Великий пост, важнейший из многодневных постов Православной Церкви, начинается 7 марта, за семь недель до Пасхи, и заканчивается 23 апреля.
История Великого поста
Великий пост был установлен в апостольские времена и первоначально длился всего лишь от 24 до 40 часов. В этот период христиане полностью отказывались от какой-либо пищи. Для очищения были выбраны среда и пятница.
Шестидневный пост в некоторых поместных церквях появляется в середине III века как воспоминание о событиях последних дней земной жизни Иисуса Христа. Часть христиан при это все равно продолжала поститься примерно 2 суток.
Уже в IV-V веках Церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. Тот, кто не соблюдал Великий пост, мог быть на некоторое время отлучен от Церкви - такие случаи упоминаются в правилах Вселенских соборов и в текстах Святых отцов.
Продолжительность Великого поста с V века постепенно увеличилась до 40 дней как подражание посту Иисуса Христа в пустыне, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение, поскольку раньше крестили только несколько раз в год, в том числе и перед Пасхой.
Вначале 40 дней постились язычники, которые хотели креститься и стать христианами. После к ним в Страстную Седмицу присоединились верующие, проповедовавшие готовящимся к крещению людям.
Поэтому Великий Пост имеет миссионерское происхождение - это знак солидарности в особое для молитв время.
Строгости в питании во время поста были связаны с основной идеей воздержания - питание должно быть дешевым и быстрым в приготовлении, а сэкономленные деньги и время нужно использовать для милосердия, благотворительности и участия в богослужении. Денежную разницу в стоимости между обычным и постным обедом отдавали нищим.
После стало понятно, что для большинства прихожан пост оказался слишком жестким. Тогда в правила питания включили горячую овощную пищу на масле и рыбу.
Как держать Великий пост
Стоит помнить, что истинный пост - это далеко не только ограничения в еде. Это ежедневное воздержание от всякого зла и духовный труд.
Постясь телесно, постись и духовно. Да постится ум от суетных помышлений, память от злопомнения, воля от злого хотения, язык от осуждения, лжи, праздного слова. Без всего этого пост становится обычный диетой.
Каждая неделя Великого поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность.
1-я неделя. Торжество Православия. Православная Церковь празднует восстановление иконопочитания. В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон.
В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. В результате тысячи икон, мозаик, фресок были уничтожены, а многие иконописцы убиты.
Борьба с иконопочитанием прекратилась лишь в 843 году по инициативе императрицы Феодоры. Когда аретики-иконоборцы были осуждены, в первое воскресенье Великого поста жители Константинополя вышли на улицы с иконами в руках. Патриарх, митрополиты, игумены, священники и простые верующие праздновали восстановление иконопочитания.
2-я неделя. Святителя Григория Паламы.
Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники в XIV веке. Он почитается как победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Богослов ответил на вопрос: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?
Святитель Григорий Палама ответил так: "Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям". С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим энергиям Бога.
Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни - человек по милости Божьей посредством нетварных энергий соединяется с Богом.
3-я неделя. Крестопоклонная. В этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами Крест.
Крест почитался Церковью как поклонение Иисусу Христу в свете его искупительного подвига. Почитая крест, люди вспоминают ту жертву, что Иисус принес ради всех людей. Крест - также символ воскресения Христа, открывшего всем путь в рай.
4-я неделя преподобного Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник всю жизнь провел в монастыре на Синайском полуострове.
В последние годы жизни написал до сих пор почитаемую книгу "Лествица" - руководство в духовно-нравственной жизни. Причина такой популярности книги - простой и доходчивый язык, которым святой Иоанн сумел объяснить сложнейшие вопросы духовной жизни.
5-я неделя преподобной Марии Египетской.
Своей жизнью Мария является примером того, как человек с Божией помощью может выйти к свету даже из самых страшных и беспросветных духовных тупиков. Всю жизнь она провела в блуде. Однажды она попыталась зайти в храм в Иерусалиме, но не смогла. Помолившись висевшей у входа иконе, Мария дала обещание измениться. Причастившись, она ушла в пустыню и посвятила почти 40 лет в молитвах.
Мария Египетская достигла удивительных высот святости - переходила реку по воде, а во время молитвы отрывалась от земли.
Своим поступком Мария продемонстрировала, что человек действительно является хозяином своей судьбы.
6-я неделя. Вход Господень в Иерусалим. Жители встречали Иисуса, расстилая на дороге пальмовые ветви. В память об этом верующие идут в храм с веточками пальмы или вербы.
Это и радостный, и одновременно печальный праздник. Иисус явил себя как Мессия, но это стало началом его Крестного пути.
7-я неделя. Страстная седмица. Это воспоминание последних дней земной жизни, смерти и погребения Иисуса Христа.
Иисус преодолел издевательства, побои палками и бичом, распятие, причинявшие нестерпимую боль. Христос умирал на Кресте 6 часов.
Страдания и смерть Христа стали средством исцеления человеческого рода.
Что можно и нельзя есть во время поста
Каждая из недель поста имеет свой значение. Согласно традициям и церковному уставу в первую и последнюю неделю поста соблюдается с особой строгостью. Запрещены все продукты животного происхождения. Есть можно только вечером, а по субботам и воскресеньям допускается убирать только завтрак.
В остальные недели в понедельник, среду и пятницу едят только холодные блюда, а по вторникам и четвергам можно горячее, но без масла.
По субботам и воскресеньям, можно употреблять растительное масло и немного виноградного вина, кроме субботы Страстной седмицы.
В страстную Пятницу рекомендовано не есть весь день.
Стол в дни Великого поста ограничен определенными продуктами. В пост запрещены продукты животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты, сдоба, алкоголь. Рыбу можно есть только в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Разрешено есть во время Великого поста овощи, фрукты и ягоды, бобовые, макароны, злаки, орехи и сухофрукты, грибы, хлеб и хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла, все виды зелени, мёд, водоросли, корейские салаты, семечки, бальзамический, яблочный, столовый уксусы, морепродукты (креветки, кальмары, осьминоги, мидии).
Кто может не соблюдать Великий пост
Издавна существуют категории людей, которым разрешается не поститься во время Великого поста. Однако для этого нужно испросить у священника благословения.
Так, от поста могут освобождаться маленькие дети, беременные и кормящие женщины, тяжелобольные, странствующие и занимающиеся тяжелым физическим трудом люди. Также священник может дать благословение не соблюдать Великий пост пожилым людям.
Каждой из названных категорий лиц необходимо употреблять растительные белки и жиры для полноценного функционирования организма.
Однако все верующие могут и должны посещать храм в Великий пост, молиться, слушать литургии.