Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в среду рекомендовал принять во втором чтении законопроект о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ).
Поправки вводят новый запрет на участие в выборах для лиц, осужденных за экстремистские преступления, уточняют обязанности кандидатов-иноагентов и ликвидируют институт членов участковых избиркомов с правом совещательного голоса. В проекте появилась норма, исключающая повторное голосование — эта опция применялась на сентябрьских выборах-2021 в Москве и привела к существенной задержке с подведением итогов ДЭГ. Также уточнён порядок участия иноагентов и кандидатов, аффилированных с иноагентами. Участников выборов обяжут маркировать используемые в агитации цитаты иноагентов .
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает поправки логичными. Переголосованием, по его мнению, пожертвовали ради легитимности выборов: «Ради того, чтобы итоги голосования подводились в течение часа после выборов, законодатели пожертвовали одним из "защитных механизмов" против административного ресурса. Видимо, по мнению депутатов, в текущей ситуации прозрачность и оперативное подведение итогов для легитимности важнее».
Действующий закон уже предусматривает ограничение пассивного избирательного права для осужденных за особо тяжкие преступления (до 15 лет), тяжкие (10 лет) и ряд преступлений средней тяжести (на 5 лет). Аналогичный пятилетний запрет баллотироваться авторы поправок предложили распространить и на экстремистские преступления, не относящиеся к тяжким и особо тяжким. В их число входит и только что введенная в УК ст. 280.3: публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
«Такое ограничение коснётся очень небольшого количества кандидатов, и между парламентскими партиями и так действовало негласное соглашение о том, чтобы не выставлять кандидатов с судимостью на выборы. Экстремистские преступления по сути связаны с отрицанием правил, государственных институтов и процедур. Так что включение в списки таких кандидатов противоречит здравому смыслу, поскольку совершенное ими преступление имеет идеологический подтекст», — отмечает Константин Костин.
Существенные изменения также коснутся статей, регулирующих работу членов избиркомов с правом совещательного голоса. Их предлагается оставить только в ЦИКе и региональных избиркомах, а в территориальных и участковых комиссиях (ТИК и УИК) заменить наблюдателями. Еще одна поправка связана с укрупнением избирательных участков. По мнению авторов поправок, разрешение создавать участки более чем с 3 тыс. избирателей поможет оптимизировать расходы на проведение выборов и равномернее распределить нагрузку на УИК при трехдневном голосовании.
Константин Костин одобряет эту поправку. По его словам, в рамках микрорайона с большим количеством многоквартирных домов странно организовывать большое количество УИК-ов: «Слегка абсурдно, когда участки находится в прямой видимости друг от друга. Это избыточная нагрузка на избирательную систему и участников выборов».
Эксперт также утверждает, что нет проблемы и в том, что на ТИК-ах и УИК-ах члены комиссий с правом совещательного голоса будут заменяться на наблюдателей: «Я не слышал, чтобы парламентские партии жаловались на то, чтобы их наблюдателей массово удаляли с участков. Такие проблемы периодически были у наблюдателей от СМИ и общественных объединений. Но тут обычно проблема в правильной подготовке к этой деятельности. Наблюдатели, осуществляя свои функции, не должны мешать процессу волеизъявления», – заключает Костин.
Источник: Коммерсантъ
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству в среду рекомендовал принять во втором чтении законопроект о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). Константин Костин о новых поправках в законопроект об онлайн голосовании
 
Поправки вводят новый запрет на участие в выборах для лиц, осужденных за экстремистские преступления, уточняют обязанности кандидатов-иноагентов и ликвидируют институт членов участковых избиркомов с правом совещательного голоса. В проекте появилась норма, исключающая повторное голосование — эта опция применялась на сентябрьских выборах-2021 в Москве и привела к существенной задержке с подведением итогов ДЭГ. Также уточнён порядок участия иноагентов и кандидатов, аффилированных с иноагентами. Участников выборов обяжут маркировать используемые в агитации цитаты иноагентов .
Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает поправки логичными. Переголосованием, по его мнению, пожертвовали ради легитимности выборов: «Ради того, чтобы итоги голосования подводились в течение часа после выборов, законодатели пожертвовали одним из "защитных механизмов" против административного ресурса. Видимо, по мнению депутатов, в текущей ситуации прозрачность и оперативное подведение итогов для легитимности важнее».
Действующий закон уже предусматривает ограничение пассивного избирательного права для осужденных за особо тяжкие преступления (до 15 лет), тяжкие (10 лет) и ряд преступлений средней тяжести (на 5 лет). Аналогичный пятилетний запрет баллотироваться авторы поправок предложили распространить и на экстремистские преступления, не относящиеся к тяжким и особо тяжким. В их число входит и только что введенная в УК ст. 280.3: публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
«Такое ограничение коснётся очень небольшого количества кандидатов, и между парламентскими партиями и так действовало негласное соглашение о том, чтобы не выставлять кандидатов с судимостью на выборы. Экстремистские преступления по сути связаны с отрицанием правил, государственных институтов и процедур. Так что включение в списки таких кандидатов противоречит здравому смыслу, поскольку совершенное ими преступление имеет идеологический подтекст», — отмечает Константин Костин.
Существенные изменения также коснутся статей, регулирующих работу членов избиркомов с правом совещательного голоса. Их предлагается оставить только в ЦИКе и региональных избиркомах, а в территориальных и участковых комиссиях (ТИК и УИК) заменить наблюдателями. Еще одна поправка связана с укрупнением избирательных участков. По мнению авторов поправок, разрешение создавать участки более чем с 3 тыс. избирателей поможет оптимизировать расходы на проведение выборов и равномернее распределить нагрузку на УИК при трехдневном голосовании.
Константин Костин одобряет эту поправку. По его словам, в рамках микрорайона с большим количеством многоквартирных домов странно организовывать большое количество УИК-ов: «Слегка абсурдно, когда участки находится в прямой видимости друг от друга. Это избыточная нагрузка на избирательную систему и участников выборов».
Эксперт также утверждает, что нет проблемы и в том, что на ТИК-ах и УИК-ах члены комиссий с правом совещательного голоса будут заменяться на наблюдателей: «Я не слышал, чтобы парламентские партии жаловались на то, чтобы их наблюдателей массово удаляли с участков. Такие проблемы периодически были у наблюдателей от СМИ и общественных объединений. Но тут обычно проблема в правильной подготовке к этой деятельности. Наблюдатели, осуществляя свои функции, не должны мешать процессу волеизъявления», – заключает Костин.
Источник: Коммерсантъ