Многие современные праздники, которые популярны среди молодежи, пришли в нашу культуру с Запада. Интересно, что у них есть аналоги, которые часто не совпадают по дате, зато близки по смыслу. Например, Дню святого Валентина соответствует День семьи любви и верности.
А аналогом Хэллоуина, который празднуется сегодня на западе, являются Святки.
Мастер по народной кукле и специалист по славянской культуре Надежда Штейнпрейс рассказала, как отмечали «славянский День Всех Святых» и какой смысл вкладывали в разные обряды наши предки.
«Святки, в отличие от западного Хэллоуина, праздновались они не один день, а целых двенадцать – с 7 по 19 января, – говорит Надежда. – В эти дни было принято колядовать. В Сибири колядки назывались шуликаньем».
Люди всех возрастов участвовали в праздновании, переодевались в разные страшные костюмы: козла, аиста, черта. Если не было костюма, надевали вывернутую наизнанку одежду, натягивали несколько меховых шапок, наносили на лицо сажу, белила, муку, мазались свеклой. В таких страшных образах люди навещали друзей и соседей, показывали короткие сценки и пели колядки, получая взамен сладости.
В этих обрядах был сакральный смысл: люди перевоплощались в страшных, «нечистых» духов для того, чтобы отпугнуть настоящую нечистую силу.
Если в гости к человеку приходили «ряженые», он давал им угощения и сладости, чтобы «задобрить» злых духов. Наши предки верили, что если истинная «нечисть» захочет посетить деревню и устроить там беспорядки, то, увидев, что тут уже полно ее собратьев, развернется и уйдет. Таким образом, Святки несли в себе смысл оберега от зла.
Многие современные праздники, которые популярны среди молодежи, пришли в нашу культуру с Запада. Интересно, что у них есть аналоги, которые часто не совпадают по дате, зато близки по смыслу. Например, Дню святого Валентина соответствует День семьи любви и верности.
А аналогом Хэллоуина, который празднуется сегодня на западе, являются Святки.
Мастер по народной кукле и специалист по славянской культуре Надежда Штейнпрейс рассказала, как отмечали «славянский День Всех Святых» и какой смысл вкладывали в разные обряды наши предки.
«Святки, в отличие от западного Хэллоуина, праздновались они не один день, а целых двенадцать – с 7 по 19 января, – говорит Надежда. – В эти дни было принято колядовать. В Сибири колядки назывались шуликаньем».
Люди всех возрастов участвовали в праздновании, переодевались в разные страшные костюмы: козла, аиста, черта. Если не было костюма, надевали вывернутую наизнанку одежду, натягивали несколько меховых шапок, наносили на лицо сажу, белила, муку, мазались свеклой. В таких страшных образах люди навещали друзей и соседей, показывали короткие сценки и пели колядки, получая взамен сладости.
В этих обрядах был сакральный смысл: люди перевоплощались в страшных, «нечистых» духов для того, чтобы отпугнуть настоящую нечистую силу.
Если в гости к человеку приходили «ряженые», он давал им угощения и сладости, чтобы «задобрить» злых духов. Наши предки верили, что если истинная «нечисть» захочет посетить деревню и устроить там беспорядки, то, увидев, что тут уже полно ее собратьев, развернется и уйдет. Таким образом, Святки несли в себе смысл оберега от зла.