Лента новостей

Все новости

Популярное

Москве не оставили выбора — Россия намерена отрезвить западные элиты

 

Москве не оставили выбора — Россия намерена отрезвить западные элиты


В журнале «Россия в глобальной политике» появилась статья декана факультета международных отношений МГИМО Андрея Сушенцова о мотивах и конечных целях российского руководства, решившегося на проведение военной операции на Украине. Эксперт спрогнозировал дальнейшее развитие событий после того, как острая фаза конфликта завершится. 

К концу 2020 г. считалось общим местом осуществлять военно-политические провокации на границах России, почти в ежедневном режиме тестируя политическую волю российского руководства. Опасные сближения военных судов, маневрирование военных флотов, военные учения вблизи российских границ, военные провокации на территории Донбасса и в Крыму, постоянное политическое давление, санкции, «кибератаки», а также постоянная угроза эскалации конфликта – стали неотъемлемой частью политического «диалога» с Россией.

 Последние три десятилетия российская линия опиралась на дипломатию. Российский ответ был комплексным, методичным и апеллировал к здравому смыслу ведущих элит
Запада.

 И только осознав, что эти попытки не имеют успеха, Россия переняла логику Запада, который считал, что у европейской безопасности есть только одна проблема. Россия теперь думает также: главная проблема европейской системы безопасности – это США и НАТО.
 
Когда-нибудь эмоции по поводу текущей острой фазы кризиса улягутся, и переговоры неизбежно возобновятся. Но это уже будет другой мир. В этом мире Россия отодвинет фронтир противостояния с НАТО от своих границ глубже на Запад. Украина получит новое правительство и будет демилитаризована. Скорее всего, Украина станет третьим участником союза России и Белоруссии. Если начнёт реализовываться американская угроза о создании системы поддержки украинского подполья с размещением лагерей на территории государств Восточной Европы, Россия будет иметь в виду симметричный ответ: давление на эти страны Восточной Европы. Со временем это гибридное противостояние должно прекратиться, как прежде оно завершилось между Россией и Турцией, применявших друг к другу подобные инструменты воздействия. В новом мире Россия не потерпит нарушения прав людей русской идентичности, где бы они ни проживали: будет жёстко и настойчиво их защищать. Станет относительно рутинной демонстрация военных намерений и потенциала. В случае размещения наступательных вооружений в странах НАТО на российских границах, например на территории государств Прибалтики или Польши, Россия будет создавать контругрозы в неожиданных местах в Европе и Западном полушарии. Обмен киберударами будет обыденностью в мире, где невозможен прямой военный конфликт России и Запада.

Однако острая фаза кризиса пока не пройдена. Страны НАТО заняли сторону Киева – поставляют ему оружие и материальные ресурсы, предоставляют разведывательные данные, резко усилили санкционное давление на Россию. Сейчас на Западе раздаются голоса, призывающие к немедленному обрушению российской экономики и цифровой инфраструктуры. Обсуждаются самые радикальные сценарии, включая экспроприацию российских активов и масштабную кибератаку на критическую инфраструктуру. Несколько лет назад, обсуждая перспективу обсуждения отключения России от SWIFT, бывший премьер-министр Дмитрий Медведев назвал этот возможный шаг актом войны. Руководство России сохраняет приоритет участия страны в глобальной экономике и исходит из перспективы возобновления экономического взаимодействия с Западом в будущем.
 
Однако шаги стран НАТО, которые могут привести к катастрофическому развитию событий в российском народном хозяйстве, будут расценены Москвой как агрессия и приведут к ответу, ощутимому в глобальном масштабе. Обрушение не будет односторонним. Опасность – как и безопасность – неделима.
 
Когда среди элит Запада наступит отрезвление, они осознают, что ключевым процессом нового этапа является управление конфронтацией между Россией и Западом, недопущение спонтанной эскалации конфронтации. Цель России остаётся неизменной – создание более справедливой системы неделимой безопасности в Европе, которая учитывает российские интересы. В основе этой системы должны лежать правила осмотрительного поведения и отказ от создания взаимных военных угроз. Экономическая взаимозависимость между Россией и странами Запада ослабнет, однако не разорвётся окончательно. Поставки российских энергоресурсов в обмен на западные технологии по-прежнему будут востребованы. Полностью исключить Россию из финансовой системы также не получится. Однако введённые санкции США и ЕС дадут ощутимый эффект и ускорят уход от доллара в международных расчётах.

Хотя на первых полосах СМИ мы наблюдаем восприятие сложившегося кризиса именно глазами Запада, важными действующими лицами в сложившейся ситуации являются государства Востока: Китай выбрал осторожную линию в отношении происходящего, и посылает сигналы о том, что заинтересован в создании полицентричного мирового порядка. Позиция других влиятельных стран также показывает, что между ними и Западом нет солидарного подхода к происходящему. Индия, Иран, Азербайджан, Турция, Бразилия, Пакистан, Израиль, ОАЭ и другие демонстрируют, что их национальные интересы отличаются от интересов Запада.
Деловой, рутинный характер, в котором протекает крупнейший со времен нападения НАТО на Белград военный кризис в Европе, показывает, что международные отношения возвращаются к своей исторической норме – соперничеству нескольких центров силы за влияние. В этом мире безопасность поддерживается путём системы взаимных угроз. В нём больше опасностей, но в силу этого больше и осторожного поведения

В журнале «Россия в глобальной политике» появилась статья декана факультета международных отношений МГИМО Андрея Сушенцова о мотивах и конечных целях российского руководства, решившегося на проведение военной операции на Украине. Эксперт спрогнозировал дальнейшее развитие событий после того, как острая фаза конфликта завершится. 

К концу 2020 г. считалось общим местом осуществлять военно-политические провокации на границах России, почти в ежедневном режиме тестируя политическую волю российского руководства. Опасные сближения военных судов, маневрирование военных флотов, военные учения вблизи российских границ, военные провокации на территории Донбасса и в Крыму, постоянное политическое давление, санкции, «кибератаки», а также постоянная угроза эскалации конфликта – стали неотъемлемой частью политического «диалога» с Россией.

 Последние три десятилетия российская линия опиралась на дипломатию. Российский ответ был комплексным, методичным и апеллировал к здравому смыслу ведущих элит
Запада.

 И только осознав, что эти попытки не имеют успеха, Россия переняла логику Запада, который считал, что у европейской безопасности есть только одна проблема. Россия теперь думает также: главная проблема европейской системы безопасности – это США и НАТО.
 
Когда-нибудь эмоции по поводу текущей острой фазы кризиса улягутся, и переговоры неизбежно возобновятся. Но это уже будет другой мир. В этом мире Россия отодвинет фронтир противостояния с НАТО от своих границ глубже на Запад. Украина получит новое правительство и будет демилитаризована. Скорее всего, Украина станет третьим участником союза России и Белоруссии. Если начнёт реализовываться американская угроза о создании системы поддержки украинского подполья с размещением лагерей на территории государств Восточной Европы, Россия будет иметь в виду симметричный ответ: давление на эти страны Восточной Европы. Со временем это гибридное противостояние должно прекратиться, как прежде оно завершилось между Россией и Турцией, применявших друг к другу подобные инструменты воздействия. В новом мире Россия не потерпит нарушения прав людей русской идентичности, где бы они ни проживали: будет жёстко и настойчиво их защищать. Станет относительно рутинной демонстрация военных намерений и потенциала. В случае размещения наступательных вооружений в странах НАТО на российских границах, например на территории государств Прибалтики или Польши, Россия будет создавать контругрозы в неожиданных местах в Европе и Западном полушарии. Обмен киберударами будет обыденностью в мире, где невозможен прямой военный конфликт России и Запада.

Однако острая фаза кризиса пока не пройдена. Страны НАТО заняли сторону Киева – поставляют ему оружие и материальные ресурсы, предоставляют разведывательные данные, резко усилили санкционное давление на Россию. Сейчас на Западе раздаются голоса, призывающие к немедленному обрушению российской экономики и цифровой инфраструктуры. Обсуждаются самые радикальные сценарии, включая экспроприацию российских активов и масштабную кибератаку на критическую инфраструктуру. Несколько лет назад, обсуждая перспективу обсуждения отключения России от SWIFT, бывший премьер-министр Дмитрий Медведев назвал этот возможный шаг актом войны. Руководство России сохраняет приоритет участия страны в глобальной экономике и исходит из перспективы возобновления экономического взаимодействия с Западом в будущем.
 
Однако шаги стран НАТО, которые могут привести к катастрофическому развитию событий в российском народном хозяйстве, будут расценены Москвой как агрессия и приведут к ответу, ощутимому в глобальном масштабе. Обрушение не будет односторонним. Опасность – как и безопасность – неделима.
 
Когда среди элит Запада наступит отрезвление, они осознают, что ключевым процессом нового этапа является управление конфронтацией между Россией и Западом, недопущение спонтанной эскалации конфронтации. Цель России остаётся неизменной – создание более справедливой системы неделимой безопасности в Европе, которая учитывает российские интересы. В основе этой системы должны лежать правила осмотрительного поведения и отказ от создания взаимных военных угроз. Экономическая взаимозависимость между Россией и странами Запада ослабнет, однако не разорвётся окончательно. Поставки российских энергоресурсов в обмен на западные технологии по-прежнему будут востребованы. Полностью исключить Россию из финансовой системы также не получится. Однако введённые санкции США и ЕС дадут ощутимый эффект и ускорят уход от доллара в международных расчётах.

Хотя на первых полосах СМИ мы наблюдаем восприятие сложившегося кризиса именно глазами Запада, важными действующими лицами в сложившейся ситуации являются государства Востока: Китай выбрал осторожную линию в отношении происходящего, и посылает сигналы о том, что заинтересован в создании полицентричного мирового порядка. Позиция других влиятельных стран также показывает, что между ними и Западом нет солидарного подхода к происходящему. Индия, Иран, Азербайджан, Турция, Бразилия, Пакистан, Израиль, ОАЭ и другие демонстрируют, что их национальные интересы отличаются от интересов Запада.
Деловой, рутинный характер, в котором протекает крупнейший со времен нападения НАТО на Белград военный кризис в Европе, показывает, что международные отношения возвращаются к своей исторической норме – соперничеству нескольких центров силы за влияние. В этом мире безопасность поддерживается путём системы взаимных угроз. В нём больше опасностей, но в силу этого больше и осторожного поведения