Лента новостей

Все новости

Популярное

Повальное увлечение язычеством в армии напугало имамов и батюшек

 

Повальное увлечение язычеством в армии напугало имамов и батюшек

Российские войска уже в первые месяцы после соприкосновения с ВСУ столкнулись с непонятными культами, исповедуемыми бойцами киевской хунты. Христианские лики «соседствовали» с языческими ликами и оберегами, образуя гремучий сплав символики религиозно-оккультного трансцендентализма. Оказалось, что тяге к оккультизму, языческим культам, ритуалам и традициям подвержены и солдаты российской армии, как приверженцы православия, так и ислама. Поэтому иерархи забили тревогу: язычество наступает! Патриарх Кирилл заявил об угрозе распространения неоязычества среди российских военных. В чем причина «милитаризованного многобожия», попытался разобраться «Профиль».

   

«На войне атеистов не бывает» – на практике это утверждение воплощается по-разному. Кто-то крестится и читает «Отче наш». Кто-то складывает руки для совершения намаза и произносит суры Корана. Кто-то повязывает тфилин (специальное молитвенное облачение у иудеев) и напевает псалмы. Кто-то воскуривает благовония и начитывает мантры. А кто-то зажигает огни и произносит заклинание. Непременно упоминает Перуна, бога войны, и, конечно, Рода, «создателя яви и нави».

Перед выходом на боевое задание берут с собой обереги. Также заговаривают оружие – для этого есть специальный ритуал.

«Война порождает к жизни деформированные формы духовности. Например, неоязыческие идеи нередко получают почву для развития среди военных, потому что в этих неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия – это место, где проявляется человеческая сила, поэтому есть большой риск того, что невоцерковленных, далеких от православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников…», – заявил предстоятель РПЦ.

 

Язычников в армии никто не считал, но их очень много


Понятно, что посчитать количество сторонников неоязыческих культов и традиций в армии крайне сложно. Это проще сделать среди спортсменов — достаточно проанализировать их страницы в соцсетях, где они демонстрируют свои обереги, рассказывают о «чудесах» во время выступлений, которые являются прямым следствием их языческих ритуалов, заговоров.

На вопрос о том, как много военнослужащих заговаривают оружие и совершают моления богам, сами язычники отвечают уклончиво.

«Если говорить в целом, то в наших общинах за последние годы стало больше людей. Ненамного, но больше. Но дело в том, что родноверов становится больше вообще, по факту. Это очень заметно. Однако все они общаются теперь не явно, вживую, на праздниках и обрядах, как раньше, а в соцсетях», – поясняет  жрец, основатель Союза славянских общин славянской родной веры Вадим Казаков.

Эта организация была одной из первых в России – появилась в 1993-м на волне повального увлечения магическими и неоязыческими культами. Себя называют родноверами, так как исповедуют «родную славянам религию» с довольно известным пантеоном: Сварог, Мокошь, Перун, Велес, Даждьбог и так далее. На праздники, которые, как правило, привязаны к дням солнцестояния, совершают различные ритуалы, облачаясь в костюмы в древнерусском стиле. Используют заговоры и заклинания, читают молитвы, произносят «славы» (особые молитвенные восхваления).

Хоть родноверы и подчеркивают свою «связь с предками», ученые однозначно утверждают: все на самом деле не так. Дело в том, что науке известно о дохристианских верованиях славян совсем мало, так как бесписьменная культура почти не оставила источников. Даже большая часть пресловутых славянских богов, по сути, была придумана в XVII–XIX столетиях. И вероучение родноверов преимущественно основывается на «фолк-хистори», той же «Велесовой книге», известной мистификации XX столетия.

«Сейчас модно «возвращение к устоям», к предметам «седой старины», на этом фоне и возник мощный интерес к «старославянскому», исконно-посконному. Ведь в те незапамятные времена, оказывается. и хлеб был слаще, и вода вкуснее, и люди были беззаботны и счастливы.  Особенно активны те, кто до последнего времени был формально причислен к православным, так сказать, по месту рождения, но при этом никогда не соблюдал православного канона. В мусульманской среде есть точно такие же тенденции – антиклерикалы в поиске духовных оснований также обращаются к «народному». Правда, при этом «неоязычники» не совсем понимают, что есть по-настоящему «народное», а что придумано. Но это модно, интересно, не такое «банальное», как христианство или ислам, которые к тому же, налагают на адепта огромное количество всевозможных ограничений и обязательств. А с «перунами» и «шишигами» сплошная вольница!», - рассуждает доктор социологических наук Константин Антонов.

В отличие от «классических», у неоязычников нет строгого следования какому-либо одному канону, отсюда и множество течений. Помимо родноверов в России еще популярно движение асатру («вера асов») – основанные на германской (прежде всего скандинавской) мифологии представления. Также встречаются неокельтские объединения. В Америке и Европе вместе с асатру популярны неодруидизм («вера друидов») и викканство, смесь взятых из разных культур представлений о божественности природы. Каждое из этих течений делится на множество мелких, между которыми постоянно идет спор, кто из них «истинный» и совершает «настоящие обряды предков», а кто «ряженый» и «занимается реконструкцией».

Все это не вера, не религия, а всего лишь субкультура, в рамках которой широкое разнообразие направлений и «школ», объясняет «Профилю» социолог религии Лариса Астахова.

Специалисты же к категории новых религиозных движений относят всех. Где грань между маскарадом и серьезной верой – вопрос для исследователей открытый.

Сейчас неоязычество становится все более индивидуальным, подтверждает религиовед Алексей Гайдуков: «Индивидуалов», настроенных на мистическое и магическое восприятие мира, ожидающих «божественную халяву» и «протестующих» против общепринятых социальных, религиозных и научных институтов, значительно прибавилось». Это благодатная среда для появления язычников, ориентированных на мировоззренческую всеядность и отсутствие догматики, отмечает эксперт.


Фронтовые заклинания


Какая-то часть из них – в составе вооруженных сил. Так, исследователь неоязычества Роман Шиженский приводит такие данные, ссылаясь на разговоры с российскими военными: около трети от общего числа ушедших добровольцами на фронт.

Вадим Казаков, в свою очередь, подтверждает, что немало членов его общины сейчас на передовой. Среди них есть даже жрец в качестве военного священника, но, конечно, на ставке военного, в медчасти работает. Просто в подразделении было до 30% язычников, они попросили себе жреца», – рассказывает Казаков.

Непривычные условия влияют и на обряды. Например, родноверы тщательно выбирают место для капища. Но в боевой обстановке с этим все куда проще, говорит Казаков: «Нужно всего лишь собрать краду – священный огонь. Тот жрец, например, проводил обряды на территории разрушенного монастыря. Там же совершал наречения, освящал оружие и обереги».


Камуфлированное язычество


Впрочем, как правило, бойцы не выставляют свои убеждения напоказ. Казаков называет родноверческих жрецов «подпольными», ведь служители других религий «сильно будут против» присутствия язычников на фронте.

Вместе с тем каждый случай индивидуальный – каждый человек по-разному афиширует свои убеждения, поясняет, в свою очередь, религиовед Лариса Астахова: «Принадлежность к язычеству сегодня менее популярна, чем, например, 20 лет назад. Но если говорить о военных или близких к ним условиях, то тут религиозность человека, как правило, обостряется, становится более выраженной».


«Формирует образ врага»


Вообще, праворадикальные организации довольно часто прибегают к символике язычества, прежде всего скандинавского. Во второй половине десятых, в разгар миграционного кризиса, на улицах некоторых европейских городов появлялись «антимигрантские патрули». Самый известный из них – «Солдаты Одина», в чьих рядах были в том числе отставные военные.

Некоторые формирования – уже в составе вооруженных сил – и вовсе не скрывают этой «смеси взглядов». В 2017-м разгорелся скандал на Украине: члены батальона «Азов» (запрещенная в России террористическая организация) устроили капище Перуну, о чем отчитались публично. Замкомандующего Нацгвардией поспешил оправдать их: мол, они просто занимались реконструкцией и «увлекаются историей». Однако сами «азовцы» это опровергли. После они неоднократно в интервью западным СМИ говорили, что исповедуют язычество и одновременно идею «превосходства белой расы».

«Если говорить в целом о военнослужащих в разных странах, то их в неоязычестве привлекает, с одной стороны, конструирование мифа о «золотом веке» и идеализация прошлого. С другой – отсутствие единых прописанных норм, целей и ценностей, священного текста и авторитетов. Это нормальное проявление постмодерна, или, если хотите, постпостмодерна», – поясняет религиовед Алексей Гайдуков.

К тому же, отмечает он, такое мировоззрение позволяет некоторым «легче преодолеть христианские заповеди о запрете насилия и уйти от парадигмы единства всех людей во Христе». Отсюда и стремление приобщиться к «культу силы».

«Или же, если говорить о сегодняшних событиях, от «братских славянских народов» перейти к формированию образа врага своего рода, народа, государства, с которым ведется бой», – заключает исследователь.

«Чтобы пребывать во Христе, или иметь статус правоверного мусульманина, нужно много трудиться: читать и вчитываться в священные книги, много знать, запоминать, выстраивать причинно-следственные связи. Для нынешнего молодого поколения это весьма трудная задача. А ведь куда проще поплясать возле какого-нибудь Перуна, попрыгать над костром! Можно даже придумать легенду, заговор, запустить в оборот какие-то символы-обереги, стилизованные под старину. Кто все это проверит? Никакого канона же нет. Поэтому такая «вера» очень удобна – девственный ум не напрягает, а психологическую поддержку для особо впечатлительных и наивных людей дает», - дополняет социолог Константин Антонов.

Все это хорошо и активно используют авторы проекта размежевания русских и украинцев: фундаментальные основы для этого «находятся» в том числе, и в седой старине, в так называемых, истоках, которые зловредные москали переиначили под себя и пытались навязать богоизбранному, вероятно, Перуном, народу-морекопателю.

Размягчив таким образом мозг очень легко прикрепить к почитанию культа языческих богов, сорное зерно идеи расового превосходства или исключительности. Именно с этим и столкнулись российские бойцы, захватив первые распологи украинского воинства.

Российские войска уже в первые месяцы после соприкосновения с ВСУ столкнулись с непонятными культами, исповедуемыми бойцами киевской хунты. Христианские лики «соседствовали» с языческими ликами и оберегами, образуя гремучий сплав символики религиозно-оккультного трансцендентализма. Оказалось, что тяге к оккультизму, языческим культам, ритуалам и традициям подвержены и солдаты российской армии, как приверженцы православия, так и ислама. Поэтому иерархи забили тревогу: язычество наступает! Патриарх Кирилл заявил об угрозе распространения неоязычества среди российских военных. В чем причина «милитаризованного многобожия», попытался разобраться «Профиль».

   

«На войне атеистов не бывает» – на практике это утверждение воплощается по-разному. Кто-то крестится и читает «Отче наш». Кто-то складывает руки для совершения намаза и произносит суры Корана. Кто-то повязывает тфилин (специальное молитвенное облачение у иудеев) и напевает псалмы. Кто-то воскуривает благовония и начитывает мантры. А кто-то зажигает огни и произносит заклинание. Непременно упоминает Перуна, бога войны, и, конечно, Рода, «создателя яви и нави».

Перед выходом на боевое задание берут с собой обереги. Также заговаривают оружие – для этого есть специальный ритуал.

«Война порождает к жизни деформированные формы духовности. Например, неоязыческие идеи нередко получают почву для развития среди военных, потому что в этих неоязыческих идеях важное место принадлежит, как вы знаете, насилию, силе. А армия – это место, где проявляется человеческая сила, поэтому есть большой риск того, что невоцерковленных, далеких от православия военнослужащих может привлекать риторика неоязыческих проповедников…», – заявил предстоятель РПЦ.

 

Язычников в армии никто не считал, но их очень много


Понятно, что посчитать количество сторонников неоязыческих культов и традиций в армии крайне сложно. Это проще сделать среди спортсменов — достаточно проанализировать их страницы в соцсетях, где они демонстрируют свои обереги, рассказывают о «чудесах» во время выступлений, которые являются прямым следствием их языческих ритуалов, заговоров.

На вопрос о том, как много военнослужащих заговаривают оружие и совершают моления богам, сами язычники отвечают уклончиво.

«Если говорить в целом, то в наших общинах за последние годы стало больше людей. Ненамного, но больше. Но дело в том, что родноверов становится больше вообще, по факту. Это очень заметно. Однако все они общаются теперь не явно, вживую, на праздниках и обрядах, как раньше, а в соцсетях», – поясняет  жрец, основатель Союза славянских общин славянской родной веры Вадим Казаков.

Эта организация была одной из первых в России – появилась в 1993-м на волне повального увлечения магическими и неоязыческими культами. Себя называют родноверами, так как исповедуют «родную славянам религию» с довольно известным пантеоном: Сварог, Мокошь, Перун, Велес, Даждьбог и так далее. На праздники, которые, как правило, привязаны к дням солнцестояния, совершают различные ритуалы, облачаясь в костюмы в древнерусском стиле. Используют заговоры и заклинания, читают молитвы, произносят «славы» (особые молитвенные восхваления).

Хоть родноверы и подчеркивают свою «связь с предками», ученые однозначно утверждают: все на самом деле не так. Дело в том, что науке известно о дохристианских верованиях славян совсем мало, так как бесписьменная культура почти не оставила источников. Даже большая часть пресловутых славянских богов, по сути, была придумана в XVII–XIX столетиях. И вероучение родноверов преимущественно основывается на «фолк-хистори», той же «Велесовой книге», известной мистификации XX столетия.

«Сейчас модно «возвращение к устоям», к предметам «седой старины», на этом фоне и возник мощный интерес к «старославянскому», исконно-посконному. Ведь в те незапамятные времена, оказывается. и хлеб был слаще, и вода вкуснее, и люди были беззаботны и счастливы.  Особенно активны те, кто до последнего времени был формально причислен к православным, так сказать, по месту рождения, но при этом никогда не соблюдал православного канона. В мусульманской среде есть точно такие же тенденции – антиклерикалы в поиске духовных оснований также обращаются к «народному». Правда, при этом «неоязычники» не совсем понимают, что есть по-настоящему «народное», а что придумано. Но это модно, интересно, не такое «банальное», как христианство или ислам, которые к тому же, налагают на адепта огромное количество всевозможных ограничений и обязательств. А с «перунами» и «шишигами» сплошная вольница!», - рассуждает доктор социологических наук Константин Антонов.

В отличие от «классических», у неоязычников нет строгого следования какому-либо одному канону, отсюда и множество течений. Помимо родноверов в России еще популярно движение асатру («вера асов») – основанные на германской (прежде всего скандинавской) мифологии представления. Также встречаются неокельтские объединения. В Америке и Европе вместе с асатру популярны неодруидизм («вера друидов») и викканство, смесь взятых из разных культур представлений о божественности природы. Каждое из этих течений делится на множество мелких, между которыми постоянно идет спор, кто из них «истинный» и совершает «настоящие обряды предков», а кто «ряженый» и «занимается реконструкцией».

Все это не вера, не религия, а всего лишь субкультура, в рамках которой широкое разнообразие направлений и «школ», объясняет «Профилю» социолог религии Лариса Астахова.

Специалисты же к категории новых религиозных движений относят всех. Где грань между маскарадом и серьезной верой – вопрос для исследователей открытый.

Сейчас неоязычество становится все более индивидуальным, подтверждает религиовед Алексей Гайдуков: «Индивидуалов», настроенных на мистическое и магическое восприятие мира, ожидающих «божественную халяву» и «протестующих» против общепринятых социальных, религиозных и научных институтов, значительно прибавилось». Это благодатная среда для появления язычников, ориентированных на мировоззренческую всеядность и отсутствие догматики, отмечает эксперт.


Фронтовые заклинания


Какая-то часть из них – в составе вооруженных сил. Так, исследователь неоязычества Роман Шиженский приводит такие данные, ссылаясь на разговоры с российскими военными: около трети от общего числа ушедших добровольцами на фронт.

Вадим Казаков, в свою очередь, подтверждает, что немало членов его общины сейчас на передовой. Среди них есть даже жрец в качестве военного священника, но, конечно, на ставке военного, в медчасти работает. Просто в подразделении было до 30% язычников, они попросили себе жреца», – рассказывает Казаков.

Непривычные условия влияют и на обряды. Например, родноверы тщательно выбирают место для капища. Но в боевой обстановке с этим все куда проще, говорит Казаков: «Нужно всего лишь собрать краду – священный огонь. Тот жрец, например, проводил обряды на территории разрушенного монастыря. Там же совершал наречения, освящал оружие и обереги».


Камуфлированное язычество


Впрочем, как правило, бойцы не выставляют свои убеждения напоказ. Казаков называет родноверческих жрецов «подпольными», ведь служители других религий «сильно будут против» присутствия язычников на фронте.

Вместе с тем каждый случай индивидуальный – каждый человек по-разному афиширует свои убеждения, поясняет, в свою очередь, религиовед Лариса Астахова: «Принадлежность к язычеству сегодня менее популярна, чем, например, 20 лет назад. Но если говорить о военных или близких к ним условиях, то тут религиозность человека, как правило, обостряется, становится более выраженной».


«Формирует образ врага»


Вообще, праворадикальные организации довольно часто прибегают к символике язычества, прежде всего скандинавского. Во второй половине десятых, в разгар миграционного кризиса, на улицах некоторых европейских городов появлялись «антимигрантские патрули». Самый известный из них – «Солдаты Одина», в чьих рядах были в том числе отставные военные.

Некоторые формирования – уже в составе вооруженных сил – и вовсе не скрывают этой «смеси взглядов». В 2017-м разгорелся скандал на Украине: члены батальона «Азов» (запрещенная в России террористическая организация) устроили капище Перуну, о чем отчитались публично. Замкомандующего Нацгвардией поспешил оправдать их: мол, они просто занимались реконструкцией и «увлекаются историей». Однако сами «азовцы» это опровергли. После они неоднократно в интервью западным СМИ говорили, что исповедуют язычество и одновременно идею «превосходства белой расы».

«Если говорить в целом о военнослужащих в разных странах, то их в неоязычестве привлекает, с одной стороны, конструирование мифа о «золотом веке» и идеализация прошлого. С другой – отсутствие единых прописанных норм, целей и ценностей, священного текста и авторитетов. Это нормальное проявление постмодерна, или, если хотите, постпостмодерна», – поясняет религиовед Алексей Гайдуков.

К тому же, отмечает он, такое мировоззрение позволяет некоторым «легче преодолеть христианские заповеди о запрете насилия и уйти от парадигмы единства всех людей во Христе». Отсюда и стремление приобщиться к «культу силы».

«Или же, если говорить о сегодняшних событиях, от «братских славянских народов» перейти к формированию образа врага своего рода, народа, государства, с которым ведется бой», – заключает исследователь.

«Чтобы пребывать во Христе, или иметь статус правоверного мусульманина, нужно много трудиться: читать и вчитываться в священные книги, много знать, запоминать, выстраивать причинно-следственные связи. Для нынешнего молодого поколения это весьма трудная задача. А ведь куда проще поплясать возле какого-нибудь Перуна, попрыгать над костром! Можно даже придумать легенду, заговор, запустить в оборот какие-то символы-обереги, стилизованные под старину. Кто все это проверит? Никакого канона же нет. Поэтому такая «вера» очень удобна – девственный ум не напрягает, а психологическую поддержку для особо впечатлительных и наивных людей дает», - дополняет социолог Константин Антонов.

Все это хорошо и активно используют авторы проекта размежевания русских и украинцев: фундаментальные основы для этого «находятся» в том числе, и в седой старине, в так называемых, истоках, которые зловредные москали переиначили под себя и пытались навязать богоизбранному, вероятно, Перуном, народу-морекопателю.

Размягчив таким образом мозг очень легко прикрепить к почитанию культа языческих богов, сорное зерно идеи расового превосходства или исключительности. Именно с этим и столкнулись российские бойцы, захватив первые распологи украинского воинства.

Новости партнеров

В России и мире

Как заготавливать землю на зиму для рассады: сделайте это, и сэкономите кучу денег
Ноябрь – месяц, когда надо проявить особую осторожность: какие даты будут для знаков Зодиака самыми проблемными
За этими льготами пенсионеры должны обратиться сами, иначе выплат не будет
Никогда не обрезайте эти растения осенью! Они или не зацветут, или вовсе погибнут!
Сны, которые нельзя игнорировать, иначе рискуете упустить в жизни что-то по-настоящему важное
Повальное увлечение язычеством в армии напугало имамов и батюшек
Можно очистить сосуды и вернуть им гибкость без лекарств! Вам поможет этот отвар
После общения с этими знаками Зодиака болит голова и тошнит – настолько тяжелая у них энергетика
Адекватные мужские фразы, на которые современные женщины реагируют слишком агрессивно
Юлий Квицинский: Россия должна постоянно показывать силу Германии, иначе та подло ударит в спину