В международном пресс-центре «Россия-Сегодня» прошел круглый стол «2021.Политические итоги года», организованный Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ). Пандемия коронавируса, выборы в Госдуму, народная программа «Единой России» и развитие волонтерского движения в стране, обновление общества «Знание» стали основными политическими событиями 2021 года. Об этом в ходе круглого стола «2021. Политические итоги года», проводившегося под эгидой ЭИСИ, заявил председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Главным событием во внутриполитической жизни политолог назвал очередные выборы в Госдуму, состоявшиеся в сентябре. Комментируя их, Костин выделил внедрение дистанционной системы голосования (ДЭГ). Электронное голосование оказалось во многом удобнее обычного похода на участок, что в целом позволило повысить явку, а кандидатам, которые озаботились призывом к своим сторонникам голосовать через «Госуслуги», - обеспечить тотальное преимущество на участках ДЭГ.
Политическое открытие года – партия «Новые люди»
С момента создания и в ходе всей предвыборной кампании «Новые люди» уверенно играли в обновление, так как «условно системно-либеральный фланг» долго не был представлен в Думе. «Новым людям» удалось собрать вокруг себя так называемый «рассерженный электорат». В нашей стране действительно много людей, которые хотели бы перемен, но при этом не готовы рвать на себе тельняшки и лезть на баррикады. В этом смысле «Новые люди» смогли нащупать и понять настроение таких избирателей, подобрать нужную риторику в общении с ними.
И доказательством того, что «Новые люди» пока делают все правильно, становится их постепенно растущий рейтинг. Фракция НЛ занимает в Думе весьма активную позицию по чувствительным и важным для ее целевой аудитории темам. Например, Алексей Нечаев на одном из первых заседаний ГД достаточно резко высказался про домашний арест и уголовное преследование ректора «Шанинки», депутаты от фракции «Новых людей» поддерживают отказ от обязательной вакцинации.
Еще один фактор успеха «Новых людей» – это разочарование в партии «Яблоко», которая провела чрезвычайно слабую кампанию, а после провала на выборах продолжает стремительно терять остатки авторитета среди своих и без того немногочисленных сторонников, в чем «Яблоку» активно «помогает» один из основателей партии Григорий Явлинский, который регулярно делает весьма неоднозначные заявления.
«Единая Россия» - курс на обновление
Обновление в рядах «Единой России» и федеральная пятерка партии – это разные истории, их не нужно смешивать, противопоставлять, искать какое-то логическое несоответствие. Еще до старта предвыборной кампании ЕР приняла для себя, на мой взгляд, единственно правильное решение – выдвигать в Госдуму новых, идейных, способных вести реальные политические кампании, выстраивать надежные коммуникации с избирателями кандидатов. В конце концов, идея политического представительства заключается именно в этом. Будем откровенны –вопросы высокой власти заботят единиц, остальным же людям важно, как в реальности изменится их жизнь. Поэтому в Госдуме партию власти должны представлять именно такие депутаты.
В федеральную часть списка «Единой России» вошли пять человек: министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров, главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и сейчас уже бывший детский омбудсмен Анна Кузнецова. Да, это люди с высоким уровнем узнаваемости, Лавров и Шойгу – министры с самым высоким рейтингом в правительстве. Но здесь же надо понимать, какую задачу тем самым решала для себя «Единая Россия». Рассуждения о том, что партия решила «выехать» на громких именах, примитивны и даже в какой-то степени глупые.
Лидер списка Сергей Шойгу в свое время возглавлял «Единство», а после был сопредседателем «Единой России», его присутствие в списке под №1 было очень важно для базового электората ЕР. Образы остальных персоналий списка четко и весьма наглядно олицетворяли главные приоритеты в работе ЕР на следующие как минимум пять лет. Шойгу – это безопасность государственных границ и мощная, многопрофильная армия, Лавров – уверенная внешняя политика при любых атаках западных колле, Проценко, Шмелева и Кузнецова – это увеличение мер социальной защиты, поддержка семей, детей и инвалидов, улучшение качества образования и медицины, развитие новых технологий в этих сферах.
Персональный состав федеральной пятерки «Единой России» доносил до избирателей главную мысль – приоритетом работы в Госдуме для единороссов будет достижение основных целей национального развития с учетом интересов каждого гражданина.
Системная оппозиция «споткнулась» на лидерах
И КПРФ, и ЛДПР, и СРЗП получили по итогам этих выборов свое, свой максимум. КПРФ уверенно заняла второе место. У известных лиц в партии (причем весьма немногочисленных) появились хотя бы формальные основания называть себя «главной оппозиционной силой страны». Полученный КПРФ результат – 18,93% голосов избирателей – лучший с 2011 года. Могла ли КПРФ получить еще больше – 25–30%? Безусловно, могла бы. Вы правы в том, что и экономический, и коронавирусный кризисы играли на руку оппозиции, но КПРФ свой исторический шанс упустила. Коммунисты, будем честны, провели откровенно вялую, бессодержательную кампанию. Предвыборная программа КПРФ – набор банальных лозунгов, таких классических предвыборных обещаний, которые звучат не первое десятилетие и уже успели наскучить. Причем выполнена программа коммунистов крайне непрофессионально – человек, составлявший ее, видимо, даже не брал в руки калькулятор, чтобы свести дебет с кредитом. КПРФ не смогла ответить ни один из стоящих перед ней вызовов. Все, что сделали коммунисты, – это забили под завязку свой федеральный список, чтобы провести в Думу собственную элиту.
Не исключаю, что решение насущных вопросов коммунисты отложили на потом. Вот только будет ли это «потом» у коммунистов – большой вопрос. КПРФ в ее нынешнем состоянии может просто не хватить на это ни времени, ни ресурсов. Еще до завершения выборов я говорил, что в КПРФ близится раскол. Его начальную стадию мы сейчас, собственно, и наблюдаем. В партии уже давно сформировались два лагеря: коммунисты, которые если и выступают за протест, то за мягкий, ведут диалог с властью, не видят в этом ничего зазорного, а есть коммунисты, настроенные в высшей степени радикально, кто готов сотрудничать с оппозицией всех мастей, поддерживать политиков даже с экстремистским бэкграундом, устраивать несанкционированные акции протеста и подставлять своих сторонников под дубинки. И чей лагерь сейчас находится в стадии, близкой к поражению, думаю, уточнять не стоит.
Что касается ЛДПР, то партия Владимира Жириновского взяла ровно столько, сколько физически смогла. ЛДПР всегда была партией первого выбора для тех избирателей, кто воспринимает политику как шоу, не относится к выборам в полной мере серьезно. И Владимир Вольфович, несмотря на заметную усталость, все-таки сумел сохранить за собой звание главного политического шоумена этого сезона. При этом, и я уже об этом говорил, нынешний результат для либерал-демократов рискует стать последним. Если, правда, не случится политическое чудо и ЛДПР качественно не обновится в течение следующего думского цикла. Но пока предпосылок для этого не видно.
«Справедливая Россия – За правду» на этих выборах решила для себя задачу максимум – партия в принципе смогла пройти в Госдуму. Достаточно вспомнить, что примерно за год до выборов рейтинг партии Сергея Миронова балансировал на уровне 5%, то и дело опускаясь все ниже. Объединение с «За правду» Захара Прилепина и «Патриотами России» Геннадия Семигина, очевидно, оказало положительный электоральный эффект. Но будет ли он длительным? Покажет время. Сейчас перед СРЗП стоит задача институционализировать свою обновленную конструкцию и на уровне фракции, и на уровне региональных отделений, и на уровне партии в целом.
Когда партии изначально строятся на вождистский манер, когда партии ассоциируются не с перечнем достигнутых результатов, не с идеей, а с фамилией лидера партии, никакое «молодое поколение» на такой почве не вырастет.
Люди просто на федеральном уровне больше никого не знают из этих партий. Или знают, но число таких знающих людей настолько мало, что не набирается и 1%. А как ноунеймам передавать партию? И главное – зачем это делать? Все же зависит от задачи. Если бы перед Зюгановым, Мироновым и Жириновским стояла задача развивать свои партийные бренды, развивать партийную структуру, то они бы вели совершенно другие предвыборные кампании, совершенно иначе бы вели себя в межвыборные циклы.
Пандемия, выборы, а что еще?
Понятно, что пандемия и выборы в Государственную думу, являясь главными событиями, по оценкам экспертов, не ограничивают политический событийный ряд.
Региональные филиалы ФоРГО провели экспертный опрос в федеральном и региональном экспертном сообществе. Пандемия, конечно, имеет множество аспектов, но мы оценили ее влияние именно на политику, на политические процессы. Здесь можно вспомнить и предвыборные дискуссии, которые разворачивались вокруг пандемии и вакцинации.
Вторым «событием года», согласно исследованию, признаны выборы в Госдуму, о чем мы уже подробного порассуждали.
На третьем месте среди событий года, согласно исследованию, признана перезагрузка Всероссийского общества «Знание». Мы исходили из того, что несмотря на то, что речь идет об образовательной инициативе, тем не менее, коммуникационная среда, которая создана обществом «Знание», будет сильно влиять на политические мотивации. Это уже происходило. На площадке общества выступали представители разных политических сил, и те, кто наиболее успешно выступили на выборах в Госдуму, успели наиболее активно поучаствовать в работе общества.