Лента новостей

Все новости

Популярное

Мусорного оператора, аптеки и перевозчиков отдают в руки акционера

 Анна Алябьева   Фото: архив

Мусорного оператора, аптеки и перевозчиков отдают в руки акционера

В Новосибирске «Спецавтохозяйство», «Новосибгортранс», «Новосибирскую аптечную сеть», «Сибирское гостеприимство» и ПАТП-5 планируют приватизировать. Их преобразуют в акционерные общества. Как обещают власти, 100 % доли в них будут принадлежать мэрии Новосибирска. Но все ли так просто в этом вопросе – в материале Сибкрай.ru.

Депутаты горсовета Новосибирска на 33-ей сессии 27 марта рассмотрят вопрос о внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2024 год. Приватизировать хотят в том числе такие крупные муниципальные предприятия, как «Новосибирская аптечная сеть», «Спецавтохозяйство», «Сибирское гостеприимство», «Новосибгортранс», «Пассажирское транспортное предприятие № 5». Они должны быть преобразованы в акционерные общества.

Согласно данным сервиса Rusprofile, муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Сибирское гостеприимство», которое занимается организацией ярмарок, выставок и фестивалей, зарегистрировано в январе 1992 года. Руководителем предприятия с уставным капиталом 100 тысяч рублей является Вячеслав Федотов, учредителем – департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. По итогам 2022 года выручка «Сибирского гостеприимства» составила 51 миллион рублей (+ 37 %), прибыль 3,8 миллиона рублей (- 17 %), стоимость предприятия выросла на 3 % – до 32 миллионов рублей.

Директором муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство», которое зарегистрировано в августе 1995 года (ОГРН от 6 декабря 2002 года), является Андрей Зыков, учредителем – департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства и департамент земельных и имущественных отношений. Уставной капитал составляет 100 898 187 рублей. Основные показатели за 2022 год: выручка – 1,1 миллиарда рублей (+ 46 %), прибыль – 84 миллиона (+ 17 %), стоимость компании – 240 миллионов рублей (+ 56 %). «САХ» специализируется на чистке и уборке. С февраля 2023 года предприятие исполняло обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а в начале 2024 года стало регоператором. Его назначили на семь лет. 

Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие № 5» зарегистрировано в августе 2005 года. Директором предприятия с уставным капиталом в 121 327 рублей является депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко. Учредителем выступает департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. По итогам 2022 года выручка предприятия составила 98 миллионов рублей (- 3 %), убыток – 21 миллион рублей (-540 %), стоимость компании к концу 2022 года упала на 56 % – до 17 миллионов рублей. Предприятие занимается пассажирскими перевозками.

Муниципальное казенное предприятие «Новосибгортранс», которое также занимается регулярными перевозками пассажиров, зарегистрировано в мае 1992 года (ОГРН от 1 октября 2002 года). Директором предприятия является Роман Дронов, учредителем – департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города. Выручка за 2022 года составила 905 миллионов рублей (+ 118 %), убытки – 216 миллионов рублей (- 912 %), стоимость снизилась до 352 миллионов рублей (- 135 %).

Муниципальное предприятие города Новосибирска «Новосибирская аптечная сеть» (МП «НАС») зарегистрировано в ноябре 2006 года. Руководителем предприятия с уставным капиталом в 50 миллионов рублей является сын депутата Заксобрания Новосибирской области Игоря Гришунина, бывший глава ГУП «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» Дмитрий Гришунин, учредителем – город Новосибирск в лице мэрии. Основной вид деятельности МП «НАС» – розничная торговля лекарственными средствами в аптеках. По итогам 2022 года муниципальное предприятие отчиталось о 5 % -ом снижении выручки – до 1,7 миллиарда рублей. Убыток составил 81 миллион рублей. Стоимость предприятия за это время снизилась на 41 %, составив 169 миллионов рублей. На сайте «Новосибирской аптечной сети» говорится, что сегодня во всех районах Новосибирска насчитывается 90 аптек и аптечных пунктов.

При этом с начала 2023 год в городе закрылись несколько нерентабельных отделений сети. В октябре 2023 года директор предприятия Дмитрий Гришунин заявлял, что «решения принимаются с учетом ситуации на рынке, чтобы минимизировать убытки». 

В декабре 2022 года, отвечая на вопрос «Новосибирских новостей» о возможной приватизации муниципальной аптечной сети, Дмитрий Гришунин говорил: «Опыт различных регионов показал, что там, где присутствуют государственные или муниципальные сети, более мягко прошел период ковида с ажиотажным спросом и дефицитом лекарств. То же касается и начала специальной военной операции, и периода мобилизационных мероприятий».

Ольга Незамаева (начальник департамента по социальной политике мэрии) тогда же добавляла, что включение предприятия в приватизацию преждевременно.

«Мы принимаем меры для того, чтобы наше предприятие было включено в список так называемых системообразующих, как, например, Горводоканал, который тоже является муниципальным унитарным предприятием. Это позволит нам избежать необходимости следовать этому закону и, таким образом, акционировать муниципальную аптечную сеть. Государственная, муниципальная принадлежность позволяет решать эти задачи с точки зрения интересов города и его жителей», – подчеркивала она.

В мэрии Новосибирска после заявления о приватизации МУПов поспешили уверить новосибирцев, что единственным акционером всех этих пяти предприятий будет город.

«Пять муниципальных предприятий будут преобразованы в акционерные общества из-за требований федерального законодательства. При этом единственным акционеров этих предприятий будет город Новосибирск, – прокомментировали в администрации. – Включение в Прогнозный план приватизации муниципальных унитарных предприятий не предусматривает продажу их имущества».

В департаменте земельных и имущественных отношений добавили, что в соответствии с федеральным законом № 485-ФЗ, установлен запрет деятельности муниципальных унитарных предприятий на конкурентных ранках. При этом на продолжение деятельности в форме МУП имеют право предприятий, работающие в сфере перевозок пассажиров городским наземных электрическим транспортом (трамваи и троллейбусы) и метрополитеном; естественных монополий, культуры и искусства. Остальные предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя до 1 января 2025 года.

Почти с полной уверенностью можно говорить, что Совет депутатов Новосибирска поддержит предложение о приватизации.

«Несмотря на кажущуюся полной подконтрольность органам власти, в действительности руководители унитарных единиц могли проводить вполне самостоятельную политику. В том числе, это отражалось на доходах бюджета. Хрестоматийный пример из новосибирской истории – реорганизация МУП "Вещевой рынок" в ОАО "Гусинобродское". Смена формы собственности помогла реформировать Гусинобродскую барахолку и значительно увеличить поступления в казну. При этом акции общества оставались в руках мэрии, сохранявшей над рынком контроль до его ликвидации», – отмечает издание «Центр деловой жизни».

При этом, по данным ресурса, кто-то из оппозиционных политиков попробует заработать очки на критике планов по реорганизации МУПов.

Накануне тему приватизации пяти предприятий затронул депутат-коммунист Законодательного собрания Новосибирской области Роман Яковлев.

«Я против любой приватизации государственного имущества! Что касается муниципальных унитарных предприятии, то согласно федеральному закону, их можно перевести в иные формы муниципального управления: МКУ (муниципальное казенное учреждение) или МБУ (бюджетное учреждение). Уверен, что данная форма управления в отличии от ОАО позволяет наиболее эффективно контролировать финансового-хозяйственную деятельность учреждений, а также осуществлять контроль за имуществом предприятии, – написал Яковлев на своей станице в соцсети «ВКонтакте». – К тому же, как показала практика последних аварий ЖКХ, к частным предприятиям, которые приватизировали госимущество, очень много вопросов! Дело Чубайса еще живет?»

В «Спецавтохозяйстве» Сибкрай.ru уверили, что реорганизация предприятия положительно повлияет на их деятельность.

«Будут увеличены полномочия и объем целевых задач, упростятся процедуры согласования хозяйственных сделок, расширится круг конкурентной среды. Это позволит быстрее воплощать в жизнь новые замыслы и решения, нацеленные на повышение качества предоставляемых услуг», – подчеркнули в МУП «САХ».

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергей Кустов уверен, что необходимость таких преобразований обусловлена исполнением требований федерального законодательства.

Он напомнил, что статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ устанавливается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые осуществляют свою деятельность на товарных рынках в России, находящихся в условиях конкуренции, должны быть реорганизованы или ликвидированы по решению учредителя до 1 января 2025 года. В случае если после указанной даты учредителем унитарного предприятия не будет принято решение об его реорганизации или ликвидации, такое предприятие будут ликвидировано в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

«Подобные изменения федерального законодательства обусловлены необходимостью, с позиции государства, снизить негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках, которое оказывает хозяйственная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также повышением результативности управления публичным имуществом. С другой стороны, запрет на создание унитарных предприятий порождает определенные риски, например, в тех отраслях, в которых отсутствуют субъекты предпринимательской деятельности, которые оказывают услуги населению, после ликвидации унитарных предприятий», – уточнил Сибкрай.ru Кустов.

Он добавил, что после реорганизации муниципальных предприятий города Новосибирска 100 % акций будет принадлежать городу. Реорганизация указанных хозяйствующих субъектов в акционерные общества, по мнению эксперта, не окажет существенного влияния на деятельность, которая осуществляется данными субъектами, а связана с изменением их организационно-правовой формы и модели управления.

«Например, руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества, в акционерных обществах единоличный исполнительный орган избирается общим собранием акционеров. Однако необходимо учитывать, что акционером выступает город Новосибирск. С другой стороны, например, МУП "Спецавтохозяйство" после реорганизации сохраняет статус регионального оператора по обращению с ТКО, – пояснил Кустов свою позицию по данному вопросу. – Представляется, что решение проблем, связанных с результативностью деятельности муниципальных унитарных предприятий, обусловливается проводимой кадровой политикой и подбором высококвалифицированных специалистов».

При этом 13 марта вопрос о проекте решения совета депутатов «О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2024 года» будет рассмотрен на заседании постоянной комиссии горсовета по муниципальной собственности.
   

В Новосибирске «Спецавтохозяйство», «Новосибгортранс», «Новосибирскую аптечную сеть», «Сибирское гостеприимство» и ПАТП-5 планируют приватизировать. Их преобразуют в акционерные общества. Как обещают власти, 100 % доли в них будут принадлежать мэрии Новосибирска. Но все ли так просто в этом вопросе – в материале Сибкрай.ru.

Депутаты горсовета Новосибирска на 33-ей сессии 27 марта рассмотрят вопрос о внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2024 год. Приватизировать хотят в том числе такие крупные муниципальные предприятия, как «Новосибирская аптечная сеть», «Спецавтохозяйство», «Сибирское гостеприимство», «Новосибгортранс», «Пассажирское транспортное предприятие № 5». Они должны быть преобразованы в акционерные общества.

Согласно данным сервиса Rusprofile, муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Сибирское гостеприимство», которое занимается организацией ярмарок, выставок и фестивалей, зарегистрировано в январе 1992 года. Руководителем предприятия с уставным капиталом 100 тысяч рублей является Вячеслав Федотов, учредителем – департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. По итогам 2022 года выручка «Сибирского гостеприимства» составила 51 миллион рублей (+ 37 %), прибыль 3,8 миллиона рублей (- 17 %), стоимость предприятия выросла на 3 % – до 32 миллионов рублей.

Директором муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство», которое зарегистрировано в августе 1995 года (ОГРН от 6 декабря 2002 года), является Андрей Зыков, учредителем – департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства и департамент земельных и имущественных отношений. Уставной капитал составляет 100 898 187 рублей. Основные показатели за 2022 год: выручка – 1,1 миллиарда рублей (+ 46 %), прибыль – 84 миллиона (+ 17 %), стоимость компании – 240 миллионов рублей (+ 56 %). «САХ» специализируется на чистке и уборке. С февраля 2023 года предприятие исполняло обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а в начале 2024 года стало регоператором. Его назначили на семь лет. 

Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие № 5» зарегистрировано в августе 2005 года. Директором предприятия с уставным капиталом в 121 327 рублей является депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко. Учредителем выступает департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. По итогам 2022 года выручка предприятия составила 98 миллионов рублей (- 3 %), убыток – 21 миллион рублей (-540 %), стоимость компании к концу 2022 года упала на 56 % – до 17 миллионов рублей. Предприятие занимается пассажирскими перевозками.

Муниципальное казенное предприятие «Новосибгортранс», которое также занимается регулярными перевозками пассажиров, зарегистрировано в мае 1992 года (ОГРН от 1 октября 2002 года). Директором предприятия является Роман Дронов, учредителем – департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города. Выручка за 2022 года составила 905 миллионов рублей (+ 118 %), убытки – 216 миллионов рублей (- 912 %), стоимость снизилась до 352 миллионов рублей (- 135 %).

Муниципальное предприятие города Новосибирска «Новосибирская аптечная сеть» (МП «НАС») зарегистрировано в ноябре 2006 года. Руководителем предприятия с уставным капиталом в 50 миллионов рублей является сын депутата Заксобрания Новосибирской области Игоря Гришунина, бывший глава ГУП «Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства» Дмитрий Гришунин, учредителем – город Новосибирск в лице мэрии. Основной вид деятельности МП «НАС» – розничная торговля лекарственными средствами в аптеках. По итогам 2022 года муниципальное предприятие отчиталось о 5 % -ом снижении выручки – до 1,7 миллиарда рублей. Убыток составил 81 миллион рублей. Стоимость предприятия за это время снизилась на 41 %, составив 169 миллионов рублей. На сайте «Новосибирской аптечной сети» говорится, что сегодня во всех районах Новосибирска насчитывается 90 аптек и аптечных пунктов.

При этом с начала 2023 год в городе закрылись несколько нерентабельных отделений сети. В октябре 2023 года директор предприятия Дмитрий Гришунин заявлял, что «решения принимаются с учетом ситуации на рынке, чтобы минимизировать убытки». 

В декабре 2022 года, отвечая на вопрос «Новосибирских новостей» о возможной приватизации муниципальной аптечной сети, Дмитрий Гришунин говорил: «Опыт различных регионов показал, что там, где присутствуют государственные или муниципальные сети, более мягко прошел период ковида с ажиотажным спросом и дефицитом лекарств. То же касается и начала специальной военной операции, и периода мобилизационных мероприятий».

Ольга Незамаева (начальник департамента по социальной политике мэрии) тогда же добавляла, что включение предприятия в приватизацию преждевременно.

«Мы принимаем меры для того, чтобы наше предприятие было включено в список так называемых системообразующих, как, например, Горводоканал, который тоже является муниципальным унитарным предприятием. Это позволит нам избежать необходимости следовать этому закону и, таким образом, акционировать муниципальную аптечную сеть. Государственная, муниципальная принадлежность позволяет решать эти задачи с точки зрения интересов города и его жителей», – подчеркивала она.

В мэрии Новосибирска после заявления о приватизации МУПов поспешили уверить новосибирцев, что единственным акционером всех этих пяти предприятий будет город.

«Пять муниципальных предприятий будут преобразованы в акционерные общества из-за требований федерального законодательства. При этом единственным акционеров этих предприятий будет город Новосибирск, – прокомментировали в администрации. – Включение в Прогнозный план приватизации муниципальных унитарных предприятий не предусматривает продажу их имущества».

В департаменте земельных и имущественных отношений добавили, что в соответствии с федеральным законом № 485-ФЗ, установлен запрет деятельности муниципальных унитарных предприятий на конкурентных ранках. При этом на продолжение деятельности в форме МУП имеют право предприятий, работающие в сфере перевозок пассажиров городским наземных электрическим транспортом (трамваи и троллейбусы) и метрополитеном; естественных монополий, культуры и искусства. Остальные предприятия должны быть ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя до 1 января 2025 года.

Почти с полной уверенностью можно говорить, что Совет депутатов Новосибирска поддержит предложение о приватизации.

«Несмотря на кажущуюся полной подконтрольность органам власти, в действительности руководители унитарных единиц могли проводить вполне самостоятельную политику. В том числе, это отражалось на доходах бюджета. Хрестоматийный пример из новосибирской истории – реорганизация МУП "Вещевой рынок" в ОАО "Гусинобродское". Смена формы собственности помогла реформировать Гусинобродскую барахолку и значительно увеличить поступления в казну. При этом акции общества оставались в руках мэрии, сохранявшей над рынком контроль до его ликвидации», – отмечает издание «Центр деловой жизни».

При этом, по данным ресурса, кто-то из оппозиционных политиков попробует заработать очки на критике планов по реорганизации МУПов.

Накануне тему приватизации пяти предприятий затронул депутат-коммунист Законодательного собрания Новосибирской области Роман Яковлев.

«Я против любой приватизации государственного имущества! Что касается муниципальных унитарных предприятии, то согласно федеральному закону, их можно перевести в иные формы муниципального управления: МКУ (муниципальное казенное учреждение) или МБУ (бюджетное учреждение). Уверен, что данная форма управления в отличии от ОАО позволяет наиболее эффективно контролировать финансового-хозяйственную деятельность учреждений, а также осуществлять контроль за имуществом предприятии, – написал Яковлев на своей станице в соцсети «ВКонтакте». – К тому же, как показала практика последних аварий ЖКХ, к частным предприятиям, которые приватизировали госимущество, очень много вопросов! Дело Чубайса еще живет?»

В «Спецавтохозяйстве» Сибкрай.ru уверили, что реорганизация предприятия положительно повлияет на их деятельность.

«Будут увеличены полномочия и объем целевых задач, упростятся процедуры согласования хозяйственных сделок, расширится круг конкурентной среды. Это позволит быстрее воплощать в жизнь новые замыслы и решения, нацеленные на повышение качества предоставляемых услуг», – подчеркнули в МУП «САХ».

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергей Кустов уверен, что необходимость таких преобразований обусловлена исполнением требований федерального законодательства.

Он напомнил, что статьей 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 485-ФЗ устанавливается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые осуществляют свою деятельность на товарных рынках в России, находящихся в условиях конкуренции, должны быть реорганизованы или ликвидированы по решению учредителя до 1 января 2025 года. В случае если после указанной даты учредителем унитарного предприятия не будет принято решение об его реорганизации или ликвидации, такое предприятие будут ликвидировано в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

«Подобные изменения федерального законодательства обусловлены необходимостью, с позиции государства, снизить негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках, которое оказывает хозяйственная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также повышением результативности управления публичным имуществом. С другой стороны, запрет на создание унитарных предприятий порождает определенные риски, например, в тех отраслях, в которых отсутствуют субъекты предпринимательской деятельности, которые оказывают услуги населению, после ликвидации унитарных предприятий», – уточнил Сибкрай.ru Кустов.

Он добавил, что после реорганизации муниципальных предприятий города Новосибирска 100 % акций будет принадлежать городу. Реорганизация указанных хозяйствующих субъектов в акционерные общества, по мнению эксперта, не окажет существенного влияния на деятельность, которая осуществляется данными субъектами, а связана с изменением их организационно-правовой формы и модели управления.

«Например, руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества, в акционерных обществах единоличный исполнительный орган избирается общим собранием акционеров. Однако необходимо учитывать, что акционером выступает город Новосибирск. С другой стороны, например, МУП "Спецавтохозяйство" после реорганизации сохраняет статус регионального оператора по обращению с ТКО, – пояснил Кустов свою позицию по данному вопросу. – Представляется, что решение проблем, связанных с результативностью деятельности муниципальных унитарных предприятий, обусловливается проводимой кадровой политикой и подбором высококвалифицированных специалистов».

При этом 13 марта вопрос о проекте решения совета депутатов «О внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2024 года» будет рассмотрен на заседании постоянной комиссии горсовета по муниципальной собственности.