На сегодняшний день проверка всех счетчиков, кроме счетчика электроэнергии, проводится за счет средств собственника жилья, то есть является его прямой обязанностью по закону. Проверка счетчиков электроэнергии, а также их замена и ремонт, осуществляется непосредственно самой энергокомпанией.
Обратите внимание, что согласно Правилам оказания коммунальных услуг, (см ПП РФ от 06.05.2011 No 354), если у любого прибора учета (воды, газа, теплоэнергии) истек срок проверки, он приравнивается к счетчику, вышедшему из строя. Хотя в действительности прибор может нормально функционировать.
Тем не менее коммунальщики в этом случае тут же меняют порядок начисления оплаты. Сначала первые три месяца расчет ведется по среднему показателю за полгода, а дальше применяются нормативы потребления ресурса. Все бы ничего, но, к примеру, если прошел срок проверки счетчика воды, то оплата за нее возрастает, согласно правилам, на коэффициент 1,5.
Как вы понимаете, цифры фактического потребления ресурсов и цифры «по-среднему» или с использованием коэффициентов, значительно разнятся, причем последние в разы выше. Это означает, что и оплата по счетчикам возрастет в разы.
Что интересно, даже если акт проверки прибора учета будет впоследствии произведен, перерасчет за предыдущее время коммунальные службы делать не будут.
До недавнего времени ситуация складывалась именно подобным образом, однако новые судебные практики пошатнули позиции коммунальщиков.
Новая судебная практика
Так, первым кассационным судом общей юрисдикции была рассмотрена жалоба собственницы жилья на действия газовой службы. У нее образовался большой долг в сумме 135 тысяч рублей в связи с истечением межповерочного интервала счетчика на газ.
Газовая служба на протяжении долгого времени принимала у собственницы платежи и не имела никаких претензий, хотя срок проверки прибора учета истек несколько лет назад. Когда данный факт обнаружился, газовики выставили счет, а собственница организовала проверку счетчика с которым, кстати, все было в порядке.
Женщина подала в суд, но тот признал действие газовой компании правомерными, однако в кассации дело было пересмотрено. Дело в том, что по истечении межповерочного интервала показания счетчика предполагаются неточными до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Что решил суд?
Собственник жилья доказал, что счетчик в указанный период работал нормально и был исправен, а значит и начисления «по-среднему» не должны применяться, а значит и многотысячный долг образовался у нее неправомерно.
Также кассационным судом было принято во внимание, что женщина исправно подавала показания и оплачивала услуги газовой компании, которая, в свою очередь, продолжала принимать от собственницы показания и не проводила контрольные проверки счетчика. Уточню, что контрольные проверки приборов учета входят в обязанности газовой компании. Соответственно, у женщины не было оснований переживать, что она нарушает Закон или делает что-то не так. Дело было вновь пересмотрено и долг за газ отменен.
Кстати, мнение о том, что презумпцию неисправности счетчика с истекшим сроком поверки можно опровергнуть, еще в прошлом году высказал Верховный суд РФ (определение No 310-ЭС19-27004). Однако это замечание касалось только учета коммунальных ресурсов в нежилых помещениях.
На сегодняшний день появилась новая практика, где в Кассационном суде собственник жилого помещения смог доказать исправность своего счетчика и добиться, чтобы его предыдущие показания учли в расчете платежей (определение Первого КСОЮ от 24.11.2021 No 88-27284/2021).
Это значит, что большинство собственников теперь смогут на вполне законном основании оспаривать многотысячные штрафы, которые им выставляют компании и добиваться положительных результатов.
На сегодняшний день проверка всех счетчиков, кроме счетчика электроэнергии, проводится за счет средств собственника жилья, то есть является его прямой обязанностью по закону. Проверка счетчиков электроэнергии, а также их замена и ремонт, осуществляется непосредственно самой энергокомпанией.
Обратите внимание, что согласно Правилам оказания коммунальных услуг, (см ПП РФ от 06.05.2011 No 354), если у любого прибора учета (воды, газа, теплоэнергии) истек срок проверки, он приравнивается к счетчику, вышедшему из строя. Хотя в действительности прибор может нормально функционировать.
Тем не менее коммунальщики в этом случае тут же меняют порядок начисления оплаты. Сначала первые три месяца расчет ведется по среднему показателю за полгода, а дальше применяются нормативы потребления ресурса. Все бы ничего, но, к примеру, если прошел срок проверки счетчика воды, то оплата за нее возрастает, согласно правилам, на коэффициент 1,5.
Как вы понимаете, цифры фактического потребления ресурсов и цифры «по-среднему» или с использованием коэффициентов, значительно разнятся, причем последние в разы выше. Это означает, что и оплата по счетчикам возрастет в разы.
Что интересно, даже если акт проверки прибора учета будет впоследствии произведен, перерасчет за предыдущее время коммунальные службы делать не будут.
До недавнего времени ситуация складывалась именно подобным образом, однако новые судебные практики пошатнули позиции коммунальщиков.
Новая судебная практика
Так, первым кассационным судом общей юрисдикции была рассмотрена жалоба собственницы жилья на действия газовой службы. У нее образовался большой долг в сумме 135 тысяч рублей в связи с истечением межповерочного интервала счетчика на газ.
Газовая служба на протяжении долгого времени принимала у собственницы платежи и не имела никаких претензий, хотя срок проверки прибора учета истек несколько лет назад. Когда данный факт обнаружился, газовики выставили счет, а собственница организовала проверку счетчика с которым, кстати, все было в порядке.
Женщина подала в суд, но тот признал действие газовой компании правомерными, однако в кассации дело было пересмотрено. Дело в том, что по истечении межповерочного интервала показания счетчика предполагаются неточными до тех пор, пока не будет доказано обратное.
Что решил суд?
Собственник жилья доказал, что счетчик в указанный период работал нормально и был исправен, а значит и начисления «по-среднему» не должны применяться, а значит и многотысячный долг образовался у нее неправомерно.
Также кассационным судом было принято во внимание, что женщина исправно подавала показания и оплачивала услуги газовой компании, которая, в свою очередь, продолжала принимать от собственницы показания и не проводила контрольные проверки счетчика. Уточню, что контрольные проверки приборов учета входят в обязанности газовой компании. Соответственно, у женщины не было оснований переживать, что она нарушает Закон или делает что-то не так. Дело было вновь пересмотрено и долг за газ отменен.
Кстати, мнение о том, что презумпцию неисправности счетчика с истекшим сроком поверки можно опровергнуть, еще в прошлом году высказал Верховный суд РФ (определение No 310-ЭС19-27004). Однако это замечание касалось только учета коммунальных ресурсов в нежилых помещениях.
На сегодняшний день появилась новая практика, где в Кассационном суде собственник жилого помещения смог доказать исправность своего счетчика и добиться, чтобы его предыдущие показания учли в расчете платежей (определение Первого КСОЮ от 24.11.2021 No 88-27284/2021).
Это значит, что большинство собственников теперь смогут на вполне законном основании оспаривать многотысячные штрафы, которые им выставляют компании и добиваться положительных результатов.