Новосибирск, который за текущий год вышел в топ самых активных участников российско-африканских отношений, сделал заявку на межрегиональную консолидацию своих усилий в продвижении внешнеполитической повестки России.
Вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Наталия Красовская в середине декабря прошлого года посетила с рабочим визитом Удмуртскую республику, где не только имела содержательную беседу с председателем Государственного совета Удмуртской республики Владимиром Невоструевым, но и посетила несколько ведущих региональных вузов. Результатом встреч стало пополнение Консорциума российских образовательных организаций для работы со странами Западной Африки новыми членами.
Напомним, что Консорциум был организован на полях «Технопрома-2024» по инициативе Центра народной дипломатии, руководителем которого является Наталия Красовская, и Новосибирского государственного университета. К слову, именно в рамках «Технопрома-2024» удмуртские вузы – в лице Ижевского государственного технического университета – начали активно налаживать контакты с африканскими коллегами. А в декабрьский визит были оговорены конкретные проекты, реализация которых стартует весной 2025 года на базе Русских домов Центра народной дипломатии в Африке.
На текущий момент у Центра народной дипломатии, попечителем которого является новосибирская группа компаний «Расцветай», есть два партнерских Русских дома, открытых по соглашению с Россотрудничеством – в Буркина-Фасо и в Нигере. В озвученных планах на 2025 год: открыть филиалы в Гвинее (Конакри) и в Мали. Во всех странах присутствия у Центра налажены контакты с профильными министерствами, государственными парламентами и ведущими вузами. Визитной карточкой Русских домов Центра народной дипломатии являются курсы русского языка. На текущий момент в Буркина-Фасо действуют несколько групп, где русскому языку обучаются более 200 студентов и еще около 800 человек внесены в список ожидания. В Нигере также начали работу курсы русского языка, но набор слушателей еще идет. Спрос на обучение русскому языку в Западной Африке очень высок и не покрывается имеющимися предложениями. И это – колоссальный потенциал для использования так называемой «мягкой силы».
Кроме того, на базе Русских домов реализуются совместные с вузами проекты. В частности, с Новосибирским государственным техническим университетом в Уагадугу и Ниамей набраны курсы подготовки для абитуриентов по русскому, математике и физике. Курс по химии и биологии – совместный с НГУ – пока набран только в Нигере, но в январе должен стартовать и в Буркина-Фасо. На следующий год запланирован запуск в Нигере целой программы по подготовке кадров для сельского хозяйства – совместно с Новосибирским государственным аграрным университетом в рамках соглашений НГАУ с университетом Ниамея и университетом Агадеса. Программа включает в себя блоки подготовки рабочих кадров для аграрного сектора экономики – для абитуриентов начального уровня образования, подготовки кадров со средне-профессиональным образованием, с последующим обучением на программах высшего образования (бакалавриат и специалитет), а также блока повышения квалификации для африканских преподавателей. Часть из этой программы будет реализована в рамках квот Россотрудничества. Часть – в рамках соглашений с нигерскими вузами. И, наконец, достигнута договоренность на открытие подфака по IT-специальностям совместно с Ижевским государственным техническим университетом на базе Русского дома в Гвинее, который планируется к открытию уже в марте. Таким образом, Новосибирская область и Удмуртия выходят на межрегиональное сотрудничество в Африке, реализуя совместные проекты в сфере образования.
Выгода региональных вузов очевидна: они получают подготовленного на должном уровне студента со знанием русского языка, то есть готового сразу включится в учебный процесс. Для понимания ситуации необходимо уточнить, что страны Западной Африки, в которых работает Центр народной дипломатии, обладают впечатляющими природными ресурсами и экономическим потенциалом, однако после многолетнего «сотрудничества» с бывшей метрополией – Францией – имеют крайне низкий уровень образования. Согласно данным агентства Data Panda, Буркина-Фасо занимает 171 место, Нигер – 175 место, Гвинея –176 и Мали – 177 место в рейтинге из 177 стран.
Сейчас африканские страны активно выстраивают технологический суверенитет. Новосибирск самым активным образом продвигает в Западной Африке образовательные возможности своих университетов. Если учитывать присоединившуюся Удмутрию, сотрудничество разворачивается уже на уровне нескольких регионов, то есть предложение не просто шире, а буквально – есть готовность ответить на любой запрос африканской стороны. И при этом речь в первую очередь идет о технических, биомедицинских и аграрных специальностях. Российское образование в этих сферах предполагает не только появление лояльных России людей в важнейших для государства направлениях, но и участие России в процессе установления в африканских странах технологического суверенитета.
Во время обучения в российском вузе африканские студенты практикуются на российском оборудовании и изучают российские же технологии. По возвращении домой, когда встанет вопрос о развитии в стране той или иной технологии, решение будет приниматься в пользу той технологии, которая уже этому человеку хорошо знакома и проверена на практике как надежная. То есть, по сути, сейчас Центр народной дипломатии объединяет регионы для продвижения не только российского образования, но и российских технологий в Африке. Да и в целом программы трансфера знаний и компетенций – это необходимое дополнение к международному экономическому и технологическому сотрудничеству. Формат «обмена знаниями» позволяет перейти от попыток продажи или внедрения отдельных технологий и решений к формированию и улучшению условий для долгосрочного сотрудничества через управление потребностями, включая такие инструменты, как разработка и сопровождение реформ, новых стандартов и практик нормативно-правового регулирования и так далее.
Безусловно, при выбранном Новосибирском подходе, с упором на сферу образования и подготовки кадров, ждать сиюминутного эффекта не приходится. Это работа «в долгую». Но опыт Советского Союза, наследием которого в Африке мы до сих пор пользуемся, показывает, что экспорт образования – самая эффективная стратегия в долгосрочной перспективе.
Вице-спикер Законодательного собрания Новосибирской области Наталия Красовская в середине декабря прошлого года посетила с рабочим визитом Удмуртскую республику, где не только имела содержательную беседу с председателем Государственного совета Удмуртской республики Владимиром Невоструевым, но и посетила несколько ведущих региональных вузов. Результатом встреч стало пополнение Консорциума российских образовательных организаций для работы со странами Западной Африки новыми членами.
Напомним, что Консорциум был организован на полях «Технопрома-2024» по инициативе Центра народной дипломатии, руководителем которого является Наталия Красовская, и Новосибирского государственного университета. К слову, именно в рамках «Технопрома-2024» удмуртские вузы – в лице Ижевского государственного технического университета – начали активно налаживать контакты с африканскими коллегами. А в декабрьский визит были оговорены конкретные проекты, реализация которых стартует весной 2025 года на базе Русских домов Центра народной дипломатии в Африке.
На текущий момент у Центра народной дипломатии, попечителем которого является новосибирская группа компаний «Расцветай», есть два партнерских Русских дома, открытых по соглашению с Россотрудничеством – в Буркина-Фасо и в Нигере. В озвученных планах на 2025 год: открыть филиалы в Гвинее (Конакри) и в Мали. Во всех странах присутствия у Центра налажены контакты с профильными министерствами, государственными парламентами и ведущими вузами. Визитной карточкой Русских домов Центра народной дипломатии являются курсы русского языка. На текущий момент в Буркина-Фасо действуют несколько групп, где русскому языку обучаются более 200 студентов и еще около 800 человек внесены в список ожидания. В Нигере также начали работу курсы русского языка, но набор слушателей еще идет. Спрос на обучение русскому языку в Западной Африке очень высок и не покрывается имеющимися предложениями. И это – колоссальный потенциал для использования так называемой «мягкой силы».
Кроме того, на базе Русских домов реализуются совместные с вузами проекты. В частности, с Новосибирским государственным техническим университетом в Уагадугу и Ниамей набраны курсы подготовки для абитуриентов по русскому, математике и физике. Курс по химии и биологии – совместный с НГУ – пока набран только в Нигере, но в январе должен стартовать и в Буркина-Фасо. На следующий год запланирован запуск в Нигере целой программы по подготовке кадров для сельского хозяйства – совместно с Новосибирским государственным аграрным университетом в рамках соглашений НГАУ с университетом Ниамея и университетом Агадеса. Программа включает в себя блоки подготовки рабочих кадров для аграрного сектора экономики – для абитуриентов начального уровня образования, подготовки кадров со средне-профессиональным образованием, с последующим обучением на программах высшего образования (бакалавриат и специалитет), а также блока повышения квалификации для африканских преподавателей. Часть из этой программы будет реализована в рамках квот Россотрудничества. Часть – в рамках соглашений с нигерскими вузами. И, наконец, достигнута договоренность на открытие подфака по IT-специальностям совместно с Ижевским государственным техническим университетом на базе Русского дома в Гвинее, который планируется к открытию уже в марте. Таким образом, Новосибирская область и Удмуртия выходят на межрегиональное сотрудничество в Африке, реализуя совместные проекты в сфере образования.
Выгода региональных вузов очевидна: они получают подготовленного на должном уровне студента со знанием русского языка, то есть готового сразу включится в учебный процесс. Для понимания ситуации необходимо уточнить, что страны Западной Африки, в которых работает Центр народной дипломатии, обладают впечатляющими природными ресурсами и экономическим потенциалом, однако после многолетнего «сотрудничества» с бывшей метрополией – Францией – имеют крайне низкий уровень образования. Согласно данным агентства Data Panda, Буркина-Фасо занимает 171 место, Нигер – 175 место, Гвинея –176 и Мали – 177 место в рейтинге из 177 стран.
Сейчас африканские страны активно выстраивают технологический суверенитет. Новосибирск самым активным образом продвигает в Западной Африке образовательные возможности своих университетов. Если учитывать присоединившуюся Удмутрию, сотрудничество разворачивается уже на уровне нескольких регионов, то есть предложение не просто шире, а буквально – есть готовность ответить на любой запрос африканской стороны. И при этом речь в первую очередь идет о технических, биомедицинских и аграрных специальностях. Российское образование в этих сферах предполагает не только появление лояльных России людей в важнейших для государства направлениях, но и участие России в процессе установления в африканских странах технологического суверенитета.
Во время обучения в российском вузе африканские студенты практикуются на российском оборудовании и изучают российские же технологии. По возвращении домой, когда встанет вопрос о развитии в стране той или иной технологии, решение будет приниматься в пользу той технологии, которая уже этому человеку хорошо знакома и проверена на практике как надежная. То есть, по сути, сейчас Центр народной дипломатии объединяет регионы для продвижения не только российского образования, но и российских технологий в Африке. Да и в целом программы трансфера знаний и компетенций – это необходимое дополнение к международному экономическому и технологическому сотрудничеству. Формат «обмена знаниями» позволяет перейти от попыток продажи или внедрения отдельных технологий и решений к формированию и улучшению условий для долгосрочного сотрудничества через управление потребностями, включая такие инструменты, как разработка и сопровождение реформ, новых стандартов и практик нормативно-правового регулирования и так далее.
Безусловно, при выбранном Новосибирском подходе, с упором на сферу образования и подготовки кадров, ждать сиюминутного эффекта не приходится. Это работа «в долгую». Но опыт Советского Союза, наследием которого в Африке мы до сих пор пользуемся, показывает, что экспорт образования – самая эффективная стратегия в долгосрочной перспективе.