Проектный лидер Frank RG Станислав Сухов ждет тяжелый год для автокредитования, которому март добавил пессимизма.
Автокредитование привыкает к новой реальности почти месяц. В ней приходится жить с небывало высокими ставками, инфляцией, дефицитом авто и резким снижением выдачи кредитов. За месяц ситуация на рынке только ухудшалась — с 28 февраля выдачи упали в среднем на 80%.
Как минимум, шесть банков, среди которых: и кэптивные банки автопроизводителей, и розничные — полностью остановили выдачу автокредитов.
Тяжелый год, который по первоначальным прогнозам ждал рынок автокредитования, теперь станет по-настоящему критическим.
Новых автомобилей пока не будет. Рынок новых автомобилей в РФ не собирался расти по итогам 2022 года из-за мирового дефицита полупроводников для производства комплектующих. Но сегодня ситуация кардинально ухудшилась.
С одной стороны, об остановке производств и поставок автомобилей в нашей стране заявили почти все автопроизводители кроме китайских и корейских. С другой стороны, даже отечественное производство в лице АВТОВАЗа столкнулось с острой нехваткой импортных компонентов на фоне санкций.
По итогам 2021 года на Ладу, Hyundai, KIA и китайские бренды приходилось чуть больше 50% рынка. Даже если предположить, что проблем с компонентами и производством у первых трех не будет, а китайские бренды смогут наращивать свою долю, рынок сократится примерно наполовину. В пессимистичном сценарии мы можем увидеть и более серьезное снижение.
Ложная надежда на «пробег». Дилеры возлагают надежду на продажи автомобилей с пробегом, но здесь также существуют свои проблемы. Во-первых, количество объявлений о продаже машин, которые дилеры могли бы выкупать у физлиц, снижается: люди не торопятся продавать свои авто, понимая, что в условиях дефицита и высоких цен им будет сложно купить замену. Во-вторых, рынок попадает в «яму», так как средний 7-летний цикл владения автомобилем сейчас заканчивается для машин, проданных в кризисном 2015 году.
Рынок автомобилей с пробегом почти в 4 раза превышает рынок новых авто, но доля дилерских продаж здесь, как и доля автокредитования в продажах остаются низкими (менее 13% и менее 10% соответственно). По итогам 2021 на кредитование машин с пробегом пришлось 33% всех выданных автокредитов – значимый объем, но пока несопоставимый с сегментом «новые автомобили».
Доля кредитных продаж будет снижаться – в кризис традиционно растет доля покупок за наличные, и сегмент авто с пробегом не сможет компенсировать падение автокредитования в сегменте новых авто, да и сам он снизится.
Рост цен на фоне падающих доходов населения. По данным Автостат, цены на новые автомобили в России за две недели марта в среднем уже выросли на 20-30%. Для сравнения за весь 2021 год они также выросли на 20%. Очевидно, что этот тренд продолжится: дилеры отмечают, что запасов новых авто по разным оценкам хватит на 1-3 месяца. Так как ситуацию с новыми поставками сейчас прогнозировать сложно, дилеры постараются растянуть запасы на максимальный срок, что скажется на ценах.
Темп роста реальных располагаемых доходов населения при этом сильно не соответствует темпу роста цен на автомобили. По оценке Росстата, реальные доходы россиян в 2021 году увеличились на 3,1%. И если до февральских событий в 2022 году также ожидался их минимальный рост, то сейчас очевидно, что нас ждет очередное снижение. Так по результатам макроэкономического опроса, который ЦБ провел в первую неделю марта среди 18 экономистов крупных компаний, медианный прогноз по снижению ВВП составил 8%, по темпам инфляции – 20%.
Заградительные процентные ставки и снижение уровня одобрений. Индекс процентных ставок по автокредитам Frank RG в феврале составлял 11,6-17,2%. За четыре недели с 28 февраля он вырос до 15,5-29,5%. Вместе с повышением ключевой ставки ЦБ отменил границу ПСК для автокредитов, чем серьезно помог сегменту не остановиться полностью. Однако, уровень, которого достигли процентные ставки, все равно стал заградительным для большинства клиентов.
Дополнительно банки серьезно ужесточили скоринг: по данным НБКИ уровень одобрений снизился в марте до 10%. До таких значений он не опускался даже в апреле 2020 года из-за последствий пандемии. Ранее для автокредитов на новые авто он составлял 40-45%, на авто с пробегом – 25-30%.
Для банков выдавать автокредиты по процентным ставкам в районе 30-40% в больших объемах нецелесообразно. Вероятность дефолта «плохих» клиентов сильно возрастает. Банки уже заметили снижение платежеспособности клиентов по текущим кредитам. С другой стороны, «хорошие» клиенты быстро перекредитуются в сегменте кредитов наличными, как только рынок вернется циклу снижения ставок.
У каршеринга – те же проблемы. В таких обстоятельствах каршеринг становится не просто дополнением к собственному автомобилю, а полноценной заменой. Для людей, которые рассчитывали купить новый автомобиль определенной марки, но упустили момент и теперь не хотят этого делать из-за высоких цен и кредитных ставок, каршеринг становится единственно возможной альтернативой. На определенный период времени особую популярность каршерингу могут принести автомобили тех брендов, которые приостановили производство и поставки в Россию, но еще остаются в каршеринговых парках. Однако, естественный износ и нехватка запчастей постепенно изменят структуру этих парков, как и на авторынке в целом, в пользу корейских, китайских и российских брендов.
Сервисы авто по подписке, в отличие от каршеринга, частично потеряют свою актуальность. Во-первых, они в большей степени базируются на новых автомобилях и рискуют остановить свою работу из-за нехватки машин. Часть сервисов уже прекратили работу в России вместе с автопроизводителями – в частности, Volvo и Porsche. Сервисы Hyundai, Kia и Nissan пока продолжают работать. Во-вторых, на модель подписки негативно влияет и делает ее невыгодной текущее состояние авторынка: автомобиль в России давно превратился из пассива в актив.
Проектный лидер Frank RG Станислав Сухов ждет тяжелый год для автокредитования, которому март добавил пессимизма.
Автокредитование привыкает к новой реальности почти месяц. В ней приходится жить с небывало высокими ставками, инфляцией, дефицитом авто и резким снижением выдачи кредитов. За месяц ситуация на рынке только ухудшалась — с 28 февраля выдачи упали в среднем на 80%.
Как минимум, шесть банков, среди которых: и кэптивные банки автопроизводителей, и розничные — полностью остановили выдачу автокредитов.
Тяжелый год, который по первоначальным прогнозам ждал рынок автокредитования, теперь станет по-настоящему критическим.
Новых автомобилей пока не будет. Рынок новых автомобилей в РФ не собирался расти по итогам 2022 года из-за мирового дефицита полупроводников для производства комплектующих. Но сегодня ситуация кардинально ухудшилась.
С одной стороны, об остановке производств и поставок автомобилей в нашей стране заявили почти все автопроизводители кроме китайских и корейских. С другой стороны, даже отечественное производство в лице АВТОВАЗа столкнулось с острой нехваткой импортных компонентов на фоне санкций.
По итогам 2021 года на Ладу, Hyundai, KIA и китайские бренды приходилось чуть больше 50% рынка. Даже если предположить, что проблем с компонентами и производством у первых трех не будет, а китайские бренды смогут наращивать свою долю, рынок сократится примерно наполовину. В пессимистичном сценарии мы можем увидеть и более серьезное снижение.
Ложная надежда на «пробег». Дилеры возлагают надежду на продажи автомобилей с пробегом, но здесь также существуют свои проблемы. Во-первых, количество объявлений о продаже машин, которые дилеры могли бы выкупать у физлиц, снижается: люди не торопятся продавать свои авто, понимая, что в условиях дефицита и высоких цен им будет сложно купить замену. Во-вторых, рынок попадает в «яму», так как средний 7-летний цикл владения автомобилем сейчас заканчивается для машин, проданных в кризисном 2015 году.
Рынок автомобилей с пробегом почти в 4 раза превышает рынок новых авто, но доля дилерских продаж здесь, как и доля автокредитования в продажах остаются низкими (менее 13% и менее 10% соответственно). По итогам 2021 на кредитование машин с пробегом пришлось 33% всех выданных автокредитов – значимый объем, но пока несопоставимый с сегментом «новые автомобили».
Доля кредитных продаж будет снижаться – в кризис традиционно растет доля покупок за наличные, и сегмент авто с пробегом не сможет компенсировать падение автокредитования в сегменте новых авто, да и сам он снизится.
Рост цен на фоне падающих доходов населения. По данным Автостат, цены на новые автомобили в России за две недели марта в среднем уже выросли на 20-30%. Для сравнения за весь 2021 год они также выросли на 20%. Очевидно, что этот тренд продолжится: дилеры отмечают, что запасов новых авто по разным оценкам хватит на 1-3 месяца. Так как ситуацию с новыми поставками сейчас прогнозировать сложно, дилеры постараются растянуть запасы на максимальный срок, что скажется на ценах.
Темп роста реальных располагаемых доходов населения при этом сильно не соответствует темпу роста цен на автомобили. По оценке Росстата, реальные доходы россиян в 2021 году увеличились на 3,1%. И если до февральских событий в 2022 году также ожидался их минимальный рост, то сейчас очевидно, что нас ждет очередное снижение. Так по результатам макроэкономического опроса, который ЦБ провел в первую неделю марта среди 18 экономистов крупных компаний, медианный прогноз по снижению ВВП составил 8%, по темпам инфляции – 20%.
Заградительные процентные ставки и снижение уровня одобрений. Индекс процентных ставок по автокредитам Frank RG в феврале составлял 11,6-17,2%. За четыре недели с 28 февраля он вырос до 15,5-29,5%. Вместе с повышением ключевой ставки ЦБ отменил границу ПСК для автокредитов, чем серьезно помог сегменту не остановиться полностью. Однако, уровень, которого достигли процентные ставки, все равно стал заградительным для большинства клиентов.
Дополнительно банки серьезно ужесточили скоринг: по данным НБКИ уровень одобрений снизился в марте до 10%. До таких значений он не опускался даже в апреле 2020 года из-за последствий пандемии. Ранее для автокредитов на новые авто он составлял 40-45%, на авто с пробегом – 25-30%.
Для банков выдавать автокредиты по процентным ставкам в районе 30-40% в больших объемах нецелесообразно. Вероятность дефолта «плохих» клиентов сильно возрастает. Банки уже заметили снижение платежеспособности клиентов по текущим кредитам. С другой стороны, «хорошие» клиенты быстро перекредитуются в сегменте кредитов наличными, как только рынок вернется циклу снижения ставок.
У каршеринга – те же проблемы. В таких обстоятельствах каршеринг становится не просто дополнением к собственному автомобилю, а полноценной заменой. Для людей, которые рассчитывали купить новый автомобиль определенной марки, но упустили момент и теперь не хотят этого делать из-за высоких цен и кредитных ставок, каршеринг становится единственно возможной альтернативой. На определенный период времени особую популярность каршерингу могут принести автомобили тех брендов, которые приостановили производство и поставки в Россию, но еще остаются в каршеринговых парках. Однако, естественный износ и нехватка запчастей постепенно изменят структуру этих парков, как и на авторынке в целом, в пользу корейских, китайских и российских брендов.
Сервисы авто по подписке, в отличие от каршеринга, частично потеряют свою актуальность. Во-первых, они в большей степени базируются на новых автомобилях и рискуют остановить свою работу из-за нехватки машин. Часть сервисов уже прекратили работу в России вместе с автопроизводителями – в частности, Volvo и Porsche. Сервисы Hyundai, Kia и Nissan пока продолжают работать. Во-вторых, на модель подписки негативно влияет и делает ее невыгодной текущее состояние авторынка: автомобиль в России давно превратился из пассива в актив.