В конце 1940-х годов, когда мир только начинал оправляться от Второй мировой войны, на Каспийском море началась одна из самых амбициозных советских строек. В сотне километров от азербайджанского побережья на месте выступающих из воды чёрных скал, которые рыбаки прозвали Черными камнями, вырос уникальный посёлок Нефтяные Камни.
Это был настоящий город на воде, с многоэтажками, пекарней, столовой, библиотекой и даже лимонадным цехом. Протянувшиеся на сотни километров эстакады с автомобильным движением связали отдельные платформы в сложную инженерную сеть.
История началась ещё в Средние века, когда в Азербайджане добывали нефть кустарными способами. Однако настоящий нефтяной бум разразился во второй половине XIX века, когда окрестности Баку украсили сотни буровых вышек. К началу XX века Баку стал центром нефтяной промышленности Российской империи, обеспечивая 90% нефти страны и половину мировой добычи.
После революции нефть национализировали, и начался поиск новых месторождений. Когда война закончилась, стало ясно: нужно идти в море. Черные камни с их характерным цветом и нефтяными пятнами на воде стали идеальным кандидатом. В ноябре 1948 года сюда прибыл геологоразведочный отряд, который подтвердил: нефти здесь много.
Началось строительство. Первым плацдармом стал старый корабль «Чванов», затопленный для создания основы платформы. В его каютах разместились первые буровики. Вскоре рядом затопили ещё шесть списанных судов, создав «остров семи кораблей». Их связали металлическими эстакадами, поднятыми на деревянные сваи, и постепенно начали застраивать временными домиками.
К 1950-м годам поселение превратилось в полноценный рабочий городок. Здесь появились двухэтажные дома, столовая, библиотека, баня и даже медпункт. Завезённый песок и скальная порода помогли объединить платформы и создать искусственные острова. А десятки буровых вышек, соединённых мостами, стали символом советской инженерной смелости.
Но природа не прощала ошибок. В 1956 году мощный шторм разрушил четыре километра эстакад и шесть производственных площадок, унеся жизни 22 человек. Этот урок стал поворотным: высоту платформ подняли, а деревянные сваи заменили на металлические.
Со временем инфраструктура развивалась. В 1960 году, после визита Хрущёва, для доставки рабочих смен на вахту организовали вертолётное сообщение. Протяжённость эстакад достигла 350 километров, а автомобили стали частью повседневной жизни Нефтяных Камней.
В советские времена Нефтяные Камни были настоящим феноменом. Представьте себе город посреди моря, где одновременно жили и работали около пяти тысяч человек. Несмотря на вахтовый формат, быт здесь был устроен довольно комфортно. На платформе появились баня, столовая, медпункт, а позже — пекарня, кинотеатр и даже лимонадный цех, продукция которого отправлялась на «большую землю». Чтобы скрасить рабочие будни, из Баку регулярно прилетали артисты.
Правда, условия всё равно оставались суровыми. Алкоголь и сигареты на платформе были строго запрещены. Но рабочие находили способы расслабиться: прогуливались по импровизированной «набережной» с растениями в кадках и скамейками.
Визит Хрущёва в 1960 году стал поворотным моментом. Буровики пожаловались ему на деревянные двухэтажные бараки, которые едва справлялись с капризами природы. Хрущёв сразу распорядился построить современное жильё. Подготовка заняла почти десятилетие: на «острове семи кораблей» возвели огромную бетонную платформу, неподвластную штормам.
В 1970-е годы здесь появились три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. С высоты они выглядели, будто растут прямо из моря. В 2000-х Нефтяные Камни пережили вторую волну процветания: Азербайджан, разбогатевший на нефти, модернизировал поселок, обновил здания и разбил новый парк.
Сейчас общежития нефтяников напоминают курортные санатории. Здесь есть женский корпус (единственный на платформе), объединённый со столовой, и мужские, расположенные в девятиэтажках и протяжённых пятиэтажных корпусах. Реликтовые здания первых времянок сохранили в виде памятников, а центр поселка украшен мемориалами в честь местных буровиков и жертв шторма 1956 года.
Здесь даже открыли музей Гейдара Алиева и построили «Дом чая» — альтернативу бару в условиях сухого закона. Для любителей активного отдыха есть футбольное поле, а больница с машиной скорой помощи обслуживает работников, учитывая, что расстояния на платформе могут достигать десятков километров.
С момента основания Нефтяных Камней здесь было добыто более 160 миллионов тонн нефти и 13 миллиардов кубометров газа. Сегодня на платформе работают около 400 скважин, каждая из которых продолжает давать до 5 тонн нефти в сутки. По оценкам геологов, в недрах остаётся ещё около 21 миллиона тонн.
Что ждёт Нефтяные Камни в будущем, когда «чёрное золото» иссякнет? Возможно, они превратятся в новый кластер платформ и эстакад, а может, и вовсе будут покинуты людьми, как японский остров Хасима. В любом случае, этот поселок останется памятником человеческому упорству и способности поставить природу на службу, даже в самом суровом и неподходящем для жизни месте.
В конце 1940-х годов, когда мир только начинал оправляться от Второй мировой войны, на Каспийском море началась одна из самых амбициозных советских строек. В сотне километров от азербайджанского побережья на месте выступающих из воды чёрных скал, которые рыбаки прозвали Черными камнями, вырос уникальный посёлок Нефтяные Камни.
Это был настоящий город на воде, с многоэтажками, пекарней, столовой, библиотекой и даже лимонадным цехом. Протянувшиеся на сотни километров эстакады с автомобильным движением связали отдельные платформы в сложную инженерную сеть.
История началась ещё в Средние века, когда в Азербайджане добывали нефть кустарными способами. Однако настоящий нефтяной бум разразился во второй половине XIX века, когда окрестности Баку украсили сотни буровых вышек. К началу XX века Баку стал центром нефтяной промышленности Российской империи, обеспечивая 90% нефти страны и половину мировой добычи.
После революции нефть национализировали, и начался поиск новых месторождений. Когда война закончилась, стало ясно: нужно идти в море. Черные камни с их характерным цветом и нефтяными пятнами на воде стали идеальным кандидатом. В ноябре 1948 года сюда прибыл геологоразведочный отряд, который подтвердил: нефти здесь много.
Началось строительство. Первым плацдармом стал старый корабль «Чванов», затопленный для создания основы платформы. В его каютах разместились первые буровики. Вскоре рядом затопили ещё шесть списанных судов, создав «остров семи кораблей». Их связали металлическими эстакадами, поднятыми на деревянные сваи, и постепенно начали застраивать временными домиками.
К 1950-м годам поселение превратилось в полноценный рабочий городок. Здесь появились двухэтажные дома, столовая, библиотека, баня и даже медпункт. Завезённый песок и скальная порода помогли объединить платформы и создать искусственные острова. А десятки буровых вышек, соединённых мостами, стали символом советской инженерной смелости.
Но природа не прощала ошибок. В 1956 году мощный шторм разрушил четыре километра эстакад и шесть производственных площадок, унеся жизни 22 человек. Этот урок стал поворотным: высоту платформ подняли, а деревянные сваи заменили на металлические.
Со временем инфраструктура развивалась. В 1960 году, после визита Хрущёва, для доставки рабочих смен на вахту организовали вертолётное сообщение. Протяжённость эстакад достигла 350 километров, а автомобили стали частью повседневной жизни Нефтяных Камней.
В советские времена Нефтяные Камни были настоящим феноменом. Представьте себе город посреди моря, где одновременно жили и работали около пяти тысяч человек. Несмотря на вахтовый формат, быт здесь был устроен довольно комфортно. На платформе появились баня, столовая, медпункт, а позже — пекарня, кинотеатр и даже лимонадный цех, продукция которого отправлялась на «большую землю». Чтобы скрасить рабочие будни, из Баку регулярно прилетали артисты.
Правда, условия всё равно оставались суровыми. Алкоголь и сигареты на платформе были строго запрещены. Но рабочие находили способы расслабиться: прогуливались по импровизированной «набережной» с растениями в кадках и скамейками.
Визит Хрущёва в 1960 году стал поворотным моментом. Буровики пожаловались ему на деревянные двухэтажные бараки, которые едва справлялись с капризами природы. Хрущёв сразу распорядился построить современное жильё. Подготовка заняла почти десятилетие: на «острове семи кораблей» возвели огромную бетонную платформу, неподвластную штормам.
В 1970-е годы здесь появились три пятиэтажных и два девятиэтажных общежития. С высоты они выглядели, будто растут прямо из моря. В 2000-х Нефтяные Камни пережили вторую волну процветания: Азербайджан, разбогатевший на нефти, модернизировал поселок, обновил здания и разбил новый парк.
Сейчас общежития нефтяников напоминают курортные санатории. Здесь есть женский корпус (единственный на платформе), объединённый со столовой, и мужские, расположенные в девятиэтажках и протяжённых пятиэтажных корпусах. Реликтовые здания первых времянок сохранили в виде памятников, а центр поселка украшен мемориалами в честь местных буровиков и жертв шторма 1956 года.
Здесь даже открыли музей Гейдара Алиева и построили «Дом чая» — альтернативу бару в условиях сухого закона. Для любителей активного отдыха есть футбольное поле, а больница с машиной скорой помощи обслуживает работников, учитывая, что расстояния на платформе могут достигать десятков километров.
С момента основания Нефтяных Камней здесь было добыто более 160 миллионов тонн нефти и 13 миллиардов кубометров газа. Сегодня на платформе работают около 400 скважин, каждая из которых продолжает давать до 5 тонн нефти в сутки. По оценкам геологов, в недрах остаётся ещё около 21 миллиона тонн.
Что ждёт Нефтяные Камни в будущем, когда «чёрное золото» иссякнет? Возможно, они превратятся в новый кластер платформ и эстакад, а может, и вовсе будут покинуты людьми, как японский остров Хасима. В любом случае, этот поселок останется памятником человеческому упорству и способности поставить природу на службу, даже в самом суровом и неподходящем для жизни месте.