Новая линейка учебников по истории получила новые обложки. На мой взгляд, очень верная идея. Ведь история для обычного человека, для ребенка – это иллюстративный ряд, образы, запечатленные в узнаваемых картинах, иллюстрациях, художественных и документальных фильмах, карикатурах. Идея отразить на обложке суть изучаемого в том или ином классе исторического периода очень логична. Другое дело, возникает вопрос выбора: какое событие является знаковым и определяющим, какая картинка является узнаваемой? Вот тут – поле для полемики и дискуссий.
Мне в целом подбор иллюстраций нравится, включая параллели между учебниками по истории России и всеобщей истории. Возьмем учебник по истории Древнего мира для 5 класса. Знаменитая арка Пальмиры, а через нее – вид на руины древнего Херсонеса и памятник затопленным кораблям уже современного Севастополя. Или учебник по истории России для 6 класса с тремя богатырями и Московским Кремлем при Дмитрии Донском – все очень логично и знаково. А вот обложка учебника 6 класса по истории Средних веков уже не столь узнаваема, сюжеты не столь известны, и, допускаю, вызовут дискуссию.
Хотя это касается, наверное, большинства обложек: каждый захочет предложить свое. Например, учебник по истории России за 7 класс, где представлена картина «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». В свете современных событий иллюстрация более чем актуальна, но, на мой взгляд, изображение событий Смутного времени, того же памятника Минину и Пожарскому, тоже очень бы подошло. Тем более, 4 ноября – государственный праздник, и таким образом мы показываем, почему для нас это событие является столь важным.
Обложка учебника по истории России за 8 класс с «Петром Великим» В. А. Серова на переднем плане и фрагментом панорамы «Бородинская битва» Ф. А. Рубо на заднем плане весьма отражает главные события этого периода истории, а вот с обложкой учебника по Новой истории за 9 класс, на мой взгляд, все не столь однозначно. Да, обложка иллюстрирует колониальную политику Запада, отсюда «Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина и фото панорамы Лондона с Биг-Беном. Но ведь история Нового времени XIX века – это не только колониализм. Это и век революций, формирования национальных государств, век технического прогресса. Тем более, что обложка учебника по истории России того же периода представляет образ России как страны-труженицы.
А вот обложка учебника по Всеобщей истории для 11 класса с 1945 года по настоящее время, представляется, наоборот, излишне «политкорректной» и символизирует сотрудничество между блоками, несмотря на глобальное противостояние: отсюда «Союз-Апполон» и хоккейный матч между СССР и Канадой 1973 года. Но ведь учебник доводит повествование до сегодняшнего дня, до периода очередной конфронтации, и не совсем понятно, откуда возник современный конфликт, если раньше удавалось находить компромисс. Показать, например, иллюстрацию времен Карибского кризиса, или Берлинского кризиса (или падения Берлинской стены) было бы вполне уместным.
Но это я лишь к тому, что споры и дискуссии будут. Сначала очень много было споров (в том числе и в научной среде) относительно того, нужен ли вообще единый учебник истории. История показывает, что он просто необходим (хотя дискуссии о содержании учебника идут очень острые, и это естественно и неизбежно).
Обложки учебников тоже станут предметом обсуждений, и это тоже нормально. Главное, чтобы все это было на пользу дела, а критика в сообществе историков, учителей и преподавателей истории была конструктивной и созидательной. Разрушать мы умеем очень хорошо. Но сейчас время объединяться и созидать.
Новая линейка учебников по истории получила новые обложки. На мой взгляд, очень верная идея. Ведь история для обычного человека, для ребенка – это иллюстративный ряд, образы, запечатленные в узнаваемых картинах, иллюстрациях, художественных и документальных фильмах, карикатурах. Идея отразить на обложке суть изучаемого в том или ином классе исторического периода очень логична. Другое дело, возникает вопрос выбора: какое событие является знаковым и определяющим, какая картинка является узнаваемой? Вот тут – поле для полемики и дискуссий.Новые учебники истории «одели» по «парижской» моде, а не по московской
 
Мне в целом подбор иллюстраций нравится, включая параллели между учебниками по истории России и всеобщей истории. Возьмем учебник по истории Древнего мира для 5 класса. Знаменитая арка Пальмиры, а через нее – вид на руины древнего Херсонеса и памятник затопленным кораблям уже современного Севастополя. Или учебник по истории России для 6 класса с тремя богатырями и Московским Кремлем при Дмитрии Донском – все очень логично и знаково. А вот обложка учебника 6 класса по истории Средних веков уже не столь узнаваема, сюжеты не столь известны, и, допускаю, вызовут дискуссию.
Хотя это касается, наверное, большинства обложек: каждый захочет предложить свое. Например, учебник по истории России за 7 класс, где представлена картина «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». В свете современных событий иллюстрация более чем актуальна, но, на мой взгляд, изображение событий Смутного времени, того же памятника Минину и Пожарскому, тоже очень бы подошло. Тем более, 4 ноября – государственный праздник, и таким образом мы показываем, почему для нас это событие является столь важным.
Обложка учебника по истории России за 8 класс с «Петром Великим» В. А. Серова на переднем плане и фрагментом панорамы «Бородинская битва» Ф. А. Рубо на заднем плане весьма отражает главные события этого периода истории, а вот с обложкой учебника по Новой истории за 9 класс, на мой взгляд, все не столь однозначно. Да, обложка иллюстрирует колониальную политику Запада, отсюда «Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина и фото панорамы Лондона с Биг-Беном. Но ведь история Нового времени XIX века – это не только колониализм. Это и век революций, формирования национальных государств, век технического прогресса. Тем более, что обложка учебника по истории России того же периода представляет образ России как страны-труженицы.
А вот обложка учебника по Всеобщей истории для 11 класса с 1945 года по настоящее время, представляется, наоборот, излишне «политкорректной» и символизирует сотрудничество между блоками, несмотря на глобальное противостояние: отсюда «Союз-Апполон» и хоккейный матч между СССР и Канадой 1973 года. Но ведь учебник доводит повествование до сегодняшнего дня, до периода очередной конфронтации, и не совсем понятно, откуда возник современный конфликт, если раньше удавалось находить компромисс. Показать, например, иллюстрацию времен Карибского кризиса, или Берлинского кризиса (или падения Берлинской стены) было бы вполне уместным.
Но это я лишь к тому, что споры и дискуссии будут. Сначала очень много было споров (в том числе и в научной среде) относительно того, нужен ли вообще единый учебник истории. История показывает, что он просто необходим (хотя дискуссии о содержании учебника идут очень острые, и это естественно и неизбежно).
Обложки учебников тоже станут предметом обсуждений, и это тоже нормально. Главное, чтобы все это было на пользу дела, а критика в сообществе историков, учителей и преподавателей истории была конструктивной и созидательной. Разрушать мы умеем очень хорошо. Но сейчас время объединяться и созидать.