Недавнюю встречу с президентом Путиным министр просвещения Сергей Кравцов попытался представить в СМИ как некую свою победу и знак доверия к нему со стороны президента. Однако близки к Минпросу люди говорят об упадническом настроении министра – Путин ему не поверил и уж точно не назначит его на этот пост в новом правительстве после своего избрания.
Кравцов на встрече заявил, что «чуть-чуть увеличилось количество учителей русского языка, логопедов, дефектологов», проблемы с сокращением числа учителей будут решены…
«Чуть-чуть» и обещание решить проблему с «сокращением» (!) учителей, а не с заполнением вакантных мест – это характеризует нынешнего министра лучше всего. На этом можно было бы поставить точку и дальше просто подождать, когда президент прогонит Кравцова взашей.
Однако здесь есть некоторые интересные детали. Как оказалось, Путин был не в курсе, что нехватка учителей – это национальное бедствие. Впервые лоб этом он узнал в ходе ежегодного заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, где с докладом Владимиру Путину выступила уполномоченный по защите прав детей в Ульяновской области Екатерина Сморода. Все то, что она озвучила, судя по реакции Путина, было для него открытием.
«Система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается особо не подавать вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, и это расчёт только в вакансиях. Отток колоссальный, учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю», - огорошила главу государства Сморода.
А дальше она перечислила несколько десятков проблем, которые и влияют на такое состояние дел в образовании. Это и колоссальная нагрузка на педагогические кадры, и низкий уровень зарплат, и безумные требования со стороны Минпроса и других органов государственной власти, и бесправие педагогов, закрепленное в Законе Об образовании, породившим едкое и крайне опасное явление под названием Яжемать.
По всей вероятности, в аппарате Путина, где готовили его встречу с министром, посоветовали Кравцову «осветить» проблему с кадрами. Однако, кроме «чуть-чуть» сказать ему было нечего. И Путин, который сами помнит сотни актуальных цифр и всегда предельно конкретен, вряд ли пропустил такую некомпетентность министра.
Кравцов на встрече продолжал выкручиваться. Ведь та же самая Сморода проинформировала главу государства, что конкурса в педагогические вузы практически нет, туда мало кто идет, а после его окончания далеко не все идут в школу. Кравцову надо было что-то отвечать президенту, и он опять принялся наводить тень на плетень.
«Сегодня в педагогические вузы поступают не как когда-то ранее, по остаточному принципу, сегодня конкурс на некоторые специальности составляет десять человек на место, это очень важно, эту тенденцию мы продолжим и в следующем году», - выдавил из себя Кравцов.
Ну, а мы теперь обратимся к фактам.
Само же Минпросвещения установило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в педагогические вузы на 2024 год. Будущему абитуриенту педвуза теперь по русскому языку и обществознанию необходимо набрать 42 балла, по математике, физике, биологии и химии — 39, по истории — 35, по литературе и географии — 40, по информатике — 44.
Баллы оказались меньше, чем, например, для абитуриентов, которые поступают в технические вузы. Это породило дискуссии о проблемах в нашей школе. Более низкий балл свидетельствует о невысоких критериях набора. А значит, о снижении планки в отношении подготовки будущих учителей.
Понятно, что завысив критерии, очень просто столкнуться с недобором. Ведь если 11-классник набрал на ЕГЭ меньше заявленного минимума, его не смогут взять в вуз, даже если останутся свободные бюджетные места.
Чем объяснить сравнительно низкие баллы? Многие учителя констатируют кадровый голод в своей сфере деятельности и нежелание выпускников педвузов идти работать в школы. Из-за маленьких зарплат, выгорания, обилия нагрузок и низкого престижа профессии.
Если все так хорошо, почему все так плохо? Почему снова обсуждается инициатива по допуску к преподаванию в средней школе людей без высшего образования? Почему при более-менее приличных показателях средних зарплат учителей в некоторых регионах (эти цифры у многих вызывают горький смех) в 75 регионах РФ оклад школьного учителя не дотягивает до минимального размера оплаты труда, а в 40% регионов составляет даже меньше половины МРОТ? Почему такими удачными правительственными программами как, например, «земский учитель» предпочитает пользоваться довольно маленький процент педагогов, и в целом на ситуацию в нашем школьном образовании они влияют мало? А дети больше не мечтают работать учителями.
Чтобы обеспечить себе средства к существованию при столь низких окладах, педагоги работают на полторы-две ставки, ведут кружки, занимаются репетиторством. При этом не нужно разделять распространенное в народе заблуждение, что учитель в школе отчитал свои четыре-пять уроков в день и свободен. На него ложится очень большая нагрузка помимо уроков. А в последние годы она резко выросла из-за возросшего обилия документации. Люди устают, ищут другую работу и увольняются. А руководители школ часто не ищут замену, а предпочитают разбросать нагрузку по коллегам, чтобы отчитаться о выполнении указов по зарплате.
В системе образования эти проблемы копились годами. Но решать их, значит нажить себе много врагов, а вечно улыбающийся министр Кравцов не затем так рвался в министерское кресло. И он бы там до пенсии просидел, если бы в последние два года не произошли кардинальные изменения, в том числе и требования со стороны главы государства к госуправленцам.
Так что, эта встреча – последняя гастроль Кравцова. Другое дело – что будет дальше!
Недавнюю встречу с президентом Путиным министр просвещения Сергей Кравцов попытался представить в СМИ как некую свою победу и знак доверия к нему со стороны президента. Однако близки к Минпросу люди говорят об упадническом настроении министра – Путин ему не поверил и уж точно не назначит его на этот пост в новом правительстве после своего избрания.
Кравцов на встрече заявил, что «чуть-чуть увеличилось количество учителей русского языка, логопедов, дефектологов», проблемы с сокращением числа учителей будут решены…
«Чуть-чуть» и обещание решить проблему с «сокращением» (!) учителей, а не с заполнением вакантных мест – это характеризует нынешнего министра лучше всего. На этом можно было бы поставить точку и дальше просто подождать, когда президент прогонит Кравцова взашей.
Однако здесь есть некоторые интересные детали. Как оказалось, Путин был не в курсе, что нехватка учителей – это национальное бедствие. Впервые лоб этом он узнал в ходе ежегодного заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, где с докладом Владимиру Путину выступила уполномоченный по защите прав детей в Ульяновской области Екатерина Сморода. Все то, что она озвучила, судя по реакции Путина, было для него открытием.
«Система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается особо не подавать вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, и это расчёт только в вакансиях. Отток колоссальный, учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю», - огорошила главу государства Сморода.
А дальше она перечислила несколько десятков проблем, которые и влияют на такое состояние дел в образовании. Это и колоссальная нагрузка на педагогические кадры, и низкий уровень зарплат, и безумные требования со стороны Минпроса и других органов государственной власти, и бесправие педагогов, закрепленное в Законе Об образовании, породившим едкое и крайне опасное явление под названием Яжемать.
По всей вероятности, в аппарате Путина, где готовили его встречу с министром, посоветовали Кравцову «осветить» проблему с кадрами. Однако, кроме «чуть-чуть» сказать ему было нечего. И Путин, который сами помнит сотни актуальных цифр и всегда предельно конкретен, вряд ли пропустил такую некомпетентность министра.
Кравцов на встрече продолжал выкручиваться. Ведь та же самая Сморода проинформировала главу государства, что конкурса в педагогические вузы практически нет, туда мало кто идет, а после его окончания далеко не все идут в школу. Кравцову надо было что-то отвечать президенту, и он опять принялся наводить тень на плетень.
«Сегодня в педагогические вузы поступают не как когда-то ранее, по остаточному принципу, сегодня конкурс на некоторые специальности составляет десять человек на место, это очень важно, эту тенденцию мы продолжим и в следующем году», - выдавил из себя Кравцов.
Ну, а мы теперь обратимся к фактам.
Само же Минпросвещения установило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в педагогические вузы на 2024 год. Будущему абитуриенту педвуза теперь по русскому языку и обществознанию необходимо набрать 42 балла, по математике, физике, биологии и химии — 39, по истории — 35, по литературе и географии — 40, по информатике — 44.
Баллы оказались меньше, чем, например, для абитуриентов, которые поступают в технические вузы. Это породило дискуссии о проблемах в нашей школе. Более низкий балл свидетельствует о невысоких критериях набора. А значит, о снижении планки в отношении подготовки будущих учителей.
Понятно, что завысив критерии, очень просто столкнуться с недобором. Ведь если 11-классник набрал на ЕГЭ меньше заявленного минимума, его не смогут взять в вуз, даже если останутся свободные бюджетные места.
Чем объяснить сравнительно низкие баллы? Многие учителя констатируют кадровый голод в своей сфере деятельности и нежелание выпускников педвузов идти работать в школы. Из-за маленьких зарплат, выгорания, обилия нагрузок и низкого престижа профессии.
Если все так хорошо, почему все так плохо? Почему снова обсуждается инициатива по допуску к преподаванию в средней школе людей без высшего образования? Почему при более-менее приличных показателях средних зарплат учителей в некоторых регионах (эти цифры у многих вызывают горький смех) в 75 регионах РФ оклад школьного учителя не дотягивает до минимального размера оплаты труда, а в 40% регионов составляет даже меньше половины МРОТ? Почему такими удачными правительственными программами как, например, «земский учитель» предпочитает пользоваться довольно маленький процент педагогов, и в целом на ситуацию в нашем школьном образовании они влияют мало? А дети больше не мечтают работать учителями.
Чтобы обеспечить себе средства к существованию при столь низких окладах, педагоги работают на полторы-две ставки, ведут кружки, занимаются репетиторством. При этом не нужно разделять распространенное в народе заблуждение, что учитель в школе отчитал свои четыре-пять уроков в день и свободен. На него ложится очень большая нагрузка помимо уроков. А в последние годы она резко выросла из-за возросшего обилия документации. Люди устают, ищут другую работу и увольняются. А руководители школ часто не ищут замену, а предпочитают разбросать нагрузку по коллегам, чтобы отчитаться о выполнении указов по зарплате.
В системе образования эти проблемы копились годами. Но решать их, значит нажить себе много врагов, а вечно улыбающийся министр Кравцов не затем так рвался в министерское кресло. И он бы там до пенсии просидел, если бы в последние два года не произошли кардинальные изменения, в том числе и требования со стороны главы государства к госуправленцам.
Так что, эта встреча – последняя гастроль Кравцова. Другое дело – что будет дальше!