В Национальном объединении проектировщиков и изыскателей считают несправедливым, когда только генподрядчик несет ответственность за ход и результат строительных работ, а субподрядчик, который в конечном счете выполняет работы, ответственности никакой не несет.
В России в настоящее время для достижения целей Стратегии развития строительной отрасли идет комплексное реформирование законодательства. По словам президента Национального объединения проектировщиков и изыскателей Анвара Шамузафарова, сейчас есть шесть основных задач:
1. упорядочивание функций участников градостроительной деятельности;
2. установление четких требований ко всем видам технической документации;
3. развитие института предпроектных исследований;
4. синхронизация требований к разработчикам проектной и рабочей документации;
5. совершенствование института экспертизы в части рабочей документации и документации одностадийного проектирования;
6. установление требований к субподрядным организациям.
2. установление четких требований ко всем видам технической документации;
3. развитие института предпроектных исследований;
4. синхронизация требований к разработчикам проектной и рабочей документации;
5. совершенствование института экспертизы в части рабочей документации и документации одностадийного проектирования;
6. установление требований к субподрядным организациям.
«Во-первых, мы пытаемся упорядочить все функции участников градостроительной деятельности. У нас возникла такая ситуация: мы, работая с Главгосэкспертизой и с экспертизами субъектов, обнаружили, что у нас в целом ряде случаев не выполняются требования законодательства. У нас министр написал соответствующее письмо всем руководителям субъектов РФ о том, что нужно выполнять требования – чтобы была ответственность лиц, которые осуществляют строительство, что эта ответственность обеспечивается компенсационными фондами, которые организация платит в СРО. А у нас суды на очень большие суммы идут, когда убытки наносятся какими-то подрядными организациями либо государству, либо госзаказчикам, либо каким-то отдельным лицам. То есть, компенсация вреда по невыполнению каких-то договорных обязательств, компенсация ущерба, который возникает перед третьими лицами. А оказалось у нас, что в 87 % случаев выбирают подрядные организации, которые в конечном счете не несут ответственности за свою деятельность. И там специалисты, которые не уполномочены вообще подписывать документацию. То есть, у нас подрядные торги выигрывают организации, которые не имеют права по закону их выигрывать в ряде случаев. А потом мы испытываем определенные проблемы с ними. И сейчас все функции градостроительной деятельности пытаемся отрегулировать», – пояснил Анвар Шамузафаров во время выступления на расширенном заседании правления Российского союза строителей на Сибирской строительной неделе в Новосибирске.
Он также уточнил, что в настоящее время есть разные понятия «документации»: в гражданском кодексе есть «техническая документация», а в градостроительном законодательстве – «проектная документация», «рабочая документация», «исполнительная документация» и «эксплуатационная документация». И специалисты считают, что необходимо упорядочить то, что написано в гражданском кодексе, с тем, что написано в градостроительном кодексе.
Кроме того, подчеркнул Шамузафаров, многие сейчас настаивают на том, чтобы была стадия предпроектных исследований, предпроектных разработок – для того, чтобы при разработке проектной документации, рабочей документации было наименьшее количество нареканий, а все спорные вопросы были рассмотрены на предварительной стадии.
«Еще момент: у нас по законодательству есть жесткие требования к проектной документации и совсем практически нет требований к рабочей документации. И эти все требования нужно упорядочить, чем мы сейчас и занимаемся, – рассказал президент Национального объединения проектировщиков и изыскателей. – Ну, и экспертиза – у нас идет такое еженедельное взаимодействие с экспертными органами. Я считаю, что мы эту работу сейчас наводим нормальным образом. Экспертиза не должна быть судьей, а должна быть помощником в принятии правильных решений, то есть проводить экспертное сопровождение того, что делается».
Также, будут установлены требования к субподрядным организациям.
«Мы знаем, что в Новосибирской области произошла такая ситуация, когда подрядчик получил деньги и тут же переправил субподрядной организации, к которой требований никаких нет. Она их то ли сперла, то ли не сперла – сейчас следственные органы разбираются в этом. Но все время возникают какие-то проблемы. Была у нас большая разборка по тому, как велось строительство московскими подрядчиками ледового дворца в Новосибирске, по которому возникали определенные вопросы. Для того, чтобы это в последующем не возникало, мы и пытаемся навести порядок в законодательстве – для того, чтобы, если субподрядная организация тоже принимает участие, и, тем более, выполняет какие-то ответственные виды работ, она тоже несла за все ответственность. Не может быть такого, чтобы только генподрядчик нес ответственность, а субподрядчик, который в конечном счете выполняет работы, ответственности никакой не нес», – пояснил Анвар Шамузафаров.
Он подчеркнул, что вся деятельность экспертов сейчас связана с тем, чтобы усилить роль специалиста, и добавил: «если требования к специалистам будут точно определены и очерчены, то проблем с подрядной деятельностью будет намного меньше».