Человечество всегда было окружено разнообразными традициями и обычаями, многие из которых кажутся нам сегодня дикими и жестокими. В некоторых африканских и азиатских странах — эти кровавые ритуалы продолжают существовать, несмотря на их очевидную бесчеловечность.
Мы погрузимся в мир варварских традиций, которые до сих пор практикуются в разных уголках планеты. Расскажем о корриде, где быков мучают до смерти ради зрелища, и о массовом убийстве дельфинов на Фарерских островах, где кровь и страдания животных становятся частью семейного праздника.
Также мы затронем тему “танца солнца” у американских индейцев, где жертвоприношения и мучительные ритуалы до сих пор имеют место, несмотря на запреты властей. Эти традиции — не просто пережитки прошлого; они продолжают существовать, отражая глубокие культурные и социальные нормы обществ, которые их практикуют.
ТАНЕЦ СОЛНЦА
Танец солнца — это древний религиозный обряд, который практикуется многими племенами коренных американцев, особенно на Великих равнинах и в соседних районах. Этот ритуал, который может длиться несколько дней, включает в себя танцы, пение, рассказывание легенд и жертвоприношения. Несмотря на свою древнюю природу, Танец солнца продолжает существовать и в наши дни, хотя и сталкивается с многочисленными вызовами.
Традиция возникла у племен Великих равнин в конце XVIII — начале XIX века, когда конная охота на бизонов стала основным способом выживания. Этот обряд, вероятно, был заимствован у земледельческих племен верховьев реки Миссури, таких как мандан, арикара и хидатса. Впервые Танец солнца был описан европейцами в 1794–1796 годах Ж. Б. Трюто и в 1805 году Ч. Маккензи.
Танец солнца имеет несколько целей. Одной из главных является моление о плодородии земли и плодовитости женщин, а также об удачной охоте на бизонов. Этот ритуал также служит для укрепления единства племени, передачи культурных знаний и традиций молодому поколению.
Ритуал проводится в конце весны или летом и включает в себя несколько этапов:
Подготовка: Перед началом Танца солнца возводится круглая хижина, в центре которой устанавливается столб. На вершине столба делают так называемое “гнездо Птицы Грома”, куда помещают череп или шкуру бизона. Участники проходят через подготовительные ритуалы, включая очищение в палатке потения и продолжительный пост.
Танец: На восходе солнца начинается танец вокруг столба под аккомпанемент певцов. Танцоры свистят в свистки из орлиной кости. Порой исполнители танца прикрепляют себя к столбу. Танец продолжается четыре дня.
Развлечения и легенды: В перерывах между танцами рассказываются легенды, устраиваются пантомимы, изображающие подвиги воинов племени и другие важные события. Особое место занимают “клоуны”, которые играют важную роль в развлечениях.
С 1883 по 1934 год Танец солнца был запрещен американскими властями, что нанесло значительный ущерб культурным традициям коренных американцев. Однако с 1980-х годов традиция начала возрождаться среди племен США и Канады.
Сегодня проведение Танца солнца сталкивается с критикой со стороны некоторых представителей племен, которые считают, что неиндейцы, участвующие в ритуале, не уважают его истинное значение и могут искажать традиции. Также существуют споры о том, насколько аутентичными являются современные версии ритуала по сравнению с традиционными.
КОРРИДА
Коррида, или “коррида-де-торос”, является одним из самых известных и противоречивых явлений испанской культуры. Этот традиционный бой человека и быка на специальной арене вызывает множество споров и обсуждений как внутри Испании, так и за ее пределами. В данной статье мы рассмотрим историю, структуру и современные аспекты корриды.
Коррида имеет древние корни, восходящие к временам Римской империи, где бои с быками были популярным зрелищем. Однако современная коррида начала формироваться в Испании в XV-XVI веках. В те времена бои с быками были частью различных народных праздников и ярмарок.
С течением времени коррида стала более структурированной и приобрела свои характерные черты. В XVIII веке были разработаны основные правила и этапы боя, которые сохранились до наших дней.
Коррида состоит из трех основных этапов (терций):
Первая терция: Конный тореро (пикадор) наносит удары пикой в загривок быка, чтобы разозлить его. Это позволяет быку привыкнуть к арене и присутствию людей.
Вторая терция: Пешие тореро (бандерильеро) втыкают в холку быка заостренные дротики — бандерильи. Этот этап демонстрирует мастерство тореро в управлении быком.
Третья терция (терция смерти): Тореро должен убить быка одним ударом шпаги, предварительно продемонстрировав умение манипулировать противником. Этот этап является кульминацией всего боя и требует от тореро высшего мастерства и храбрости.
Основные участники корриды включают:
Матадор (матадор-де-торос): Главное действующее лицо корриды, которое на каждом этапе готовит животное к происходящему, а в последней части боя убивает быка.
Пикадоры: Помощники матадора, которые наносят удары пиками в первой терции.
Бандерильеро: Помощники матадора, которые втыкают бандерильи во второй терции.
Оруженосец: Помощник матадора, который заботится о его экипировке и безопасности.
Коррида вызывает многочисленные споры и критику как внутри Испании, так и за ее пределами. Основные аргументы противников корриды включают:
Жестокость по отношению к животным: Быки часто получают серьезные травмы и погибают в ходе боя.
Моральный аспект: Многие считают, что убийство животных ради зрелища негуманно и противоречит современным ценностям.
Сторонники корриды, в свою очередь, утверждают, что это часть культурного наследия Испании, отражающая смелость, мастерство и традиции народа. Они подчеркивают, что коррида является благородным поединком, где человек и животное демонстрируют свои лучшие качества.
ФЕСТИВАЛЬ ГАДХИМАИ
Фестиваль Гадхимаи — это один из самых масштабных и противоречивых ритуалов, который проводится каждые пять лет в Непале. Этот фестиваль, посвященный богине власти Гадхимаи, сопровождается массовым жертвоприношением животных, что вызывает многочисленные протесты со стороны защитников прав животных и непальских буддистов и индуистов.
Фестиваль Гадхимаи проводится в храме Гадхимаи в Барияпуре, расположенном примерно в 160 км к югу от Катманду, на индо-непальской границе. Этот ритуал существует уже более трехсот лет и собирает около 2 миллионов участников, преимущественно из штатов Бихар и Уттар-Прадеш в Индии.
Фестиваль Гадхимаи начинается в первую неделю ноября и продолжается до макара-санкранти. В течение этого времени приносятся в жертву различные животные, включая буйволов, свиней, коз, кур, крыс и голубей. Участники верят, что жертвоприношение животных богине Гадхимаи поможет избавиться от зла и принесет процветание.
В 2009 году, например, было принесено в жертву более 250 тысяч животных, из которых более 20 тысяч были азиатские буйволы. Ритуальные убийства совершаются на специальной скотобойне при храме, и мясо затем раздается местным жителям и гостям фестиваля.
Фестиваль Гадхимаи вызывает многочисленные протесты со стороны защитников прав животных и непальских буддистов и индуистов. В 2009 году известные личности, такие как Бриджит Бардо и Манека Ганди, выступили с открытыми письмами к правительству Непала с просьбой остановить убийства.
Кроме того, большинство животных, которых привозят для жертвоприношения, незаконным путем доставляют из Индии. В ответ на это Верховный Суд Индии принял решение, предписывающее правительству предотвратить незаконный вывоз животных через границу.
УБИЙСТВО ДЕЛЬФИНОВ НА ФАРЕРСКИХ ОСТРОВАХ
Фарерские острова, расположенные в северной части Атлантического океана, известны не только своими живописными пейзажами, но и жестокой традицией — массовым убийством дельфинов. Этот кровавый ритуал, который проводится уже на протяжении многих веков, вызывает многочисленные споры и осуждения со стороны защитников прав животных, но продолжает существовать, отражая глубокие культурные и социальные нормы общества, которое его практикует.
Традиция убийства дельфинов на Фарерских островах имеет древние корни и тесно связана с культурой и образом жизни островитян. Первые упоминания о подобных охотах датируются еще средневековьем, когда жители островов начали загонять дельфинов на мелководье и убивать их ради мяса.
Сегодня эта практика регулируется местными законами и обычаями. Охота на дельфинов, известная как “grindadrap”, является частью культурной идентичности фарерцев и воспринимается как важный элемент их наследия.
Ежегодно, в основном в летние месяцы, фарерцы устраивают массовые охоты на дельфинов. Охотники используют скоростные катера и гидроциклы, чтобы загнать стаю дельфинов в фьорды, где те оказываются в ловушке на мелководье. После этого дельфинов убивают с помощью ножей или гарпунов.
Одним из самых нашумевших случаев была охота в 2021 году, когда было убито 1428 атлантических белобоких дельфинов, хотя охотники ошибочно полагали, что в стае всего около 200 особей. В результате этой охоты оказалось, что у местных жителей теперь избыток мяса дельфинов, которое они не знают, как использовать.
Для многих фарерцев охота на дельфинов является не только способом получения пищи, но и важным ритуалом, подтверждающим их мужественность и связь с предками. Мясо дельфинов традиционно употребляется в пищу и считается частью местной кухни.
Однако, несмотря на это, многие жители островов признают, что масштабы охоты в последние годы стали вызывать вопросы и привлекать международное внимание. Некоторые фарерцы также выражают обеспокоенность по поводу устойчивости этой практики и ее восприятия на мировой арене.
Практика убийства дельфинов на Фарерских островах вызывает многочисленные протесты и осуждения со стороны защитников прав животных и международных организаций. Критики утверждают, что охота жестока и не оправдана с точки зрения необходимости, так как избыток мяса дельфинов не находит применения.
В 2021 году некоммерческая организация Sea Shepherd указала на то, что многие участники охоты не имели необходимых лицензий, а само разрешение на охоту было выдано начальником другого района, у которого не было на это полномочий.
Убийство дельфинов на Фарерских островах — это яркий пример того, как древние традиции могут сталкиваться с современными ценностями. Несмотря на многочисленные протесты и попытки остановить эту практику, она продолжает существовать, отражая глубокие культурные и социальные нормы общества, которое ее практикует.
АШУРА
Ашура — это важный религиозный праздник в исламе, который отмечается в десятый день первого месяца мусульманского лунного календаря, Мухаррам. Этот день почитается всеми мусульманами и связан с рядом значимых событий, как исторических, так и религиозных.
Ашура у суннитов
Сунниты отмечают Ашуру как день поста, который восходит к началу мединского периода жизни пророка Мухаммада. Когда Мухаммад переехал в Медину, он узнал, что иудеи постятся в этот день в память о спасении Мусы. Он решил, что мусульмане должны следовать этой традиции, так как они более достойны её, чем иудеи.
Пост в день Ашура является желательным, но не обязательным. Однако, чтобы отличаться от иудеев, сунниты предпочитают держать пост два дня — на девятый и десятый день Мухаррама. За пост в день Ашура прощаются грехи прошедшего года. В этот день также принято совершать благотворительные дела, угощать неимущих и посещать больных.
Ашура у шиитов
Шииты отмечают Ашуру как день траура, вспоминая о мученической гибели имама Хусейна, внука пророка Мухаммада, и его соратников в битве при Кербеле в 680 году. В память об этом событии шииты проводят траурные церемонии, известные как тазия.
В день Ашура шииты участвуют в процессиях, во время которых они бьют себя в грудь, читают повествования о страданиях имама Хусейна и его соратников. В Иране и Ираке устраиваются специальные собрания в мечетях и медресе, где рассказываются эти истории. Миллионы паломников стекаются в город Кербела, чтобы почтить память погибших.
В ходе траурных мистерий шииты воссоздают сцены борьбы и гибели имама Хусейна и его сторонников. Хотя обычай может сопровождаться нанесением ран, в современном мире он имеет скорее символическое значение - ритуальным самобичеванием. В ход идут плети, цепи, кинжалы и более экзотические приспособления. Нередко в мистерии вовлекают детей, в том числе младенцев.
В период правления Реза-шаха (1925–1941) в Иране были запрещены уличные процессии и траурные мистерии, но эти запреты часто нарушались. Представители религиозного руководства Ирана использовали дни Ашура для политических выступлений. После исламской революции эти ограничения были отменены.
В Иране шиитское движение получило широкое распространение после исторических событий у города Кербела и оказало значительное влияние на формирование самостоятельного религиозного течения.