Объем легального рынка такси достиг 820 млрд рублей в прошлом году, восстановившись после пандемии. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в 2020 году показатель составлял 644 млрд рублей.
Что учитывали эксперты:
- заработок легальных водителей (примерно 650 млрд рублей);
- доходы таксопарков и агрегаторов (примерно по 83 млрд рублей)
Количество занятых на постоянной основе в 2020 году увеличилось на 2,6%, в 2021 году — на 3,4%. Тогда в отрасли официально трудилось 575 тысяч человек.
Положительными факторами стали интенсивная эксплуатация транспортных средств, снижение их холостого пробега и увеличение числа водителей, рассматривающих занятость в таксомоторной отрасли в качестве дополнительной. Число последних возросло на 29%, до 139 тысяч человек.
При этом средний заработок водителя вырос только в городах-миллионниках: если в городе с населением более 5 млн человек водитель получал 77 тысяч рублей в 2019 году, то в 2021 году он зарабатывал 83 тысяч рублей. В городах с населением менее 100 тысяч человек зарплата не превышала 15 тысяч рублей в 2021 году.
Изменения 2022 года
После активации антироссийских санкций об уходе с российского рынка такси объявили сервисы Gett и «Ситимобил». Однако последний бренд останется, так как его купила компания People & People (управляет «Таксовичкоф» и другими агрегаторами).
Однако, ухудшить состояние внутреннего рынка могут и другие факторы: рост платежей по лизинговым договорам и стоимости ОСАГО, увеличение стоимости новых транспортных средств и запчастей, дефицит комплектующих.
Риски несет правовое регулирование, предусмотренное законопроектом, разработанным Минтрансом РФ.
Предлагается:
- ввести минимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа;
- ограничить количество легковых такси в регионах;
- обязать устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителя;
- ввести ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, если у водителя не было разрешения или оно было аннулировано;
- обязать агрегаторы открывать представительства в регионах присутствия, заключать договор с самозанятыми;
- обязать таксопарки предоставить ФСБ «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным.
Тем не менее, руководители таксомоторных компаний отмечают, что в целом опыт пандемийного и постпандемийного периода показывает рост занятых в такси при господдержке отрасли.
Санкции перестраивают рынок
Прекращение работы сервисов Google Pay и Apple Pay заставляют пользователей такси привязывать банковские карты к приложению или оформлять заказы по телефону. А затруднения, коснувшиеся автомобильной промышленности, приводят к увеличению числа отечественных машин в таксопарках.
Однако аналитики не ожидают обвала рынка такси, поскольку удорожание содержания личного транспорта подвигнет россиян к использованию общественного. Предполагается, что до конца текущего года спрос на такси вырастет, а компании смогут избежать падения за счёт государственных мер поддержки.
Объем легального рынка такси достиг 820 млрд рублей в прошлом году, восстановившись после пандемии. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, в 2020 году показатель составлял 644 млрд рублей.
Что учитывали эксперты:
- заработок легальных водителей (примерно 650 млрд рублей);
- доходы таксопарков и агрегаторов (примерно по 83 млрд рублей)
Количество занятых на постоянной основе в 2020 году увеличилось на 2,6%, в 2021 году — на 3,4%. Тогда в отрасли официально трудилось 575 тысяч человек.
Положительными факторами стали интенсивная эксплуатация транспортных средств, снижение их холостого пробега и увеличение числа водителей, рассматривающих занятость в таксомоторной отрасли в качестве дополнительной. Число последних возросло на 29%, до 139 тысяч человек.
При этом средний заработок водителя вырос только в городах-миллионниках: если в городе с населением более 5 млн человек водитель получал 77 тысяч рублей в 2019 году, то в 2021 году он зарабатывал 83 тысяч рублей. В городах с населением менее 100 тысяч человек зарплата не превышала 15 тысяч рублей в 2021 году.
Изменения 2022 года
После активации антироссийских санкций об уходе с российского рынка такси объявили сервисы Gett и «Ситимобил». Однако последний бренд останется, так как его купила компания People & People (управляет «Таксовичкоф» и другими агрегаторами).
Однако, ухудшить состояние внутреннего рынка могут и другие факторы: рост платежей по лизинговым договорам и стоимости ОСАГО, увеличение стоимости новых транспортных средств и запчастей, дефицит комплектующих.
Риски несет правовое регулирование, предусмотренное законопроектом, разработанным Минтрансом РФ.
Предлагается:
- ввести минимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа;
- ограничить количество легковых такси в регионах;
- обязать устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителя;
- ввести ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, если у водителя не было разрешения или оно было аннулировано;
- обязать агрегаторы открывать представительства в регионах присутствия, заключать договор с самозанятыми;
- обязать таксопарки предоставить ФСБ «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным.
Тем не менее, руководители таксомоторных компаний отмечают, что в целом опыт пандемийного и постпандемийного периода показывает рост занятых в такси при господдержке отрасли.
Санкции перестраивают рынок
Прекращение работы сервисов Google Pay и Apple Pay заставляют пользователей такси привязывать банковские карты к приложению или оформлять заказы по телефону. А затруднения, коснувшиеся автомобильной промышленности, приводят к увеличению числа отечественных машин в таксопарках.
Однако аналитики не ожидают обвала рынка такси, поскольку удорожание содержания личного транспорта подвигнет россиян к использованию общественного. Предполагается, что до конца текущего года спрос на такси вырастет, а компании смогут избежать падения за счёт государственных мер поддержки.