечной мерзлоте вплоть до наших дней. Полностью сохранились погребальный сруб, одежда, личные вещи. Оба захоронения специалисты относят к Пазырыкской культуре. Девушка, хотя молва окрестила ее принцессой, на самом деле относилась к среднему слою, есть основания считать, что, возможно, она была жрицей или целительницей, мужчина принадлежал к касте воинов. Сейчас мумии, одежда и предметы утвари, вынутые из могил, хранятся в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока.
Известие о сенсационной находке новосибирских археологов было воспринято на Алтае, мягко говоря, неоднозначно. Тревожить прах предков здесь считается святотатством. Юная жрица была тут же объявлена Праматерью алтайского народа и особой неприкосновенной. Все это были, разумеется, чистой воды мифы. Соплеменники «принцессы» не были коренными обитателями Алтая. Генетически к этому древнему племени ближе всего из современных народов стоят отнюдь не алтайцы, а селькупы и уйгуры. Однако нашлись политические силы, которые подняли настоящий скандал, и раскопки на плоскогорье правительством республики Алтай были запрещены, а плато Укок объявлено «зоной покоя».
С тех пор прошло уже 12 лет. «Специальный порядок раскопок, использования и хранения археологических памятников» все еще не разработан, и конфликтные ситуации вокруг археологических исследований в Кош-Агачском районе продолжают возникать.
В Кош-Агачском районе республики Алтай свернуты раскопки одного из курганов скифской культуры. Представители общественности обратились в местную прокуратуру с требованием прекратить археологические изыскания на территории района.
«Новости Горного Алтая» со ссылкой на газету «Чуйские зори» рассказывают историю конфликта. В июле этого года археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук Владимира Кубарева начала раскопки двух могильных комплексов – близ села Ортолык и в верховьях реки Бугузун. На руках у ученых имелись все необходимые разрешения для проведения работ. О раскопках новосибирских археологов председатель ассоциации «Эре-Чуй» Роман Тадыров узнал случайно – оказавшись по своим делам в Агентстве по культурно-историческому наследию РА. Немедля несколько активистов «Эре-Чуй» отправились к месту археологических изысканий и предложили ученым, во-первых, прекратить работы, а во-вторых, восстановить то, что уже раскопано.
На сторону «возмущенной общественности» встала и местная администрация – власти Кош-Агачского района настаивали на невозможности проведения раскопок и также предлагали прекратить работы и восстановить объект. Археологи попробовали обратиться за помощью в прокуратуру района, но и там не нашли понимания. Проверка прокуратуры установила, что «в соответствии с Постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 10 июля 1997 года №22-65 «О запрете проведения раскопок в Кош-Агачском районе» запрещены раскопки курганов в Кош-Агачском районе до установления специального порядка таких раскопок, использования и хранения таких памятников. На сегодняшний день такой порядок не разработан, в связи с чем проведение археологических работ на поминальном комплексе в верховьях р.Бугузун в Кош-Агачском районе недопустимо», пишет газета «Чуйские зори».
Центр общественных связей СО РАН попросил прокомментировать ситуацию ученого секретаря ИАЭТ СО РАН кандидата исторических наук Ольгу Новикову.
- Последние несколько лет почему-то именно Кош-Агачский район является закрытой зоной, где раскопки «запрещены», - пояснила Новикова. - При этом на территории других районов республики работы ведутся беспрепятственно. Данный запрет не имеет никакой юридической силы. У сотрудников института были на руках все документы, необходимые для того, чтобы вести археологические исследования. Однако Открытый лист, который был абсолютно законно выдан нашему отряду, даже пытались объявить поддельным. Конечно же, раскопки свернуты. Ситуация более чем странная. Отряды нашего института работали и работают на территориях разных стран - Узбекистана, Казахстана, Монголии, Черногории, Ирана, и таких проблем, как в республике Алтай, нигде не возникало.
Я разговаривала с руководителями работ - Владимиром Дмитриевичем и Глебом Владимировичем Кубаревыми. Они направили в прокуратуру официальный протест, и сегодня состоится встреча с руководителем Сибирского территориального управления Росохранкультуры Валерием Шамаевым. Теперь мы будем ждать, как отреагирует прокуратура и как дальше будут развиваться события. Надо отметить, что официально Институт археологии и этнографии СО РАН не получил никаких документально оформленных претензий. Они были предъявлены нашим сотрудникам лишь непосредственно на месте раскопок.
Эта конфликтная ситуация стала продолжением скандала, который разгорелся вокруг так называемой «принцессы Укока» - мумии уникальной сохранности, которая в 90-х годах прошлого века была обнаружена учеными Института археологии и этнографии СО РАН на одноименном плато. Точнее, мумий было две – девушки 19 лет и 25-летнего мужчины. Эти люди жили 2500 лет назад, во времена Эсхила и Пифагора – только не в благодатной просвещенной Элладе, а в суровых и диких условиях Горного Алтая.
Настоящее чудо заключалось в том, что останки дошли до нас в абсолютной целости и неприкосновенности. Эти двое, захороненные по обычаям своего народа вместе с лошадьми и утварью, оказались в ледяной линзе и пролежали в вечной мерзлоте вплоть до наших дней. Полностью сохранились погребальный сруб, одежда, личные вещи. Оба захоронения специалисты относят к Пазырыкской культуре. Девушка, хотя молва окрестила ее принцессой, на самом деле относилась к среднему слою, есть основания считать, что, возможно, она была жрицей или целительницей, мужчина принадлежал к касте воинов. Сейчас мумии, одежда и предметы утвари, вынутые из могил, хранятся в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока.
Известие о сенсационной находке новосибирских археологов было воспринято на Алтае, мягко говоря, неоднозначно. Тревожить прах предков здесь считается святотатством. Юная жрица была тут же объявлена Праматерью алтайского народа и особой неприкосновенной. Все это были, разумеется, чистой воды мифы. Соплеменники «принцессы» не были коренными обитателями Алтая. Генетически к этому древнему племени ближе всего из современных народов стоят отнюдь не алтайцы, а селькупы и уйгуры. Однако нашлись политические силы, которые подняли настоящий скандал, и раскопки на плоскогорье правительством республики Алтай были запрещены, а плато Укок объявлено «зоной покоя».
С тех пор прошло уже 12 лет. «Специальный порядок раскопок, использования и хранения археологических памятников» все еще не разработан, и конфликтные ситуации вокруг археологических исследований в Кош-Агачском районе продолжают возникать.
Алтайцы не позволили новосибирским археологам проводить раскопки
 Ульяна Горенко