Совет улемов Духовного управления мусульман разрешил мусульманам России заключать до четырех религиозных браков при условии «справедливого и равного отношения мужа ко всем женам». Эта новость вызвала шквал комментариев. Сама идея кем-то воспринимается серьезно, другими – как анекдот. Между тем, кроме юридических проблем, легализация многоженства ставит неожиданные этические проблемы.
Некоторые аналитики, в первую очередь, усмотрели в этом решении политический подтекст. О нем заявил муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов – личность весьма неоднозначная, и вряд ли лояльная светским властям.
«Принято решение о возможности заключения мужчиной одновременно второго, третьего или даже четвертого религиозного брака. Это допускается, если существует неспособность супруги к деторождению по состоянию ее здоровья, в связи с окончанием репродуктивного возраста или иным объективным причинам, скажем, сексуальной несовместимости супруги. Учитывается и такой факт, как нежелание супруги рожать детей», – заявил муфтий Ильдар Аляутдинов.
Позабавило в его высказывании трогательная забота о «сексуальной совместимости». Вообще-то, с точки зрения ислама, да и христианства, плотские наслаждения – тяжкий грех, ведь секс нужен лишь для того, чтобы воспроизвести потомство. Муфтий не мог этого не понимать, значит, в его действиях можно заподозрить совсем иную корысть, нежели заботу о здоровье семьи или следование религиозным традициям.
«Фактически в результате такого решения религиозной организации в лице ДУМ искусственно ставится различие/проводится разграничение между мусульманами и всеми остальными (неверными), которым разрешается жить в России не по обязательным для всех законам РФ (по Гражданскому кодексу), а по законам шариата. Я так понимаю, что, согласно логике, следующий шаг - отказ/непризнание российской судебной системы и введение шариатских судов. А ведь постоянно говорится о многонациональном мире. Извините, получается, что на деле это тот мир, где некоторые в силу веры имеют исключительные права над законами и Конституцией в светском государстве, а остальные что? Должны с недоумением, но молча на это смотреть?» - задается вопросом глава Антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Учитывая, что совсем недавно этот же товарищ горячо обсуждал введение никабов в России, которых здесь отродясь не было, другие его весьма неоднозначные и провокационные высказывания, можно и правда заподозрить этих религиозных деятелей в провокациях.
Он всегда делает подобные провокационные заявления сразу после того, как наши центральные власти делают заявления о межнациональном и межконфессиональном мире, замечает военный аналитик Юрий Подоляка.
«Вчера такое заявление во время прямой линии сделал, как мы помним, наш президент - Владимир Владимирович Путин. Таким образом очевидно, что Аляутдинов всегда вбрасывает свои провокации не случайно. Это такая схема. Прикрывать свои провокационные действия чужими заявлениями. Если пойдет волна против, это всегда будет преподнесено, как посягательство на межконфессиональный мир в стране. А его заявления тогда что?» - возмущается Подоляка.
Однако в этом решении есть и нравственный аспект. Многие увидели в этом попытку потрафить сладострастным старцам, к которым вместе с сединой вдруг приходит страсть к младым девам.
Публицист Максим Шевченко взглянул на «другую» сторону нравственности и обнаружил, что разрешение многоженства нанесет удар по лицемерию и ханжеству.
«Значит, когда кто угодно имеет жену, несколько любовниц и детей от них, а потом разводится, делит имущество, не признает детей, то это нормально и хорошо, это светское государство. Мол, брачный контракт, не заключила, когда соглашалась стать любовницей? Дура, сама виновата, теперь мыкайся с генетическими анализами по судам и адвокатам», - описывает он типичную «светскую» ситуацию, которая, кстати, не находит осуждения в обществе, в отличие от многоженства.
Когда, например, богатый футболист Аршавин отказывается платить матери своих трех детей, с которой он официально не расписан, то это светское государство, повод для развлечения в программе Малахова. И таких позорных примеров незащищенности женщин и детей немало, не унимается Шевченко.
«Когда же верующий человек в мечети, перед Богом, духовным наставником и другими верующими берет обязательство содержать и оберегать с ее согласия женщину и детей, которых она родит от него, не умаляя и не превознося имущественно и социально других женщин, с которыми он состоит в отношениях, когда он априорно признает родившихся в таких отношениях детей своими и они считаются полноправными и законными его потомками и наследниками, когда он обязуется в случае расставания и прекращения этих официальных отношений не оставить женщину без средств к существованию и заботиться о родившихся в их отношениях детях, то это плохо, по мнению Кирилла Кабанова и тех, кто его поддерживает в его публичной исламофобии? И зачем нам нужны такие «права человека»? – вопрошает Максим Шевченко.
Иными словами, мнения по поводу разрешения многоженства в России разошлись. Слабым является аргумент о том, что оно не разрешено законом. Оно и не запрещено. Более того, многоженство реально существует в отдельных регионах компактного проживания исповедующих ислам, стало там традицией. А право, как известно, вырастает из традиции.
Поэтому в многоконфессиональной стране не исключено существование нескольких норм, регулирующих брачные отношения. Или внесение примечаний в действующие.
Во всяком случае, реакция полного отрицания весьма неуместна в нашем многообразном мире.
Совет улемов Духовного управления мусульман разрешил мусульманам России заключать до четырех религиозных браков при условии «справедливого и равного отношения мужа ко всем женам». Эта новость вызвала шквал комментариев. Сама идея кем-то воспринимается серьезно, другими – как анекдот. Между тем, кроме юридических проблем, легализация многоженства ставит неожиданные этические проблемы.
Некоторые аналитики, в первую очередь, усмотрели в этом решении политический подтекст. О нем заявил муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов – личность весьма неоднозначная, и вряд ли лояльная светским властям.
«Принято решение о возможности заключения мужчиной одновременно второго, третьего или даже четвертого религиозного брака. Это допускается, если существует неспособность супруги к деторождению по состоянию ее здоровья, в связи с окончанием репродуктивного возраста или иным объективным причинам, скажем, сексуальной несовместимости супруги. Учитывается и такой факт, как нежелание супруги рожать детей», – заявил муфтий Ильдар Аляутдинов.
Позабавило в его высказывании трогательная забота о «сексуальной совместимости». Вообще-то, с точки зрения ислама, да и христианства, плотские наслаждения – тяжкий грех, ведь секс нужен лишь для того, чтобы воспроизвести потомство. Муфтий не мог этого не понимать, значит, в его действиях можно заподозрить совсем иную корысть, нежели заботу о здоровье семьи или следование религиозным традициям.
«Фактически в результате такого решения религиозной организации в лице ДУМ искусственно ставится различие/проводится разграничение между мусульманами и всеми остальными (неверными), которым разрешается жить в России не по обязательным для всех законам РФ (по Гражданскому кодексу), а по законам шариата. Я так понимаю, что, согласно логике, следующий шаг - отказ/непризнание российской судебной системы и введение шариатских судов. А ведь постоянно говорится о многонациональном мире. Извините, получается, что на деле это тот мир, где некоторые в силу веры имеют исключительные права над законами и Конституцией в светском государстве, а остальные что? Должны с недоумением, но молча на это смотреть?» - задается вопросом глава Антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Учитывая, что совсем недавно этот же товарищ горячо обсуждал введение никабов в России, которых здесь отродясь не было, другие его весьма неоднозначные и провокационные высказывания, можно и правда заподозрить этих религиозных деятелей в провокациях.
Он всегда делает подобные провокационные заявления сразу после того, как наши центральные власти делают заявления о межнациональном и межконфессиональном мире, замечает военный аналитик Юрий Подоляка.
«Вчера такое заявление во время прямой линии сделал, как мы помним, наш президент - Владимир Владимирович Путин. Таким образом очевидно, что Аляутдинов всегда вбрасывает свои провокации не случайно. Это такая схема. Прикрывать свои провокационные действия чужими заявлениями. Если пойдет волна против, это всегда будет преподнесено, как посягательство на межконфессиональный мир в стране. А его заявления тогда что?» - возмущается Подоляка.
Однако в этом решении есть и нравственный аспект. Многие увидели в этом попытку потрафить сладострастным старцам, к которым вместе с сединой вдруг приходит страсть к младым девам.
Публицист Максим Шевченко взглянул на «другую» сторону нравственности и обнаружил, что разрешение многоженства нанесет удар по лицемерию и ханжеству.
«Значит, когда кто угодно имеет жену, несколько любовниц и детей от них, а потом разводится, делит имущество, не признает детей, то это нормально и хорошо, это светское государство. Мол, брачный контракт, не заключила, когда соглашалась стать любовницей? Дура, сама виновата, теперь мыкайся с генетическими анализами по судам и адвокатам», - описывает он типичную «светскую» ситуацию, которая, кстати, не находит осуждения в обществе, в отличие от многоженства.
Когда, например, богатый футболист Аршавин отказывается платить матери своих трех детей, с которой он официально не расписан, то это светское государство, повод для развлечения в программе Малахова. И таких позорных примеров незащищенности женщин и детей немало, не унимается Шевченко.
«Когда же верующий человек в мечети, перед Богом, духовным наставником и другими верующими берет обязательство содержать и оберегать с ее согласия женщину и детей, которых она родит от него, не умаляя и не превознося имущественно и социально других женщин, с которыми он состоит в отношениях, когда он априорно признает родившихся в таких отношениях детей своими и они считаются полноправными и законными его потомками и наследниками, когда он обязуется в случае расставания и прекращения этих официальных отношений не оставить женщину без средств к существованию и заботиться о родившихся в их отношениях детях, то это плохо, по мнению Кирилла Кабанова и тех, кто его поддерживает в его публичной исламофобии? И зачем нам нужны такие «права человека»? – вопрошает Максим Шевченко.
Иными словами, мнения по поводу разрешения многоженства в России разошлись. Слабым является аргумент о том, что оно не разрешено законом. Оно и не запрещено. Более того, многоженство реально существует в отдельных регионах компактного проживания исповедующих ислам, стало там традицией. А право, как известно, вырастает из традиции.
Поэтому в многоконфессиональной стране не исключено существование нескольких норм, регулирующих брачные отношения. Или внесение примечаний в действующие.
Во всяком случае, реакция полного отрицания весьма неуместна в нашем многообразном мире.