Лента новостей

Все новости

Популярное

«Требование мэрии не получали» – в СГК ответили на штрафные претензии по концессии

 Анна Алябьева   Фото: СГК

«Требование мэрии не получали» – в СГК ответили на штрафные претензии по концессии

Мэрия Новосибирска накануне сообщила, что направила ООО «НТСК» («дочка» СГК) требование об уплате штрафа за каждое неисполненное обязательство по созданию или реконструкции объекта теплоснабжения в рамках концессионного соглашения на 2023 год. Концессионеру выдвинули требование в размере 12 150 000 рублей. Соответствующая информация появилась на официальном сайте городской администрации. Однако в СГК утверждают, что никаких официальных документов по данному вопросу в компанию не поступало.

В Сибирской генерирующей компании пока не могут комментировать требование мэрии Новосибирска об уплате штрафа в рамках заключенной концессии. Ранее в городской администрации заявили, что направили ООО «НТСК» («дочка» СГК) требование об уплате штрафа за каждое неисполненное обязательство по созданию или реконструкции объекта теплоснабжения.

– Пока не можем комментировать требование мэрии, так как не получали его: никаких официальных документов по данному вопросу в компанию не поступало, – сообщили Сибкрай.ru в СГК.

При этом в компании сослались на информацию по исполнению концессии. Так, по данным СГК, за 2023-2024 годы в теплоснабжение Новосибирска по концессии будет вложено порядка 2,5 миллиарда рублей. Компания утверждает, что:

  • Подрядчики заменили муниципальные теплосети, ведут работы по техперевооружению центральных тепловых пунктов и строительству новых трубопроводов в городе. По итогам 2023-2024 годов вложения энергокомпании в теплоснабжающий комплекс составят 42 % от общего объема, предусмотренного концессионным соглашением.
  • Завершаются работы по модернизации оборудования на 23 центральных тепловых пунктах Новосибирска. Основные мероприятия – полная реконструкция, установка станций частотного управления, строительство линий циркуляции, замена тепломеханического оборудования. (Полная реконструкция, ТМО закрывается в декабре 2024 – январе 2025; линии циркуляции, насосы – январь-март 2025-го). На финальном этапе строительство новые теплосети на улицах Волочаевская, Техническая и вблизи территории ПО «Север».
  • Завершена запланированная на этот год перекладка муниципальных теплосетей на улицах Новосибирской, Котовского, Блюхера, Сибиряков-Гвардейцев, Никитина, Тюленина, Петухова, Гэсстроевской. Окончательное благоустройство по некоторым участкам тепловых сетей подрядчики выполнят весной 2025 года.
  • Кроме того, по результатам диагностики состояния трубопроводов, проведенной в 2024 году, программа на муниципальных теплосетях расширилась: включены еще 5 участков. Работы по плану должны быть завершены в 2025 году. Общая протяженность обновленных и построенных муниципальных теплосетей составит свыше 17 километров.
– Исполнение концессии в 2023 году: причиной сдвига сроков по отдельным мероприятиям во многом стало изменение конъюнктуры рынка оборудования ЦТП – необходимо было время, чтобы найти качественное импортозамещающее оборудование, – уверяют в СГК. – Были проведены работы по нескольким основным направлениям: замена 10,2 километра теплосетей, техперевооружение 59 ЦТП, установка систем частотного управления на электродвигателях насосов на Перекачивающей насосной станции №14. А также готовились к строительству новой теплосети – проектировали переключение потребителей котельных №8 и №11 на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ-5, тепловую сеть вблизи территории ПО «Север».

Тем временем, в мэрии Новосибирска утверждают, что в ходе проверки исполнения ООО «НТСК» условий концессии установлено, что ни один из запланированных к созданию или реконструкции объектов в полном объеме не завершен. Поэтому принято решение направить в адрес концессионера требование об уплате штрафа в сумме 12 150 000 рублей – из расчета по 150 тысяч рублей за каждое неисполненное обязательство по созданию и реконструкции 81 объекта муниципального имущества, предусмотренное планом в рамках концессионного соглашения на 2023 год.

Речь идет о концессии, которая была заключена в феврале 2023 года в отношении объектов теплоснабжения на территории Новосибирска. Соглашение подписали мэрия (концедент), ООО «НТСК» (концессионер), МУП «Энергия» и Новосибирская область. Документ предусматривает обязанность концессионера за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением, проектировать, создавать, реконструировать, вводить в эксплуатацию недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество, состав и описание которого установлены соглашением.

Утвержденный план мероприятий на 2023 год предусматривал создание и реконструкцию объектов муниципального имущества: строительство тепловых сетей, техническое перевооружение и реконструкция участков тепловых сетей и так далее. Планом была учтена реконструкция 61 муниципального ЦТП на территории практически всех районов города. Всего были предусмотрены обязательства концессионера по созданию и реконструкции 81 объекта.

Однако, по результатам проверки исполнения ООО «НТСК» условий концессии, проведенной в феврале-июле 2024 года, установлено, что ни один из запланированных к созданию или реконструкции объектов в полном объеме не завершен. Акт о проведении проверки подписан 25 июля, срок устранения замечаний по графику – 31 июля 2024 года.

В официальном письме мэрии Новосибирска говорится, что до настоящего времени акты об исполнении концессионером обязательств по созданию и реконструкции объектов не подписаны ни по одному из объектов, предусмотренных планом мероприятий на 2023 год.

– Соглашение предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Концедент вправе потребовать возмещения причиненных убытков, вызванных нарушением обязательств по соглашению, а также концессионер обязан уплатить концеденту по его требованию штраф в размере 150 000 рублей. Такая мера действует в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения, в том числе за неисполнение в установленные сроки) обязательств концессионера по созданию и реконструкции объекта соглашения, – отметили в городской администрации. – Поэтому принято решение направить в адрес концессионера ООО «НТСК» требование об уплате штрафа в сумме 12 150 000 рублей, из расчета по 150 тысяч рублей за каждое неисполненное обязательство по созданию и реконструкции 81 объекта муниципального имущества, предусмотренное планом в рамках концессионного соглашения на 2023 год. Штраф должен быть уплачен в течение месяца от даты получения требования.

Напомним, ранее заместитель губернатора Новосибирской области Олег Клемешов получил от прокурора Александра Бучмана предостережение о недопустимости нарушений законодательства в сфере теплоснабжения.

Важно отметить, что Новосибирск до сих пор не получил паспорт готовности к отопительному периоду. И судя по всему, в этом году получать его не намерен. Ранее в мэрии заявили, что теплосетевые и теплоснабжающие организации продолжат устранять нарушения, которые выявил Ростехнадзор во время проверки города к отопительному периоду. При этом коммунальщики пока не предприняли необходимых мер.

В то же время стало известно, что мэрия подала иск к ООО «НТСК» и потребовала полностью исполнять концессионные договоренности по обновлению тепловых сетей и центральных тепловых пунктов.

Согласно одному из соглашений с теплоэнергокомпанией, в 81 объект вложения должны были составить 1,5 миллиарда рублей. Однако проверка показала, что запланированные работы не были выполнены в полном объеме. Сумма вложений в муниципальное имущество составила всего 680 миллионов рублей.

Ранее на 39-ой сессии горсовета Новосибирска 4 декабря депутаты рассматривали вопрос «О ходе устранения замечаний Сибирского управления Ростехнадзора к акту неготовности города к отопительному периоду 2024/2025 годов». Стало известно, что Сибирское управление Ростехнадзора до сих пор не выдало паспорт готовности Новосибирску из-за невыполнения требований по готовности к отопительному сезону. У комиссии были замечания к теплоснабжающими и теплосетевыми организациям. Изначально специалисты при оценке готовности муниципального образования к отопительному сезону насчитали 53 нарушения, сейчас их около 40. Получать паспорт готовности в этом сезоне Новосибирск не планирует.

Основные нарушения, которые выявил Ростехнадзор в Новосибирске:

·         ремонт тепловых сетей не выполнен в срок;

·         у тепломагистралей не было документов, подтверждающих готовность к работе. Также после работ по техническому перевооружению пяти участков тепловых сетей не были предоставлены документы о готовности сетей к работе;

·         документы о работоспособности центральных тепловых пунктов (ЦТП) не предоставили. Ранее по ЦТП выявили нарушения, которые нужно было устранить;

·         на теплосетях, отработавших свой расчетный ресурс, не проверили диагностику.

Отопительный сезон 2024/2025 годов проходит в Новосибирске напряженно. В Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.

Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты.

Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:

·         не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке;

·         предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении;

·         соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения;

·         мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера;

·         не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;

·         не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.

К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее.

Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:

·         не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов);

·         проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества;

·         не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.

 

Мэрия Новосибирска накануне сообщила, что направила ООО «НТСК» («дочка» СГК) требование об уплате штрафа за каждое неисполненное обязательство по созданию или реконструкции объекта теплоснабжения в рамках концессионного соглашения на 2023 год. Концессионеру выдвинули требование в размере 12 150 000 рублей. Соответствующая информация появилась на официальном сайте городской администрации. Однако в СГК утверждают, что никаких официальных документов по данному вопросу в компанию не поступало.

В Сибирской генерирующей компании пока не могут комментировать требование мэрии Новосибирска об уплате штрафа в рамках заключенной концессии. Ранее в городской администрации заявили, что направили ООО «НТСК» («дочка» СГК) требование об уплате штрафа за каждое неисполненное обязательство по созданию или реконструкции объекта теплоснабжения.

– Пока не можем комментировать требование мэрии, так как не получали его: никаких официальных документов по данному вопросу в компанию не поступало, – сообщили Сибкрай.ru в СГК.

При этом в компании сослались на информацию по исполнению концессии. Так, по данным СГК, за 2023-2024 годы в теплоснабжение Новосибирска по концессии будет вложено порядка 2,5 миллиарда рублей. Компания утверждает, что:

  • Подрядчики заменили муниципальные теплосети, ведут работы по техперевооружению центральных тепловых пунктов и строительству новых трубопроводов в городе. По итогам 2023-2024 годов вложения энергокомпании в теплоснабжающий комплекс составят 42 % от общего объема, предусмотренного концессионным соглашением.
  • Завершаются работы по модернизации оборудования на 23 центральных тепловых пунктах Новосибирска. Основные мероприятия – полная реконструкция, установка станций частотного управления, строительство линий циркуляции, замена тепломеханического оборудования. (Полная реконструкция, ТМО закрывается в декабре 2024 – январе 2025; линии циркуляции, насосы – январь-март 2025-го). На финальном этапе строительство новые теплосети на улицах Волочаевская, Техническая и вблизи территории ПО «Север».
  • Завершена запланированная на этот год перекладка муниципальных теплосетей на улицах Новосибирской, Котовского, Блюхера, Сибиряков-Гвардейцев, Никитина, Тюленина, Петухова, Гэсстроевской. Окончательное благоустройство по некоторым участкам тепловых сетей подрядчики выполнят весной 2025 года.
  • Кроме того, по результатам диагностики состояния трубопроводов, проведенной в 2024 году, программа на муниципальных теплосетях расширилась: включены еще 5 участков. Работы по плану должны быть завершены в 2025 году. Общая протяженность обновленных и построенных муниципальных теплосетей составит свыше 17 километров.
– Исполнение концессии в 2023 году: причиной сдвига сроков по отдельным мероприятиям во многом стало изменение конъюнктуры рынка оборудования ЦТП – необходимо было время, чтобы найти качественное импортозамещающее оборудование, – уверяют в СГК. – Были проведены работы по нескольким основным направлениям: замена 10,2 километра теплосетей, техперевооружение 59 ЦТП, установка систем частотного управления на электродвигателях насосов на Перекачивающей насосной станции №14. А также готовились к строительству новой теплосети – проектировали переключение потребителей котельных №8 и №11 на централизованное теплоснабжение от ТЭЦ-5, тепловую сеть вблизи территории ПО «Север».

Тем временем, в мэрии Новосибирска утверждают, что в ходе проверки исполнения ООО «НТСК» условий концессии установлено, что ни один из запланированных к созданию или реконструкции объектов в полном объеме не завершен. Поэтому принято решение направить в адрес концессионера требование об уплате штрафа в сумме 12 150 000 рублей – из расчета по 150 тысяч рублей за каждое неисполненное обязательство по созданию и реконструкции 81 объекта муниципального имущества, предусмотренное планом в рамках концессионного соглашения на 2023 год.

Речь идет о концессии, которая была заключена в феврале 2023 года в отношении объектов теплоснабжения на территории Новосибирска. Соглашение подписали мэрия (концедент), ООО «НТСК» (концессионер), МУП «Энергия» и Новосибирская область. Документ предусматривает обязанность концессионера за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением, проектировать, создавать, реконструировать, вводить в эксплуатацию недвижимое и технологически связанное с ним движимое имущество, состав и описание которого установлены соглашением.

Утвержденный план мероприятий на 2023 год предусматривал создание и реконструкцию объектов муниципального имущества: строительство тепловых сетей, техническое перевооружение и реконструкция участков тепловых сетей и так далее. Планом была учтена реконструкция 61 муниципального ЦТП на территории практически всех районов города. Всего были предусмотрены обязательства концессионера по созданию и реконструкции 81 объекта.

Однако, по результатам проверки исполнения ООО «НТСК» условий концессии, проведенной в феврале-июле 2024 года, установлено, что ни один из запланированных к созданию или реконструкции объектов в полном объеме не завершен. Акт о проведении проверки подписан 25 июля, срок устранения замечаний по графику – 31 июля 2024 года.

В официальном письме мэрии Новосибирска говорится, что до настоящего времени акты об исполнении концессионером обязательств по созданию и реконструкции объектов не подписаны ни по одному из объектов, предусмотренных планом мероприятий на 2023 год.

– Соглашение предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Концедент вправе потребовать возмещения причиненных убытков, вызванных нарушением обязательств по соглашению, а также концессионер обязан уплатить концеденту по его требованию штраф в размере 150 000 рублей. Такая мера действует в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения, в том числе за неисполнение в установленные сроки) обязательств концессионера по созданию и реконструкции объекта соглашения, – отметили в городской администрации. – Поэтому принято решение направить в адрес концессионера ООО «НТСК» требование об уплате штрафа в сумме 12 150 000 рублей, из расчета по 150 тысяч рублей за каждое неисполненное обязательство по созданию и реконструкции 81 объекта муниципального имущества, предусмотренное планом в рамках концессионного соглашения на 2023 год. Штраф должен быть уплачен в течение месяца от даты получения требования.

Напомним, ранее заместитель губернатора Новосибирской области Олег Клемешов получил от прокурора Александра Бучмана предостережение о недопустимости нарушений законодательства в сфере теплоснабжения.

Важно отметить, что Новосибирск до сих пор не получил паспорт готовности к отопительному периоду. И судя по всему, в этом году получать его не намерен. Ранее в мэрии заявили, что теплосетевые и теплоснабжающие организации продолжат устранять нарушения, которые выявил Ростехнадзор во время проверки города к отопительному периоду. При этом коммунальщики пока не предприняли необходимых мер.

В то же время стало известно, что мэрия подала иск к ООО «НТСК» и потребовала полностью исполнять концессионные договоренности по обновлению тепловых сетей и центральных тепловых пунктов.

Согласно одному из соглашений с теплоэнергокомпанией, в 81 объект вложения должны были составить 1,5 миллиарда рублей. Однако проверка показала, что запланированные работы не были выполнены в полном объеме. Сумма вложений в муниципальное имущество составила всего 680 миллионов рублей.

Ранее на 39-ой сессии горсовета Новосибирска 4 декабря депутаты рассматривали вопрос «О ходе устранения замечаний Сибирского управления Ростехнадзора к акту неготовности города к отопительному периоду 2024/2025 годов». Стало известно, что Сибирское управление Ростехнадзора до сих пор не выдало паспорт готовности Новосибирску из-за невыполнения требований по готовности к отопительному сезону. У комиссии были замечания к теплоснабжающими и теплосетевыми организациям. Изначально специалисты при оценке готовности муниципального образования к отопительному сезону насчитали 53 нарушения, сейчас их около 40. Получать паспорт готовности в этом сезоне Новосибирск не планирует.

Основные нарушения, которые выявил Ростехнадзор в Новосибирске:

·         ремонт тепловых сетей не выполнен в срок;

·         у тепломагистралей не было документов, подтверждающих готовность к работе. Также после работ по техническому перевооружению пяти участков тепловых сетей не были предоставлены документы о готовности сетей к работе;

·         документы о работоспособности центральных тепловых пунктов (ЦТП) не предоставили. Ранее по ЦТП выявили нарушения, которые нужно было устранить;

·         на теплосетях, отработавших свой расчетный ресурс, не проверили диагностику.

Отопительный сезон 2024/2025 годов проходит в Новосибирске напряженно. В Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.

Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты.

Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:

·         не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке;

·         предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении;

·         соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения;

·         мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера;

·         не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;

·         не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.

К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее.

Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:

·         не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов);

·         проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества;

·         не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.