Система распределения средств государственной поддержки нуждается в реформировании, прозвучало сегодня на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
При рассмотрении вопроса «О доведении средств государственной поддержки сельского хозяйства до сельхозтоваропроизводителей Новосибирской области по состоянию на 1 ноября 2024 года» председатель профильного комитета регионального парламента Денис Субботин напомнил: «Два месяца назад мы обсуждали, что из планируемых 4,6 миллиарда рублей было доведено до получателей 2,6 миллиарда».
Заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр сельского хозяйства Андрей Шинделов проинформировал, что на текущий момент не освоено более миллиарда рублей. Но идут конкурсные процедуры. Минсельхоз отрабатывает документы по предоставлению средств на компенсацию стоимости минеральных удобрений, будут объявлены конкурсы по возмещению стоимости выращивания овощей, племенных животных, на содержание крупного рогатого скота. По направлению возмещения стоимости молодняка КРС, приобретенного личными подсобными хозяйствами, есть риск отсутствия заявок, высказал опасения министр. Сказал и о том, что критически низкий уровень количества заявок по некоторым другим направлениям. При этом поддерживать аграриев необходимо, считает Андрей Шинделов, поскольку заметны негативные тенденции в развитии аграрного сектора региона, например, существенно снизилось поголовье крупного рогатого скота.
Сказал министр о росте стоимости материалов и оборудования для сельхозпроизводства. Так, в 2023 году аграрии приобрели 1 300 единиц сельхозтехники, потратили на это порядка 5 миллиардов рублей. В 2024 году стоимость приобретенных 800 единиц техники составила около 6 миллиардов рублей.
– Ситуация, наверное, чуть лучше, чем была два месяца назад, – сделал вывод Денис Субботин, однако, высказал обеспокоенность. – Мы планируем меры поддержки, но не можем их довести, потому что сами установили правила, по которым люди ничего не могут получить. А может, обратиться к здравому смыслу? Чтобы сама система была другой? Зачем мы крестьян мучаем? Сначала требуем с них документы, а потом говорим, что сдали не то, что ошиблись... Это же чудовищно.
Сегодня агропредприятия вынуждены работать в ряде информационных систем, контролирующих их деятельность, вести отчет по различным производственным показателям.
– Сколько зерна посеяли, сколько удобрений внесли – все это уже есть в информационных системах, – отметил Денис Субботин. – А если придумать, чтобы в министерстве смотрели, что хозяйство приобретало, на какой вид поддержки имеет право, и присылали уведомления, мол, подайте заявку? А иначе зачем нам все эти информационные системы?
Андрей Шинделов возразил, что информационные системы федерального уровня использовать для доведения средств господдержки нельзя. Потому что они для расчета сумм субсидий не предназначены. А предназначены для контроля за соблюдением условий и требований. Следовательно, нужен дополнительный информационный ресурс.
«Зачем мы все так усложняем, чтобы потом доблестно преодолевать?» – этот вопрос Дениса Субботина вызвал эмоциональный отклик руководителя племзавода «Ирмень», депутата Законодательного собрания Новосибирской области Олега Бугакова.
– Сегодня контроля столько, что трудно даже крупному предприятию. Системы отслеживания движения зерна, «Меркурий», цифровая маркировка... Дошли даже, я считаю, до абсурда: контроль за навозом. Крупные предприятия еще могут это вести. А фермеры? В Новосибирской области, как видите, обстановка непростая. Идет сокращение поголовья скота, потому что нет желающих заниматься животноводством. Возникают вопросы и по желающим заниматься землей – ко мне было два обращения по покупке земли, по аренде. А главное, что сегодня есть господдержка, но мы не можем ее получить! Мелкие и средние предприятия просто не могут все оформить правильно. В открытую говорят, мол, не надо мне ничего, я уже ходил и знаю, ничего не выйдет. Отбили желание получать господдержку. Бюрократическими проволочками отбили желание, – заявил Бугаков.
Коллегу поддержал депутат Виктор Кушнир: «Разговаривал с главами сельских администраций, спрашивал, почему крестьяне не обращаются за господдержкой. Ответ был: "Потому что сложно оформить документы". Вот этот вопрос и нужно обсуждать».
Если необходимо для этого увеличивать численность консультантов в Минсельхозе, нужно идти на эти меры, считает парламентарий, чтобы каждый заявитель мог получить комментарии по своей заявке и адекватную помощь.
Выступление депутата Романа Яковлева тоже было эмоциональным: «Ситуация абсурдная, когда есть деньги, а раздать их нельзя, причем есть в них потребность у сельхозтоваропроизводителей. В спокойном профессиональном ключе надо эту ситуацию решать». Парламентарий уверен: потенциал местного АПК используется недостаточно, и если помогать хозяйствам, они будут прирастать, а это «фундамент продовольственной безопасности и нашего региона, и страны в целом».
Сколько средств господдержки останутся невостребованными? Денис Субботин попросил заместителя председателя правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко выступить экспертом.
– Понимая, что это небыстрые процессы – оформление документов, – допускаю, что, скорее всего, миллионов 400 по совокупности как минимум будет не освоено, – мнение Виталия Голубенко. – Если говорить дальше, я слышу две темы. Они заслуживают хладнокровного осмысления. Первое – помощь хозяйствам, пострадавшим от неблагоприятных климатических условий. Есть решение правительства области о введении ЧС. Есть поручение министерству сельского хозяйства области определить экономический ущерб и меры по его минимизации. Второе – вопрос обсуждения актуализации размеров господдержки, исходя из роста цен.
Когда цена господдержки девальвируется, она становится неинтересной, а если это сопрягается с процедурными сложностями, то хозяйства и не пытаются ее оформить. Так увидел ситуацию Виталий Голубенко.
– Может, в Алтайском крае поинтересуемся, как у них работает эта система? У Красноярского края поучимся, как они господдержку дают? – обратился к министрам областного правительства Олег Бугаков.
Денис Субботин предложил в решении комитета отразить рекомендацию Минсельхозу о разработке схемы реформирования сути и практики доведения мер господдержки. Система должна работать совершенно по-другому, уверен председатель профильного комитета Заксобрания, она должна стать прозрачной, прогнозируемой и справедливой. Депутаты проголосовали за то, чтобы ситуацию по доведению средств господдержки до сельхозтоваропроизводителей признать требующей особого внимания и проработки.
При рассмотрении вопроса «О доведении средств государственной поддержки сельского хозяйства до сельхозтоваропроизводителей Новосибирской области по состоянию на 1 ноября 2024 года» председатель профильного комитета регионального парламента Денис Субботин напомнил: «Два месяца назад мы обсуждали, что из планируемых 4,6 миллиарда рублей было доведено до получателей 2,6 миллиарда».
Заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр сельского хозяйства Андрей Шинделов проинформировал, что на текущий момент не освоено более миллиарда рублей. Но идут конкурсные процедуры. Минсельхоз отрабатывает документы по предоставлению средств на компенсацию стоимости минеральных удобрений, будут объявлены конкурсы по возмещению стоимости выращивания овощей, племенных животных, на содержание крупного рогатого скота. По направлению возмещения стоимости молодняка КРС, приобретенного личными подсобными хозяйствами, есть риск отсутствия заявок, высказал опасения министр. Сказал и о том, что критически низкий уровень количества заявок по некоторым другим направлениям. При этом поддерживать аграриев необходимо, считает Андрей Шинделов, поскольку заметны негативные тенденции в развитии аграрного сектора региона, например, существенно снизилось поголовье крупного рогатого скота.
Сказал министр о росте стоимости материалов и оборудования для сельхозпроизводства. Так, в 2023 году аграрии приобрели 1 300 единиц сельхозтехники, потратили на это порядка 5 миллиардов рублей. В 2024 году стоимость приобретенных 800 единиц техники составила около 6 миллиардов рублей.
– Ситуация, наверное, чуть лучше, чем была два месяца назад, – сделал вывод Денис Субботин, однако, высказал обеспокоенность. – Мы планируем меры поддержки, но не можем их довести, потому что сами установили правила, по которым люди ничего не могут получить. А может, обратиться к здравому смыслу? Чтобы сама система была другой? Зачем мы крестьян мучаем? Сначала требуем с них документы, а потом говорим, что сдали не то, что ошиблись... Это же чудовищно.
Сегодня агропредприятия вынуждены работать в ряде информационных систем, контролирующих их деятельность, вести отчет по различным производственным показателям.
– Сколько зерна посеяли, сколько удобрений внесли – все это уже есть в информационных системах, – отметил Денис Субботин. – А если придумать, чтобы в министерстве смотрели, что хозяйство приобретало, на какой вид поддержки имеет право, и присылали уведомления, мол, подайте заявку? А иначе зачем нам все эти информационные системы?
Андрей Шинделов возразил, что информационные системы федерального уровня использовать для доведения средств господдержки нельзя. Потому что они для расчета сумм субсидий не предназначены. А предназначены для контроля за соблюдением условий и требований. Следовательно, нужен дополнительный информационный ресурс.
«Зачем мы все так усложняем, чтобы потом доблестно преодолевать?» – этот вопрос Дениса Субботина вызвал эмоциональный отклик руководителя племзавода «Ирмень», депутата Законодательного собрания Новосибирской области Олега Бугакова.
– Сегодня контроля столько, что трудно даже крупному предприятию. Системы отслеживания движения зерна, «Меркурий», цифровая маркировка... Дошли даже, я считаю, до абсурда: контроль за навозом. Крупные предприятия еще могут это вести. А фермеры? В Новосибирской области, как видите, обстановка непростая. Идет сокращение поголовья скота, потому что нет желающих заниматься животноводством. Возникают вопросы и по желающим заниматься землей – ко мне было два обращения по покупке земли, по аренде. А главное, что сегодня есть господдержка, но мы не можем ее получить! Мелкие и средние предприятия просто не могут все оформить правильно. В открытую говорят, мол, не надо мне ничего, я уже ходил и знаю, ничего не выйдет. Отбили желание получать господдержку. Бюрократическими проволочками отбили желание, – заявил Бугаков.
Коллегу поддержал депутат Виктор Кушнир: «Разговаривал с главами сельских администраций, спрашивал, почему крестьяне не обращаются за господдержкой. Ответ был: "Потому что сложно оформить документы". Вот этот вопрос и нужно обсуждать».
Если необходимо для этого увеличивать численность консультантов в Минсельхозе, нужно идти на эти меры, считает парламентарий, чтобы каждый заявитель мог получить комментарии по своей заявке и адекватную помощь.
Выступление депутата Романа Яковлева тоже было эмоциональным: «Ситуация абсурдная, когда есть деньги, а раздать их нельзя, причем есть в них потребность у сельхозтоваропроизводителей. В спокойном профессиональном ключе надо эту ситуацию решать». Парламентарий уверен: потенциал местного АПК используется недостаточно, и если помогать хозяйствам, они будут прирастать, а это «фундамент продовольственной безопасности и нашего региона, и страны в целом».
Сколько средств господдержки останутся невостребованными? Денис Субботин попросил заместителя председателя правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко выступить экспертом.
– Понимая, что это небыстрые процессы – оформление документов, – допускаю, что, скорее всего, миллионов 400 по совокупности как минимум будет не освоено, – мнение Виталия Голубенко. – Если говорить дальше, я слышу две темы. Они заслуживают хладнокровного осмысления. Первое – помощь хозяйствам, пострадавшим от неблагоприятных климатических условий. Есть решение правительства области о введении ЧС. Есть поручение министерству сельского хозяйства области определить экономический ущерб и меры по его минимизации. Второе – вопрос обсуждения актуализации размеров господдержки, исходя из роста цен.
Когда цена господдержки девальвируется, она становится неинтересной, а если это сопрягается с процедурными сложностями, то хозяйства и не пытаются ее оформить. Так увидел ситуацию Виталий Голубенко.
– Может, в Алтайском крае поинтересуемся, как у них работает эта система? У Красноярского края поучимся, как они господдержку дают? – обратился к министрам областного правительства Олег Бугаков.
Денис Субботин предложил в решении комитета отразить рекомендацию Минсельхозу о разработке схемы реформирования сути и практики доведения мер господдержки. Система должна работать совершенно по-другому, уверен председатель профильного комитета Заксобрания, она должна стать прозрачной, прогнозируемой и справедливой. Депутаты проголосовали за то, чтобы ситуацию по доведению средств господдержки до сельхозтоваропроизводителей признать требующей особого внимания и проработки.