Интернет — великое изобретение, он помогает учиться, развлекаться и даже заводить друзей. Но в то же время он полон опасностей, о которых страшно думать: агрессивные игры, кибербуллинг, дезинформация.
Как быть родителем, когда твой ребенок почти не выпускает гаджет из рук, а половина уроков в школе проходит онлайн? Вот что говорят эксперты.
Дети до двух лет: минимальный контакт с экранами
До года специалисты советуют вообще исключить экраны из жизни малыша. Доктор Жанна Шински, ведущий исследователь обучения младенцев в Лондоне, утверждает:
«Малыши до двух лет практически не усваивают информацию с экрана. Они просто не связывают увиденное с реальной жизнью».
Но экраны — это ведь так удобно! Пока малыш смотрит мультфильм, вы можете выдохнуть, приготовить ужин или, наконец, помыть голову. Однако, пока ребенок поглощен мультфильмами, он теряет время, которое можно было бы провести за чем-то более полезным: чтением, играми или прогулкой.
По данным ВОЗ, детям до двух лет экраны противопоказаны. А с двух до четырех — максимум час в день, и только качественный, проверенный контент.
Дошкольники: экран как инструмент для совместных игр
С двух лет начинается интересный этап. Детям становятся доступны образовательные преимущества технологий, но только если они правильно используются. Доктор Сандра Мазерс из Оксфорда подчеркивает:
«Экран может стать отличным инструментом для обучения, если с ним работать вместе с ребенком. Думайте о приложении или игре как о книге, которую вы читаете вместе».
Пусть это будут игры, которые развивают логику, мелкую моторику или креативность. Но помните: никаких «автономных» гаджетов! Если ребенок играет, играйте с ним: это не только поможет ему лучше усваивать информацию, но и создаст эмоциональную связь между вами.
Начальная школа: учим управлять технологиями
К школе гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни ребенка: онлайн-уроки, мессенджеры, первые игры. Здесь важно задать правильные привычки.
Технический эксперт Арвен Каур советует:
«Перед покупкой гаджета подумайте: есть ли у вас время научить ребенка им пользоваться? Это инструмент, как велосипед. Вы же не купите велосипед и не бросите ребенка кататься без подготовки».
Подумайте, какие сайты и приложения посещает ребенок, проверьте игры, в которые он играет. И главное — расскажите ему о правилах поведения в интернете: не давать личные данные незнакомцам, не открывать подозрительные ссылки и всегда сообщать взрослым, если что-то пошло не так.
Подростки: разговариваем о сложном
Интернет — зона риска для подростков. Здесь их подстерегает все: кибербуллинг, давление сверстников, зависимость от игр, и, конечно, порно. Как говорить об этом, не становясь «тем самым занудным родителем»?
1. Не бойтесь сложных разговоров
Говорите о том, что порно — это фантазия, далекая от реальных отношений, объясните, что за этим стоит индустрия, а не настоящие чувства. Важно не ругать подростка, если он посмотрел что-то запрещенное, а спокойно объяснить, почему это может быть вредно.
2. Уважайте личное пространство
Арвен Каур советует:
«Если ваш подросток увлечен игрой или фильмом, не вырывайте гаджет из рук в самый интересный момент. Представьте, если бы вас заставили выключить сериал на самом интересном месте!».
Устанавливайте границы с пониманием — например, не «убирай телефон», а «давай договоримся, что после игры ты сделаешь уроки».
3. Уважение и доброта в сети
Разговоры о том, как важно быть добрым в интернете, не менее важны, чем реальная доброта. Учите ребенка задавать себе вопросы: «Как мое сообщение может воспринять другой человек?», «Не обижу ли я кого-то своими словами?».
Юность: подготовка к взрослому миру
С подростками сложнее всего, особенно когда речь заходит о сексуализированном поведении в сети. Генеральный директор Childnet International Уилл Гарднер подчеркивает:
«Многие молодые люди получают представление о сексе через интернет. Но порно — это не реальная жизнь. Оно искажает понятия о равенстве, уважении и любви».
Поговорите о том, что такое согласие, что интимные фото нельзя ни отсылать, ни получать, а уж тем более распространять. Подростки должны знать, что любое поведение, выходящее за границы их комфорта, неприемлемо.
Главное — ваш пример
Интернет — это только инструмент, и как вы покажете ребенку, как с ним обращаться, зависит от вас. Вместе смотрите, обсуждайте, анализируйте. И помните: воспитание — это не только правила и запреты, но и поддержка, уважение и любовь.
Интернет — великое изобретение, он помогает учиться, развлекаться и даже заводить друзей. Но в то же время он полон опасностей, о которых страшно думать: агрессивные игры, кибербуллинг, дезинформация.
Как быть родителем, когда твой ребенок почти не выпускает гаджет из рук, а половина уроков в школе проходит онлайн? Вот что говорят эксперты.
Дети до двух лет: минимальный контакт с экранами
До года специалисты советуют вообще исключить экраны из жизни малыша. Доктор Жанна Шински, ведущий исследователь обучения младенцев в Лондоне, утверждает:
«Малыши до двух лет практически не усваивают информацию с экрана. Они просто не связывают увиденное с реальной жизнью».
Но экраны — это ведь так удобно! Пока малыш смотрит мультфильм, вы можете выдохнуть, приготовить ужин или, наконец, помыть голову. Однако, пока ребенок поглощен мультфильмами, он теряет время, которое можно было бы провести за чем-то более полезным: чтением, играми или прогулкой.
По данным ВОЗ, детям до двух лет экраны противопоказаны. А с двух до четырех — максимум час в день, и только качественный, проверенный контент.
Дошкольники: экран как инструмент для совместных игр
С двух лет начинается интересный этап. Детям становятся доступны образовательные преимущества технологий, но только если они правильно используются. Доктор Сандра Мазерс из Оксфорда подчеркивает:
«Экран может стать отличным инструментом для обучения, если с ним работать вместе с ребенком. Думайте о приложении или игре как о книге, которую вы читаете вместе».
Пусть это будут игры, которые развивают логику, мелкую моторику или креативность. Но помните: никаких «автономных» гаджетов! Если ребенок играет, играйте с ним: это не только поможет ему лучше усваивать информацию, но и создаст эмоциональную связь между вами.
Начальная школа: учим управлять технологиями
К школе гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни ребенка: онлайн-уроки, мессенджеры, первые игры. Здесь важно задать правильные привычки.
Технический эксперт Арвен Каур советует:
«Перед покупкой гаджета подумайте: есть ли у вас время научить ребенка им пользоваться? Это инструмент, как велосипед. Вы же не купите велосипед и не бросите ребенка кататься без подготовки».
Подумайте, какие сайты и приложения посещает ребенок, проверьте игры, в которые он играет. И главное — расскажите ему о правилах поведения в интернете: не давать личные данные незнакомцам, не открывать подозрительные ссылки и всегда сообщать взрослым, если что-то пошло не так.
Подростки: разговариваем о сложном
Интернет — зона риска для подростков. Здесь их подстерегает все: кибербуллинг, давление сверстников, зависимость от игр, и, конечно, порно. Как говорить об этом, не становясь «тем самым занудным родителем»?
1. Не бойтесь сложных разговоров
Говорите о том, что порно — это фантазия, далекая от реальных отношений, объясните, что за этим стоит индустрия, а не настоящие чувства. Важно не ругать подростка, если он посмотрел что-то запрещенное, а спокойно объяснить, почему это может быть вредно.
2. Уважайте личное пространство
Арвен Каур советует:
«Если ваш подросток увлечен игрой или фильмом, не вырывайте гаджет из рук в самый интересный момент. Представьте, если бы вас заставили выключить сериал на самом интересном месте!».
Устанавливайте границы с пониманием — например, не «убирай телефон», а «давай договоримся, что после игры ты сделаешь уроки».
3. Уважение и доброта в сети
Разговоры о том, как важно быть добрым в интернете, не менее важны, чем реальная доброта. Учите ребенка задавать себе вопросы: «Как мое сообщение может воспринять другой человек?», «Не обижу ли я кого-то своими словами?».
Юность: подготовка к взрослому миру
С подростками сложнее всего, особенно когда речь заходит о сексуализированном поведении в сети. Генеральный директор Childnet International Уилл Гарднер подчеркивает:
«Многие молодые люди получают представление о сексе через интернет. Но порно — это не реальная жизнь. Оно искажает понятия о равенстве, уважении и любви».
Поговорите о том, что такое согласие, что интимные фото нельзя ни отсылать, ни получать, а уж тем более распространять. Подростки должны знать, что любое поведение, выходящее за границы их комфорта, неприемлемо.
Главное — ваш пример
Интернет — это только инструмент, и как вы покажете ребенку, как с ним обращаться, зависит от вас. Вместе смотрите, обсуждайте, анализируйте. И помните: воспитание — это не только правила и запреты, но и поддержка, уважение и любовь.