Лента новостей

Все новости

Популярное

«Это нонсенс» – Новосибирск впервые не получит паспорт готовности к отопительному сезону

 Александр Корепанов   Фото: СГК

«Это нонсенс» – Новосибирск впервые не получит паспорт готовности к отопительному сезону

Новосибирск не собирается получать паспорт готовности к отопительному сезону из-за большого количества замечаний, которые невозможно устранить зимой. Такая ситуация в городе происходит впервые за долгие годы. Сибкрай.ru пообщался с депутатами – народные избранники уверены, что подготовка к зиме 2024/2025 годов была организована неправильно. Избежать проблем можно было, если бы СГК, хотя бы, сама не вставляла себе палки в колеса.

В Сибирском федеральном почти 15 % населенных пунктов не получили паспорта готовности к отопительному сезону. Среди них крупные населенные пункты – Новосибирск, Омск, Иркутск, Тулун, Усолье-Сибирское, Новокузнецк, Юрга, Бердск, Искитим.

Полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев назвал отсутствие у Новосибирска паспорта готовности «негативным историческим прецедентом». На протяжении около 10-15 лет город получал документ, выдаваемый Ростехнадзором. Казалось, мегаполис, учитывая печальные события, произошедшие на теплосетях левого берега в январе 2024 года, должен был подготовиться к его получению. Напомним, тогда чуть ли не месяц во всем левобережье Новосибирска не могли восстановить подачу тепла в дома из-за порывов на магистральной теплосети.

После этого город, вроде бы, активно готовился к зиме 2024/2025 годов. Однако паспорт готовности к отопительному периоду в этом сезоне муниципалитет получать даже не собирается.

Я такого не помню, чтобы сезон пошел, а паспорта нет. Второй месяц уже идет. Это нонсенс, конечно, – заявил Сибкрай.ru депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко.

Я такого не припомню. Да, были проблемы с задержкой, с опозданием, но паспорт на моей памяти выдавали – отметил депутат новосибирского Заксобрания Роман Яковлев.

Такого, чтобы не выдавали паспорт  за долгие годы вспомнить не могу. Я депутатом избран в 2015 году. До этого еще несколько лет вел общественную деятельность в Новосибирске. Я не помню за 15 лет таких событий. Но не исключаю, что мог что-то пропустить, – рассказал депутат горсовета Новосибирска Александр Бурмистров.

Тем временем, генеральный директор АО «СГК-Новосибирск» Дмитрий Перязев считает, что паспорт готовности – это «просто-напросто документ», который якобы не подтверждает надежность теплоснабжения города.

Однако с ним не согласны новосибирские депутаты. Так, Роман Яковлев уверен, что этот документ – своего рода лицензия, которая свидетельствует о готовности населенного пункта, а с другой стороны – вселяет уверенность на положительное прохождение отопительного сезона.

Во время получения документа уже пройдены все проверки. Все сводится воедино, дается заключение. Я не соглашусь с позицией, что документ бесполезен, – высказал мнение по этому поводу Роман Яковлев.

Также считает и депутат Вадим Агеенко: «Когда такие нормативные документы делают, то, с одной стороны, в них прописывается, что и как должно работать: и про трубы, и про давление, и про все. Произойти может любая авария, а тебе скажут: «Паспорта нет, откуда я знаю, что должно быть в этих местах?». Паспорт – вещь очень важная. Вот, к примеру, вы же когда на кухне ставите новый кран, то проверяете – капает он или нет.

Одним из факторов неполучения паспорта готовности Агеенко называет особенную подготовку СГК в 2024 году.

Они (представители СГК – прим.ред.) похвалились, что по согласованию с Ростехнадзором, завысили давление во время гидроиспытаний в полтора раза. Вопрос – зачем? Они натурально рвали трубы, которые потом нужно было ремонтировать. Это что – диверсия что-ли? Почему не отремонтировали то, что надо было? Потому что появились лишние порывы, туда людей направили, бригады. Сделали лишнюю работу. А то, что планово нужно сделать, не сделали, – рассказал депутат Вадим Агеенко.

При этом в СГК регулярно заявляют, что объемы по ремонту и укладке теплосетей растут. За 2022-2024 годы объем вложений в теплосети Новосибирска, по уверениям СГК, достигнет 11 миллиардов рублей. За три года город получил 43 % от запланированных на десятилетний срок объемов вложений, заявляет директор по тепловым сетям Сибирской генерирующей компании Антон Баев.

Однако информация довольно противоречивая. По данным Контрольно-счетной палаты региона, в 2023 году инвестиционные обязательства составили менее 50 % к плану. Полномочный представитель президента России Анатолий Серышев также считает, что отсутствие системной и достаточной работы по обновлению материально-технического хозяйства в сфере отопления стало основным фактором неполучения паспорта готовности к отопительному сезону.

Называют укладку 36 тысяч километров труб в однотрубном исполнении, – прокомментировал депутат заксобрания Вадим Агеенко. – Это не сильно много. Да, они сделали больше, чем в предыдущий год. Но дело в том, что как только мы в ценовую зону вошли, то тариф сразу вырос. Они (СГК – прим.ред.) сегодня получают дополнительные оборотные средства – около 2,1 миллиарда в год. Они должны были средства пустить по инвестиционным программам на ремонт теплотрасс, теплоузлов и так далее. Они почти в 2,5 раза стали больше получать средств на ремонтные работы. По договору должны были быть вложены деньги на ремонт. Но по концессии объемы ремонта не выполнены. В компании же хвалятся, что у себя какие-то линии проложили. Да, пожалуйста, прокладывайте, но на свои средства. Вы действительно их много проложили, у вас денег в два раза больше стало. Купили трубы, вварили, поставили. Молодцы. А вот то, что нужно было по концессии сделать – не сделали.

Для депутата горсовета Александра Бурмистрова также не очевидно, что объемы ремонта увеличились. Исходя из тех цифр, которые известны по исполнению концессионного соглашения в 2023 году, сделано менее половины.

Есть впечатление, что работы стало действительно больше. Но это потому, что раньше, когда трубу откапывали, то закапывали через месяц. Сейчас, может полгода быть в разрытом состоянии. Действует эмоциональное впечатление, что люди тут работают. Ремонты длятся все лето. К примеру, на улице Котовского, 32 – до сих пор котлован с лета там разрыт. Что-то ищут, пытаются исправить, – заявил Бурмистров.

Народный избранник уверен, что теплосети нужно вернуть в муниципальную собственность, чтобы за хозяйством были закреплены конкретные люди. Сейчас владеет имуществом частная компания, которая, по словам Бурмистрова, не имеет своих кадров и не может оперативно устранять проблемы.

Своих кадров компания не имеет, проводит конкурсные процедуры, на эти конкурсные процедуры приходят какие-то другие организации, которые также, в свою очередь кого-то ищут. Появляется непонятная цепочка юрлиц, процедур. Если бы это касалось высаживания цветов на клубах – это одно, а если это касается вопроса безопасности полуторамиллионного города, выживания, то это другое. Отоплением должны заниматься люди из муниципалитета, которым можно поставить задачи, которым не нужно проводить процедуру торгов, ждать кого-то месяц и так далее, – подчеркнул Александр Бурмистров.

За национализацию СГК выступает депутат Заксобрания Новосибирской области Роман Яковлев.

Сегодня изношенность энергосистем достаточно большая. Все рычаги должны быть в руках государства и тогда управление будет более эффективным. В последние 30 лет велась эксплуатация, извлечение максимальной прибыли. При этом количество капитальных ремонтов было наименьшим, а соответственно прибыли – наибольшими. Сейчас уже достигли такой критической ситуации, что необходимо кардинально принимать меры. Много чего нужно ремонтировать капитально. Вопрос очень острый и требует особого внимания со стороны государства, именно в части национализации, – заявил Яковлев.

Вопрос национализации звучит особенно актуально, учитывая то, что в мэрии Новосибирска заявляли, что не имеют рычагов давления на СГК. Муниципалитет не может заставить компанию выполнять обязанности по соглашению. В связи с этим город через суд потребовала от ООО «НТСК» (дочка СГК) полного соблюдения договоренностей по обновлению тепловых сетей и центральных тепловых пунктов. Согласно одному из соглашений с теплоэнергокомпанией в 81 объект вложения должны были составить 1,5 миллиарда рублей. Однако проверка показала, что запланированные работы не были выполнены в полном объеме. Сумма вложений в муниципальное имущества составила всего 680 миллиона рублей.

Напомним, что на 39-ой сессии горсовета Новосибирска 4 декабря депутаты рассматривали вопрос «О ходе устранения замечаний Сибирского управления Ростехнадзора к акту неготовности города к отопительному периоду 2024/2025 годов». Стало известно, что Сибирское управление Ростехнадзора до сих пор не выдало паспорт готовности Новосибирску из-за невыполнения требований по готовности к отопительному сезону. У комиссии были замечания к теплоснабжающими и теплосетевыми организациям. Изначально специалисты при оценке готовности муниципального образования к отопительному сезону насчитали 53 нарушения, сейчас их около 40. Получать паспорт готовности в этом сезоне Новосибирск не планирует.

Основные нарушения, которые выявил Ростехнадзор в Новосибирске:

  • ремонт тепловых сетей не выполнен в срок;

  • у тепломагистралей не было документов, подтверждающих готовность к работе. Также после работ по техническому перевооружению пяти участков тепловых сетей не были предоставлены документы о готовности сетей к работе;

  • документы о работоспособности центральных тепловых пунктов (ЦТП) не предоставили. Ранее по ЦТП выявили нарушения, которые нужно было устранить;

  • на теплосетях, отработавших свой расчетный ресурс, не проверили диагностику.

Отопительный сезон 2024/2025 годов проходит в Новосибирске напряженно. В Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.

Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты.

Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:

  • не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке;

  • предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении;

  • соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения;

  • мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера;

  • не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;

  • не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.

К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее.

Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:

  • не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов);

  • проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества;

  • не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.

 

Новосибирск не собирается получать паспорт готовности к отопительному сезону из-за большого количества замечаний, которые невозможно устранить зимой. Такая ситуация в городе происходит впервые за долгие годы. Сибкрай.ru пообщался с депутатами – народные избранники уверены, что подготовка к зиме 2024/2025 годов была организована неправильно. Избежать проблем можно было, если бы СГК, хотя бы, сама не вставляла себе палки в колеса.

В Сибирском федеральном почти 15 % населенных пунктов не получили паспорта готовности к отопительному сезону. Среди них крупные населенные пункты – Новосибирск, Омск, Иркутск, Тулун, Усолье-Сибирское, Новокузнецк, Юрга, Бердск, Искитим.

Полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев назвал отсутствие у Новосибирска паспорта готовности «негативным историческим прецедентом». На протяжении около 10-15 лет город получал документ, выдаваемый Ростехнадзором. Казалось, мегаполис, учитывая печальные события, произошедшие на теплосетях левого берега в январе 2024 года, должен был подготовиться к его получению. Напомним, тогда чуть ли не месяц во всем левобережье Новосибирска не могли восстановить подачу тепла в дома из-за порывов на магистральной теплосети.

После этого город, вроде бы, активно готовился к зиме 2024/2025 годов. Однако паспорт готовности к отопительному периоду в этом сезоне муниципалитет получать даже не собирается.

Я такого не помню, чтобы сезон пошел, а паспорта нет. Второй месяц уже идет. Это нонсенс, конечно, – заявил Сибкрай.ru депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко.

Я такого не припомню. Да, были проблемы с задержкой, с опозданием, но паспорт на моей памяти выдавали – отметил депутат новосибирского Заксобрания Роман Яковлев.

Такого, чтобы не выдавали паспорт  за долгие годы вспомнить не могу. Я депутатом избран в 2015 году. До этого еще несколько лет вел общественную деятельность в Новосибирске. Я не помню за 15 лет таких событий. Но не исключаю, что мог что-то пропустить, – рассказал депутат горсовета Новосибирска Александр Бурмистров.

Тем временем, генеральный директор АО «СГК-Новосибирск» Дмитрий Перязев считает, что паспорт готовности – это «просто-напросто документ», который якобы не подтверждает надежность теплоснабжения города.

Однако с ним не согласны новосибирские депутаты. Так, Роман Яковлев уверен, что этот документ – своего рода лицензия, которая свидетельствует о готовности населенного пункта, а с другой стороны – вселяет уверенность на положительное прохождение отопительного сезона.

Во время получения документа уже пройдены все проверки. Все сводится воедино, дается заключение. Я не соглашусь с позицией, что документ бесполезен, – высказал мнение по этому поводу Роман Яковлев.

Также считает и депутат Вадим Агеенко: «Когда такие нормативные документы делают, то, с одной стороны, в них прописывается, что и как должно работать: и про трубы, и про давление, и про все. Произойти может любая авария, а тебе скажут: «Паспорта нет, откуда я знаю, что должно быть в этих местах?». Паспорт – вещь очень важная. Вот, к примеру, вы же когда на кухне ставите новый кран, то проверяете – капает он или нет.

Одним из факторов неполучения паспорта готовности Агеенко называет особенную подготовку СГК в 2024 году.

Они (представители СГК – прим.ред.) похвалились, что по согласованию с Ростехнадзором, завысили давление во время гидроиспытаний в полтора раза. Вопрос – зачем? Они натурально рвали трубы, которые потом нужно было ремонтировать. Это что – диверсия что-ли? Почему не отремонтировали то, что надо было? Потому что появились лишние порывы, туда людей направили, бригады. Сделали лишнюю работу. А то, что планово нужно сделать, не сделали, – рассказал депутат Вадим Агеенко.

При этом в СГК регулярно заявляют, что объемы по ремонту и укладке теплосетей растут. За 2022-2024 годы объем вложений в теплосети Новосибирска, по уверениям СГК, достигнет 11 миллиардов рублей. За три года город получил 43 % от запланированных на десятилетний срок объемов вложений, заявляет директор по тепловым сетям Сибирской генерирующей компании Антон Баев.

Однако информация довольно противоречивая. По данным Контрольно-счетной палаты региона, в 2023 году инвестиционные обязательства составили менее 50 % к плану. Полномочный представитель президента России Анатолий Серышев также считает, что отсутствие системной и достаточной работы по обновлению материально-технического хозяйства в сфере отопления стало основным фактором неполучения паспорта готовности к отопительному сезону.

Называют укладку 36 тысяч километров труб в однотрубном исполнении, – прокомментировал депутат заксобрания Вадим Агеенко. – Это не сильно много. Да, они сделали больше, чем в предыдущий год. Но дело в том, что как только мы в ценовую зону вошли, то тариф сразу вырос. Они (СГК – прим.ред.) сегодня получают дополнительные оборотные средства – около 2,1 миллиарда в год. Они должны были средства пустить по инвестиционным программам на ремонт теплотрасс, теплоузлов и так далее. Они почти в 2,5 раза стали больше получать средств на ремонтные работы. По договору должны были быть вложены деньги на ремонт. Но по концессии объемы ремонта не выполнены. В компании же хвалятся, что у себя какие-то линии проложили. Да, пожалуйста, прокладывайте, но на свои средства. Вы действительно их много проложили, у вас денег в два раза больше стало. Купили трубы, вварили, поставили. Молодцы. А вот то, что нужно было по концессии сделать – не сделали.

Для депутата горсовета Александра Бурмистрова также не очевидно, что объемы ремонта увеличились. Исходя из тех цифр, которые известны по исполнению концессионного соглашения в 2023 году, сделано менее половины.

Есть впечатление, что работы стало действительно больше. Но это потому, что раньше, когда трубу откапывали, то закапывали через месяц. Сейчас, может полгода быть в разрытом состоянии. Действует эмоциональное впечатление, что люди тут работают. Ремонты длятся все лето. К примеру, на улице Котовского, 32 – до сих пор котлован с лета там разрыт. Что-то ищут, пытаются исправить, – заявил Бурмистров.

Народный избранник уверен, что теплосети нужно вернуть в муниципальную собственность, чтобы за хозяйством были закреплены конкретные люди. Сейчас владеет имуществом частная компания, которая, по словам Бурмистрова, не имеет своих кадров и не может оперативно устранять проблемы.

Своих кадров компания не имеет, проводит конкурсные процедуры, на эти конкурсные процедуры приходят какие-то другие организации, которые также, в свою очередь кого-то ищут. Появляется непонятная цепочка юрлиц, процедур. Если бы это касалось высаживания цветов на клубах – это одно, а если это касается вопроса безопасности полуторамиллионного города, выживания, то это другое. Отоплением должны заниматься люди из муниципалитета, которым можно поставить задачи, которым не нужно проводить процедуру торгов, ждать кого-то месяц и так далее, – подчеркнул Александр Бурмистров.

За национализацию СГК выступает депутат Заксобрания Новосибирской области Роман Яковлев.

Сегодня изношенность энергосистем достаточно большая. Все рычаги должны быть в руках государства и тогда управление будет более эффективным. В последние 30 лет велась эксплуатация, извлечение максимальной прибыли. При этом количество капитальных ремонтов было наименьшим, а соответственно прибыли – наибольшими. Сейчас уже достигли такой критической ситуации, что необходимо кардинально принимать меры. Много чего нужно ремонтировать капитально. Вопрос очень острый и требует особого внимания со стороны государства, именно в части национализации, – заявил Яковлев.

Вопрос национализации звучит особенно актуально, учитывая то, что в мэрии Новосибирска заявляли, что не имеют рычагов давления на СГК. Муниципалитет не может заставить компанию выполнять обязанности по соглашению. В связи с этим город через суд потребовала от ООО «НТСК» (дочка СГК) полного соблюдения договоренностей по обновлению тепловых сетей и центральных тепловых пунктов. Согласно одному из соглашений с теплоэнергокомпанией в 81 объект вложения должны были составить 1,5 миллиарда рублей. Однако проверка показала, что запланированные работы не были выполнены в полном объеме. Сумма вложений в муниципальное имущества составила всего 680 миллиона рублей.

Напомним, что на 39-ой сессии горсовета Новосибирска 4 декабря депутаты рассматривали вопрос «О ходе устранения замечаний Сибирского управления Ростехнадзора к акту неготовности города к отопительному периоду 2024/2025 годов». Стало известно, что Сибирское управление Ростехнадзора до сих пор не выдало паспорт готовности Новосибирску из-за невыполнения требований по готовности к отопительному сезону. У комиссии были замечания к теплоснабжающими и теплосетевыми организациям. Изначально специалисты при оценке готовности муниципального образования к отопительному сезону насчитали 53 нарушения, сейчас их около 40. Получать паспорт готовности в этом сезоне Новосибирск не планирует.

Основные нарушения, которые выявил Ростехнадзор в Новосибирске:

  • ремонт тепловых сетей не выполнен в срок;

  • у тепломагистралей не было документов, подтверждающих готовность к работе. Также после работ по техническому перевооружению пяти участков тепловых сетей не были предоставлены документы о готовности сетей к работе;

  • документы о работоспособности центральных тепловых пунктов (ЦТП) не предоставили. Ранее по ЦТП выявили нарушения, которые нужно было устранить;

  • на теплосетях, отработавших свой расчетный ресурс, не проверили диагностику.

Отопительный сезон 2024/2025 годов проходит в Новосибирске напряженно. В Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.

Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты.

Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:

  • не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке;

  • предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении;

  • соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения;

  • мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера;

  • не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;

  • не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.

К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее.

Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:

  • не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов);

  • проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества;

  • не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.