Лента новостей

Все новости

Популярное

Последние русские за океаном. Как живет уникальная русская община старообрядцев в Боливии

    Фото: dzen.ru

Последние русские за океаном. Как живет уникальная русская община старообрядцев в Боливии

В Боливии существует уникальная русская община, заслуживающая особого внимания. Во-первых, она возникла не в бурные 1990-е, как во многих других странах, а еще в XIX веке. Во-вторых, несмотря на годы, проведенные вдали от исторической родины, русские в Боливии сохранили свою культуру, язык и обычаи практически в первозданном виде.

Более того, они называют своей родиной Россию, хотя многие из них никогда ее не видели, а современные технологии, такие как телевидение, не занимают важного места в их жизни.

Крестьяне под жаркими пальмами

Жизнь этих русских крестьян напоминает деревню XIX века, только вместо привычных березок вокруг раскинулась боливийская сельва. Мужчины ходят в традиционных рубахах с поясами, женщины носят длинные сарафаны.

В семейной жизни тоже царят строгие уклады: девушки выходят замуж уже в 13 лет, юноши — в 16. Семьи здесь большие, порой насчитывающие десять и более детей. Их имена, как и все остальное, традиционны и архаичны: Мамелфа, Агапит, Елизар — такие редкие имена мало где услышишь в современности.

Русские крестьяне в Боливии полностью зависят от своего труда. Они выращивают бананы, ананасы и даже пшеницу, продают свои плоды на местных рынках. Воскресенье посвящено отдыху и молитве, церковь играет важнейшую роль в их жизни.

Самое удивительное в этой общине — их язык. По-русски они говорят чисто, без акцента, хотя в их речи изредка встречаются испанские слова. Этого удалось достичь исключительно благодаря семье, так как государственные школы в Боливии обучают только на испанском языке. Русский язык передается из поколения в поколение, и дети учатся читать не только на нем, но и на старославянском. Библия, написанная на этом древнем языке, занимает почетное место в каждом доме.

Сегодня в Боливии проживает около двух тысяч таких русских старообрядцев. Их деревни находятся в тропических департаментах страны: Санта-Крус, Кочабамба, Ла-Пас и Бени. Они — живое свидетельство того, как возможно сохранить традиции и культуру даже на другом конце света, в окружении совсем иной природы и обычаев.

Русские старообрядцы в Боливии живут в удивительном гармоничном сосуществовании с местными жителями. Несмотря на их строгие традиции, которые резко выделяются на фоне боливийской культуры, и заметное внешнее отличие, конфликтов с боливийцами никогда не возникало.

Они мирно уживаются, хорошо понимая друг друга, поскольку старообрядцы свободно говорят на испанском языке. Однако сближаться с боливийцами они не стремятся. Браки заключаются исключительно внутри общины, но не между жителями одной деревни — это запрещено. Для создания семьи часто приглашают невест из других регионов Латинской Америки, где также живут старообрядцы.

Первая волна переселения: поиск спокойной гавани

История русских старообрядцев в Боливии началась во второй половине XIX века. Устав от гонений в Сибири, часть верующих отправилась искать земли, где можно было бы спокойно исповедовать свою религию.

Латинская Америка стала той самой тихой гаванью, которая отвечала их запросам. Боливия, в частности, привлекла переселенцев своей либеральной политикой и плодородными землями. Именно эти первые переселенцы заложили основы нынешней русской общины в стране.

Вторая волна старообрядцев достигла Боливии уже в XX веке, преодолев сложный и извилистый путь. Бурные годы Гражданской войны в России заставили многих бежать в Маньчжурию, где они нашли временное убежище. Однако спустя несколько десятилетий китайская революция снова нарушила их покой.

На этот раз путь лежал через британский Гонконг. Оттуда часть переселенцев отправилась в Австралию, а другая — в Бразилию. Но не всем пришлись по душе условия жизни в Бразилии, и некоторые решили переехать в Боливию, где уже существовала старообрядческая община.

Хотя старообрядцы хорошо прижились в Боливии и продолжают бережно хранить свои традиции, их судьба может вновь привести к переменам.

Были периоды, когда русские старообрядцы уже не раз переселялись, и не исключено, что будущее может вновь поставить их перед выбором нового места для жизни. Тем не менее, пока они остаются в Боливии, их жизнь остается ярким примером того, как можно сохранить уникальную культуру, находясь вдали от родины.

На протяжении многих лет русские старообрядцы жили в Боливии в мире и гармонии с местным населением и властями. Однако в начале 2010-х ситуация изменилась. Левое правительство Эво Моралеса, пришедшее к власти, начало защищать права индейцев, заявляя претензии на земли, которые обрабатывали старообрядцы.

Эта инициатива затронула десятилетиями устоявшийся уклад жизни русской общины, вынудив её задуматься о возвращении на историческую родину.

На родину?

В 2011 году около 30 старообрядцев покинули Боливию и перебрались в Россию. Российские власти поддержали переселенцев, предложив им помощь с жильем и адаптацией. Этот шаг вдохновил и других членов общины на возвращение. Несмотря на трудности, связанные с переездом и началом новой жизни, назад в Боливию никто из переселенцев не вернулся.

Интересно, что многие семьи, несмотря на предоставленные им земли, разъехались по разным регионам страны в поисках наиболее подходящих условий. Это показывает, насколько непростой была их интеграция в современную Россию после долгих лет жизни в Боливии.

Будущее русской общины в Боливии остается неопределённым. Станет ли возвращение в Россию массовым явлением, или большинство старообрядцев предпочтут сохранить свои дома в Боливии, время покажет. Тем не менее, их история служит ярким примером стойкости, верности традициям и готовности к переменам ради сохранения своего культурного наследия.


В Боливии существует уникальная русская община, заслуживающая особого внимания. Во-первых, она возникла не в бурные 1990-е, как во многих других странах, а еще в XIX веке. Во-вторых, несмотря на годы, проведенные вдали от исторической родины, русские в Боливии сохранили свою культуру, язык и обычаи практически в первозданном виде.

Более того, они называют своей родиной Россию, хотя многие из них никогда ее не видели, а современные технологии, такие как телевидение, не занимают важного места в их жизни.

Крестьяне под жаркими пальмами

Жизнь этих русских крестьян напоминает деревню XIX века, только вместо привычных березок вокруг раскинулась боливийская сельва. Мужчины ходят в традиционных рубахах с поясами, женщины носят длинные сарафаны.

В семейной жизни тоже царят строгие уклады: девушки выходят замуж уже в 13 лет, юноши — в 16. Семьи здесь большие, порой насчитывающие десять и более детей. Их имена, как и все остальное, традиционны и архаичны: Мамелфа, Агапит, Елизар — такие редкие имена мало где услышишь в современности.

Русские крестьяне в Боливии полностью зависят от своего труда. Они выращивают бананы, ананасы и даже пшеницу, продают свои плоды на местных рынках. Воскресенье посвящено отдыху и молитве, церковь играет важнейшую роль в их жизни.

Самое удивительное в этой общине — их язык. По-русски они говорят чисто, без акцента, хотя в их речи изредка встречаются испанские слова. Этого удалось достичь исключительно благодаря семье, так как государственные школы в Боливии обучают только на испанском языке. Русский язык передается из поколения в поколение, и дети учатся читать не только на нем, но и на старославянском. Библия, написанная на этом древнем языке, занимает почетное место в каждом доме.

Сегодня в Боливии проживает около двух тысяч таких русских старообрядцев. Их деревни находятся в тропических департаментах страны: Санта-Крус, Кочабамба, Ла-Пас и Бени. Они — живое свидетельство того, как возможно сохранить традиции и культуру даже на другом конце света, в окружении совсем иной природы и обычаев.

Русские старообрядцы в Боливии живут в удивительном гармоничном сосуществовании с местными жителями. Несмотря на их строгие традиции, которые резко выделяются на фоне боливийской культуры, и заметное внешнее отличие, конфликтов с боливийцами никогда не возникало.

Они мирно уживаются, хорошо понимая друг друга, поскольку старообрядцы свободно говорят на испанском языке. Однако сближаться с боливийцами они не стремятся. Браки заключаются исключительно внутри общины, но не между жителями одной деревни — это запрещено. Для создания семьи часто приглашают невест из других регионов Латинской Америки, где также живут старообрядцы.

Первая волна переселения: поиск спокойной гавани

История русских старообрядцев в Боливии началась во второй половине XIX века. Устав от гонений в Сибири, часть верующих отправилась искать земли, где можно было бы спокойно исповедовать свою религию.

Латинская Америка стала той самой тихой гаванью, которая отвечала их запросам. Боливия, в частности, привлекла переселенцев своей либеральной политикой и плодородными землями. Именно эти первые переселенцы заложили основы нынешней русской общины в стране.

Вторая волна старообрядцев достигла Боливии уже в XX веке, преодолев сложный и извилистый путь. Бурные годы Гражданской войны в России заставили многих бежать в Маньчжурию, где они нашли временное убежище. Однако спустя несколько десятилетий китайская революция снова нарушила их покой.

На этот раз путь лежал через британский Гонконг. Оттуда часть переселенцев отправилась в Австралию, а другая — в Бразилию. Но не всем пришлись по душе условия жизни в Бразилии, и некоторые решили переехать в Боливию, где уже существовала старообрядческая община.

Хотя старообрядцы хорошо прижились в Боливии и продолжают бережно хранить свои традиции, их судьба может вновь привести к переменам.

Были периоды, когда русские старообрядцы уже не раз переселялись, и не исключено, что будущее может вновь поставить их перед выбором нового места для жизни. Тем не менее, пока они остаются в Боливии, их жизнь остается ярким примером того, как можно сохранить уникальную культуру, находясь вдали от родины.

На протяжении многих лет русские старообрядцы жили в Боливии в мире и гармонии с местным населением и властями. Однако в начале 2010-х ситуация изменилась. Левое правительство Эво Моралеса, пришедшее к власти, начало защищать права индейцев, заявляя претензии на земли, которые обрабатывали старообрядцы.

Эта инициатива затронула десятилетиями устоявшийся уклад жизни русской общины, вынудив её задуматься о возвращении на историческую родину.

На родину?

В 2011 году около 30 старообрядцев покинули Боливию и перебрались в Россию. Российские власти поддержали переселенцев, предложив им помощь с жильем и адаптацией. Этот шаг вдохновил и других членов общины на возвращение. Несмотря на трудности, связанные с переездом и началом новой жизни, назад в Боливию никто из переселенцев не вернулся.

Интересно, что многие семьи, несмотря на предоставленные им земли, разъехались по разным регионам страны в поисках наиболее подходящих условий. Это показывает, насколько непростой была их интеграция в современную Россию после долгих лет жизни в Боливии.

Будущее русской общины в Боливии остается неопределённым. Станет ли возвращение в Россию массовым явлением, или большинство старообрядцев предпочтут сохранить свои дома в Боливии, время покажет. Тем не менее, их история служит ярким примером стойкости, верности традициям и готовности к переменам ради сохранения своего культурного наследия.