Премьер Польши Матеуш Моравецкий решил продолжить борьбу с Россией. На этот раз, вопреки историческим фактам, которые легко проверяются и не требуют никаких доказательств. Все это говорит лишь о том, что польская элита, прижатая к стенке неопровержимыми доказательствами, идет ва-банк, что уже вызывает вопросы не исторического, а нравственного свойства.
Поскольку мир отмечает 75-летие со дня освобождения Освенцима, Россия пытается переписать историю. Советский Союз был далеко не «освободителем», а сторонником нацистской Германии и виновником собственных преступлений - до и после освобождения Освенцима, - заявляет Моравецкий на страницах журнала POLITICO.
Учитывая, что Европейский Союз был рожден из пепла Второй мировой войны, мы должны остерегаться ложных повествований, подобных тем, которые распространяются сегодня.
Для Западной Европы этот трагический период европейской истории закончился в 1945 году поражением нацистского режима Германии. Но для многих европейских стран провозглашение мира не означало конец трагедии, а только начало новой.
Советская оккупация, которая продлилась еще 45 лет, унесла миллионы жизней и лишила Польшу и Центральную Европу их независимости и шансов на нормальное экономическое развитие.
Во время своей оккупации советский режим также продавал искаженную версию истории и Второй мировой войны, которая утверждала, что СССР «освободил» Европу от нацизма и проигнорировала реальную роль Москвы в конфликте.
Советский Союз не «освободил» Варшаву, как утверждают российские власти. Это ложное повествование сегодня реабилитируется и снова используется, поскольку Россия пытается обременять Польшу и другие европейские страны ответственностью за сотрудничество с немецким диктатором Адольфом Гитлером. Пытаясь представить Советский Союз в качестве спасителя мира от нацизма, президент России Владимир Путин пренебрегает военной агрессией Москвы не только против Польши, но и против стран Балтии - Литвы, Латвии и Эстонии - в июне 1940 года, и своим решением спровоцировать "Зимняя война "с Финляндией с ноября 1939 года по март 1940 года.
Эта сталинская версия истории не только фактически неточна, но и оскорбляет память миллионов жертв коммунизма.
На самом деле, именно союз между нацистской Германией и СССР в 1939 году проложил путь к началу Второй мировой войны. Третий рейх не смог бы восстановить военный потенциал Германии без поставок советских природных ресурсов и военного сотрудничества. Он не смог бы так легко победить Польшу и Францию и не имел бы такой большой свободы в подготовке разрушительного механизма Холокоста.
Советский Союз не «освободил» Варшаву, как утверждают российские власти. Красная Армия лениво смотрела на агонию Варшавы. Два восстания города - первое в еврейском гетто в 1943 году, второе во всем городе в 1944 году - свидетельствовали о беспощадности немецких преступлений. Но в то время, как жители Варшавы с надеждой ждали помощи, Иосиф Сталин никогда не приказывал Красной Армии вмешаться.
И хотя Красная Армия в конце концов освободила Освенцим, лагерь мог быть освобожден полгода назад. Летом 1944 года Советская армия стояла в 200 километрах от Освенцима, но наступление было остановлено, что позволило немцам отступить и организовать марши смерти до января 1945 года. Спасение евреев никогда не было приоритетом для Сталина и Красной армии.
В послевоенной Польше советская пропаганда диктовала повествование о Второй мировой войне. Правда оставалась похороненной, потому что она противоречила сталинской пропаганде «освобождения». Таким образом, истинная история двойной оккупации Польши не могла быть рассказана Польшей до 1989 года.
Нельзя мириться с новыми попытками изобразить Польшу как преступника, а не жертвы. Польские потери, вызванные Второй мировой войной, являются одними из самых высоких в мире: 6 миллионов поляков были убиты, в том числе 3 миллиона польских евреев. Страна была полностью разрушена.
Несмотря на возможность сурового наказания, поляки создали goegota, подпольную организацию, чтобы помочь евреям под немецкой оккупацией. Польское правительство в изгнании в Лондоне изо всех сил пыталось рассказать миру правду о немыслимом зле Холокоста, символом которого остается лагерь смерти Освенцим-Биркенау. В Польше сотрудничество с немцами или обвинение евреев в сокрытии было наказано смертным приговором внутренней армии, подпольной армии польского государства. И эти предложения регулярно исполнялись.
Правда о Второй мировой войне и судьбе Центральной и Восточной Европы является неотъемлемой частью трагического наследия Европы. Вот почему объединенная Европа должна решительно выступить против фальсификации истории 20-го века. Российская историческая пропаганда о Второй мировой войне является недостойной ложью и ложной попыткой обвинить других в действиях Советского Союза. Это свидетельство того, что страна никогда не считалась с истинными издержками своего тоталитарного наследия.
Европейский Союз был создан для того, чтобы трагедия, которая произошла в первой половине 20-го века, больше никогда не повторилась. Мы не можем позволить другим переписать нашу общую историю.
Следует отметить, что и для российских, и для западных историков роль Советской Армии в освобождении Европы от нацизма очевидна. Только в боях за освобождение Варшавы погибли более 200 тысяч бойцов Советской Армии. Моравецкий опускает и тот факт, что "безучастно" наблюдали за разгромом Варшавского восстания, устроенного эмигрантским правительством в Лондоне без согласования с советским командованием, и части Войска Польского, входившие в состав 1-го Белорусского фронта, которым командовал этнический поляк Константин Рокоссовский. Кстати, командующий в своих мемуарах подробно объяснил, почему советские войска, после кровопролитной летней кампании 1944-го года не смогли сходу взять Варшаву.
Ну, а рассуждения Моравецкого о послевоенном ходе европейской истории - весьма традиционны и не новы для европейских политиков, упускающих факт Фултонской речи Черчилля и и игнорирующих 1949 год - момент создания НАТО. Не случайно, в статье Моравецкого нет ни одного исторического факта, который мог бы послужить основой для дискуссии - автор прекрасно понимает, что он проиграет. Поэтому статья и представляет собой набор штампов и голословных обвинений, ориентированных на внутреннее потребление польской публикой. Это еще и обида за то, что мир не очень-то хочет верить в польскую версию истории, причиной чему - позиция Израиля, министр иностранных дел которой Исраэль Кац заявил: "Я - сын выживших в Холокосте. Мы никогда не простим и никогда не забудем. И многие поляки сотрудничали с нацистами. Шамир (покойный премьер-министр Израиля Ицхак Шамир - прим. Би-би-си) говорил, что каждый поляк впитывает антисемитизм с молоком матери. Никто не смеет указывать нам, что нам говорить и как чтить память своих мертвых."