Минпросвещения России планирует сократить число часов на обществознание в школах со 136 до 34 часов и изучать его только в девятых классах. Минпросвещения считает, что такой предмет не соответствует возрастным особенностям учащихся и не способствует развитию критического мышления.
Дискуссия, вызванная решением сократить часы на обществознание в средней школе, объединила и учителей, и родителей, которых доводы авторов инициативы никак не убеждают. Член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черемухин заявил каналу «Наука и университеты», что это изменение нанесет урон и образованию, и воспитанию, и… кошельку.
Обществознание остается самым популярным предметом по выбору как для ЕГЭ, так и для ОГЭ. По данным прошлого года, его выбрали 270 000 выпускников школ, на втором месте была физика с результатом в три раза меньше (89 000 человек). Похожая картина сложилась и у девятиклассников – 836 000 человек, идущую следом географию выбрала 641 000. На этом фоне понятно, что кроме недовольства родителей, которые вместе с детьми продумывают заранее образовательную траекторию, есть и другие серьезные последствия.
Утрата механизмов по формированию мировоззрения. Современные дети все раньше начинают интересоваться политикой, поэтому необходимо четко понимать, где они будут задавать вопросы и искать интересующую их информацию. Конечно, учителям бывает порой трудно быстро сформулировать ответ на тот или иной неудобный вопрос. Но это дело наживное, а вот поиск ответ в интернете может привести совсем не к тому результату, который ставит сегодня государство.
Отказ от правовой грамотности. Не получая четких и взвешенных ответов, легко наделать глупостей и уже в 14 лет попасть под уголовную статью. Вряд ли, связавшись со старшими товарищами, которые просят помочь в «важном деле», они полезут сами искать, чем им грозит участие в подобных «важных делах». Последствия можно посмотреть по новостям. Но вывод очевиден: в 12-13 лет детям можно в доходчивой форме рассказать о законах и о последствиях их нарушений.
Невозможность постоять за свои права. Дети, к сожалению, даже в семьях сегодня сталкиваются с нарушением своих прав. Они не могут за себя постоять, когда их высаживают из транспорта в 30-ти градусный холод, когда несправедливо обвиняют в краже в магазине или просто унижают соседи. Некоторые даже не понимают, в чем их обвиняют, но главное – большинство не знает, что против них именно в этот момент совершаются неправоверные действия. Так почему бы не сократить число подобных случаев, рассказав детям подробно об их правах и одновременно об обязанностях взрослых?
Отсутствие социологических данных о настроениях в детской среде. Обсуждая правовые нормы, государственную систему, педагог может легко понять, как ученики относятся к тем или иным событиям в жизни, на что реагируют особенно остро, о чем спорят между собой. Это бесценный материал не только для педагогов, но и для социальных педагогов и социологов.
Растущие траты на репетиторов. Видя сокращение часов на обществознание в школьной программе, родители, имеющие такую возможность, начинают закладывать больше средств на репетиторов, поскольку этот предмет довольно часто встречается в списке для поступления. И никакие планы дать материал обществознания в рамках других дисциплин их не свернут с данного пути. Конечно, можно сказать, что это их личные трудности, но это опасный путь, поскольку ничто не мешает включить и изучение «Мертвых душ» в программу Географии России.
Минпросвещения России планирует сократить число часов на обществознание в школах со 136 до 34 часов и изучать его только в девятых классах. Минпросвещения считает, что такой предмет не соответствует возрастным особенностям учащихся и не способствует развитию критического мышления.
Дискуссия, вызванная решением сократить часы на обществознание в средней школе, объединила и учителей, и родителей, которых доводы авторов инициативы никак не убеждают. Член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черемухин заявил каналу «Наука и университеты», что это изменение нанесет урон и образованию, и воспитанию, и… кошельку.
Обществознание остается самым популярным предметом по выбору как для ЕГЭ, так и для ОГЭ. По данным прошлого года, его выбрали 270 000 выпускников школ, на втором месте была физика с результатом в три раза меньше (89 000 человек). Похожая картина сложилась и у девятиклассников – 836 000 человек, идущую следом географию выбрала 641 000. На этом фоне понятно, что кроме недовольства родителей, которые вместе с детьми продумывают заранее образовательную траекторию, есть и другие серьезные последствия.
Утрата механизмов по формированию мировоззрения. Современные дети все раньше начинают интересоваться политикой, поэтому необходимо четко понимать, где они будут задавать вопросы и искать интересующую их информацию. Конечно, учителям бывает порой трудно быстро сформулировать ответ на тот или иной неудобный вопрос. Но это дело наживное, а вот поиск ответ в интернете может привести совсем не к тому результату, который ставит сегодня государство.
Отказ от правовой грамотности. Не получая четких и взвешенных ответов, легко наделать глупостей и уже в 14 лет попасть под уголовную статью. Вряд ли, связавшись со старшими товарищами, которые просят помочь в «важном деле», они полезут сами искать, чем им грозит участие в подобных «важных делах». Последствия можно посмотреть по новостям. Но вывод очевиден: в 12-13 лет детям можно в доходчивой форме рассказать о законах и о последствиях их нарушений.
Невозможность постоять за свои права. Дети, к сожалению, даже в семьях сегодня сталкиваются с нарушением своих прав. Они не могут за себя постоять, когда их высаживают из транспорта в 30-ти градусный холод, когда несправедливо обвиняют в краже в магазине или просто унижают соседи. Некоторые даже не понимают, в чем их обвиняют, но главное – большинство не знает, что против них именно в этот момент совершаются неправоверные действия. Так почему бы не сократить число подобных случаев, рассказав детям подробно об их правах и одновременно об обязанностях взрослых?
Отсутствие социологических данных о настроениях в детской среде. Обсуждая правовые нормы, государственную систему, педагог может легко понять, как ученики относятся к тем или иным событиям в жизни, на что реагируют особенно остро, о чем спорят между собой. Это бесценный материал не только для педагогов, но и для социальных педагогов и социологов.
Растущие траты на репетиторов. Видя сокращение часов на обществознание в школьной программе, родители, имеющие такую возможность, начинают закладывать больше средств на репетиторов, поскольку этот предмет довольно часто встречается в списке для поступления. И никакие планы дать материал обществознания в рамках других дисциплин их не свернут с данного пути. Конечно, можно сказать, что это их личные трудности, но это опасный путь, поскольку ничто не мешает включить и изучение «Мертвых душ» в программу Географии России.