На 39-ой сессии горсовета Новосибирска сегодня, 4 декабря, депутаты рассмотрели вопрос «О ходе устранения замечаний Сибирского управления Ростехнадзора к акту неготовности города к отопительному периоду 2024/2025 годов». Тема была перемещена в раздел разное, однако проходящей ее назвать сложно – только сегодня без тепла остались сотни домов, а Новосибирск до сих пор не получил паспорт готовности к отопительному сезону.
Со своими докладами перед депутатами горсовета выступили начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска Дмитрий Зайков и генеральный директор АО «СГК-Новосибирск» Дмитрий Перязев. Ожидаемо, оба попытались сгладить ситуацию и убедить присутствующих в том, что не все так страшно в перерытом и частично лишенном тепла городе.
Однако некоторые депутаты оказались неподвластны их сладостным речам.
Так, депутат Александр Бурмистров задал Перязеву вопрос по мероприятию, которое состоялось в Заксобрании Новосибирской области: «Там представитель мэрии, департамента инвестиций говорил, что у него фактически по заключенным концессиям нету рычагов влияния на вас, как на вторую сторону договора. Объем обязательств миллиардный, а штраф был на 1 миллион, насколько я услышал. И проговаривалось, что будут искаться какие-то поправки в текущее допсоглашение, и у власти, у мэрии появятся хоть какие-то рычаги воздействия на вас в части контроля за исполнением концессионного соглашения. Хотелось бы понять, на каком этапе эта работа, – спросил Бурмистров.
На это Перязев ответил: «После того, как мы встретились в Заксобрании с коллегами из горсовета и с коллегами из Заксобрания, у нас было рабочее совещание в прокуратуре Новосибирской области. Мы договорились с городом в лице заместителя мэра и руководителя двух департаментов о том, что мы создадим рабочую группу. Рабочая группа создана. На сегодняшний день мы обсуждаем предложение города именно в части подписания дополнительного соглашения. Это все в рабочем порядке выполняется. Пока не готов полностью ответить, будем ли мы в полной мере согласны с пересмотром этих условий. Но, в принципе, мы получаем уже предложения. И с нашей юридической службой это прорабатываем.
Депутат Антон Тыртышный адресовал свой вопрос Дмитрию Зайкову.
– Не подскажете, какова статистика по управляющим компаниям и по ТСЖ – по паспортам готовности. Все ли у них там нормально? Вопрос по бесхозяйным сетям теплоснабжения, внутриквартальным: если они не в удовлетворительном состоянии, то сказывается ли это как-то на актах готовности. И кому тогда вообще выдаются эти предписания, – поинтересовался парламентарий.
Дмитрий Зайков заявил, что в этом году ТСЖ и управляющие компании получили на 2 % больше паспортов готовности к отопительному периоду – по сравнению с прошлым годом.
– Составляет общий процент 98 %. Те, кто не получил, конечно же, мы также направили письма в прокуратуру и в ГЖИ. Штраф со стороны ГЖИ за неполучение паспорта и акта готовности составляет 250 тысяч рублей. Сумма, которая, я думаю, сподвигнет еще более сильнее в следующем году работать – как управляющие компании, так и ТСЖ в части подготовки к отопительному периоду многоквартирных жилых домов. В части бесхозяйных сетей: по постановлению мэрии, здесь какой-то работы со стороны управляющих компаний, либо ТСЖ не требуется вообще, потому что сети принимаются в муниципальную собственность четко по постановлению. То есть, администрация района направляет информацию о том, что сеть является безхозяйной. И после этого запускается процедура, – уточнил Зайков.
Следом депутат Андрей Гудовский задал несколько вопросов докладчикам: «Первый вопрос. У нас есть несколько теплоснабжающих объектов, которые не попали в концессию. А эти объекты обслуживают жителей города Новосибирска. Какое с ними решение? Об этом уже говорится не один месяц. Какая-то договоренность с СГК есть? – попытался выяснить Гудовский. – Какие приняты решения? У нас только зима вот недавно началась, 1 декабря, мы можем зимой людей заморозить.
На это Зайков заявил, что «людей мы не заморозим, сети обслуживаются на 100 %».
– Рабочая группа создана уже, рассматривается предложение отдать данные сети – возобновить, так сказать, концессионное соглашение с СГК, для того, чтобы передать эти сети в обслуживание. Эти сети, они всегда приносили только убыток, поэтому вопрос сложный, но он прорабатывается, – уверил Зайков, уточнив, что речь идет о сетях, которые находятся сейчас в обслуживании МУП «Энергия».
Дмитрий Перязев дополнил: «Расчеты нами проведены. Безусловно, принятие муниципального имущества пойдет через процедуру конституционного соглашения. Мы это понимаем. На сегодняшний день, в тех зонах теплоснабжения, в которых присутствует МУП «Энергия», мы отсутствуем полностью, и наше имущество там отсутствует полностью. Поэтому это будет конкурсная процедура концессионного соглашения. Она будет достаточно длинная. То есть, в этом году, безусловно, никаких решений принято не будет. Но мы предлагаем городу создать большую комиссию, пригласить туда, в том числе, депутатов, представителей Контрольно-счетной палаты».
Депутат Ростислав Антонов, указав, что ситуация с готовностью Новосибирска к отопительному периоду с каждым годом становится все хуже, поинтересовался у Перязева: «Когда мы без надрыва и без риска сможем переживать зиму?»
– По поводу получения паспорта готовности прошлого года – мы его получали. Мы получали его все годы, когда я работал. То, что город не получил паспорт готовности, вот мое личное ощущение, вы меня спросили, – это просто-напросто документ. В первую очередь, это документ, который не фактически подтверждает надежность теплоснабжения города Новосибирска, а учитывает те организационные мероприятия, которые проведены, либо были где-то не завершены. То есть, все процедуры подготовки к отопительному сезону, они пройдены. Все теплоснабжающие организации к этому подготовились. Да, безусловно, есть определенные недочеты, которые Ростехнадзор включил в акт оценки готовности 15 ноября. И, прочитав его, я, честно, не увидел, что там есть прямо какие-то аховые пункты, которые влияют на надежность теплоснабжения всего города, – сказал представитель СГК Перязев. – Я понимаю, если бы не были проведены испытания, не были проведены регламентные работы, устранение дефектов, не закуплено топливо, то есть не было бы вот этих основных мероприятий. Говорить о проведении экспертизы промышленной безопасности при оценке готовности, ну, это мнение Ростехнадзора. Либо там несоблюдение по 8 ЦТП – надежность по строительным конструкциям. Хотя, все эти места были огорожены, поставлены маячки, и мы готовились к проведению этого ремонта. Поэтому, в принципе, я считаю, что при том количестве и уровне замены тепловых сетей, которые мы имеем сейчас, я думаю, что года 2−3 нам понадобится для того, чтобы привести в соответствие, нормализовать ситуацию, в первую очередь, по магистральным сетям – потому что это большее количество отключений всех потребителей, и большая критика со стороны СМИ и самих жителей. Ну и параллельно приводить, безусловно, в соответствие муниципальные тепловые сети.
Председатель горсовета Дмитрий Асанцев озвучил Дмитрию Перязеву пожелание от всего Совета депутатов и горожан: «Вы как человек, который проработал в мэрии многие годы, большая просьба: прилагайте все усилия, находясь уже внутри СГК, для того, чтобы для города была максимально полезная и эффективная работа компании».
На что Перязев ответил, что старается делать это каждый день.
Напомним, что блоку вопросов от депутатов предшествовали выступления с докладами Дмитрия Перязева и Дмитрия Зайкова.
Так, начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска Дмитрий Зайков поведал об устранении замечаний, которые выявило Сибирское управление Ростехнадзора в рамках проверки города по готовности к отопительному периоду 2024/2024 годов. Выводы, которые напрашиваются после его выступления: теплосетевые и теплоснабжающие организации в Новосибирске продолжат устранять нарушения, однако получить паспорт готовности к отопительному сезону не выйдет.
Тем временем, отопительный сезон 2024/2025 годов проходит в Новосибирске напряженно. Только сегодня, 4 декабря, в Новосибирске без тепла остались сотни домов.
Напомним, в Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.
Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты.
Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:
не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке;
предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении;
соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения;
мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера;
не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;
не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.
К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее.
Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:
не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов);
проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества;
не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.
На 39-ой сессии горсовета Новосибирска сегодня, 4 декабря, депутаты рассмотрели вопрос «О ходе устранения замечаний Сибирского управления Ростехнадзора к акту неготовности города к отопительному периоду 2024/2025 годов». Тема была перемещена в раздел разное, однако проходящей ее назвать сложно – только сегодня без тепла остались сотни домов, а Новосибирск до сих пор не получил паспорт готовности к отопительному сезону.
Со своими докладами перед депутатами горсовета выступили начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска Дмитрий Зайков и генеральный директор АО «СГК-Новосибирск» Дмитрий Перязев. Ожидаемо, оба попытались сгладить ситуацию и убедить присутствующих в том, что не все так страшно в перерытом и частично лишенном тепла городе.
Однако некоторые депутаты оказались неподвластны их сладостным речам.
Так, депутат Александр Бурмистров задал Перязеву вопрос по мероприятию, которое состоялось в Заксобрании Новосибирской области: «Там представитель мэрии, департамента инвестиций говорил, что у него фактически по заключенным концессиям нету рычагов влияния на вас, как на вторую сторону договора. Объем обязательств миллиардный, а штраф был на 1 миллион, насколько я услышал. И проговаривалось, что будут искаться какие-то поправки в текущее допсоглашение, и у власти, у мэрии появятся хоть какие-то рычаги воздействия на вас в части контроля за исполнением концессионного соглашения. Хотелось бы понять, на каком этапе эта работа, – спросил Бурмистров.
На это Перязев ответил: «После того, как мы встретились в Заксобрании с коллегами из горсовета и с коллегами из Заксобрания, у нас было рабочее совещание в прокуратуре Новосибирской области. Мы договорились с городом в лице заместителя мэра и руководителя двух департаментов о том, что мы создадим рабочую группу. Рабочая группа создана. На сегодняшний день мы обсуждаем предложение города именно в части подписания дополнительного соглашения. Это все в рабочем порядке выполняется. Пока не готов полностью ответить, будем ли мы в полной мере согласны с пересмотром этих условий. Но, в принципе, мы получаем уже предложения. И с нашей юридической службой это прорабатываем.
Депутат Антон Тыртышный адресовал свой вопрос Дмитрию Зайкову.
– Не подскажете, какова статистика по управляющим компаниям и по ТСЖ – по паспортам готовности. Все ли у них там нормально? Вопрос по бесхозяйным сетям теплоснабжения, внутриквартальным: если они не в удовлетворительном состоянии, то сказывается ли это как-то на актах готовности. И кому тогда вообще выдаются эти предписания, – поинтересовался парламентарий.
Дмитрий Зайков заявил, что в этом году ТСЖ и управляющие компании получили на 2 % больше паспортов готовности к отопительному периоду – по сравнению с прошлым годом.
– Составляет общий процент 98 %. Те, кто не получил, конечно же, мы также направили письма в прокуратуру и в ГЖИ. Штраф со стороны ГЖИ за неполучение паспорта и акта готовности составляет 250 тысяч рублей. Сумма, которая, я думаю, сподвигнет еще более сильнее в следующем году работать – как управляющие компании, так и ТСЖ в части подготовки к отопительному периоду многоквартирных жилых домов. В части бесхозяйных сетей: по постановлению мэрии, здесь какой-то работы со стороны управляющих компаний, либо ТСЖ не требуется вообще, потому что сети принимаются в муниципальную собственность четко по постановлению. То есть, администрация района направляет информацию о том, что сеть является безхозяйной. И после этого запускается процедура, – уточнил Зайков.
Следом депутат Андрей Гудовский задал несколько вопросов докладчикам: «Первый вопрос. У нас есть несколько теплоснабжающих объектов, которые не попали в концессию. А эти объекты обслуживают жителей города Новосибирска. Какое с ними решение? Об этом уже говорится не один месяц. Какая-то договоренность с СГК есть? – попытался выяснить Гудовский. – Какие приняты решения? У нас только зима вот недавно началась, 1 декабря, мы можем зимой людей заморозить.
На это Зайков заявил, что «людей мы не заморозим, сети обслуживаются на 100 %».
– Рабочая группа создана уже, рассматривается предложение отдать данные сети – возобновить, так сказать, концессионное соглашение с СГК, для того, чтобы передать эти сети в обслуживание. Эти сети, они всегда приносили только убыток, поэтому вопрос сложный, но он прорабатывается, – уверил Зайков, уточнив, что речь идет о сетях, которые находятся сейчас в обслуживании МУП «Энергия».
Дмитрий Перязев дополнил: «Расчеты нами проведены. Безусловно, принятие муниципального имущества пойдет через процедуру конституционного соглашения. Мы это понимаем. На сегодняшний день, в тех зонах теплоснабжения, в которых присутствует МУП «Энергия», мы отсутствуем полностью, и наше имущество там отсутствует полностью. Поэтому это будет конкурсная процедура концессионного соглашения. Она будет достаточно длинная. То есть, в этом году, безусловно, никаких решений принято не будет. Но мы предлагаем городу создать большую комиссию, пригласить туда, в том числе, депутатов, представителей Контрольно-счетной палаты».
Депутат Ростислав Антонов, указав, что ситуация с готовностью Новосибирска к отопительному периоду с каждым годом становится все хуже, поинтересовался у Перязева: «Когда мы без надрыва и без риска сможем переживать зиму?»
– По поводу получения паспорта готовности прошлого года – мы его получали. Мы получали его все годы, когда я работал. То, что город не получил паспорт готовности, вот мое личное ощущение, вы меня спросили, – это просто-напросто документ. В первую очередь, это документ, который не фактически подтверждает надежность теплоснабжения города Новосибирска, а учитывает те организационные мероприятия, которые проведены, либо были где-то не завершены. То есть, все процедуры подготовки к отопительному сезону, они пройдены. Все теплоснабжающие организации к этому подготовились. Да, безусловно, есть определенные недочеты, которые Ростехнадзор включил в акт оценки готовности 15 ноября. И, прочитав его, я, честно, не увидел, что там есть прямо какие-то аховые пункты, которые влияют на надежность теплоснабжения всего города, – сказал представитель СГК Перязев. – Я понимаю, если бы не были проведены испытания, не были проведены регламентные работы, устранение дефектов, не закуплено топливо, то есть не было бы вот этих основных мероприятий. Говорить о проведении экспертизы промышленной безопасности при оценке готовности, ну, это мнение Ростехнадзора. Либо там несоблюдение по 8 ЦТП – надежность по строительным конструкциям. Хотя, все эти места были огорожены, поставлены маячки, и мы готовились к проведению этого ремонта. Поэтому, в принципе, я считаю, что при том количестве и уровне замены тепловых сетей, которые мы имеем сейчас, я думаю, что года 2−3 нам понадобится для того, чтобы привести в соответствие, нормализовать ситуацию, в первую очередь, по магистральным сетям – потому что это большее количество отключений всех потребителей, и большая критика со стороны СМИ и самих жителей. Ну и параллельно приводить, безусловно, в соответствие муниципальные тепловые сети.
Председатель горсовета Дмитрий Асанцев озвучил Дмитрию Перязеву пожелание от всего Совета депутатов и горожан: «Вы как человек, который проработал в мэрии многие годы, большая просьба: прилагайте все усилия, находясь уже внутри СГК, для того, чтобы для города была максимально полезная и эффективная работа компании».
На что Перязев ответил, что старается делать это каждый день.
Напомним, что блоку вопросов от депутатов предшествовали выступления с докладами Дмитрия Перязева и Дмитрия Зайкова.
Так, начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска Дмитрий Зайков поведал об устранении замечаний, которые выявило Сибирское управление Ростехнадзора в рамках проверки города по готовности к отопительному периоду 2024/2024 годов. Выводы, которые напрашиваются после его выступления: теплосетевые и теплоснабжающие организации в Новосибирске продолжат устранять нарушения, однако получить паспорт готовности к отопительному сезону не выйдет.
Тем временем, отопительный сезон 2024/2025 годов проходит в Новосибирске напряженно. Только сегодня, 4 декабря, в Новосибирске без тепла остались сотни домов.
Напомним, в Заксобрании 15 ноября состоялось совместное совещание областных и городских депутатов с участием представителей различных департаментов, министерств, Контрольно-счетной палаты и коммунальщиков по вопросу прохождения отопительного сезона. Мероприятие закрыли не только для СМИ, снимать происходящее запретили даже самим участникам совещания. Однако некоторые народные избранники этой настоятельной просьбой пренебрегли. Из их постов и выложенных видеозаписей стало понятно, почему информацию пытались скрыть от народа.
Судя по этим отрывочным данным, ситуация в городе плачевная и будет только ухудшаться. Это подтверждают и аудиторы Контрольно-счетной палаты.
Согласно документу, обнародованному КСП, выявлены следующие недостатки со стороны концедента:
не рассматривалось и не проверялось финансово-экономическое обоснование, в качестве него использовался отчет об оценке;
предложенное департаментом по тарифам НСО планирование инвестиций в ежегодных объемах не нашло отражения в соглашении;
соглашением предусмотрены не сроки выполнения мероприятий, а периоды, превышающие 1 год, то есть неисполнение концессионером обязательств по плану 2023 года нельзя квалифицировать как нарушение соглашения;
мероприятия плана на 2023 год, неисполненные концессионером, не включены в план на 2024 год – исходя из условий соглашения, то, что не включено в план, не является обязательствами концессионера;
не прописан механизм контроля фактического достижения концессионером плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения;
не определена конкретная ответственность за нарушение концессионером условий относительно эксплуатации имущества объекта – 859 дефектов, аварийных ситуаций, отключений невозможно отнести к ответственности концессионера и установить факты нарушений условий соглашения, и так далее.
К рискам КСП отнесла: утрату муниципального имущества; досрочное расторжение соглашения в связи с неисполнением концессионером обязательств; неэффективное распоряжение муниципальным имуществом; рост количества дефектов и аварий; избыточный бюджетный расход и так далее.
Что касается концессионера (НТСК – СГК), то аудиторы выявили следующие нарушения и недостатки:
не исполняется обязанность по поддержанию переданного муниципального имущества в исправном состоянии – не принимаются меры по надлежащему содержанию тепловых камер (заилены, замусорены, парят, затоплены, частично нарушена или отсутствует изоляция трубопроводов);
проверками концедента зафиксированы многочисленные нарушения технических норм и правил при выполнении работ на имуществе в составе объекта соглашения, а также отклонения от проектной документации, неполнота и разрозненность проектной документации, нарушения и недостатки в эксплуатации имущества;
не выполнен план мероприятий на 2023 год, исполнение в части инвестиционных обязательств составило менее 50 % к плану и так далее.