Минфин увеличил доходы от приватизации в 2024 г. почти в 2 раза: с 29 млрд руб. Ранее министерство рассчитывало на получение 100 млрд руб. В бюджете на 2025 г. пока заложены скромные 5,5 млрд руб., но планы по приватизации у Минфина значимые.
Ранее министерство составило список из 30 госкомпаний на продажу. Перечень не публиковался, но некоторые активы упоминали чиновники.
Их собственный капитал более 16,9 трлн руб., годовая выручка – 12,6 трлн руб., а общая стоимость – свыше 7 трлн руб. Если государство сократит в них долю до 50%, то масштаб такой приватизации может превысить 2,5 трлн руб.
В частности, Минфин рассчитывает, что до 2030 г. четыре госкомпании проведут на бирже первичное размещение акций, еще шесть – вторичное, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. «Первой ласточкой» будет госкорпорация Дом.РФ, добавил он.
Самый крупный актив – ОАО «РЖД» , стоимость которого более 2 трлн руб. К нему давно присматривается топ-менеджмент и олигархи.
Среди крупных объектов назывались Башнефть (519 млрд руб.), Алроса (551 млрд), Русгидро (341 млрд), а также ОАК, ОСК, Совкомфлот (324 млрд), Ростелеком (316 млрд), Аэрофлот и др.
Государство может снизить участие в ВТБ, Газпромбанке и Почта банке. Не исключена и продажа долей Россельхозбанка, Промсвязьбанка.
Хотя приватизация поможет пополнить бюджет, в длительной перспективе отрицательный эффект перекрывает плюсы. Ведь управление активами будет еще дальше смещаться от общественно важных целей к частным интересам наживы немногих – топ-менеджеров и акционеров.
В результате приватизация РЖД приведет к росту тарифов перевозки, Дома.РФ – удорожанию ипотеки, Русгидро и Россетей – росту тарифов на электроэнергию, Аэрофлота – росту цен на авиабилеты, госбанков – росту процентных ставок и т.д.
Разговоры про "эффективность" частных собственников уже 30 лет звучат как плохой анекдот. Но власти упорно продолжают обосновывать этим свои решения.
Нельзя сказать, что оставшиеся в госсобственности предприятия управляются идеально. Многие нуждаются в модернизации, основные средства устарели, а рядовой персонал не отличается энтузиазмом из-за высокого неравенства в зарплатах. Но зачастую это связано как раз с тем, что рыночные интересы личной выгоды разъедают институт.
Среди ярких иллюстраций на этот счет недавний скандал президента Сбербанка Германа Грефа с таксистами в аэропорту Горно-Алтайска, которых он разгонял со словами: «Я собственник этого аэропорта, а ты кто?!»
Дальнейшее наступление рынка лишь усугубит положение, поскольку контролеры финансовых потоков будут еще наглее в присвоении созданной трудом стоимости и присвоении ренты положения.
Второй момент, который делает продажу активов невыгодной для государства даже как для капиталиста, – это существенная недооцененность активов. С начала 2024 г. фондовый рынок России потерял 14%, а с начала 2022 – 30%.
Рыночная капитализация Аэрофлота составляет лишь 46% от годовой выручки, Русгидро – 45%, Башнефти – 37%, Ростелекома – 35%, Россетей – 26%, Транснефти – 16%. Для сравнения: капитализация Boeing, который из-за ряда проблем с начала года потерял 40% стоимости, составляет $97 млрд, что на 39% выше выручки.
Так уж повелось в современной России, что приватизация – это всегда «Чубайс» и всегда коррупция. Возможно, возможно, но речь не о Чубайсе с коррупцией и не том, что Минфин в который раз предлагает резать курицу, несущую золотые яйца, считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Речь, по его мнению, об очередной попытке решить проблему денежного навеса из крупнейших вкладов (вклады >20 млн руб., а это 13,5 трлн руб., составляют 25,4% всех вкладов) и средств в ЗПИФах.
По теории все верно, но по нашей российской практике вряд ли обладатели громадных состояний будут рисковать гарантированными процентами по вкладам в пользу неочевидной доходности по акциям, да еще с их туманным курсом в будущем.
А в итоге, нынешняя инициатива сислибов, это всего лишь старый. Дедовский способ украсть у государства выгодные активы и обеспечить себе годы наживы на их эксплуатации.
Минфин увеличил доходы от приватизации в 2024 г. почти в 2 раза: с 29 млрд руб. Ранее министерство рассчитывало на получение 100 млрд руб. В бюджете на 2025 г. пока заложены скромные 5,5 млрд руб., но планы по приватизации у Минфина значимые.
Ранее министерство составило список из 30 госкомпаний на продажу. Перечень не публиковался, но некоторые активы упоминали чиновники.
Их собственный капитал более 16,9 трлн руб., годовая выручка – 12,6 трлн руб., а общая стоимость – свыше 7 трлн руб. Если государство сократит в них долю до 50%, то масштаб такой приватизации может превысить 2,5 трлн руб.
В частности, Минфин рассчитывает, что до 2030 г. четыре госкомпании проведут на бирже первичное размещение акций, еще шесть – вторичное, рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев. «Первой ласточкой» будет госкорпорация Дом.РФ, добавил он.
Самый крупный актив – ОАО «РЖД» , стоимость которого более 2 трлн руб. К нему давно присматривается топ-менеджмент и олигархи.
Среди крупных объектов назывались Башнефть (519 млрд руб.), Алроса (551 млрд), Русгидро (341 млрд), а также ОАК, ОСК, Совкомфлот (324 млрд), Ростелеком (316 млрд), Аэрофлот и др.
Государство может снизить участие в ВТБ, Газпромбанке и Почта банке. Не исключена и продажа долей Россельхозбанка, Промсвязьбанка.
Хотя приватизация поможет пополнить бюджет, в длительной перспективе отрицательный эффект перекрывает плюсы. Ведь управление активами будет еще дальше смещаться от общественно важных целей к частным интересам наживы немногих – топ-менеджеров и акционеров.
В результате приватизация РЖД приведет к росту тарифов перевозки, Дома.РФ – удорожанию ипотеки, Русгидро и Россетей – росту тарифов на электроэнергию, Аэрофлота – росту цен на авиабилеты, госбанков – росту процентных ставок и т.д.
Разговоры про "эффективность" частных собственников уже 30 лет звучат как плохой анекдот. Но власти упорно продолжают обосновывать этим свои решения.
Нельзя сказать, что оставшиеся в госсобственности предприятия управляются идеально. Многие нуждаются в модернизации, основные средства устарели, а рядовой персонал не отличается энтузиазмом из-за высокого неравенства в зарплатах. Но зачастую это связано как раз с тем, что рыночные интересы личной выгоды разъедают институт.
Среди ярких иллюстраций на этот счет недавний скандал президента Сбербанка Германа Грефа с таксистами в аэропорту Горно-Алтайска, которых он разгонял со словами: «Я собственник этого аэропорта, а ты кто?!»
Дальнейшее наступление рынка лишь усугубит положение, поскольку контролеры финансовых потоков будут еще наглее в присвоении созданной трудом стоимости и присвоении ренты положения.
Второй момент, который делает продажу активов невыгодной для государства даже как для капиталиста, – это существенная недооцененность активов. С начала 2024 г. фондовый рынок России потерял 14%, а с начала 2022 – 30%.
Рыночная капитализация Аэрофлота составляет лишь 46% от годовой выручки, Русгидро – 45%, Башнефти – 37%, Ростелекома – 35%, Россетей – 26%, Транснефти – 16%. Для сравнения: капитализация Boeing, который из-за ряда проблем с начала года потерял 40% стоимости, составляет $97 млрд, что на 39% выше выручки.
Так уж повелось в современной России, что приватизация – это всегда «Чубайс» и всегда коррупция. Возможно, возможно, но речь не о Чубайсе с коррупцией и не том, что Минфин в который раз предлагает резать курицу, несущую золотые яйца, считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Речь, по его мнению, об очередной попытке решить проблему денежного навеса из крупнейших вкладов (вклады >20 млн руб., а это 13,5 трлн руб., составляют 25,4% всех вкладов) и средств в ЗПИФах.
По теории все верно, но по нашей российской практике вряд ли обладатели громадных состояний будут рисковать гарантированными процентами по вкладам в пользу неочевидной доходности по акциям, да еще с их туманным курсом в будущем.
А в итоге, нынешняя инициатива сислибов, это всего лишь старый. Дедовский способ украсть у государства выгодные активы и обеспечить себе годы наживы на их эксплуатации.