Лента новостей

Все новости

Популярное

Новые законы декабря затронут пользователей интернета, сим-карт, получателей соцвыплат, будущих пенсионеров

 

Новые законы декабря затронут пользователей интернета, сим-карт, получателей соцвыплат, будущих пенсионеров

Заключительный месяц 2021 года не станет исключением из общего правила: в декабре тоже вводятся новые нормативные акты. Разберем наиболее важные из них.

1. Вводится ряд защитных мер от банковских мошенников в Интернете

С 1 декабря вступит в силу закон, который запрещает размещать в Интернете:

- сайты, которые «маскируясь» под официальные информационные ресурсы банков и других финансовых организаций, вводят в заблуждение пользователей, позволяя мошенникам получать доступ к банковским картам граждан,

- сайты, которые предлагают услуги финансовых пирамид,

- а также сайты, распространяющие информацию о том, как неправомерно получить доступ к информационным системам и базам данных банков и других финансовых организаций.

Центробанк получит право обращаться в суд с исками об ограничении доступа к таким ресурсам (Федеральный закон № 250-ФЗ).

2. Корпоративные сим-карты попадают под особый контроль, а доступ в интернет станет частично бесплатным

Также с 1 декабря начнут действовать поправки, внесенные в Закон «О связи»:

- операторы связи обязаны будут предоставлять гражданам бесплатный доступ к социально значимым интернет-ресурсам (Федеральный закон № 319-ФЗ).

Перечень таковых утвержден Приказом Минкомсвязи России от 31 марта 2020 г. № 148 — в него вошли сайты не только органов госвласти, но и социальные сети, интернет-магазины, сервисы поиска, новостные агрегаторы и тд. (всего насчитывается 371 ресурс);

- а в отношении пользователей корпоративных сим-карт вводится контроль: операторы связи будут проверять информацию, которую организации внесли в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) о своих сотрудниках, пользующихся корпоративной связью.

При обнаружении недостоверных сведений об абоненте сим-карту заблокируют (Федеральный закон № 533-ФЗ).

3. Меняются требования к электронным госуслугам

Вводится новая редакция требований к предоставлению гражданам государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Теперь при обращении к порталу «Госуслуги» посетителю будут предлагать пройти предварительное анкетирование — ответить на ряд вопросов, чтобы определить, какой вариант госуслуги подойдет в его конкретной ситуации (Постановление Правительства РФ № 1574).

4. Вступают в силу правила автоматического предоставления реквизитов банковских счетов граждан для получения соцвыплат

С 1 декабря граждане могут оформить свое согласие на то, чтобы банк, в котором у них есть счет, предоставил реквизиты этого счета в ЕСИА.

Сделать это можно будет через Личный кабинет на сайте банка либо через портал «Госуслуги», если у человека есть там подтвержденная учетная запись.

Получив такое согласие, банк передаст платежные реквизиты в ЕСИА, чтобы ПФР и другие органы, которые назначают социальные выплаты, перечисляли деньги на этот счет.

В случае закрытия счета банк должен будет не позднее следующего дня направить информацию в ЕСИА. После чего согласие гражданина на использование реквизитов этого счета считается отозванным — и соцвыплаты не будут туда поступать.

Со следующего года появится возможность подать заявление о назначении пенсии через портал «Госуслуги», не обращаясь лично в ПФР.

И при подаче этого заявления будет предложено выбрать для зачисления пенсии реквизиты счета, на использование которых гражданин дал свое согласие банку (Постановление Правительства РФ № 1150).

5. Вводятся меры дополнительной защиты для тех, кто хранит свои пенсионные накопления в Негосударственных пенсионных фондах (НПФ)

С 8 декабря по новому базовому стандарту, утв. Центробанком, НПФ обязаны сохранять все сообщения, которые поступают на их официальный адрес электронной почты, а также записывать телефонные разговоры как по входящим, так и исходящим звонкам по официальному номеру для приема обращений граждан.

В т.ч. такая фиксация обязательна до подписания с гражданином договора о переводе средств пенсионных накоплений: за счет этого НПФ должен подтвердить, что договор подписан добровольно, без каких-либо принуждений и навязываний (протокол Банка России от 10.06.2021 № КФНП-18).

Полученная информация должна храниться в НПФ в течение 2-х лет. Центробанк рассчитывает, что такая мера позволит пресечь многочисленные мошенничества с переводом пенсионных накоплений в НПФ без ведома будущих пенсионеров, по поддельным документам.

Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

Заключительный месяц 2021 года не станет исключением из общего правила: в декабре тоже вводятся новые нормативные акты. Разберем наиболее важные из них.

1. Вводится ряд защитных мер от банковских мошенников в Интернете

С 1 декабря вступит в силу закон, который запрещает размещать в Интернете:

- сайты, которые «маскируясь» под официальные информационные ресурсы банков и других финансовых организаций, вводят в заблуждение пользователей, позволяя мошенникам получать доступ к банковским картам граждан,

- сайты, которые предлагают услуги финансовых пирамид,

- а также сайты, распространяющие информацию о том, как неправомерно получить доступ к информационным системам и базам данных банков и других финансовых организаций.

Центробанк получит право обращаться в суд с исками об ограничении доступа к таким ресурсам (Федеральный закон № 250-ФЗ).

2. Корпоративные сим-карты попадают под особый контроль, а доступ в интернет станет частично бесплатным

Также с 1 декабря начнут действовать поправки, внесенные в Закон «О связи»:

- операторы связи обязаны будут предоставлять гражданам бесплатный доступ к социально значимым интернет-ресурсам (Федеральный закон № 319-ФЗ).

Перечень таковых утвержден Приказом Минкомсвязи России от 31 марта 2020 г. № 148 — в него вошли сайты не только органов госвласти, но и социальные сети, интернет-магазины, сервисы поиска, новостные агрегаторы и тд. (всего насчитывается 371 ресурс);

- а в отношении пользователей корпоративных сим-карт вводится контроль: операторы связи будут проверять информацию, которую организации внесли в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) о своих сотрудниках, пользующихся корпоративной связью.

При обнаружении недостоверных сведений об абоненте сим-карту заблокируют (Федеральный закон № 533-ФЗ).

3. Меняются требования к электронным госуслугам

Вводится новая редакция требований к предоставлению гражданам государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Теперь при обращении к порталу «Госуслуги» посетителю будут предлагать пройти предварительное анкетирование — ответить на ряд вопросов, чтобы определить, какой вариант госуслуги подойдет в его конкретной ситуации (Постановление Правительства РФ № 1574).

4. Вступают в силу правила автоматического предоставления реквизитов банковских счетов граждан для получения соцвыплат

С 1 декабря граждане могут оформить свое согласие на то, чтобы банк, в котором у них есть счет, предоставил реквизиты этого счета в ЕСИА.

Сделать это можно будет через Личный кабинет на сайте банка либо через портал «Госуслуги», если у человека есть там подтвержденная учетная запись.

Получив такое согласие, банк передаст платежные реквизиты в ЕСИА, чтобы ПФР и другие органы, которые назначают социальные выплаты, перечисляли деньги на этот счет.

В случае закрытия счета банк должен будет не позднее следующего дня направить информацию в ЕСИА. После чего согласие гражданина на использование реквизитов этого счета считается отозванным — и соцвыплаты не будут туда поступать.

Со следующего года появится возможность подать заявление о назначении пенсии через портал «Госуслуги», не обращаясь лично в ПФР.

И при подаче этого заявления будет предложено выбрать для зачисления пенсии реквизиты счета, на использование которых гражданин дал свое согласие банку (Постановление Правительства РФ № 1150).

5. Вводятся меры дополнительной защиты для тех, кто хранит свои пенсионные накопления в Негосударственных пенсионных фондах (НПФ)

С 8 декабря по новому базовому стандарту, утв. Центробанком, НПФ обязаны сохранять все сообщения, которые поступают на их официальный адрес электронной почты, а также записывать телефонные разговоры как по входящим, так и исходящим звонкам по официальному номеру для приема обращений граждан.

В т.ч. такая фиксация обязательна до подписания с гражданином договора о переводе средств пенсионных накоплений: за счет этого НПФ должен подтвердить, что договор подписан добровольно, без каких-либо принуждений и навязываний (протокол Банка России от 10.06.2021 № КФНП-18).

Полученная информация должна храниться в НПФ в течение 2-х лет. Центробанк рассчитывает, что такая мера позволит пресечь многочисленные мошенничества с переводом пенсионных накоплений в НПФ без ведома будущих пенсионеров, по поддельным документам.

Ирина Сивакова, кандидат юридических наук