Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и по совместительству муж председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной является ярым сторонником тотальной цифровизации образования. По его мнению, недалек тот час, когда онлайн-обучение полностью заменит традиционные лекции и семинары в вузовских аудиториях. Против этого возражает академическое сообщество, указывая на то, что цифровые технологии нужно рассматривать лишь как один из образовательных инструментов. Сейчас такую же позицию сформулировали и студенты "вышки".
Открытое письмо к ректору и сотрудникам НИУ ВШЭ разместили студенты в сети интернет. По их мнению, стремление "зачистить" архаичное, в глазах "инноваторов", образование, выглядит прожектерством и данью моде. Можно в этой связи напомнить, с каким азартом и жестокостью высшее образование России переводили на Болонскую систему. Сейчас уже все признают, что целей, заложенных в проекте, не достигли, а отечественное образование разрушили.
Совсем недавно с таким же азартом оптимизировали систему здравоохранения. Но пандемия все расставила на свои места - справиться с коронавирусом оказались способны лишь осколки недобитой оптимизаторами системы здравоохранения.
Студенты "вышки" изложили в письме четкие аргументы, с которыми, впрочем, реформаторы вряд ли будут считаться даже не смотря на то, что именно студенты являются заказчиками тех услуг, которые "инноваторы", типа Кузьминова и Набиуллиной, хотят полностью перевести на новомодные рельсы.
Сибкрай.ru приводит письмо студентов полностью:
Уважаемые коллеги!
В связи с публикацией информации о переводе со следующего учебного года части дисциплин в онлайн-формат, мы, студенты НИУ ВШЭ, хотим высказать свое отношение к складывающейся ситуации.
Мы понимаем, что онлайн-формат есть и будет одним из инструментов, необходимых для того, чтобы у каждого была возможность узнать то, что в оффлайн-формате узнать не получается. Однако онлайн-формат - это лишь один из инструментов, который явно не сможет заменить то, что университет дает каждому из нас. Мы также понимаем, что грядущие изменения в сторону цифровизации образования неизбежны, но все же хотим, чтобы университет как целое сохранил себя в сложившемся на протяжении веков виде. Поэтому мы обращаемся к Вам с целью выразить наши надежды на то, что, несмотря на изменчивый характер современности, традиции, на которых эта современность основывается и без которых она непредставима, останутся с нами.
На наш взгляд, проведение занятий в онлайн-формате сопряжено с определенными проблемами, разрешить которые нам представляется затруднительным. Наиболее важными среди них являются следующие:
1. Онлайн-формат не воспроизводит очень важный (не для школы, но для жизни) социальный опыт, который можно получить в стенах университета.
1.1. Образование в университете - это, прежде всего, живая коммуникация между преподавателем и студентом, а также между самими студентами.
1.2. Концепция живого диалога - основной аспект обучения в университете, благодаря которому знание приобретается, переосмысляется и обновляется.
1.3. Живой диалог учит слушать и слышать, а также защищать свои взгляды и интересы. Университет предоставляет возможность получить эти навыки на первых этапах становления человека человеком. А это - фундамент для формирования стабильного общества, способного к критическому мышлению.
2. Онлайн-формат не отражает традиции и ценности, заложенные изначально в идею образования, в идею академии и в идею науки.
2.1. Образование - это не только получение информации и навыков ее адекватного применения, но и особая культура, в рамках которой образуется знание. Осмысленное знание по отношению к информации первично.
2.2. Как и любой другой продукт культурной деятельности, знание требует отдельного места, в котором оно будет сохраняться и приумножаться. Таким местом является академия.
2.3. Классический университет - единственная институция, способная противостоять профанированию образования. Онлайн-изменения утвердят тенденцию к поверхностному, сугубо практико-ориентированному обучению, сводимому к двухгодичной программе на коммерческих платформах наподобие “Coursera”.
3. Онлайн-формат не позволяет качественно и осмысленно осуществлять учебную и научно-исследовательскую деятельность.
3.1. Ослабляется общий уровень стрессоустойчивости в отсутствии возможности реагировать на внешние раздражители.
3.2. Здание университета является одним из важных аспектов разграничения жизни человека на обучение/науку (сферу публичности) и сферу досуга (а также частную жизнь). Отсутствие подобного разграничения оказывается негативным фактором, смешивающим требующее полного погружения в процесс и абстрагирование от всего остального образование с обстановкой частной жизни, которая изобилует отвлекающими факторами. Все это влечет к снижению качества образования и к ухудшению общего качества жизни, главным аспектом которого является наличие границ между публичным и частным, между работой и сферой семьи и досуга.
3.3. Важная проблема онлайн-обучения заключается также и в том, что многие студенты, проживающие в общежитиях, не могут себе позволить закрыться в отдельной комнате на время лекций, семинаров, контрольных работ и экзаменов, поскольку живут в 2-х, 3-х и 4-х местных комнатах. Насколько нам известно, у университета нет ресурсов для того, чтобы обеспечить каждому проживающему в общежитии студенту отдельную комнату для проживания и обучения. В домашних условиях обучение также затруднено по бытовым причинам или по причине отсутствия частного пространства.
3.4. Из общения с преподавателями мы знаем, что школьники и студенты, чье взросление пришлось на интернет-эпоху, по-другому относятся к получаемым знаниям: они не воспринимают учебу с прежним пиететом, поскольку понимают множественность возможных источников получения информации. Люди думают, что могут в любую секунду узнать материал, и в итоге, как правило, не знают ничего. Если же в такой степени опосредовать учебу интернет-ресурсами и, следовательно, обозначить ее заменяемость и условность, то избыточность знания станет для всех очевидной; разумеется, это понимание будет ложным. Нужно помнить, что упрощение доступа к предмету часто приводит к его обесцениванию.
4. Онлайн-формат негативно сказывается на состоянии здоровья всех участников образовательного процесса:
4.1. Необходимость проводить основную часть времени за экраном компьютера пагубно сказывается на здоровье глаз.
4.2. Онлайн-обучение пагубно влияет на слух. Практически на всех онлайн-лекциях и онлайн-семинарах, к сожалению, приходится присутствовать исключительно в наушниках. В противном случае коммуникация в рамках занятия затрудняется, поскольку качество звука без наушников значительно хуже. И после нескольких пар, проведенных в наушниках, к сожалению, уши и голова начинают болеть, так что работоспособность на оставшуюся часть дня значительно снижается.
4.3. Общее психологическое состояние студентов после онлайн-пар оказывается достаточно негативным. Плохое качество звука (гораздо более плохое, чем на живых, очных парах), плохое качество изображения, отсутствие возможности подвигаться между парами приводят к общему ухудшению состояния здоровья. Мы понимаем, что в задачи университета не входит забота о здоровье студентов, но очевидно, что университет не должен создавать дополнительные риски для их здоровья.
Онлайн-формат обучения в университете, безусловно, является шагом вперед на пути к общей популяризации образования в стране и в мире. Однако мы, студенты, на чьих плечах оказалась ноша онлайн-формата в данной чрезвычайной ситуации, смогли непосредственно прочувствовать и осмыслить большое количество минусов, которые влечет за собой данный формат обучения. Мы просим Вас, дорогие и уважаемые коллеги, пересмотреть концепцию цифровизации образования в сторону уменьшения количества онлайн-формата. И мы просим в этом пересмотре учесть мнение нас, студентов. Лишь на основе диалога и дискуссии с учетом позиций всех сторон образовательного процесса будет возможно сохранить университет как академию, как институт, предотвратив тем самым его чрезмерную цифровизацию и компьютеризацию.
Студенты "вышки" подняли бунт против ректора и тотальной цифровизации образования
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и по совместительству муж председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной является ярым сторонником тотальной цифровизации образования. По его мнению, недалек тот час, когда онлайн-обучение полностью заменит традиционные лекции и семинары в вузовских аудиториях. Против этого возражает академическое сообщество, указывая на то, что цифровые технологии нужно рассматривать лишь как один из образовательных инструментов. Сейчас такую же позицию сформулировали и студенты "вышки".
Открытое письмо к ректору и сотрудникам НИУ ВШЭ разместили студенты в сети интернет. По их мнению, стремление "зачистить" архаичное, в глазах "инноваторов", образование, выглядит прожектерством и данью моде. Можно в этой связи напомнить, с каким азартом и жестокостью высшее образование России переводили на Болонскую систему. Сейчас уже все признают, что целей, заложенных в проекте, не достигли, а отечественное образование разрушили.
Совсем недавно с таким же азартом оптимизировали систему здравоохранения. Но пандемия все расставила на свои места - справиться с коронавирусом оказались способны лишь осколки недобитой оптимизаторами системы здравоохранения.
Студенты "вышки" изложили в письме четкие аргументы, с которыми, впрочем, реформаторы вряд ли будут считаться даже не смотря на то, что именно студенты являются заказчиками тех услуг, которые "инноваторы", типа Кузьминова и Набиуллиной, хотят полностью перевести на новомодные рельсы.
Сибкрай.ru приводит письмо студентов полностью:
Уважаемые коллеги!
В связи с публикацией информации о переводе со следующего учебного года части дисциплин в онлайн-формат, мы, студенты НИУ ВШЭ, хотим высказать свое отношение к складывающейся ситуации.
Мы понимаем, что онлайн-формат есть и будет одним из инструментов, необходимых для того, чтобы у каждого была возможность узнать то, что в оффлайн-формате узнать не получается. Однако онлайн-формат - это лишь один из инструментов, который явно не сможет заменить то, что университет дает каждому из нас. Мы также понимаем, что грядущие изменения в сторону цифровизации образования неизбежны, но все же хотим, чтобы университет как целое сохранил себя в сложившемся на протяжении веков виде. Поэтому мы обращаемся к Вам с целью выразить наши надежды на то, что, несмотря на изменчивый характер современности, традиции, на которых эта современность основывается и без которых она непредставима, останутся с нами.
На наш взгляд, проведение занятий в онлайн-формате сопряжено с определенными проблемами, разрешить которые нам представляется затруднительным. Наиболее важными среди них являются следующие:
1. Онлайн-формат не воспроизводит очень важный (не для школы, но для жизни) социальный опыт, который можно получить в стенах университета.
1.1. Образование в университете - это, прежде всего, живая коммуникация между преподавателем и студентом, а также между самими студентами.
1.2. Концепция живого диалога - основной аспект обучения в университете, благодаря которому знание приобретается, переосмысляется и обновляется.
1.3. Живой диалог учит слушать и слышать, а также защищать свои взгляды и интересы. Университет предоставляет возможность получить эти навыки на первых этапах становления человека человеком. А это - фундамент для формирования стабильного общества, способного к критическому мышлению.
2. Онлайн-формат не отражает традиции и ценности, заложенные изначально в идею образования, в идею академии и в идею науки.
2.1. Образование - это не только получение информации и навыков ее адекватного применения, но и особая культура, в рамках которой образуется знание. Осмысленное знание по отношению к информации первично.
2.2. Как и любой другой продукт культурной деятельности, знание требует отдельного места, в котором оно будет сохраняться и приумножаться. Таким местом является академия.
2.3. Классический университет - единственная институция, способная противостоять профанированию образования. Онлайн-изменения утвердят тенденцию к поверхностному, сугубо практико-ориентированному обучению, сводимому к двухгодичной программе на коммерческих платформах наподобие “Coursera”.
3. Онлайн-формат не позволяет качественно и осмысленно осуществлять учебную и научно-исследовательскую деятельность.
3.1. Ослабляется общий уровень стрессоустойчивости в отсутствии возможности реагировать на внешние раздражители.
3.2. Здание университета является одним из важных аспектов разграничения жизни человека на обучение/науку (сферу публичности) и сферу досуга (а также частную жизнь). Отсутствие подобного разграничения оказывается негативным фактором, смешивающим требующее полного погружения в процесс и абстрагирование от всего остального образование с обстановкой частной жизни, которая изобилует отвлекающими факторами. Все это влечет к снижению качества образования и к ухудшению общего качества жизни, главным аспектом которого является наличие границ между публичным и частным, между работой и сферой семьи и досуга.
3.3. Важная проблема онлайн-обучения заключается также и в том, что многие студенты, проживающие в общежитиях, не могут себе позволить закрыться в отдельной комнате на время лекций, семинаров, контрольных работ и экзаменов, поскольку живут в 2-х, 3-х и 4-х местных комнатах. Насколько нам известно, у университета нет ресурсов для того, чтобы обеспечить каждому проживающему в общежитии студенту отдельную комнату для проживания и обучения. В домашних условиях обучение также затруднено по бытовым причинам или по причине отсутствия частного пространства.
3.4. Из общения с преподавателями мы знаем, что школьники и студенты, чье взросление пришлось на интернет-эпоху, по-другому относятся к получаемым знаниям: они не воспринимают учебу с прежним пиететом, поскольку понимают множественность возможных источников получения информации. Люди думают, что могут в любую секунду узнать материал, и в итоге, как правило, не знают ничего. Если же в такой степени опосредовать учебу интернет-ресурсами и, следовательно, обозначить ее заменяемость и условность, то избыточность знания станет для всех очевидной; разумеется, это понимание будет ложным. Нужно помнить, что упрощение доступа к предмету часто приводит к его обесцениванию.
4. Онлайн-формат негативно сказывается на состоянии здоровья всех участников образовательного процесса:
4.1. Необходимость проводить основную часть времени за экраном компьютера пагубно сказывается на здоровье глаз.
4.2. Онлайн-обучение пагубно влияет на слух. Практически на всех онлайн-лекциях и онлайн-семинарах, к сожалению, приходится присутствовать исключительно в наушниках. В противном случае коммуникация в рамках занятия затрудняется, поскольку качество звука без наушников значительно хуже. И после нескольких пар, проведенных в наушниках, к сожалению, уши и голова начинают болеть, так что работоспособность на оставшуюся часть дня значительно снижается.
4.3. Общее психологическое состояние студентов после онлайн-пар оказывается достаточно негативным. Плохое качество звука (гораздо более плохое, чем на живых, очных парах), плохое качество изображения, отсутствие возможности подвигаться между парами приводят к общему ухудшению состояния здоровья. Мы понимаем, что в задачи университета не входит забота о здоровье студентов, но очевидно, что университет не должен создавать дополнительные риски для их здоровья.
Онлайн-формат обучения в университете, безусловно, является шагом вперед на пути к общей популяризации образования в стране и в мире. Однако мы, студенты, на чьих плечах оказалась ноша онлайн-формата в данной чрезвычайной ситуации, смогли непосредственно прочувствовать и осмыслить большое количество минусов, которые влечет за собой данный формат обучения. Мы просим Вас, дорогие и уважаемые коллеги, пересмотреть концепцию цифровизации образования в сторону уменьшения количества онлайн-формата. И мы просим в этом пересмотре учесть мнение нас, студентов. Лишь на основе диалога и дискуссии с учетом позиций всех сторон образовательного процесса будет возможно сохранить университет как академию, как институт, предотвратив тем самым его чрезмерную цифровизацию и компьютеризацию.