В 2022 году изменится порядок поверки приборов учета воды, газа, электроэнергии и теплоэнергии. Новые правила касаются всех собственников жилых помещений.
В России действуют Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства России от 06.05.2011 № 354. И они регулируют порядок проведения поверки счетчиков. Установлено, что это обязанность собственников жилья, за исключением счетчиков электроэнергии, которые заменяют, ремонтируют и проводят поверку энергетические компании.
Если у прибора учета истек срок поверки, то его считают неисправным. Поэтому, после истечения обозначенной даты оплата за коммунальные ресурсы начинает исчисляться не по данным счетчика, а по установленным нормативам или среднемесячным показаниям счетчика за последние 6 месяцев. При этом средние показания применяются в течение последних 6 месяцев, а дальше применяются нормативы потребления. Для воды применяются даже увеличенные нормативы — применяется повышающий коэффициент 1,5. И это невыгодно для потребителей, так как им приходится платить намного больше, чем по счетчику.
Обратите внимание, что даже после проведения поверки с опозданием, энергопоставляющая компания не пересчитает показатели за то время, когда счетчик считался неисправным. Оплата так и останется, начисленной по нормативам. Но так было в 2021 году и раньше. В 2022 году эта позиция коммунальщиков изменится.
Верховный суд РФ в определении № 310-ЭС19-27004 подверг сомнению правило о том, что неповеренный счетчик признается неисправным и его показания не учитываются. В 2021 году эту позицию расширил Первый кассационный суд общей юрисдикции в определении от 24.11.2021 № 88-27284/2021, вынесенном после рассмотрения жалобы потребителя на действия газопоставляющей организации. Этот потребитель получил счет за газ по нормативам газ в связи с истечением срока поверки газового счетчика. При этом перерасчет произвели за несколько лет, в течение которых потребитель передавал показания, а поставщик природного газа их принимал. Но после контроля был произведен перерасчет и появился долг в размере более 100 тысяч рублей.
Потребитель оперативно провел поверку и получил акт об исправности счетчика. Но в перерасчете в обратную сторону поставляющая компания ему отказала. Первая и вторая судебная инстанция признала такие действия коммунальщиков законными, но кассация направила дело на новое рассмотрение. Судьи отметили, что показания счетчика признаются неточными до тех пор, пока не будет доказано обратное. Но так как потребитель оперативно предоставил акт, подтверждающий исправность прибора учета, и это значит, что разрешена это дальнейшая эксплуатация. Следовательно газовая компания должна сделать перерасчет и отменить начисленную ранее задолженность.
Хотя в России не действует прецедентное право, но такое решение судей в комплексе с ранее высказанной позицией ВС РФ укрепляет позиции потребителей в спорах с коммунальщиками по вопросам начислений в период, когда не была проведена поверка счетчика.
В 2022 году изменится порядок поверки приборов учета воды, газа, электроэнергии и теплоэнергии. Новые правила касаются всех собственников жилых помещений.
В России действуют Правила оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства России от 06.05.2011 № 354. И они регулируют порядок проведения поверки счетчиков. Установлено, что это обязанность собственников жилья, за исключением счетчиков электроэнергии, которые заменяют, ремонтируют и проводят поверку энергетические компании.
Если у прибора учета истек срок поверки, то его считают неисправным. Поэтому, после истечения обозначенной даты оплата за коммунальные ресурсы начинает исчисляться не по данным счетчика, а по установленным нормативам или среднемесячным показаниям счетчика за последние 6 месяцев. При этом средние показания применяются в течение последних 6 месяцев, а дальше применяются нормативы потребления. Для воды применяются даже увеличенные нормативы — применяется повышающий коэффициент 1,5. И это невыгодно для потребителей, так как им приходится платить намного больше, чем по счетчику.
Обратите внимание, что даже после проведения поверки с опозданием, энергопоставляющая компания не пересчитает показатели за то время, когда счетчик считался неисправным. Оплата так и останется, начисленной по нормативам. Но так было в 2021 году и раньше. В 2022 году эта позиция коммунальщиков изменится.
Верховный суд РФ в определении № 310-ЭС19-27004 подверг сомнению правило о том, что неповеренный счетчик признается неисправным и его показания не учитываются. В 2021 году эту позицию расширил Первый кассационный суд общей юрисдикции в определении от 24.11.2021 № 88-27284/2021, вынесенном после рассмотрения жалобы потребителя на действия газопоставляющей организации. Этот потребитель получил счет за газ по нормативам газ в связи с истечением срока поверки газового счетчика. При этом перерасчет произвели за несколько лет, в течение которых потребитель передавал показания, а поставщик природного газа их принимал. Но после контроля был произведен перерасчет и появился долг в размере более 100 тысяч рублей.
Потребитель оперативно провел поверку и получил акт об исправности счетчика. Но в перерасчете в обратную сторону поставляющая компания ему отказала. Первая и вторая судебная инстанция признала такие действия коммунальщиков законными, но кассация направила дело на новое рассмотрение. Судьи отметили, что показания счетчика признаются неточными до тех пор, пока не будет доказано обратное. Но так как потребитель оперативно предоставил акт, подтверждающий исправность прибора учета, и это значит, что разрешена это дальнейшая эксплуатация. Следовательно газовая компания должна сделать перерасчет и отменить начисленную ранее задолженность.
Хотя в России не действует прецедентное право, но такое решение судей в комплексе с ранее высказанной позицией ВС РФ укрепляет позиции потребителей в спорах с коммунальщиками по вопросам начислений в период, когда не была проведена поверка счетчика.