К сожалению, гордиться властями отечественной сборки удается редко; обычно приходится критиковать их и, напрягая силы, противостоять их особенно разрушительным действиям и намерениям.
Однако позитивные исключения есть: так, на минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении обширный 122-страничный закон с, как и положено по бюрократической традиции, непроницаемо скучнейшим и принципиально бессодержательным названием - «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ».
Это вечное правило политики едва ли не с клинописных времен: продолжая традиции – кричи о новаторстве и привлекай внимание, переворачивая мир – поклоняйся традициям и вызывай зевоту.
В данном случае речь идет о налоговой революции, сопоставимой по значению изменений, как отметил председатель Бюджетного комитета Госдумы А.М.Макаров, разве что с принятием Налогового кодекса.
Суть дела проста: перевод всех юридических лиц страны уже с начала следующего года на единый налоговый счет, в принципе аналогичный уже привычному нам налоговому кабинету физлица.
Все необходимые обязательные платежи будут суммироваться и оплачиваться единым платежом. Потребность обработки множества разнообразных платежных поручений отпадет сама собой; разбираться в них (как это уже сделано сейчас для физлиц) надо будет только в случае несогласия и оспаривания начисленных налогов или иных обязательных платежей.
Помимо снижения нагрузки на бухгалтерии предприятий и сокращения негативных последствий от их технических ошибок (число которых в год сейчас исчисляется десятками миллионов), исчезнет стандартная сегодня ситуация, когда недоплата по одним налогам сопровождается переплатой по другим (например, при авансовых платежах), но переплата «зависает» в бюджетной системе, а за недоплату применяются жесткие санкции. На едином налогом счете они будут автоматически погашать друг друга, что обеспечит заметную экономию средств для предприятий.
Отдельные элементы этой системы применяются более чем в 20 странах мира, но в целом Россия применит ее впервые в мире. Таким образом, мы становимся глобальным лидером в сфере обеспечения комфорта налогоплательщика, в упрощении и облегчении его жизни (что в отношении физлиц, впрочем, уже стало привычным благодаря усилиям ФНС, а потом и правительства Мишустина).
Разумеется, законопроект нуждается в доработке: ведь налоговые платежи предприятий намного сложнее и разнообразны, чем платежи граждан. В частности, сейчас обязательные платежи распределены во времени, что позволяет предприятиям выплачивать их значительную часть из текущих доходов и распределяет нагрузку на их бухгалтерии во времени. Выплата же обязательных платежей в один единый срок потребует предварительного аккумулирования средств, изымаемых из делового оборота, и пикового напряжения сил бухгалтерий.
Существенно и то, что единый налоговый счет открывается (что естественно) в Федеральном казначействе – и средства в региональные и местные бюджеты, а также внебюджетные фонды в дальнейшем будут поступать не прямо от налогоплательщиков, а уже из Федерального казначейства, что предъявляет дополнительные требования (в том числе и политические) к качеству его работы.
Однако нет сомнений, что доработка закона устранит эти и многие другие опасения.
Пока же остается констатировать, что правительство Мишустина продолжает цифровую революцию не только в стране в целом, но и в «исходной» налоговой сфере, вызывая гордость за российское государство.
Да, конечно, непосредственно законопроект о едином налоговом счете разработан «Единой Россией»: ей перед выборами нужно было продемонстрировать хоть что-то разумное, и все привлекательные для общества инициативы, в том числе и правительства, насколько можно судить, влили в ее «народную программу».
Но где в России находится центр творчества в налоговой сфере, думаю, ни у кого уже давно не возникает никаких сомнений.
Ничего личного – просто немного политики в холодной воде истории: «сочтемся славою, ведь мы свои же люди».
Главное – результат, а он налицо.
К сожалению, гордиться властями отечественной сборки удается редко; обычно приходится критиковать их и, напрягая силы, противостоять их особенно разрушительным действиям и намерениям.
Однако позитивные исключения есть: так, на минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении обширный 122-страничный закон с, как и положено по бюрократической традиции, непроницаемо скучнейшим и принципиально бессодержательным названием - «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ».
Это вечное правило политики едва ли не с клинописных времен: продолжая традиции – кричи о новаторстве и привлекай внимание, переворачивая мир – поклоняйся традициям и вызывай зевоту.
В данном случае речь идет о налоговой революции, сопоставимой по значению изменений, как отметил председатель Бюджетного комитета Госдумы А.М.Макаров, разве что с принятием Налогового кодекса.
Суть дела проста: перевод всех юридических лиц страны уже с начала следующего года на единый налоговый счет, в принципе аналогичный уже привычному нам налоговому кабинету физлица.
Все необходимые обязательные платежи будут суммироваться и оплачиваться единым платежом. Потребность обработки множества разнообразных платежных поручений отпадет сама собой; разбираться в них (как это уже сделано сейчас для физлиц) надо будет только в случае несогласия и оспаривания начисленных налогов или иных обязательных платежей.
Помимо снижения нагрузки на бухгалтерии предприятий и сокращения негативных последствий от их технических ошибок (число которых в год сейчас исчисляется десятками миллионов), исчезнет стандартная сегодня ситуация, когда недоплата по одним налогам сопровождается переплатой по другим (например, при авансовых платежах), но переплата «зависает» в бюджетной системе, а за недоплату применяются жесткие санкции. На едином налогом счете они будут автоматически погашать друг друга, что обеспечит заметную экономию средств для предприятий.
Отдельные элементы этой системы применяются более чем в 20 странах мира, но в целом Россия применит ее впервые в мире. Таким образом, мы становимся глобальным лидером в сфере обеспечения комфорта налогоплательщика, в упрощении и облегчении его жизни (что в отношении физлиц, впрочем, уже стало привычным благодаря усилиям ФНС, а потом и правительства Мишустина).
Разумеется, законопроект нуждается в доработке: ведь налоговые платежи предприятий намного сложнее и разнообразны, чем платежи граждан. В частности, сейчас обязательные платежи распределены во времени, что позволяет предприятиям выплачивать их значительную часть из текущих доходов и распределяет нагрузку на их бухгалтерии во времени. Выплата же обязательных платежей в один единый срок потребует предварительного аккумулирования средств, изымаемых из делового оборота, и пикового напряжения сил бухгалтерий.
Существенно и то, что единый налоговый счет открывается (что естественно) в Федеральном казначействе – и средства в региональные и местные бюджеты, а также внебюджетные фонды в дальнейшем будут поступать не прямо от налогоплательщиков, а уже из Федерального казначейства, что предъявляет дополнительные требования (в том числе и политические) к качеству его работы.
Однако нет сомнений, что доработка закона устранит эти и многие другие опасения.
Пока же остается констатировать, что правительство Мишустина продолжает цифровую революцию не только в стране в целом, но и в «исходной» налоговой сфере, вызывая гордость за российское государство.
Да, конечно, непосредственно законопроект о едином налоговом счете разработан «Единой Россией»: ей перед выборами нужно было продемонстрировать хоть что-то разумное, и все привлекательные для общества инициативы, в том числе и правительства, насколько можно судить, влили в ее «народную программу».
Но где в России находится центр творчества в налоговой сфере, думаю, ни у кого уже давно не возникает никаких сомнений.
Ничего личного – просто немного политики в холодной воде истории: «сочтемся славою, ведь мы свои же люди».