У задержанного накануне владельца холдинга СДС, кузбасского магната Михаила Федяева начинается новая жизнь. Он проделал путь от простого автомеханика до олигарха, а теперь возвращается к истокам, рискуя потерять все нажитое «непосильным» и не очень честным «трудом». Еще вчера он был «всемогущим» барином, а теперь на долгие годы погрузится в чтение материалов уголовного дела. И, скорее всего, не одного — кроме трагедии на шахте «Листвяжная» Федяеву, скорее всего будут задавать много вопросов по другим историям. И в частности, по строительству ЛДС в Новосибирске, откуда странным образом исчезали народные деньги, не успев превратиться в светящийся огнями и блеском ледовой арены мирового уровня спортивный дворец.
Формирование холдинга СДС началось еще в конце 1990-х, причем его становлению в немалой степени способствовал бывший кемеровский губернатор Аман Тулеев.
В одной из публикаций «Forbes» экс-глава региона назван «старым приятелем Гридина, всегда благоволящим к СДС». Более того, издание пишет о том, что при поддержке Тулеева компаньоны установили контроль над угольным разрезом «Черниговец». По информации портала «Новый день», произошло это в условиях «беспрецедентного административного давления» и при участии «полукриминальных структур», созданных «под патронажем» губернатора.
Показательная ситуация сложилась и вокруг компании «Прокопьевскуголь», которая перешла в собственность холдинга за чисто символическую плату в 1 доллар. Актив был передан администрацией Прокопьевска, которой он достался от предыдущего владельца Владимира Лисина, вынужденного продать его после настоятельной просьбы главы региона. А вот завод «Химмаш» Гридин и Федяев вообще могли заполучить путем подделки документов. Несмотря на возбуждение в 2003 году уголовного дела о групповом мошенничестве в особо крупном размере, робкие попытки кемеровских силовиков навести порядок успеха не имели.
Таким образом, к 2004 году, когда «Сибирский деловой союз» был официально зарегистрирован, в его состав входило более двух десятков предприятий, специализирующихся не только на добыче угля, но и на машиностроении, производстве стройматериалов и т.д.
Все это время Федяев, якобы, находился «в тени» своего бизнес-партнера и стал занимать руководящие позиции только после повторного избрания Гридина депутатом Госдумы в 2011 году. Спустя четыре года народный избранник досрочно сложил полномочия, что связывали с его намерением вернуться в бизнес.
Что будет с долгами «Сибирского делового союза»?
Однако сооснователь многоотраслевого холдинга «Сибирский деловой союз» (СДС) Владимир Гридин вышел из числа его акционеров, продав принадлежавшую ему долю своему давнему компаньону Михаилу Федяеву. Последнему предстоит в одиночку решать актуальную проблему высокой долговой нагрузки СДС, составляющей прядка 1,5 млрд долларов. Ранее руководству аффилированной компании «СДС-Уголь», при посредничестве федерального Минэнерго, удалось договориться с банками-кредиторами о рефинансировании имеющихся задолженностей. До этого в течение нескольких лет холдинг погашал долги, в том числе, за счет средств, получаемых от продажи активов. В частности, были проданы железнодорожный оператор «Новотранс», компания-производитель удобрений «СДС-Азот», «Европейская медиагруппа», кемеровский аэропорт, а также профильные предприятия «Сибэнергоуголь» и угольные разрезы «Киселевский» и «Прокопьевский».
Структура холдинга начала складываться еще в 1990-х, а его владельцы своим успехом обязаны экс-губернатору Аману Тулееву, благодаря поддержке которого они могли уходить от ответственности за совершение откровенно противоправных действий, направленных на захват кемеровских заводов и шахт. Несмотря на фактическое самоустранение от руководства холдингом Гридина, Федяев сумел найти подход к действующему главе Кузбасса Сергею Цивилеву: сегодня инвестируя средства в экономику региона, входящие в холдинг компании одновременно получают многомиллиардные госзаказы, такие, как строительство ледового дворца спорта «Кузбасс» или спортивного комплекса «Кузбасс-арена».
Федяев остается «на хозяйстве»
Михаил Федяев выкупил пакет акций холдинга у своего многолетнего компаньона Владимира Гридина, увеличив размер собственной доли до 95%. Ходатайство о приобретении 47,5% акций СДС поступило в ФАС еще в январе 2019 года и с того момента никакой информации о сделке больше не поступало. Стоимость выкупленной Федяевым доли не сообщается, но по оценкам «Коммерсанта», она может достигать 500 млн долларов.
Сегодня главной проблемой холдинга является его высокая долговая нагрузка: по данным «Forbes» она составляет порядка 1,5 млрд долларов. В прошлом году руководство угледобывающей компании «СДС-Уголь» даже обращалось за господдержкой, прося рефинансирования задолженности перед банками-кредиторами. Минувшим летом замминистра энергетики Анатолий Яновский сообщил, что Минэнерго помогло предприятию договориться с кредитными учреждениями, в том числе, Райффайзенбанком.
В структуру холдинга входят угольные разрезы «Первомайский», «Восточный» и «Черниговец», шахты «Южная» и «Листвяжная», ряд обогатительных фабрик и сервисных предприятий. По мнению экспертов «Коммерсанта», стоимость угольных активов СДС, без учета долговых обязательств, может достигать 2 млрд рублей.
Добыча угля структурами группы имеет тенденцию к увеличению: если в 2020 году она должна была составить около 28,2 млн тонн, то к 2035-му ожидается рост до 32 млн тонн. Так что перед ушедшим в «одиночное плавание» Михаилом Федяевым открываются новые перспективы развития холдинга, оказавшегося под его полным контролем.
Активы Союза меняют владельцев
Вместе с тем, СМИ уже обратили внимание, что выходу Гридина из состава акционеров холдинга предшествовала масштабная распродажа его непрофильных активов. Этот процесс, впрочем, продолжается уже не первый год. Напомним, что еще в 2014 году был продан «Новокузнецкий ликероводочный завод», новым собственником которого стала компания «Новые инвестиции и технологии», аффилированная с лондонской фирмой «CORE & TECH LTD».
В середине 2015 года СДС продал 74,99% акций принадлежащей ему «Холдинговой компании «Новотранс» ее генеральному директору Константину Гончарову. В 2016 году совладелец группы «Новапорт» Роман Троценко приобрел пакет акций производителя азотных удобрений «СДС Азот», а уже через год он стал единственным собственником актива. Кроме того, Троценко выкупил у СДС аэропорт в Кемерово.
Вскоре стало известно о том, что холдинг окончательно распрощался с «Европейской медиагруппой», которая полностью перешла под контроль совладельцев «Уральской горно-металлургической компании» Искандара Махмудова, Андрея Козицына и Андрея Бокарева. На момент продажи медиагруппа объединяла такие популярные радиостанции, как «Европа плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Спорт FM» и др.
Но реализовывались не только активы, не имеющие прямого отношения к деятельности холдинга. В 2017 году СДС закрыл сделку по продаже 100% ООО «Сибэнергоуголь», покупателем которого выступила компания «Сибуголь», чьим основным собственником являлась швейцарская «Sib Coal AG». Бенефициаром этой структуры называли кемеровского бизнесмена Артема Казакова, ранее занимавшегося трейдинговыми операциями. Официально ему принадлежал 1% акций «Сибугля».
Еще одним проданным профильным предприятием стал угольный разрез «Киселевский», выкупленный в том же 2017 году компанией «МелТЭК», входившей в группу «Южуралзолото» одиозного челябинского олигарха Константина Струкова. Вскоре он приобрел другой угольный актив СДС – разрез «Прокопьевский» и одноименную обогатительную фабрику.
Происходившая распродажа «совместно нажитого» имущества уже тогда наталкивала на мысль о возможном скором распаде коммерческого тандема Федяева и Гридина. В то же время, в прессе появлялись сообщения о том, что сделки заключаются с целью снижения кредитной нагрузки, а уменьшение общего объема добычи угля холдингом будет компенсировано за счет увеличения производственных мощностей других предприятий, входящих в его структуру.
Туманные перспективы порта «Суходол»
О предстоящем уходе Владимира Гридина СМИ написали в 2019 году, когда в ФАС поступило ходатайство на одобрение продажи принадлежавшей ему доли «Сибирского делового союза». Как писал портал РБК со ссылкой на собственные источники, бизнесмен «давно отошел от управления холдингом и его активами», «большую часть времени проводит в Европе и мечтает о пенсии».
Одновременно подчеркивалось, что процесс выхода из бизнеса может растянуться на несколько лет. Может сложиться впечатление, что сегодня этот момент окончательного размежевания настал. Но здесь не все так просто. Дело в том, что господа Федяев и Гридин продолжают оставаться совладельцами ООО «Морской порт «Суходол», в котором каждому из компаньонов принадлежит по 25,1%.
Однако с целью реализации проекта строительства угольного порта во Владивостоке доли компаньонов оказались в залоге у ВЭБ и ВТБ, открывших в сентябре прошлого года кредитную линию в размере 32 млрд рублей (из них средства ВЭБ составляют 5 миллиардов, лимит ВТБ – 27 млрд рублей).
Ожидалось, что ввод в эксплуатацию нового объекта состоится уже в октябре 2021 года, мощность угольного терминала должна составить 12 млн тонн в год с возможным увеличением до 20 млн тонн. И тут закрадывается сомнение: а хватит ли предоставленных банками средств? Ведь по информации «Коммерсанта», стоимость строительства уже увеличилась с 35,4 млрд рублей в 2018 году до 42,6 миллиарда в конце 2019-го. Причем это не предел подорожания: источники издания сообщают, что цена проекта может вырасти до 51,3 млрд рублей.
Ответит ли кемеровский олигарх за трагедию на шахте «Листвяжная»?
Трагическая гибель горняков и спасателей на кемеровской шахте «Листвяжная» вследствие имевшего место задымления потрясла страну. Представители федеральных силовых и надзорных ведомств обещают проведение всестороннего расследования причин ЧП со смертельным исходом; задержаны и дают показания руководители шахты, в том числе ее гендиректор Сергей Махраков. Между тем, официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль уже рассказал о более чем 900 нарушениях, в том числе, связанных с системой противопожарной безопасности, выявленных на «Листвяжной» с начала текущего года. Актив входит в структуру одной из крупнейших угледобывающих компаний России - холдинга «СДС-Уголь» и принадлежит кузбасскому миллиардеру Михаилу Федяеву, структуры которого получают многомиллиардные контракты от администрации кемеровского губернатора Сергея Цивилева.
Сын бизнесмена Павел Федяев - действующий депутат Госдумы, через «Федерацию дзюдо России» связанный с околокремлевским олигархом Аркадием Ротенбергом.
Холдинг «СДС» создавался еще в 90-х при поддержке бывшего главы Кузбасса Амана Тулеева. Его основателей Михаила Федяева и Владимира Гридина называли губернаторскими «кошельками» и обвиняли в использовании административного ресурса и криминальных методов расширения бизнеса. После фактического самоустранения Гридина, Федяев стал полноправным хозяином «угольной империи», которому сегодня предстоит нести ответственности за массовую гибель людей, произошедшую на опасном для работы объекте.
Глянцевая «агитка» миллиардера Федяева
О том, кто «решал вопросы» предприятия, догадаться не сложно. «Листвяжная» входит в структуру холдинга «СДС-Уголь» - одной из крупнейших угледобывающих компаний России. Его основатели и совладельцы - миллиардер холдинга «СДС-Уголь» и экс-депутат Госдумы от Кемеровской области Владимир Гридин. Федяев занимает 177 строчку рейтинга «Forbes» «200 богатейших бизнесменов России-2020» с состоянием 550 млн долларов.
На сайте холдинга шахта «Листвяжная» характеризуется следующим образом: «это экологически безопасное производство с максимальным использованием внутренних ресурсов. Шахта спроектирована с учетом всех требований к экологии и безопасности - проводится дегазация, используется современное горно-шахтное оборудование, строятся новейшие очистные сооружения».
ЧП на шахте разнесло эту «глянцевую» агитку в пух и прах
Немаловажно, что Федяев входит в состав Общественного совета при ГУ МВД РФ по Кемеровской области. Видимо, скоро бизнесмен захочет воспользоваться своими связями с главой ведомства генерал-лейтенантом Игорем Ивановым. Вот только в силу резонанса и пристального внимания к смертельно опасному объекту со стороны руководства Следкома и Генпрокуратуры, ему могут дать от ворот поворот.
Сын олигарха Павел Федяев - действующий депутат Госдумы, представляющий Кузбасс в нижней палате парламента. Кроме того, он является президентом региональной Федерации дзюдо. Эта спортивная организация входит в структуру «Федерации дзюдо России», пост первого вице-президента которой занимает небезызвестный околокремлевский олигарх Аркадий Ротенберг. Спортивные связи всегда играли важную роль в политике и бизнесе, а в современных российских условиях, если хочешь «быть ближе ко двору» - занимайся дзюдо. В крайнем случае - финансируй проведение соответствующих соревнований.
До своего первого избрания в парламент в 2011 году Федяев-младший трудился «под крылом» влиятельного отца, занимая руководящие посты в холдинге «Сибирский деловой союз» (СДС) основателями которого являются Михаил Федяев и его многолетний компаньон Владимир Гридин. Кемеровские СМИ называли СДС «близким к губернатору Аману Тулееву», а федеральные - его «кошельком». Тулеев, якобы, даже рассматривал Федяева-старшего в качестве своего возможного преемника, но не срослось: Москва сделала ставку на Сергея Цивилева.
Цивилев и Федяев «осваивают» бюджет
Смена власти в регионе, произошедшая в апреле 2018 года не поколебала позиций «угольного короля». Новый губернатор Сергей Цивилев вскоре после своего официального вступления в должность, подписал соглашение о сотрудничестве между администрацией Кемеровской области и «СДС». В соответствии с достигнутыми договоренностями, холдинг брал на себя обязательства инвестировать более 1 млрд рублей в экономику Кузбасса. Свыше 3 миллиардов на развитие производства должен был направить «СДС-Уголь».
Вот только о каком-либо бессребренничестве со стороны Федяева речь явно не шла: Цивилев с процентами возмещает «деловому партнеру» все предвиденные и непредвиденные затраты. Например, в сентябре 2019 года подконтрольная холдингу компания «СДС-Строй» стала единственным участником конкурса и получила контракт на возведение в Кемерово Ледового дворца «Кузбасс», торжественное открытие которого состоялось в минувшем мае. За время строительства его стоимость выросла с первоначальных 7,6 млрд рублей до 8 миллиардов.
Вторым масштабным проектом «СДС-Строй» стал кемеровский спортивный комплекс «Кузбасс-арена»: его проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию первоначально оценили в 7,4 млрд рублей, но затем цена также возросла до без малого 8 миллиардов. В августе прошлого года на строящемся объекте произошел пожар, который тушили сразу восемь пожарных расчетов. Выросла ли в очередной раз стоимость спорткомплекса - неизвестно; окончание работ запланировано на 1 квартал 2022 года.
Поразительно, что «окучивающий» бюджет миллиардер Федяев годами «забивает» на свои угольные активы, вынуждая шахтеров работать в экстремальных, опасных для жизни условиях. Похоже, он всерьез рассчитывает, что первые лица региона (а возможно, и высокопоставленные московские покровители) помогут ему выйти из любой внештатной ситуации. Но сегодня вопрос стоит ребром: ответит ли кемеровский олигарх за массовую гибель людей на шахте «Листвяжная»?
По материалам http://renome.info/