Лента новостей

Все новости

Популярное

Мишустину не удастся долго маневрировать: нужно делать выбор

 

Мишустину не удастся долго маневрировать: нужно делать выбор

Доктор экономических наук, депутат Госдумы Михаил Делягин отметил успехи правительства Михаила Мишустина, сумевшего не только удержать российскую экономику от сваливания в штопор, но обеспечить стабильность, и даже рост в некоторых секторах. Но дальше, по мнению Делягина, эта тактика не сработает. Чтобы обеспечить уверенный рост экономики нужны совершенно другие меры.

В 2022 году правительство Мишустина продолжало виртуозное компенсирование бюджетным стимулированием реального сектора экономики чрезмерно жесткой финансовой политики. Выстроив в предыдущие годы, по сути дела, заново систему соподчинения и ответственности федеральной исполнительной власти, премьер Мишустин качественно повысил эффективность бюджетной политики.

Макроэкономической теории еще предстоит осмыслить факт качественного замедления экономического спада и поддержания деловой активности в ключевых направлениях при помощи маневра крайне ограниченными бюджетными средствами и, по сути дела, точечным стимулированием.

В 2022 году одним из основных факторов жизнеспособности российской экономики стали, помимо своевременного предоставления премьером Мишустиным предпринимательству дополнительных степеней свободы, именно расходы федерального бюджета. Кроме понятного увеличения гособоронзаказа, это прежде всего инвестиции (рост которых достигал 45%) и льготная ипотека, обеспечившая бурный рост жилищного строительства и сохранение строительного комплекса в качестве хозяйственного локомотива.

В 2023 году, когда фундаментальный характер глобального кризиса и его специфических, затронувших прежде всего Россию проявлений перестал вызывать какие-либо сомнения даже у привластных либералов, необходимо дополнить политику последних трех лет форсированием социально-экономического развития.

Пора переориентировать всю систему регулирования экономики, со времен Гайдара нацеленной на всемерное поощрение финансовых спекуляций и вывоз сырья в интересах глобального капитала, на максимально возможное в каждый момент производство добавленной стоимости в России и всемерное развитие всех видов капитала именно для решения этой задачи.

А значит, прежде всего, надо направить энергию движущей силы истории – капитала – на нужды развития нашей, а не фешенебельных стран (как это имеет место сейчас). Для этого следует запереть его в России, запретив его бегство, перевод из легальной сферы в нелегальную при помощи обналичивания и деофшоризировав его под угрозой конфискации. Понятно, что и государство должно признать коррупцию во власти изменой Родине, а не почти безобидной коммерческой шалостью, как сейчас.

Для концентрации сил на производстве добавленной стоимости (а не вывозе природной и бюджетной рент, как с конца 80-х) необходима минимизация издержек экономики, в первую очередь – минимизация цен на продукцию базовых отраслей. А это значит, что они должны служить не максимизации своей прибыли, а созданию благоприятных условий всей экономике (по аналогии с естественными монополиями, прибыль которых несет стране 3-6-кратный убыток), работая «в ноль» и извлекая прибыль лишь из экспорта и своей модернизации.

Такая мотивация несовместима с частной собственностью и требует мягкой национализации базовых отраслей по аналогии с проведенной в Англии после войны и обеспечившей ее уверенное восстановление.

Необходимы также налоговая и таможенная революции, переносящие центр тяжести обложения на акцизы и ненужную стране часть внешней торговле (экспорт сырья и конкурирующий с отечественным производством импорт).

Наконец, доступный кредит требует ограничения финансовых спекуляций (иначе деньги вместо подъема реального сектора обвалят рубль), произвола монополий (иначе вместо производства вырастут цены) и коррупции (что является политической, но отнюдь не содержательной и тем более не технической проблемой).

Необходимое даже для простого выживания развитие промышленности и технологий требует квалифицированной рабочей силы, то есть разумной ее оплаты (и как минимум гарантирования гражданам РФ права на жизнь), нормализации образования, здравоохранения и миграционной политики (так как завоз огромных масс неквалифицированных работников разрушает рынок труда и делает невыгодной любую технологию сложнее кетменя).

Без описанной комплексной активизации промышленной политики победа в противостоянии с Западом невозможна даже теоретически, - и, значит, правительству Мишустина предстоит взяться на этот гуж уже в наступившем году.

Доктор экономических наук, депутат Госдумы Михаил Делягин отметил успехи правительства Михаила Мишустина, сумевшего не только удержать российскую экономику от сваливания в штопор, но обеспечить стабильность, и даже рост в некоторых секторах. Но дальше, по мнению Делягина, эта тактика не сработает. Чтобы обеспечить уверенный рост экономики нужны совершенно другие меры.

В 2022 году правительство Мишустина продолжало виртуозное компенсирование бюджетным стимулированием реального сектора экономики чрезмерно жесткой финансовой политики. Выстроив в предыдущие годы, по сути дела, заново систему соподчинения и ответственности федеральной исполнительной власти, премьер Мишустин качественно повысил эффективность бюджетной политики.

Макроэкономической теории еще предстоит осмыслить факт качественного замедления экономического спада и поддержания деловой активности в ключевых направлениях при помощи маневра крайне ограниченными бюджетными средствами и, по сути дела, точечным стимулированием.

В 2022 году одним из основных факторов жизнеспособности российской экономики стали, помимо своевременного предоставления премьером Мишустиным предпринимательству дополнительных степеней свободы, именно расходы федерального бюджета. Кроме понятного увеличения гособоронзаказа, это прежде всего инвестиции (рост которых достигал 45%) и льготная ипотека, обеспечившая бурный рост жилищного строительства и сохранение строительного комплекса в качестве хозяйственного локомотива.

В 2023 году, когда фундаментальный характер глобального кризиса и его специфических, затронувших прежде всего Россию проявлений перестал вызывать какие-либо сомнения даже у привластных либералов, необходимо дополнить политику последних трех лет форсированием социально-экономического развития.

Пора переориентировать всю систему регулирования экономики, со времен Гайдара нацеленной на всемерное поощрение финансовых спекуляций и вывоз сырья в интересах глобального капитала, на максимально возможное в каждый момент производство добавленной стоимости в России и всемерное развитие всех видов капитала именно для решения этой задачи.

А значит, прежде всего, надо направить энергию движущей силы истории – капитала – на нужды развития нашей, а не фешенебельных стран (как это имеет место сейчас). Для этого следует запереть его в России, запретив его бегство, перевод из легальной сферы в нелегальную при помощи обналичивания и деофшоризировав его под угрозой конфискации. Понятно, что и государство должно признать коррупцию во власти изменой Родине, а не почти безобидной коммерческой шалостью, как сейчас.

Для концентрации сил на производстве добавленной стоимости (а не вывозе природной и бюджетной рент, как с конца 80-х) необходима минимизация издержек экономики, в первую очередь – минимизация цен на продукцию базовых отраслей. А это значит, что они должны служить не максимизации своей прибыли, а созданию благоприятных условий всей экономике (по аналогии с естественными монополиями, прибыль которых несет стране 3-6-кратный убыток), работая «в ноль» и извлекая прибыль лишь из экспорта и своей модернизации.

Такая мотивация несовместима с частной собственностью и требует мягкой национализации базовых отраслей по аналогии с проведенной в Англии после войны и обеспечившей ее уверенное восстановление.

Необходимы также налоговая и таможенная революции, переносящие центр тяжести обложения на акцизы и ненужную стране часть внешней торговле (экспорт сырья и конкурирующий с отечественным производством импорт).

Наконец, доступный кредит требует ограничения финансовых спекуляций (иначе деньги вместо подъема реального сектора обвалят рубль), произвола монополий (иначе вместо производства вырастут цены) и коррупции (что является политической, но отнюдь не содержательной и тем более не технической проблемой).

Необходимое даже для простого выживания развитие промышленности и технологий требует квалифицированной рабочей силы, то есть разумной ее оплаты (и как минимум гарантирования гражданам РФ права на жизнь), нормализации образования, здравоохранения и миграционной политики (так как завоз огромных масс неквалифицированных работников разрушает рынок труда и делает невыгодной любую технологию сложнее кетменя).

Без описанной комплексной активизации промышленной политики победа в противостоянии с Западом невозможна даже теоретически, - и, значит, правительству Мишустина предстоит взяться на этот гуж уже в наступившем году.