Лента новостей

Все новости

Популярное

Как Сталин запретил, а потом разрешил елку и Новый год

 

Как Сталин запретил, а потом разрешил елку и Новый год

Встреча Нового года в СССР имела драматическую историю. Эту традицию сначала запретили, а потом разрешили на государственном уровне. Как это было.


Сообщение газеты «Возрождение» от 31 декабря 1927 года:


«Москву точно лихорадит. Наплыв покупателей в магазинах необычайный. В игрушечных магазинах творится нечто невероятное. В универмаге Мосторга (бывший „Мюр-Мерилиз“) набор стоит 4 р. 25 к. За эту цену в коробочку вам положат нитку бус, рождественского деда, 5–6 украшений из бумаги и несколько безделушек из тонкого стекла. И это всё».


Корреспондент «Кёльнише Цайтунг» описывает праздничное настроение обывательской Москвы 8 января 1928 года:


«Дети мечтают о ёлке. По особому постановлению партии устройство ёлки разрешается даже коммунистическим семьям при условии, что серебряная вифлеемская звезда будет заменена красной, пятиконечной. Кинематографы переполнены. Исключительным успехом пользуется фильм „Варьете“ с Эмилем Яннингсом. Фильмы советского производства набили всем оскомину своим революционно-идеологическим содержанием».


Из газетных статей 20-х годов становится понятно, что отношение к новогодним и рождественским праздникам в России и СССР было непростым: их то запрещали, то разрешали, то снова запрещали, делая поблажки в запретах. Но обычные граждане зимние праздники любили и, так или иначе, их отмечали, часто делая это тайно. А новогодние застолья, ёлка, речи политических лидеров хоть и считаются главными атрибутами праздника, исторически таковыми стали далеко не сразу — и Новый год обрёл «современный» вид лишь в послевоенные годы.


Царь запретил, а Ленин разрешил


Вступив в Первую мировую войну в 1914 году, Россия начала тотальную «борьбу с германским засильем» внутри страны. По приказу Николая II стали ликвидировать немецкие колонии в Поволжье, Украине и на Кавказе, Санкт-Петербург переименовали в Петроград. В итоге празднование Нового года как традицию, пришедшую из Западной Европы, назвали вражеской и тоже запретили.


Однако, когда к власти в октябре 1917 года пришли большевики, запрет сняли. Правда, сами большевики единого мнения насчёт праздника не имели — были и те, кто называл его «буржуазным предрассудком» и «пережитком досоветского прошлого», и те, кто праздник одобрял. Последние, ко всему прочему, видели в этом и интересный социальный подтекст — до революции наряженная новогодняя ёлка и хороводы вокруг неё были для русских крестьян и их детей исключительно «барской забавой», а теперь стали доступны практически всем.


Например, в СССР начали знаменитые ленинские ёлки в Сокольниках. Ленин устраивал их лично — шутил, водил хороводы, угощал конфетами и вручал каждому подарки. В общем — вёл себя как настоящий Дед Мороз.


Постер публикации

Картинка: vyatkawalks.ru


Но век пролетарских елок был недолгим. После смерти Ленина в 1924 году позиция правящей партии к Новому году начала меняться. Он не был запрещён, но и прежним весёлым праздником со всеми необходимыми атрибутами уже не остался. В 1926 году Сталин осудил рождественские ёлки в учреждениях и в квартирах граждан, назвав традицию старорежимным и антисоветским наследием «проклятого прошлого».


Празднование Нового года превратилось в строго регламентированное заседание с докладами на актуальные социально-политические темы и художественной самодеятельностью. Главным посылом всех праздничных программ стала тема отказа от традиционных религиозных праздненств, а главными действующими лицами всех сценариев становились комсомольцы, красноармейцы и рабочие. Чего стоит финальный монолог Нового Года в детской опере «Сон старого года» от 11 января 1925 года:


Постер публикации

Фрагмент сценария оперы «Сон старого года». Фото: vyatkawalks.ru


А потом ёлки и вовсе запретили. Вид в окне освещённого дерева грозил серьёзным разговором с управдомом, а то и с милицией. Объяснялось это просто: ёлка — символ христианской религии, чуждой советскому гражданину. Закрыли ёлочные базары и остановили производство елочных украшений. Кроме того, в ходе полномасштабной антирелигиозной кампании разрушались церкви, снимались колокола, в школах сжигались иконы, а детей призывали в анкетах указывать, верующие ли их родители и праздновали ли они Рождество. А с начала 30-х годов специально назначенные люди из госучреждений стали ходить по квартирам сотрудников и проверять, нет ли у кого-то из них ёлок.


Постер публикации

Фото: kapuchin.livejournal.com


Несмотря на это газеты в канун праздников выглядели так:


Постер публикации

Фото: журнал Иллюстрированная Россия от 25 декабря 1927 года.


Несмотря на поднятую газетами кампанию против рождественского украшения магазинов, витрины магазинов до сих пор ещё имеют «праздничный» вид

 
— 

газета «Рабочая Москва» от 15 декабря 1928 года


Постер публикации

Фото: журнал Иллюстрированная Россия за 1928 год


Газета «Возрождение» от 1 января 1929 года пишет:


«Все резолюции и приказы советской власти оказались бессильны: дети победили, и в Москве оживлённо торгуют рождественскими ёлками и ёлочными украшениями. ЦК союза безбожников требует запретить дальнейшую продажу, чтобы не укреплять среди молодёжи «религиозные пережитки».


Постер публикации

Рисунок: журнал Крокодил за 1928 год


Кстати, один из самых знаменитых символов советского Нового года «Советское шампанское» появилось, как ни странно, именно в период, когда с Новым годом так отчаянно боролись — в 1928 году.


Первая в СССР новогодняя ёлка


Так продолжалось до 28 декабря 1935 года, когда в «Правде» вышла заметка второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» с призывом реабилитировать Новый год и главный его символ. В статье говорилось об организации новогодних ёлок в детских садах, школах и на предприятиях. Естественно, рождественской ёлке пришлось стать новогодней, чтобы избежать любых религиозных противоречий, но дети разницы не заметили. И уже 30 декабря 1935 года в харьковском дворце пионеров прошла первая в СССР новогодняя ёлка и бал-маскарад.


Постер публикации

Фото: kapuchin.livejournal.com


Так, принятая в компартию, ёлка начала триумфальное шествие по стране. Их стали устраивать там, где ещё недавно едко высмеивали, — в детсадах, школах, вузах, редакциях газет, на предприятиях, конторах и даже в министерствах. А главная ёлка страны стояла в Колонном зале Дома Союзов. Сами деревья стали устанавливать чуть ли не на каждой площади города. Правда, в стране сразу наступил дефицит ёлочных украшений, так как их производство прекратили в конце 20-х. Но, так или иначе, инициативу Постышева признали своевременной.


Елка в Колонном Зале в январе 1937. Фото rg.ru
Елка в Колонном Зале, январь 1941. Фото: rg.ru



Елка в Колонном Зале в январе 1937. Фото rg.ru
1 / 2


Сам Постышев в итоге не успел в полной мере порадоваться новогодним праздникам: в конце 30-х он попал в опалу из-за обострившейся борьбы внутри партии и был расстрелян в 1939 году.


Постер публикации

Каганович, Сталин, Постышев, Ворошилов в январе 1934 года. Фото: rushist.com


В конце 1935 года секретариат ВЦСПС постановил:


Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить

 
— 

секретариат ВЦСПС


Первые советские ёлки мало отличались от ёлок середины 20-х — явно прослеживался политический подтекст, тема классовой борьбы, дети были в костюмах красноармейцев, ударников труда и покорителей Арктики, но теперь праздник был официально «одобрен» сверху.


«Красным днём календаря», то есть нерабочим, 1 января стал только в 1947 году.


К середине 1950-х, когда страна немного оправилась от тягот войны, праздник Нового года окончательно сформировался и оброс привычным количеством традиций. Новый год стали отмечать с особым размахом, чтобы в этот день не было и намёка на те бытовые трудности, которые на самом деле встречались на каждом шагу. Все новогодние атрибуты нужно было предварительно придумать, подготовить, «достать», отстояв в огромных очередях или через «хороших» знакомых.


Новый год встречали по заветам товарища Огурцова из «Карнавальной ночи» — «Есть установка весело встретить Новый год», — возможно, и потому, что это был единственный праздник без политического подтекста.


Окончательно оформилась традиция водить детей на какую-нибудь государственную ёлку. Самая престижная, естественно, была в Кремле. Каждый ребёнок возвращался оттуда с традиционным подарком — жестяным сундучком в 50-е и красным пластиковым Кремлем в 60-е, наполненным всевозможными сладостями. И не то чтобы в стране был дефицит конфет, просто детская ёлка и сладкий подарок стали определённым праздничным ритуалом.


С появлением телевизоров пришла и традиция смотреть новогодние «Голубые огоньки», первый из которых появился в 1962 году. В 1975 году на экраны вышел фильм «Ирония судьбы» — важный атрибут главного народного праздника, а во время перестройки советский Новый год постепенно стал российским. С фейерверками, изобилием товаров и подарков.


Встреча Нового года в СССР имела драматическую историю. Эту традицию сначала запретили, а потом разрешили на государственном уровне. Как это было.


Сообщение газеты «Возрождение» от 31 декабря 1927 года:


«Москву точно лихорадит. Наплыв покупателей в магазинах необычайный. В игрушечных магазинах творится нечто невероятное. В универмаге Мосторга (бывший „Мюр-Мерилиз“) набор стоит 4 р. 25 к. За эту цену в коробочку вам положат нитку бус, рождественского деда, 5–6 украшений из бумаги и несколько безделушек из тонкого стекла. И это всё».


Корреспондент «Кёльнише Цайтунг» описывает праздничное настроение обывательской Москвы 8 января 1928 года:


«Дети мечтают о ёлке. По особому постановлению партии устройство ёлки разрешается даже коммунистическим семьям при условии, что серебряная вифлеемская звезда будет заменена красной, пятиконечной. Кинематографы переполнены. Исключительным успехом пользуется фильм „Варьете“ с Эмилем Яннингсом. Фильмы советского производства набили всем оскомину своим революционно-идеологическим содержанием».


Из газетных статей 20-х годов становится понятно, что отношение к новогодним и рождественским праздникам в России и СССР было непростым: их то запрещали, то разрешали, то снова запрещали, делая поблажки в запретах. Но обычные граждане зимние праздники любили и, так или иначе, их отмечали, часто делая это тайно. А новогодние застолья, ёлка, речи политических лидеров хоть и считаются главными атрибутами праздника, исторически таковыми стали далеко не сразу — и Новый год обрёл «современный» вид лишь в послевоенные годы.


Царь запретил, а Ленин разрешил


Вступив в Первую мировую войну в 1914 году, Россия начала тотальную «борьбу с германским засильем» внутри страны. По приказу Николая II стали ликвидировать немецкие колонии в Поволжье, Украине и на Кавказе, Санкт-Петербург переименовали в Петроград. В итоге празднование Нового года как традицию, пришедшую из Западной Европы, назвали вражеской и тоже запретили.


Однако, когда к власти в октябре 1917 года пришли большевики, запрет сняли. Правда, сами большевики единого мнения насчёт праздника не имели — были и те, кто называл его «буржуазным предрассудком» и «пережитком досоветского прошлого», и те, кто праздник одобрял. Последние, ко всему прочему, видели в этом и интересный социальный подтекст — до революции наряженная новогодняя ёлка и хороводы вокруг неё были для русских крестьян и их детей исключительно «барской забавой», а теперь стали доступны практически всем.


Например, в СССР начали знаменитые ленинские ёлки в Сокольниках. Ленин устраивал их лично — шутил, водил хороводы, угощал конфетами и вручал каждому подарки. В общем — вёл себя как настоящий Дед Мороз.


Постер публикации

Картинка: vyatkawalks.ru


Но век пролетарских елок был недолгим. После смерти Ленина в 1924 году позиция правящей партии к Новому году начала меняться. Он не был запрещён, но и прежним весёлым праздником со всеми необходимыми атрибутами уже не остался. В 1926 году Сталин осудил рождественские ёлки в учреждениях и в квартирах граждан, назвав традицию старорежимным и антисоветским наследием «проклятого прошлого».


Празднование Нового года превратилось в строго регламентированное заседание с докладами на актуальные социально-политические темы и художественной самодеятельностью. Главным посылом всех праздничных программ стала тема отказа от традиционных религиозных праздненств, а главными действующими лицами всех сценариев становились комсомольцы, красноармейцы и рабочие. Чего стоит финальный монолог Нового Года в детской опере «Сон старого года» от 11 января 1925 года:


Постер публикации

Фрагмент сценария оперы «Сон старого года». Фото: vyatkawalks.ru


А потом ёлки и вовсе запретили. Вид в окне освещённого дерева грозил серьёзным разговором с управдомом, а то и с милицией. Объяснялось это просто: ёлка — символ христианской религии, чуждой советскому гражданину. Закрыли ёлочные базары и остановили производство елочных украшений. Кроме того, в ходе полномасштабной антирелигиозной кампании разрушались церкви, снимались колокола, в школах сжигались иконы, а детей призывали в анкетах указывать, верующие ли их родители и праздновали ли они Рождество. А с начала 30-х годов специально назначенные люди из госучреждений стали ходить по квартирам сотрудников и проверять, нет ли у кого-то из них ёлок.


Постер публикации

Фото: kapuchin.livejournal.com


Несмотря на это газеты в канун праздников выглядели так:


Постер публикации

Фото: журнал Иллюстрированная Россия от 25 декабря 1927 года.


Несмотря на поднятую газетами кампанию против рождественского украшения магазинов, витрины магазинов до сих пор ещё имеют «праздничный» вид

 
— 

газета «Рабочая Москва» от 15 декабря 1928 года


Постер публикации

Фото: журнал Иллюстрированная Россия за 1928 год


Газета «Возрождение» от 1 января 1929 года пишет:


«Все резолюции и приказы советской власти оказались бессильны: дети победили, и в Москве оживлённо торгуют рождественскими ёлками и ёлочными украшениями. ЦК союза безбожников требует запретить дальнейшую продажу, чтобы не укреплять среди молодёжи «религиозные пережитки».


Постер публикации

Рисунок: журнал Крокодил за 1928 год


Кстати, один из самых знаменитых символов советского Нового года «Советское шампанское» появилось, как ни странно, именно в период, когда с Новым годом так отчаянно боролись — в 1928 году.


Первая в СССР новогодняя ёлка


Так продолжалось до 28 декабря 1935 года, когда в «Правде» вышла заметка второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» с призывом реабилитировать Новый год и главный его символ. В статье говорилось об организации новогодних ёлок в детских садах, школах и на предприятиях. Естественно, рождественской ёлке пришлось стать новогодней, чтобы избежать любых религиозных противоречий, но дети разницы не заметили. И уже 30 декабря 1935 года в харьковском дворце пионеров прошла первая в СССР новогодняя ёлка и бал-маскарад.


Постер публикации

Фото: kapuchin.livejournal.com


Так, принятая в компартию, ёлка начала триумфальное шествие по стране. Их стали устраивать там, где ещё недавно едко высмеивали, — в детсадах, школах, вузах, редакциях газет, на предприятиях, конторах и даже в министерствах. А главная ёлка страны стояла в Колонном зале Дома Союзов. Сами деревья стали устанавливать чуть ли не на каждой площади города. Правда, в стране сразу наступил дефицит ёлочных украшений, так как их производство прекратили в конце 20-х. Но, так или иначе, инициативу Постышева признали своевременной.


Елка в Колонном Зале в январе 1937. Фото rg.ru
Елка в Колонном Зале, январь 1941. Фото: rg.ru



Елка в Колонном Зале в январе 1937. Фото rg.ru
1 / 2


Сам Постышев в итоге не успел в полной мере порадоваться новогодним праздникам: в конце 30-х он попал в опалу из-за обострившейся борьбы внутри партии и был расстрелян в 1939 году.


Постер публикации

Каганович, Сталин, Постышев, Ворошилов в январе 1934 года. Фото: rushist.com


В конце 1935 года секретариат ВЦСПС постановил:


Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить

 
— 

секретариат ВЦСПС


Первые советские ёлки мало отличались от ёлок середины 20-х — явно прослеживался политический подтекст, тема классовой борьбы, дети были в костюмах красноармейцев, ударников труда и покорителей Арктики, но теперь праздник был официально «одобрен» сверху.


«Красным днём календаря», то есть нерабочим, 1 января стал только в 1947 году.


К середине 1950-х, когда страна немного оправилась от тягот войны, праздник Нового года окончательно сформировался и оброс привычным количеством традиций. Новый год стали отмечать с особым размахом, чтобы в этот день не было и намёка на те бытовые трудности, которые на самом деле встречались на каждом шагу. Все новогодние атрибуты нужно было предварительно придумать, подготовить, «достать», отстояв в огромных очередях или через «хороших» знакомых.


Новый год встречали по заветам товарища Огурцова из «Карнавальной ночи» — «Есть установка весело встретить Новый год», — возможно, и потому, что это был единственный праздник без политического подтекста.


Окончательно оформилась традиция водить детей на какую-нибудь государственную ёлку. Самая престижная, естественно, была в Кремле. Каждый ребёнок возвращался оттуда с традиционным подарком — жестяным сундучком в 50-е и красным пластиковым Кремлем в 60-е, наполненным всевозможными сладостями. И не то чтобы в стране был дефицит конфет, просто детская ёлка и сладкий подарок стали определённым праздничным ритуалом.


С появлением телевизоров пришла и традиция смотреть новогодние «Голубые огоньки», первый из которых появился в 1962 году. В 1975 году на экраны вышел фильм «Ирония судьбы» — важный атрибут главного народного праздника, а во время перестройки советский Новый год постепенно стал российским. С фейерверками, изобилием товаров и подарков.