Лента новостей

Все новости

Популярное

Эрдоган просчитался: Турция не стала «великой державой» — остается марионеткой

 

Эрдоган просчитался: Турция не стала «великой державой» — остается марионеткой

Турецкий лидер пытается копировать модель поведения лидеров великих держав, используя свое геополитическое положение, однако ему так и не удалось сделать Турцию таким государством, которое определяет «ход истории».

Непростые отношения Турции с ЕС и США до недавнего времени отчасти компенсировались достаточно крепкими отношениями с Россией. Вернее, даже не так: Эрдоган маневрировал и использовал противоречия между Россией и Западом в своих интересах. Основанием для этого являлась «лидерская дипломатия» — доверительные отношения между Эрдоганом и Путиным. Оба лидера встречались, о чем-то непублично договаривались и реализовывали свои цели.

Путин фактически поддержал Эрдогана на выборах президента, тот отказался присоединяться с западным санкциям. До недавнего времени эта модель худо-бедно работала. Однако совершенно нерациональный, а скорее, эмоциональный поступок Эрдогана заставил Путина сомневаться в порядочности и честности друга Реджепа.

Внешняя политика Турции последних дней подчинена разрешению одной проблемы. Организации встречи Путина и Эрдогана. Вплоть до настоящего времени режим Эрдогана и Путин разговаривали много и регулярно. После июльского выступления Турции на саммите НАТО, после выдачи боевиков запрещенного в РФ полка «Азов» (террористическая организация, запрещенная в России), российская сторона заняла такую позицию – каждая встреча должна заканчиваться подписанием конкретного документа по теме, интересующей Россию.

Эрдогану стоит серьезно задуматься, потому что идеи «великой Турции» в последнее время терпят крах.

В Сирии Турция оккупировала часть территорий на севере, выступив противовесом влиянию России и Ирана. Вот только эти земли стали «чемоданом без ручки» и генератором издержек, и брать их в состав Анкаре не планируют. А курдские силы, которые официально были целью операций Турции, никуда не делись и так же стоят у южных границ.

В Ливии турки позволили удержаться правительству в Триполи вопреки планам монархий Залива и Египта. Но и здесь серьезной выгоды в Анкаре не получили: нефть там по-прежнему добывают другие государства, под влиянием которых местные власти отменили даже меморандум о намерении Турции поучаствовать в геологоразведке.

В Нагорном Карабахе и Средней Азии, на первый взгляд, у турок успехов больше — тут и стройки, и вездесущая «мягкая сила». Однако основные «сливки» вновь снимают третьи стороны, а об экономическом влиянии Турции говорит то, что для того же Казахстана она не входит и в тройку главных торговых партнеров, уступая даже Италии.

Где-то стране удается урвать остатки со стола и заработать на «серых схемах». Но реальные дивиденды все равно получают игроки, традиционно использующие Турцию в качестве дубины региональной борьбы. И Реджеп Эрдоган, продающий населению видимость национального величия для капитализации личного рейтинга.

В Анкаре создают видимость всесильности, но не могут сделать и шага без стороннего одобрения.

Старушка Англия указывает на рост британского контроля над турецкими спецслужбами и упоминает статистику, где турки занимают второе после индусов место по числу выдаваемых Британией рабочих виз, что является форменным «вывозом мозгов» в колониальном стиле.

США отказываются поставлять Турции истребители F-16 без выполнения желаний Греции. Выходит интересная картина — страна позиционирует себя чуть ли не империей, но ее военная мощь критически зависит от третьего государства, ставящего все новые условия.

Даже проецировать свою «мягкую силу» у Турции получается только там, где ей позволяют англосаксы. В качестве иллюстрации она упоминает крайне бестолковые попытки заставить индейцев Латинской Америки учить турецкий язык за еду.

И нет, все это не означает, что Турция не представляет угрозы: она может эффективно действовать и больно бить по тому же российскому влиянию в Закавказье или Средней Азии. Вот только в данном случае она выступает лишь инструментом в руках третьих игроков и действует исключительно в фарватере их интересов.

И именно взвешенное и адекватное восприятие страны позволит в будущем избежать заключения с ней мутных сделок, которые принесут лишь издержки.

Турецкий лидер пытается копировать модель поведения лидеров великих держав, используя свое геополитическое положение, однако ему так и не удалось сделать Турцию таким государством, которое определяет «ход истории».

Непростые отношения Турции с ЕС и США до недавнего времени отчасти компенсировались достаточно крепкими отношениями с Россией. Вернее, даже не так: Эрдоган маневрировал и использовал противоречия между Россией и Западом в своих интересах. Основанием для этого являлась «лидерская дипломатия» — доверительные отношения между Эрдоганом и Путиным. Оба лидера встречались, о чем-то непублично договаривались и реализовывали свои цели.

Путин фактически поддержал Эрдогана на выборах президента, тот отказался присоединяться с западным санкциям. До недавнего времени эта модель худо-бедно работала. Однако совершенно нерациональный, а скорее, эмоциональный поступок Эрдогана заставил Путина сомневаться в порядочности и честности друга Реджепа.

Внешняя политика Турции последних дней подчинена разрешению одной проблемы. Организации встречи Путина и Эрдогана. Вплоть до настоящего времени режим Эрдогана и Путин разговаривали много и регулярно. После июльского выступления Турции на саммите НАТО, после выдачи боевиков запрещенного в РФ полка «Азов» (террористическая организация, запрещенная в России), российская сторона заняла такую позицию – каждая встреча должна заканчиваться подписанием конкретного документа по теме, интересующей Россию.

Эрдогану стоит серьезно задуматься, потому что идеи «великой Турции» в последнее время терпят крах.

В Сирии Турция оккупировала часть территорий на севере, выступив противовесом влиянию России и Ирана. Вот только эти земли стали «чемоданом без ручки» и генератором издержек, и брать их в состав Анкаре не планируют. А курдские силы, которые официально были целью операций Турции, никуда не делись и так же стоят у южных границ.

В Ливии турки позволили удержаться правительству в Триполи вопреки планам монархий Залива и Египта. Но и здесь серьезной выгоды в Анкаре не получили: нефть там по-прежнему добывают другие государства, под влиянием которых местные власти отменили даже меморандум о намерении Турции поучаствовать в геологоразведке.

В Нагорном Карабахе и Средней Азии, на первый взгляд, у турок успехов больше — тут и стройки, и вездесущая «мягкая сила». Однако основные «сливки» вновь снимают третьи стороны, а об экономическом влиянии Турции говорит то, что для того же Казахстана она не входит и в тройку главных торговых партнеров, уступая даже Италии.

Где-то стране удается урвать остатки со стола и заработать на «серых схемах». Но реальные дивиденды все равно получают игроки, традиционно использующие Турцию в качестве дубины региональной борьбы. И Реджеп Эрдоган, продающий населению видимость национального величия для капитализации личного рейтинга.

В Анкаре создают видимость всесильности, но не могут сделать и шага без стороннего одобрения.

Старушка Англия указывает на рост британского контроля над турецкими спецслужбами и упоминает статистику, где турки занимают второе после индусов место по числу выдаваемых Британией рабочих виз, что является форменным «вывозом мозгов» в колониальном стиле.

США отказываются поставлять Турции истребители F-16 без выполнения желаний Греции. Выходит интересная картина — страна позиционирует себя чуть ли не империей, но ее военная мощь критически зависит от третьего государства, ставящего все новые условия.

Даже проецировать свою «мягкую силу» у Турции получается только там, где ей позволяют англосаксы. В качестве иллюстрации она упоминает крайне бестолковые попытки заставить индейцев Латинской Америки учить турецкий язык за еду.

И нет, все это не означает, что Турция не представляет угрозы: она может эффективно действовать и больно бить по тому же российскому влиянию в Закавказье или Средней Азии. Вот только в данном случае она выступает лишь инструментом в руках третьих игроков и действует исключительно в фарватере их интересов.

И именно взвешенное и адекватное восприятие страны позволит в будущем избежать заключения с ней мутных сделок, которые принесут лишь издержки.