Государственная дума приняла закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые затронули важные новеллы в части определения направления использования средств пенсионных накоплений, оставшихся после расчетов с кредиторами негосударственных пенсионных фондов. Для непосвященной публики это событие прошло незаметно, однако профессиональные экономисты усмотрели в нем целый ряд поистине революционных и судьбоносных изменений. Доктор экономических наук, профессор, Никита Кричевский считает, что решение российских властей резко меняет вектор развития российской экономики.
«Безобидный» закон, мурыжившийся с начала 2021 г., ко второму чтению был дополнен ст.5 («Президент РФ вправе в качестве мер.., направленных на обеспечение финансовой стабильности РФ, устанавливать»…): и через сутки принят в третьем чтении.
Что «зашито» в законе? (Манера «вшивать» нужные новеллы известна, речь о другом).
Статья 5 фактически отменила закон о валютном регулировании и валютном контроле, сломала законы о ЦБ, банках и бухучете, видоизменила ряд положений ПБУ, НК РФ, подвесила полномочия ЦБ, в том числе по определению курса и обслуживанию счетов, а также роль Росфинмониторинга.
Один пример. Подпункт 8 п. 2 дает президенту право на «замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества». Чьего и какого имущества, на какой срок, в связи с чем? Если раньше блокирование могло применяться по 115-ФЗ (по решению суда, СКР, прокуратуры, ФСБ), то теперь этого не требуется.
Для чего были приняты новые положения?
Закон вывел из игры Набиуллину, «капризы» которой достали, кажется, всех. У президента в последние месяцы появился управленческий прием оставлять членов команды на местах и в то же время лишать их полномочий.
Закон финансово блокирует офшоры, на которые в России оформлено имущество на триллионы долларов, а с этим – формально законный вывод средств за границу.
Закон фактически делегирует правительству определение текущего курса доллара (не напрямую, конечно, но по аналогии с Китаем).
Теперь президенту предоставлены чрезвычайно широкие полномочия или «иные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ».
По сути, создается «финансовая ЧК», которая будет определять правила финансовой игры в экономике. Причем далеко не факт, что в нее войдут Набиуллина, Силуанов, Кудрин, но наверняка – Мишустин, Белоусов, Егоров (ФНС).
Проба пера финансовой ЧК произойдет в деле противостояния с Биг-4. А может, будет выбран другой объект, например, фактическая (а не формальная) деофшоризация. Что до курса, то он будет таким, каким он нужен экономике, возможно даже, директивным (снова как в Китае).
Время шахмат с властью закончилось. Начинается игра в «Чапаева».
Государственная дума приняла закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые затронули важные новеллы в части определения направления использования средств пенсионных накоплений, оставшихся после расчетов с кредиторами негосударственных пенсионных фондов. Для непосвященной публики это событие прошло незаметно, однако профессиональные экономисты усмотрели в нем целый ряд поистине революционных и судьбоносных изменений. Доктор экономических наук, профессор, Никита Кричевский считает, что решение российских властей резко меняет вектор развития российской экономики.
«Безобидный» закон, мурыжившийся с начала 2021 г., ко второму чтению был дополнен ст.5 («Президент РФ вправе в качестве мер.., направленных на обеспечение финансовой стабильности РФ, устанавливать»…): и через сутки принят в третьем чтении.
Что «зашито» в законе? (Манера «вшивать» нужные новеллы известна, речь о другом).
Статья 5 фактически отменила закон о валютном регулировании и валютном контроле, сломала законы о ЦБ, банках и бухучете, видоизменила ряд положений ПБУ, НК РФ, подвесила полномочия ЦБ, в том числе по определению курса и обслуживанию счетов, а также роль Росфинмониторинга.
Один пример. Подпункт 8 п. 2 дает президенту право на «замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества». Чьего и какого имущества, на какой срок, в связи с чем? Если раньше блокирование могло применяться по 115-ФЗ (по решению суда, СКР, прокуратуры, ФСБ), то теперь этого не требуется.
Для чего были приняты новые положения?
Закон вывел из игры Набиуллину, «капризы» которой достали, кажется, всех. У президента в последние месяцы появился управленческий прием оставлять членов команды на местах и в то же время лишать их полномочий.
Закон финансово блокирует офшоры, на которые в России оформлено имущество на триллионы долларов, а с этим – формально законный вывод средств за границу.
Закон фактически делегирует правительству определение текущего курса доллара (не напрямую, конечно, но по аналогии с Китаем).
Теперь президенту предоставлены чрезвычайно широкие полномочия или «иные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ».
По сути, создается «финансовая ЧК», которая будет определять правила финансовой игры в экономике. Причем далеко не факт, что в нее войдут Набиуллина, Силуанов, Кудрин, но наверняка – Мишустин, Белоусов, Егоров (ФНС).
Проба пера финансовой ЧК произойдет в деле противостояния с Биг-4. А может, будет выбран другой объект, например, фактическая (а не формальная) деофшоризация. Что до курса, то он будет таким, каким он нужен экономике, возможно даже, директивным (снова как в Китае).
Время шахмат с властью закончилось. Начинается игра в «Чапаева».