Лента новостей

Все новости

Популярное

Повальное увлечение язычеством в армии напугало имамов и батюшек

 

Повальное увлечение язычеством в армии напугало имамов и батюшек

Российские войска уже в первые месяцы после соприкосновения с ВСУ столкнулись с непонятными культами, исповедуемыми бойцами киевской хунты. Христианские лики «соседствовали» с языческими ликами и оберегами, образуя гремучий сплав символики религиозно-оккультного трансцендентализма. Оказалось, что тяге к оккультизму, языческим культам, ритуалам и традициям подвержены и солдаты российской армии, как приверженцы православия, так и ислама. Поэтому иерархи забили тревогу: язычество наступает! Патриарх Кирилл заявил об угрозе распространения неоязычества среди российских военных. В чем причина «милитаризованного многобожия», попытался разобраться «Профиль».

   

«На войне атеистов не бывает» – на практике это утверждение воплощается по-разному. Кто-то крестится и читает «Отче наш». Кто-то складывает руки для совершения намаза и произносит суры Корана. Кто-то повязывает тфилин (специальное молитвенное облачение у иудеев) и напевает псалмы. Кто-то воскуривает благовония и начитывает мантры. А кто-то зажигает огни и произносит заклинание. Непременно упоминает Перуна, бога войны, и, конечно, Рода, «создателя яви и нави».

Перед выходом на боевое задание берут с собой обереги. Также заговаривают оружие – для этого есть специальный ритуал.

«Война порождает к жизни деформированные формы духовности. Например, неоязыческие идеи нередко получают почву для развития среди военных, потому что в этих неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия – это место, где проявляется человеческая сила, поэтому есть большой риск того, что невоцерковленных, далеких от православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников…», – заявил предстоятель РПЦ.

 

Язычников в армии никто не считал, но их очень много


Понятно, что посчитать количество сторонников неоязыческих культов и традиций в армии крайне сложно. Это проще сделать среди спортсменов — достаточно проанализировать их страницы в соцсетях, где они демонстрируют свои обереги, рассказывают о «чудесах» во время выступлений, которые являются прямым следствием их языческих ритуалов, заговоров.

На вопрос о том, как много военнослужащих заговаривают оружие и совершают моления богам, сами язычники отвечают уклончиво.

«Если говорить в целом, то в наших общинах за последние годы стало больше людей. Ненамного, но больше. Но дело в том, что родноверов становится больше вообще, по факту. Это очень заметно. Однако все они общаются теперь не явно, вживую, на праздниках и обрядах, как раньше, а в соцсетях», – поясняет  жрец, основатель Союза славянских общин славянской родной веры Вадим Казаков.

Эта организация была одной из первых в России – появилась в 1993-м на волне повального увлечения магическими и неоязыческими культами. Себя называют родноверами, так как исповедуют «родную славянам религию» с довольно известным пантеоном: Сварог, Мокошь, Перун, Велес, Даждьбог и так далее. На праздники, которые, как правило, привязаны к дням солнцестояния, совершают различные ритуалы, облачаясь в костюмы в древнерусском стиле. Используют заговоры и заклинания, читают молитвы, произносят «славы» (особые молитвенные восхваления).

Хоть родноверы и подчеркивают свою «связь с предками», ученые однозначно утверждают: все на самом деле не так. Дело в том, что науке известно о дохристианских верованиях славян совсем мало, так как бесписьменная культура почти не оставила источников. Даже большая часть пресловутых славянских богов, по сути, была придумана в XVII–XIX столетиях. И вероучение родноверов преимущественно основывается на «фолк-хистори», той же «Велесовой книге», известной мистификации XX столетия.

«Сейчас модно «возвращение к устоям», к предметам «седой старины», на этом фоне и возник мощный интерес к «старославянскому», исконно-посконному. Ведь в те незапамятные времена, оказывается. и хлеб был слаще, и вода вкуснее, и люди были беззаботны и счастливы.  Особенно активны те, кто до последнего времени был формально причислен к православным, так сказать, по месту рождения, но при этом никогда не соблюдал православного канона. В мусульманской среде есть точно такие же тенденции – антиклерикалы в поиске духовных оснований также обращаются к «народному». Правда, при этом «неоязычники» не совсем понимают, что есть по-настоящему «народное», а что придумано. Но это модно, интересно, не такое «банальное», как христианство или ислам, которые к тому же, налагают на адепта огромное количество всевозможных ограничений и обязательств. А с «перунами» и «шишигами» сплошная вольница!», - рассуждает доктор социологических наук Константин Антонов.

В отличие от «классических», у неоязычников нет строгого следования какому-либо одному канону, отсюда и множество течений. Помимо родноверов в России еще популярно движение асатру («вера асов») – основанные на германской (прежде всего скандинавской) мифологии представления. Также встречаются неокельтские объединения. В Америке и Европе вместе с асатру популярны неодруидизм («вера друидов») и викканство, смесь взятых из разных культур представлений о божественности природы. Каждое из этих течений делится на множество мелких, между которыми постоянно идет спор, кто из них «истинный» и совершает «настоящие обряды предков», а кто «ряженый» и «занимается реконструкцией».

Все это не вера, не религия, а всего лишь субкультура, в рамках которой широкое разнообразие направлений и «школ», объясняет «Профилю» социолог религии Лариса Астахова.

Специалисты же к категории новых религиозных движений относят всех. Где грань между маскарадом и серьезной верой – вопрос для исследователей открытый.

Сейчас неоязычество становится все более индивидуальным, подтверждает религиовед Алексей Гайдуков: «Индивидуалов», настроенных на мистическое и магическое восприятие мира, ожидающих «божественную халяву» и «протестующих» против общепринятых социальных, религиозных и научных институтов, значительно прибавилось». Это благодатная среда для появления язычников, ориентированных на мировоззренческую всеядность и отсутствие догматики, отмечает эксперт.


Фронтовые заклинания


Какая-то часть из них – в составе вооруженных сил. Так, исследователь неоязычества Роман Шиженский приводит такие данные, ссылаясь на разговоры с российскими военными: около трети от общего числа ушедших добровольцами на фронт.

Вадим Казаков, в свою очередь, подтверждает, что немало членов его общины сейчас на передовой. Среди них есть даже жрец в качестве военного священника, но, конечно, на ставке военного, в медчасти работает. Просто в подразделении было до 30% язычников, они попросили себе жреца», – рассказывает Казаков.

Непривычные условия влияют и на обряды. Например, родноверы тщательно выбирают место для капища. Но в боевой обстановке с этим все куда проще, говорит Казаков: «Нужно всего лишь собрать краду – священный огонь. Тот жрец, например, проводил обряды на территории разрушенного монастыря. Там же совершал наречения, освящал оружие и обереги».


Камуфлированное язычество


Впрочем, как правило, бойцы не выставляют свои убеждения напоказ. Казаков называет родноверческих жрецов «подпольными», ведь служители других религий «сильно будут против» присутствия язычников на фронте.

Вместе с тем каждый случай индивидуальный – каждый человек по-разному афиширует свои убеждения, поясняет, в свою очередь, религиовед Лариса Астахова: «Принадлежность к язычеству сегодня менее популярна, чем, например, 20 лет назад. Но если говорить о военных или близких к ним условиях, то тут религиозность человека, как правило, обостряется, становится более выраженной».


«Формирует образ врага»


Вообще, праворадикальные организации довольно часто прибегают к символике язычества, прежде всего скандинавского. Во второй половине десятых, в разгар миграционного кризиса, на улицах некоторых европейских городов появлялись «антимигрантские патрули». Самый известный из них – «Солдаты Одина», в чьих рядах были в том числе отставные военные.

Некоторые формирования – уже в составе вооруженных сил – и вовсе не скрывают этой «смеси взглядов». В 2017-м разгорелся скандал на Украине: члены батальона «Азов» (запрещенная в России террористическая организация) устроили капище Перуну, о чем отчитались публично. Замкомандующего Нацгвардией поспешил оправдать их: мол, они просто занимались реконструкцией и «увлекаются историей». Однако сами «азовцы» это опровергли. После они неоднократно в интервью западным СМИ говорили, что исповедуют язычество и одновременно идею «превосходства белой расы».

«Если говорить в целом о военнослужащих в разных странах, то их в неоязычестве привлекает, с одной стороны, конструирование мифа о «золотом веке» и идеализация прошлого. С другой – отсутствие единых прописанных норм, целей и ценностей, священного текста и авторитетов. Это нормальное проявление постмодерна, или, если хотите, постпостмодерна», – поясняет религиовед Алексей Гайдуков.

К тому же, отмечает он, такое мировоззрение позволяет некоторым «легче преодолеть христианские заповеди о запрете насилия и уйти от парадигмы единства всех людей во Христе». Отсюда и стремление приобщиться к «культу силы».

«Или же, если говорить о сегодняшних событиях, от «братских славянских народов» перейти к формированию образа врага своего рода, народа, государства, с которым ведется бой», – заключает исследователь.

«Чтобы пребывать во Христе, или иметь статус правоверного мусульманина, нужно много трудиться: читать и вчитываться в священные книги, много знать, запоминать, выстраивать причинно-следственные связи. Для нынешнего молодого поколения это весьма трудная задача. А ведь куда проще поплясать возле какого-нибудь Перуна, попрыгать над костром! Можно даже придумать легенду, заговор, запустить в оборот какие-то символы-обереги, стилизованные под старину. Кто все это проверит? Никакого канона же нет. Поэтому такая «вера» очень удобна – девственный ум не напрягает, а психологическую поддержку для особо впечатлительных и наивных людей дает», - дополняет социолог Константин Антонов.

Все это хорошо и активно используют авторы проекта размежевания русских и украинцев: фундаментальные основы для этого «находятся» в том числе, и в седой старине, в так называемых, истоках, которые зловредные москали переиначили под себя и пытались навязать богоизбранному, вероятно, Перуном, народу-морекопателю.

Размягчив таким образом мозг очень легко прикрепить к почитанию культа языческих богов, сорное зерно идеи расового превосходства или исключительности. Именно с этим и столкнулись российские бойцы, захватив первые распологи украинского воинства.

Российские войска уже в первые месяцы после соприкосновения с ВСУ столкнулись с непонятными культами, исповедуемыми бойцами киевской хунты. Христианские лики «соседствовали» с языческими ликами и оберегами, образуя гремучий сплав символики религиозно-оккультного трансцендентализма. Оказалось, что тяге к оккультизму, языческим культам, ритуалам и традициям подвержены и солдаты российской армии, как приверженцы православия, так и ислама. Поэтому иерархи забили тревогу: язычество наступает! Патриарх Кирилл заявил об угрозе распространения неоязычества среди российских военных. В чем причина «милитаризованного многобожия», попытался разобраться «Профиль».

   

«На войне атеистов не бывает» – на практике это утверждение воплощается по-разному. Кто-то крестится и читает «Отче наш». Кто-то складывает руки для совершения намаза и произносит суры Корана. Кто-то повязывает тфилин (специальное молитвенное облачение у иудеев) и напевает псалмы. Кто-то воскуривает благовония и начитывает мантры. А кто-то зажигает огни и произносит заклинание. Непременно упоминает Перуна, бога войны, и, конечно, Рода, «создателя яви и нави».

Перед выходом на боевое задание берут с собой обереги. Также заговаривают оружие – для этого есть специальный ритуал.

«Война порождает к жизни деформированные формы духовности. Например, неоязыческие идеи нередко получают почву для развития среди военных, потому что в этих неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия – это место, где проявляется человеческая сила, поэтому есть большой риск того, что невоцерковленных, далеких от православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников…», – заявил предстоятель РПЦ.

 

Язычников в армии никто не считал, но их очень много


Понятно, что посчитать количество сторонников неоязыческих культов и традиций в армии крайне сложно. Это проще сделать среди спортсменов — достаточно проанализировать их страницы в соцсетях, где они демонстрируют свои обереги, рассказывают о «чудесах» во время выступлений, которые являются прямым следствием их языческих ритуалов, заговоров.

На вопрос о том, как много военнослужащих заговаривают оружие и совершают моления богам, сами язычники отвечают уклончиво.

«Если говорить в целом, то в наших общинах за последние годы стало больше людей. Ненамного, но больше. Но дело в том, что родноверов становится больше вообще, по факту. Это очень заметно. Однако все они общаются теперь не явно, вживую, на праздниках и обрядах, как раньше, а в соцсетях», – поясняет  жрец, основатель Союза славянских общин славянской родной веры Вадим Казаков.

Эта организация была одной из первых в России – появилась в 1993-м на волне повального увлечения магическими и неоязыческими культами. Себя называют родноверами, так как исповедуют «родную славянам религию» с довольно известным пантеоном: Сварог, Мокошь, Перун, Велес, Даждьбог и так далее. На праздники, которые, как правило, привязаны к дням солнцестояния, совершают различные ритуалы, облачаясь в костюмы в древнерусском стиле. Используют заговоры и заклинания, читают молитвы, произносят «славы» (особые молитвенные восхваления).

Хоть родноверы и подчеркивают свою «связь с предками», ученые однозначно утверждают: все на самом деле не так. Дело в том, что науке известно о дохристианских верованиях славян совсем мало, так как бесписьменная культура почти не оставила источников. Даже большая часть пресловутых славянских богов, по сути, была придумана в XVII–XIX столетиях. И вероучение родноверов преимущественно основывается на «фолк-хистори», той же «Велесовой книге», известной мистификации XX столетия.

«Сейчас модно «возвращение к устоям», к предметам «седой старины», на этом фоне и возник мощный интерес к «старославянскому», исконно-посконному. Ведь в те незапамятные времена, оказывается. и хлеб был слаще, и вода вкуснее, и люди были беззаботны и счастливы.  Особенно активны те, кто до последнего времени был формально причислен к православным, так сказать, по месту рождения, но при этом никогда не соблюдал православного канона. В мусульманской среде есть точно такие же тенденции – антиклерикалы в поиске духовных оснований также обращаются к «народному». Правда, при этом «неоязычники» не совсем понимают, что есть по-настоящему «народное», а что придумано. Но это модно, интересно, не такое «банальное», как христианство или ислам, которые к тому же, налагают на адепта огромное количество всевозможных ограничений и обязательств. А с «перунами» и «шишигами» сплошная вольница!», - рассуждает доктор социологических наук Константин Антонов.

В отличие от «классических», у неоязычников нет строгого следования какому-либо одному канону, отсюда и множество течений. Помимо родноверов в России еще популярно движение асатру («вера асов») – основанные на германской (прежде всего скандинавской) мифологии представления. Также встречаются неокельтские объединения. В Америке и Европе вместе с асатру популярны неодруидизм («вера друидов») и викканство, смесь взятых из разных культур представлений о божественности природы. Каждое из этих течений делится на множество мелких, между которыми постоянно идет спор, кто из них «истинный» и совершает «настоящие обряды предков», а кто «ряженый» и «занимается реконструкцией».

Все это не вера, не религия, а всего лишь субкультура, в рамках которой широкое разнообразие направлений и «школ», объясняет «Профилю» социолог религии Лариса Астахова.

Специалисты же к категории новых религиозных движений относят всех. Где грань между маскарадом и серьезной верой – вопрос для исследователей открытый.

Сейчас неоязычество становится все более индивидуальным, подтверждает религиовед Алексей Гайдуков: «Индивидуалов», настроенных на мистическое и магическое восприятие мира, ожидающих «божественную халяву» и «протестующих» против общепринятых социальных, религиозных и научных институтов, значительно прибавилось». Это благодатная среда для появления язычников, ориентированных на мировоззренческую всеядность и отсутствие догматики, отмечает эксперт.


Фронтовые заклинания


Какая-то часть из них – в составе вооруженных сил. Так, исследователь неоязычества Роман Шиженский приводит такие данные, ссылаясь на разговоры с российскими военными: около трети от общего числа ушедших добровольцами на фронт.

Вадим Казаков, в свою очередь, подтверждает, что немало членов его общины сейчас на передовой. Среди них есть даже жрец в качестве военного священника, но, конечно, на ставке военного, в медчасти работает. Просто в подразделении было до 30% язычников, они попросили себе жреца», – рассказывает Казаков.

Непривычные условия влияют и на обряды. Например, родноверы тщательно выбирают место для капища. Но в боевой обстановке с этим все куда проще, говорит Казаков: «Нужно всего лишь собрать краду – священный огонь. Тот жрец, например, проводил обряды на территории разрушенного монастыря. Там же совершал наречения, освящал оружие и обереги».


Камуфлированное язычество


Впрочем, как правило, бойцы не выставляют свои убеждения напоказ. Казаков называет родноверческих жрецов «подпольными», ведь служители других религий «сильно будут против» присутствия язычников на фронте.

Вместе с тем каждый случай индивидуальный – каждый человек по-разному афиширует свои убеждения, поясняет, в свою очередь, религиовед Лариса Астахова: «Принадлежность к язычеству сегодня менее популярна, чем, например, 20 лет назад. Но если говорить о военных или близких к ним условиях, то тут религиозность человека, как правило, обостряется, становится более выраженной».


«Формирует образ врага»


Вообще, праворадикальные организации довольно часто прибегают к символике язычества, прежде всего скандинавского. Во второй половине десятых, в разгар миграционного кризиса, на улицах некоторых европейских городов появлялись «антимигрантские патрули». Самый известный из них – «Солдаты Одина», в чьих рядах были в том числе отставные военные.

Некоторые формирования – уже в составе вооруженных сил – и вовсе не скрывают этой «смеси взглядов». В 2017-м разгорелся скандал на Украине: члены батальона «Азов» (запрещенная в России террористическая организация) устроили капище Перуну, о чем отчитались публично. Замкомандующего Нацгвардией поспешил оправдать их: мол, они просто занимались реконструкцией и «увлекаются историей». Однако сами «азовцы» это опровергли. После они неоднократно в интервью западным СМИ говорили, что исповедуют язычество и одновременно идею «превосходства белой расы».

«Если говорить в целом о военнослужащих в разных странах, то их в неоязычестве привлекает, с одной стороны, конструирование мифа о «золотом веке» и идеализация прошлого. С другой – отсутствие единых прописанных норм, целей и ценностей, священного текста и авторитетов. Это нормальное проявление постмодерна, или, если хотите, постпостмодерна», – поясняет религиовед Алексей Гайдуков.

К тому же, отмечает он, такое мировоззрение позволяет некоторым «легче преодолеть христианские заповеди о запрете насилия и уйти от парадигмы единства всех людей во Христе». Отсюда и стремление приобщиться к «культу силы».

«Или же, если говорить о сегодняшних событиях, от «братских славянских народов» перейти к формированию образа врага своего рода, народа, государства, с которым ведется бой», – заключает исследователь.

«Чтобы пребывать во Христе, или иметь статус правоверного мусульманина, нужно много трудиться: читать и вчитываться в священные книги, много знать, запоминать, выстраивать причинно-следственные связи. Для нынешнего молодого поколения это весьма трудная задача. А ведь куда проще поплясать возле какого-нибудь Перуна, попрыгать над костром! Можно даже придумать легенду, заговор, запустить в оборот какие-то символы-обереги, стилизованные под старину. Кто все это проверит? Никакого канона же нет. Поэтому такая «вера» очень удобна – девственный ум не напрягает, а психологическую поддержку для особо впечатлительных и наивных людей дает», - дополняет социолог Константин Антонов.

Все это хорошо и активно используют авторы проекта размежевания русских и украинцев: фундаментальные основы для этого «находятся» в том числе, и в седой старине, в так называемых, истоках, которые зловредные москали переиначили под себя и пытались навязать богоизбранному, вероятно, Перуном, народу-морекопателю.

Размягчив таким образом мозг очень легко прикрепить к почитанию культа языческих богов, сорное зерно идеи расового превосходства или исключительности. Именно с этим и столкнулись российские бойцы, захватив первые распологи украинского воинства.

Новости партнеров

В России и мире

Как распознать любовный приворот: признаки, ритуалы и последствия
Привычные в России вещи, запрещенные за границей
5 психологических приемов, которые сделают вас опасным
Как заделать царапины на деревянной мебели. 4 простых и эффективных способа вернуть безупречный вид деревяной мебели
Евросоюз планирует навсегда разорвать связи с РФ в топливной сфере: России предрекли мрачное будущее
Какие виды чая наиболее полезны для здоровья?
Им никто не нужен: знаки зодиака, которые любят только себя
Как быстро и легко удалить катышки с любимых вещей? 6 проверенных способов
Не спешите выбрасывать заплесневелые помидоры. Их можно использовать таким образом
Забудьте об утреннем соскабливании льда со стекол машины. Вот как сделать домашний антиобледенитель из уксуса