Лента новостей

Все новости

Популярное

Областной бюджет – в приоритете социальные обязательства и реализация нацпроектов

 Анна Алябьева   Фото: zsnso.ru

Областной бюджет – в приоритете социальные обязательства и реализация нацпроектов

В Законодательном собрании Новосибирской области состоялись публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».

По традиции обсуждение проекта главного финансового документа региона состоялось в большом зале Законодательного собрания, где собрались министры правительства области, депутаты регионального парламента и Совета депутатов города Новосибирска, руководители органов местного самоуправления, представители общественности. Также по видеоконференцсвязи в публичных слушаниях принимали участие руководители исполнительной ветви власти региона.

От имени председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Шимкива собравшихся приветствовал первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панферов. 

– Прежде всего, бюджет направлен на выполнение социальных обязательств. Люди прежде всего, – подчеркнул он. – Еще один из главных приоритетов, кроме социального назначения бюджета, – это, безусловно, помощь специальной военной операции. Большое внимание будет уделено водоснабжению, строительству новых водоносных скважин и водопроводов, газификации, строительству детских садов, школ, ремонту и строительству дорог.

Панферов призвал высказываться «конкретно и по существу».

Первый заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Знатков, приветствовавший собравшихся от имени главы региона Андрея Травникова, обратил внимание на сложность бюджета предстоящего года: «При формировании бюджета в этом году мы очень тщательно подошли к прогнозу в связи с тем, что ситуация по ключевой ставке Центробанка во многом влияет на бизнес и, соответственно, на налогооблагаемую базу. Тем не менее, бюджет сегодня сбалансирован по всем параметрам. Все социальные программы нашли своё отражение в бюджете. Помимо этого, мы зарезервировали порядка четырех с половиной миллиардов рублей бюджетных кредитов, две трети которых идут под списание на развитие программ. Не менее двух миллиардов рублей мы вложим в модернизацию системы ЖКХ. Сегодня коллеги работают над уточнением порядков расходования этих средств и над списком проблем».

Также, по словам Владимира Знаткова, правительство намерено докапитализировать фонд промышленности, поддержать модернизацию производств. Предусмотрены средства на все социальные пособия, помощь семьям участников специальной военной операции, выплаты, на оказание практической помощи.

Доклад о прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов представил министр экономического развития Лев Решетников. По его информации за период 2022-2023 годов по большинству показателей результаты региона были выше среднероссийских. За январь-август 2024 года темпы развития экономики несколько замедлились.

– Для формирования бюджета использовался консервативный сценарий развития экономики. Но даже по консервативному сценарию мы видим, что темпы выше среднероссийских сохраняются по таким показателям, как валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал, промышленное производство, сельское хозяйство, индекс потребительских цен, реальная заработная плата, – сообщил Лев Решетников. – Единственный показатель, по которому ожидается рост менее, чем в среднем по РФ, это оборот розничной торговли.

Еще одна негативная тенденция, которую отметил министр, – сокращение проживающего в области населения –  на 6,5 тысяч в сравнении с 2023 годом.

Вопрос финансирования программы исполнения наказов депутатов Законодательного собрания поднял председатель комиссии по наказам Дмитрий Козловский: «В 2023 году динамика роста финансирования программы наказов от плана до факта составляла больше 50 %. В этом году мы получили план выполнения наказов на 2025 год на 19 миллиардов. Сохранится ли существовавшая ранее динамика увеличения объемов финансирования наказов?»

Владимир Знатков напомнил, что «с поправками в бюджет мы выходим несколько раз в год, тогда, когда позволяет ресурс. Если 2025 год позволит нам еще больше откликнуться на выполнение наказов, то, конечно же, это будет сделано».

Андрей Панферов обратил внимание на перечень отраслей, на которые делается упор в прогнозе правительства региона: «Новосибирская область является областью с большими традициями тяжелой промышленности и станкостроения. Но мы делаем почему-то упор на туризм и прочее. Есть ли прогноз на более серьезные отрасли, как нам их оживить?»

Ответ министра был кратким: одну пятую экономики региона составляет промышленность, в промпроизводстве планируется рост на 112 %, что почти в два раза выше, чем по Российской Федерации. Но и сфера туризма тоже растет. Налоговые поступления от нее за 2023 год уже 8 миллиардов рублей.

Коллегу поддержал депутат Вадим Агеенко, который констатировал, что промышленность в регионе в большинстве своем перерабатывающая. «Есть же перспектива получения госзаказов по станкостроению, приборостроению?»

По информации министра все предприятия ВПК имеют оборонные заказы и переманили большинство рабочих кадров из перерабатывающей отрасли.

Депутат Заксобрания Роман Яковлев обеспокоен запланированным уменьшением финансирования 17 государственных программ: «Снижение финансирования практически 34 миллиарда, рублей. Это очень большая цифра. Есть ли у нас основания ожидать что из федерального бюджета мы получим дополнительное финансирование?»

Лев Решетников напомнил, что такой вариант софинансирования из федерального бюджета практикуется уже не первый год и после утверждения федеральных проектов будет ясно, какое количество средств регион получит дополнительно.

Ответ на этот и другие вопросы собравшиеся услышали в докладе заместителя председателя правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко «О проекте закона Новосибирской области «Об областном бюджета Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».

– Прирост собственных доходов к ожидаемым показателям 2024 года прогнозируется в 39 миллиардов рублей, из них большая часть, где-то 29 миллиардов – это совокупный показатель налоговой отдачи от экономики на основе макроэкономических расчетов, – сообщил глава Минфина. 

Прозвучала и сумма федеральных трансфертов: «Госдумой в первом чтении пока для Новосибирской области распределено чуть больше 4 миллиардов рублей по 25 направлениям, то есть намного меньше, чем было при формировании проекта федерального бюджета на 2024 год. Тому есть достаточное количество объективных причин. Поэтому мы ожидаем второе чтение федерального бюджета, где, конечно, эти показатели будут откорректированы. Контрольная цифра может быть где-то порядка 15 миллиардов рублей».

На 2025 год доходы областного бюджета Новосибирской области запланированы в сумме 301 364 248,3 тысячи рублей, расходы – в сумме 334 418 713,5 тысячи рублей, дефицит – в размере 33 054 465,2 тысячи рублей.

Виталий Голубенко перечислил пять базовых принципов, которые легли в основу формирования расходной части областного бюджета – это обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере соразмерно росту МРОТ, продолжение индексации социальных выплат соразмерно индексу потребительских цен, обеспечение нужд в рамках проведения специальной военной операции, завершение объектов с высокой степенью готовности, обеспечение реализации национальных проектов, инфраструктурных проектов и программ. Кроме того, в структуре приоритетных расходов обозначены господдержка отраслей экономики, транспортное обслуживание населения и дорожный фонд, подготовка к отопительному сезону и другие.

Выступившие при обсуждении доклада по проекту областного бюджета депутаты Вадим Агеенко, Игорь Умербаев, Александр Барсуков, глава Мошковского района Сергей Субботин, председатель Совета депутатов Искитимского района Генриетта Истратенко отметили напряженность бюджета на предстоящий год, а также необходимость консервации объектов, строительство которых будет приостановлено.

Председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев поблагодарил всех участников публичных слушаний, озвучив их итог: рассмотреть проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» в первом чтении на очередной сессии 21 ноября.  

Глава бюджетного комитета сделал акцент на ряде рекомендаций правительству региона, принятых по итогам публичных слушаний:

«Рекомендовать правительству Новосибирской области при подготовке поправок к проекту закона об областном бюджете ко второму чтению рассмотреть возможность увеличения объемов бюджетных ассигнований на реализацию наказов избирателей депутатам Законодательного собрания, на финансирование мероприятий, направленных на снижение аварийности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, замену изношенной коммунальной инфраструктуры, переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

Федор Николаев остановился на важном блоке предложений, касающихся создания комфортных условий жизни сельского населения области, на подготовке к реализации механизма использования высвобождающихся средств в объеме двух третей задолженности по бюджетным кредитам, предоставляемым из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций, а также затронул особенно больную в настоящее время тему капитального строительства.

– Предлагаем по итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2025 года рассмотреть возможность финансирования объектов, по которым были предусмотрены бюджетные ассигнования в последние три года, имеется актуальная проектно-сметная документация и потребность  в возобновлении их реализации. Приостановка реализации начатых проектов неизбежно приведет к их удорожанию, появлению в последующем долгостроев в районах области. При том, что вопрос создания современной инфраструктуры, повышения качества предоставления услуг в сфере здравоохранения, культуры, спорта стоит в регионе особенно остро, – подчеркнул Федор Николаев.

В Законодательном собрании Новосибирской области состоялись публичные слушания по проекту закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».

По традиции обсуждение проекта главного финансового документа региона состоялось в большом зале Законодательного собрания, где собрались министры правительства области, депутаты регионального парламента и Совета депутатов города Новосибирска, руководители органов местного самоуправления, представители общественности. Также по видеоконференцсвязи в публичных слушаниях принимали участие руководители исполнительной ветви власти региона.

От имени председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Шимкива собравшихся приветствовал первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панферов. 

– Прежде всего, бюджет направлен на выполнение социальных обязательств. Люди прежде всего, – подчеркнул он. – Еще один из главных приоритетов, кроме социального назначения бюджета, – это, безусловно, помощь специальной военной операции. Большое внимание будет уделено водоснабжению, строительству новых водоносных скважин и водопроводов, газификации, строительству детских садов, школ, ремонту и строительству дорог.

Панферов призвал высказываться «конкретно и по существу».

Первый заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Знатков, приветствовавший собравшихся от имени главы региона Андрея Травникова, обратил внимание на сложность бюджета предстоящего года: «При формировании бюджета в этом году мы очень тщательно подошли к прогнозу в связи с тем, что ситуация по ключевой ставке Центробанка во многом влияет на бизнес и, соответственно, на налогооблагаемую базу. Тем не менее, бюджет сегодня сбалансирован по всем параметрам. Все социальные программы нашли своё отражение в бюджете. Помимо этого, мы зарезервировали порядка четырех с половиной миллиардов рублей бюджетных кредитов, две трети которых идут под списание на развитие программ. Не менее двух миллиардов рублей мы вложим в модернизацию системы ЖКХ. Сегодня коллеги работают над уточнением порядков расходования этих средств и над списком проблем».

Также, по словам Владимира Знаткова, правительство намерено докапитализировать фонд промышленности, поддержать модернизацию производств. Предусмотрены средства на все социальные пособия, помощь семьям участников специальной военной операции, выплаты, на оказание практической помощи.

Доклад о прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов представил министр экономического развития Лев Решетников. По его информации за период 2022-2023 годов по большинству показателей результаты региона были выше среднероссийских. За январь-август 2024 года темпы развития экономики несколько замедлились.

– Для формирования бюджета использовался консервативный сценарий развития экономики. Но даже по консервативному сценарию мы видим, что темпы выше среднероссийских сохраняются по таким показателям, как валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал, промышленное производство, сельское хозяйство, индекс потребительских цен, реальная заработная плата, – сообщил Лев Решетников. – Единственный показатель, по которому ожидается рост менее, чем в среднем по РФ, это оборот розничной торговли.

Еще одна негативная тенденция, которую отметил министр, – сокращение проживающего в области населения –  на 6,5 тысяч в сравнении с 2023 годом.

Вопрос финансирования программы исполнения наказов депутатов Законодательного собрания поднял председатель комиссии по наказам Дмитрий Козловский: «В 2023 году динамика роста финансирования программы наказов от плана до факта составляла больше 50 %. В этом году мы получили план выполнения наказов на 2025 год на 19 миллиардов. Сохранится ли существовавшая ранее динамика увеличения объемов финансирования наказов?»

Владимир Знатков напомнил, что «с поправками в бюджет мы выходим несколько раз в год, тогда, когда позволяет ресурс. Если 2025 год позволит нам еще больше откликнуться на выполнение наказов, то, конечно же, это будет сделано».

Андрей Панферов обратил внимание на перечень отраслей, на которые делается упор в прогнозе правительства региона: «Новосибирская область является областью с большими традициями тяжелой промышленности и станкостроения. Но мы делаем почему-то упор на туризм и прочее. Есть ли прогноз на более серьезные отрасли, как нам их оживить?»

Ответ министра был кратким: одну пятую экономики региона составляет промышленность, в промпроизводстве планируется рост на 112 %, что почти в два раза выше, чем по Российской Федерации. Но и сфера туризма тоже растет. Налоговые поступления от нее за 2023 год уже 8 миллиардов рублей.

Коллегу поддержал депутат Вадим Агеенко, который констатировал, что промышленность в регионе в большинстве своем перерабатывающая. «Есть же перспектива получения госзаказов по станкостроению, приборостроению?»

По информации министра все предприятия ВПК имеют оборонные заказы и переманили большинство рабочих кадров из перерабатывающей отрасли.

Депутат Заксобрания Роман Яковлев обеспокоен запланированным уменьшением финансирования 17 государственных программ: «Снижение финансирования практически 34 миллиарда, рублей. Это очень большая цифра. Есть ли у нас основания ожидать что из федерального бюджета мы получим дополнительное финансирование?»

Лев Решетников напомнил, что такой вариант софинансирования из федерального бюджета практикуется уже не первый год и после утверждения федеральных проектов будет ясно, какое количество средств регион получит дополнительно.

Ответ на этот и другие вопросы собравшиеся услышали в докладе заместителя председателя правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Виталия Голубенко «О проекте закона Новосибирской области «Об областном бюджета Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».

– Прирост собственных доходов к ожидаемым показателям 2024 года прогнозируется в 39 миллиардов рублей, из них большая часть, где-то 29 миллиардов – это совокупный показатель налоговой отдачи от экономики на основе макроэкономических расчетов, – сообщил глава Минфина. 

Прозвучала и сумма федеральных трансфертов: «Госдумой в первом чтении пока для Новосибирской области распределено чуть больше 4 миллиардов рублей по 25 направлениям, то есть намного меньше, чем было при формировании проекта федерального бюджета на 2024 год. Тому есть достаточное количество объективных причин. Поэтому мы ожидаем второе чтение федерального бюджета, где, конечно, эти показатели будут откорректированы. Контрольная цифра может быть где-то порядка 15 миллиардов рублей».

На 2025 год доходы областного бюджета Новосибирской области запланированы в сумме 301 364 248,3 тысячи рублей, расходы – в сумме 334 418 713,5 тысячи рублей, дефицит – в размере 33 054 465,2 тысячи рублей.

Виталий Голубенко перечислил пять базовых принципов, которые легли в основу формирования расходной части областного бюджета – это обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере соразмерно росту МРОТ, продолжение индексации социальных выплат соразмерно индексу потребительских цен, обеспечение нужд в рамках проведения специальной военной операции, завершение объектов с высокой степенью готовности, обеспечение реализации национальных проектов, инфраструктурных проектов и программ. Кроме того, в структуре приоритетных расходов обозначены господдержка отраслей экономики, транспортное обслуживание населения и дорожный фонд, подготовка к отопительному сезону и другие.

Выступившие при обсуждении доклада по проекту областного бюджета депутаты Вадим Агеенко, Игорь Умербаев, Александр Барсуков, глава Мошковского района Сергей Субботин, председатель Совета депутатов Искитимского района Генриетта Истратенко отметили напряженность бюджета на предстоящий год, а также необходимость консервации объектов, строительство которых будет приостановлено.

Председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев поблагодарил всех участников публичных слушаний, озвучив их итог: рассмотреть проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» в первом чтении на очередной сессии 21 ноября.  

Глава бюджетного комитета сделал акцент на ряде рекомендаций правительству региона, принятых по итогам публичных слушаний:

«Рекомендовать правительству Новосибирской области при подготовке поправок к проекту закона об областном бюджете ко второму чтению рассмотреть возможность увеличения объемов бюджетных ассигнований на реализацию наказов избирателей депутатам Законодательного собрания, на финансирование мероприятий, направленных на снижение аварийности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, замену изношенной коммунальной инфраструктуры, переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

Федор Николаев остановился на важном блоке предложений, касающихся создания комфортных условий жизни сельского населения области, на подготовке к реализации механизма использования высвобождающихся средств в объеме двух третей задолженности по бюджетным кредитам, предоставляемым из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций, а также затронул особенно больную в настоящее время тему капитального строительства.

– Предлагаем по итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2025 года рассмотреть возможность финансирования объектов, по которым были предусмотрены бюджетные ассигнования в последние три года, имеется актуальная проектно-сметная документация и потребность  в возобновлении их реализации. Приостановка реализации начатых проектов неизбежно приведет к их удорожанию, появлению в последующем долгостроев в районах области. При том, что вопрос создания современной инфраструктуры, повышения качества предоставления услуг в сфере здравоохранения, культуры, спорта стоит в регионе особенно остро, – подчеркнул Федор Николаев.