Лента новостей

Все новости

Популярное

Единороссы продавили повышение транспортного налога

 Анна Алябьева   Фото: автор

Единороссы продавили повышение транспортного налога

Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко повышение аргументировал, в том числе, ростом заработных плат и других ценовых параметров. Тем временем, некоторые депутаты указали на некорректность этого аргумента и подчеркнули, что одним из обоснований повышения налога в прошлый было обещание, что состояние дорог улучшится. Но этого, как указывают новосибирцы, не произошло. В итоге, законопроект был принят в первом чтении большинством голосов.

На 48-ой сессии Законодательного собрания Новосибирской области сегодня, 26 сентября, рассматривался в первом чтении проект закона «О внесении изменений в статью 2.2 Закона Новосибирской области "О налогах и особенностях налогооблажения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области"». В своем докладе министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко рассказал, что этот законопроект преследует главную цель – актуализация рублевых ставок транспортного налога, их адаптация к реалиям, которые сегодня показывает экономическая ситуация.

– Напомню, последний год, когда мы проводили такие мероприятия, это был 2021 год. Именно тогда мы за целый ряд лет впервые актуализировали размеры этих ставок. Как видите, с 2021 года ситуация меняется. То есть, мы видим, что и средняя зарплата в полтора раза выросла, и другие ценовые параметры также подросли. Поэтому мы здесь не должны упускать ситуацию и потом создавать для себя сложности для корректировки этих рублевых ставок, – выразил уверенность министр.

Концепция, по которой предлагается актуализировать ставки, по словам Голубенко, остается неизменной – ровно той, которая была выработана в 2021 году, то есть учитывается привязка к стоимости бензина.

– Как видите, повышения очень незначительные. Тем более, что это годовые объемы. В связи с чем предлагается поддержать данный законопроект, пообсуждать его здесь, на площадке Законодательного собрания. В эквиваленте это даст в консолидированный бюджет где-то 224 миллиона рублей дополнительных поступлений по транспортному налогу, – заявил докладчик.

Депутату Якову Новоселову (фракция КПРФ), который взял слово после доклада Виталия Голубенко, показалось не совсем корректным ставить одним из обоснований повышения транспорта налога рост зарплат.

– С повышения зарплаты и так берут подоходный налог. Мы все-таки не подоходный налог обсуждаем, а совсем другую категорию. А приравнивать к стоимости бензина, ну, наверное, это больше напоминает сказку «Чиполлино». У нас нагрузку увеличили в связи со стоимостью бензина на людей, ну, давайте мы плюсом на них догрузим еще и транспортный налог, – подчеркнул Новоселов.

Он напомнил, что и при прошлом повышении налога в 2021 году задавал вопрос о том, как будут расходовать эти средства именно на ремонт дорог.

– И мы, затаив дыхание, ждали, что вот теперь-то уж точно дороги наладятся, раз налог повысили и этим обосновали одну из причин его повышения. Но что-то как-то люди не очень увидели этого. А увидели, что налог повысился, денег у них стало меньше, а по качеству дорог они это увидели не сильно. Мне кажется, что я не могу увидеть здесь реальных обоснований необходимости повышения транспортного налога, и куда он будет деваться. Нужен отчет более подробный, что ли, по расходу средств, полученных от населения, что они реально пошли на ремонт дорог, – предложил он.

На это Виталий Голубенко ответил, что речь идет об увеличении нагрузки на владельцев транспортных средств от 120 до 200 рублей в год.

– Мы имеем в виду, прежде всего, граждан. Юридических лиц я здесь не рассматриваю, потому что они делают бизнес на своих транспортных средствах. Это совершенно другая экономика. Если же мы будем говорить о том, что, наверное, неправильно привязываться к росту стоимости бензина, который с 2021 года рос темпами значительно ниже, чем средний показатель по инфляции, благодаря мерам государственного регулирования, то, наверное, можно пообсуждать и другую составляющую. Если мы посмотрим калькуляцию затрат на ремонт дорог, то сегодня основным драйвером роста цен является рост заработных плат. Прозвучало, что сейчас решение по изменению ставок транспортного налога каким-то образом скажется на инфляцию, скажем так, это неверное предположение, – парировал Голубенко.

Депутат Сергей Левшенков (фракция «Новые люди») отметил, что такой подход может спровоцировать ситуацию, когда транспорт для людей станет не средством передвижения, а предметом роскоши.

– У нас здесь получается ситуация, когда идет как будто двойное налогообложение. Давайте вспомним про акцизы и про повышение стоимости бензина. Давайте не забывать, что в каждом литре бензина у нас там порядка 21 %, если я не ошибаюсь, акциз, который как раз идет на дорожные фонды. Мы при этом, не полностью расходуя средства бюджета, хотим нагрузить дополнительно автовладельцы. Их и так нагружают. У нас есть ОСАГО, у нас появились проблемы с утильсбором, у нас постоянно растет стоимость бензина. Сейчас мы еще берем и повышаем дополнительно транспортный налог, который в 2021 году более чем в полтора раза подняли. Мы в данном варианте предлагаем этот законопроект не поддерживать, – высказался Левшенков.

Роман Яковлев (фракция КПРФ) напомнил, что в 2021 году его позиция по принятию законопроекта об увеличении транспортного налога была критическая.

«И вот, по прошествии трех лет, проводя анализ текущего положения дел в дорожной отрасли, – я помню, в 2021 году делался акцент на том, что необходимо делать дороги, которые находятся в Новосибирской области, в районах. Мое мнение, что кардинально ситуация не изменилась. Мне приходят ответы от глав районов, в частности от Венгеровского района пришел ответ по населенному пункту, где в неудовлетворительном состоянии дорога находилась, что на протяжении многих лет денег нет, – рассказал Яковлев, добавив, что поэтому обоснование, которое было высказано еще в 2021 году – о том, что повышение налога решит вопросы транспортной инфраструктуры, в части качества дорог – сомнительно.

– Вот отмечается, что выросла заработная плата. Хорошо, когда заработная плата растет, когда экономика наша развивается. Но на сегодняшний день мы не должны настолько оптимистично заявлять, потому что у нас и проблем достаточно: инфляция растет, и сложно это отрицать. При этом платы за капитальный ремонт, за коммунальные услуги и так далее, все это тоже возрастает. Поэтому, мне кажется, вопрос увеличения транспортного налога на сегодняшний день не своевременен. Не поднимая этот налог, не рассматривая эту ситуацию, мы позволим почувствовать каждой семье, у кого есть автомобили, социальную поддержку со стороны нашего региона, – уверен Роман Яковлев.

Первый заместитель председателя Заксобрания региона Андрей Панферов (фракция «Единая Россия»), взяв слово, отметил, что, на его взгляд, сравнивать 2021 года и сейчас – неинтеллигентно.

– Наша область, в том числе, помогает специальной военной операции и частям. Это тоже затраты, это первое. Второе, если говорить простым языком, 100 рублей в год в казну Новосибирской области для помощи региону, и на ремонт дорог – это не так много. Почему мы на данный момент не говорим, что еще, кроме всего остального, у каждого гражданина есть определенные обязанности, в том числе и перед государством, и перед областью? Ну 100 рублей, ну уж найдут 100 рублей наши граждане, – уверен Панферов.

Он обратился к депутатам, и прежде всего к фракции «Единая Россия», с призывом поддержать законопроект: «Потому что те люди, которые интересуются политикой, экономикой нашей области и страны в целом, ни слова не скажут, если будут платить на 100 рублей больше».

Зампредседателя областного парламента Ирина Диденко (фракция «Единая Россия»), в свою очередь, предложила называть это не изменением транспортного налога, а актуализацией транспортного налога – в связи с изменившейся экономической ситуацией.

– И мы, кстати, на комитете тоже обсуждали, с чем все-таки сравнивать, как определить вот этот размер. И тоже задавали вопрос, сомневаясь, что рост бензина может быть тем самым критерием. Поэтому предлагаем сегодня эту актуализацию поддержать, а в следующем году подумать, каков может быть иной критерий. Для этого нам нужно будет поработать в рабочих группах, – сказала она.

Валерий Ильенко (фракция «Единая Россия») прежде, чем зачитать решение комитета, сказал пару слов.

– Я, наверное, соглашусь с коллегами, что сегодня не актуально сравнивать с бензином, с какими-то другими критериями. Но я категорически не согласен с тем, что за три года в дорожной отрасли ничего не изменилось. Потому что мы эти процессы контролируем по муниципальным образованиям, – уточнил Ильенко. – Проект рассмотрен на заседании комитета. Принято решение рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении и установить срок поправок до 8 октября 2024 года. Прошу поддержать решение комитета.

Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив после этого обратился к депутатам с просьбой не забывать, что есть еще второе чтение.

– Я все-таки предлагаю поддержать в первом чтении и ко второму уже провести все дебаты, дискуссии, комитеты и так далее, – сказал Шимкив.

В итоге законопроект был принят в первом чтении: «за» проголосовали 52 депутата, «против» – 7, воздержались трое и столько же не голосовали.

Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко повышение аргументировал, в том числе, ростом заработных плат и других ценовых параметров. Тем временем, некоторые депутаты указали на некорректность этого аргумента и подчеркнули, что одним из обоснований повышения налога в прошлый было обещание, что состояние дорог улучшится. Но этого, как указывают новосибирцы, не произошло. В итоге, законопроект был принят в первом чтении большинством голосов.

На 48-ой сессии Законодательного собрания Новосибирской области сегодня, 26 сентября, рассматривался в первом чтении проект закона «О внесении изменений в статью 2.2 Закона Новосибирской области "О налогах и особенностях налогооблажения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области"». В своем докладе министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко рассказал, что этот законопроект преследует главную цель – актуализация рублевых ставок транспортного налога, их адаптация к реалиям, которые сегодня показывает экономическая ситуация.

– Напомню, последний год, когда мы проводили такие мероприятия, это был 2021 год. Именно тогда мы за целый ряд лет впервые актуализировали размеры этих ставок. Как видите, с 2021 года ситуация меняется. То есть, мы видим, что и средняя зарплата в полтора раза выросла, и другие ценовые параметры также подросли. Поэтому мы здесь не должны упускать ситуацию и потом создавать для себя сложности для корректировки этих рублевых ставок, – выразил уверенность министр.

Концепция, по которой предлагается актуализировать ставки, по словам Голубенко, остается неизменной – ровно той, которая была выработана в 2021 году, то есть учитывается привязка к стоимости бензина.

– Как видите, повышения очень незначительные. Тем более, что это годовые объемы. В связи с чем предлагается поддержать данный законопроект, пообсуждать его здесь, на площадке Законодательного собрания. В эквиваленте это даст в консолидированный бюджет где-то 224 миллиона рублей дополнительных поступлений по транспортному налогу, – заявил докладчик.

Депутату Якову Новоселову (фракция КПРФ), который взял слово после доклада Виталия Голубенко, показалось не совсем корректным ставить одним из обоснований повышения транспорта налога рост зарплат.

– С повышения зарплаты и так берут подоходный налог. Мы все-таки не подоходный налог обсуждаем, а совсем другую категорию. А приравнивать к стоимости бензина, ну, наверное, это больше напоминает сказку «Чиполлино». У нас нагрузку увеличили в связи со стоимостью бензина на людей, ну, давайте мы плюсом на них догрузим еще и транспортный налог, – подчеркнул Новоселов.

Он напомнил, что и при прошлом повышении налога в 2021 году задавал вопрос о том, как будут расходовать эти средства именно на ремонт дорог.

– И мы, затаив дыхание, ждали, что вот теперь-то уж точно дороги наладятся, раз налог повысили и этим обосновали одну из причин его повышения. Но что-то как-то люди не очень увидели этого. А увидели, что налог повысился, денег у них стало меньше, а по качеству дорог они это увидели не сильно. Мне кажется, что я не могу увидеть здесь реальных обоснований необходимости повышения транспортного налога, и куда он будет деваться. Нужен отчет более подробный, что ли, по расходу средств, полученных от населения, что они реально пошли на ремонт дорог, – предложил он.

На это Виталий Голубенко ответил, что речь идет об увеличении нагрузки на владельцев транспортных средств от 120 до 200 рублей в год.

– Мы имеем в виду, прежде всего, граждан. Юридических лиц я здесь не рассматриваю, потому что они делают бизнес на своих транспортных средствах. Это совершенно другая экономика. Если же мы будем говорить о том, что, наверное, неправильно привязываться к росту стоимости бензина, который с 2021 года рос темпами значительно ниже, чем средний показатель по инфляции, благодаря мерам государственного регулирования, то, наверное, можно пообсуждать и другую составляющую. Если мы посмотрим калькуляцию затрат на ремонт дорог, то сегодня основным драйвером роста цен является рост заработных плат. Прозвучало, что сейчас решение по изменению ставок транспортного налога каким-то образом скажется на инфляцию, скажем так, это неверное предположение, – парировал Голубенко.

Депутат Сергей Левшенков (фракция «Новые люди») отметил, что такой подход может спровоцировать ситуацию, когда транспорт для людей станет не средством передвижения, а предметом роскоши.

– У нас здесь получается ситуация, когда идет как будто двойное налогообложение. Давайте вспомним про акцизы и про повышение стоимости бензина. Давайте не забывать, что в каждом литре бензина у нас там порядка 21 %, если я не ошибаюсь, акциз, который как раз идет на дорожные фонды. Мы при этом, не полностью расходуя средства бюджета, хотим нагрузить дополнительно автовладельцы. Их и так нагружают. У нас есть ОСАГО, у нас появились проблемы с утильсбором, у нас постоянно растет стоимость бензина. Сейчас мы еще берем и повышаем дополнительно транспортный налог, который в 2021 году более чем в полтора раза подняли. Мы в данном варианте предлагаем этот законопроект не поддерживать, – высказался Левшенков.

Роман Яковлев (фракция КПРФ) напомнил, что в 2021 году его позиция по принятию законопроекта об увеличении транспортного налога была критическая.

«И вот, по прошествии трех лет, проводя анализ текущего положения дел в дорожной отрасли, – я помню, в 2021 году делался акцент на том, что необходимо делать дороги, которые находятся в Новосибирской области, в районах. Мое мнение, что кардинально ситуация не изменилась. Мне приходят ответы от глав районов, в частности от Венгеровского района пришел ответ по населенному пункту, где в неудовлетворительном состоянии дорога находилась, что на протяжении многих лет денег нет, – рассказал Яковлев, добавив, что поэтому обоснование, которое было высказано еще в 2021 году – о том, что повышение налога решит вопросы транспортной инфраструктуры, в части качества дорог – сомнительно.

– Вот отмечается, что выросла заработная плата. Хорошо, когда заработная плата растет, когда экономика наша развивается. Но на сегодняшний день мы не должны настолько оптимистично заявлять, потому что у нас и проблем достаточно: инфляция растет, и сложно это отрицать. При этом платы за капитальный ремонт, за коммунальные услуги и так далее, все это тоже возрастает. Поэтому, мне кажется, вопрос увеличения транспортного налога на сегодняшний день не своевременен. Не поднимая этот налог, не рассматривая эту ситуацию, мы позволим почувствовать каждой семье, у кого есть автомобили, социальную поддержку со стороны нашего региона, – уверен Роман Яковлев.

Первый заместитель председателя Заксобрания региона Андрей Панферов (фракция «Единая Россия»), взяв слово, отметил, что, на его взгляд, сравнивать 2021 года и сейчас – неинтеллигентно.

– Наша область, в том числе, помогает специальной военной операции и частям. Это тоже затраты, это первое. Второе, если говорить простым языком, 100 рублей в год в казну Новосибирской области для помощи региону, и на ремонт дорог – это не так много. Почему мы на данный момент не говорим, что еще, кроме всего остального, у каждого гражданина есть определенные обязанности, в том числе и перед государством, и перед областью? Ну 100 рублей, ну уж найдут 100 рублей наши граждане, – уверен Панферов.

Он обратился к депутатам, и прежде всего к фракции «Единая Россия», с призывом поддержать законопроект: «Потому что те люди, которые интересуются политикой, экономикой нашей области и страны в целом, ни слова не скажут, если будут платить на 100 рублей больше».

Зампредседателя областного парламента Ирина Диденко (фракция «Единая Россия»), в свою очередь, предложила называть это не изменением транспортного налога, а актуализацией транспортного налога – в связи с изменившейся экономической ситуацией.

– И мы, кстати, на комитете тоже обсуждали, с чем все-таки сравнивать, как определить вот этот размер. И тоже задавали вопрос, сомневаясь, что рост бензина может быть тем самым критерием. Поэтому предлагаем сегодня эту актуализацию поддержать, а в следующем году подумать, каков может быть иной критерий. Для этого нам нужно будет поработать в рабочих группах, – сказала она.

Валерий Ильенко (фракция «Единая Россия») прежде, чем зачитать решение комитета, сказал пару слов.

– Я, наверное, соглашусь с коллегами, что сегодня не актуально сравнивать с бензином, с какими-то другими критериями. Но я категорически не согласен с тем, что за три года в дорожной отрасли ничего не изменилось. Потому что мы эти процессы контролируем по муниципальным образованиям, – уточнил Ильенко. – Проект рассмотрен на заседании комитета. Принято решение рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении и установить срок поправок до 8 октября 2024 года. Прошу поддержать решение комитета.

Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив после этого обратился к депутатам с просьбой не забывать, что есть еще второе чтение.

– Я все-таки предлагаю поддержать в первом чтении и ко второму уже провести все дебаты, дискуссии, комитеты и так далее, – сказал Шимкив.

В итоге законопроект был принят в первом чтении: «за» проголосовали 52 депутата, «против» – 7, воздержались трое и столько же не голосовали.