На заседании комиссии Заксобрания по экологии депутаты приняли решение обратиться в Государственную думу РФ с предложением о корректировках в использовании платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
На февральском заседании комиссии депутаты заслушали результаты выполнения плана природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств от «окрашенных» экологических платежей. С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды», согласно которому все экологические платежи, поступающие в бюджет, регионы смогут тратить только на «зелёную» повестку. Как пояснил депутатам министр природных ресурсов и экологии региона Евгений Шестернин, к экологическим платежам относятся: плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за нарушения в сфере охраны окружающей среды, возмещение ущерба окружающей среде. В соответствие с законом 100% платы за негативное воздействие на окружающую среду поступает в местные бюджеты, в том числе возмещение ущерба почвам, объектам животного мира и атмосферному воздуху. В региональный бюджет поступают только штрафы. Возмещение ущерба водным объектам поступает в федеральный бюджет.
Перечисляя выполненные за прошедший год мероприятия, министр назвал софинансирование работ федерального проекта «Чистая страна» по ликвидации двух свалок в границах городов Барабинска и Новосибирска в сумме 8 млн рублей. Мероприятия по ликвидации свалок в городах Бердск, Искитим, Новосибирск, Обь и еще в 26-ти муниципальных районах общей стоимостью 94 млн рублей. Мероприятия по расчистке русел водных объектов и ликвидации последствий загрязнения водных объектов в городах Искитим, Бердск, Обь, Чулымском районе в размере 20,78 млн рублей. В полном объеме запланированные мероприятия выполнены в 19-ти муниципальных районах. Не выполнены в Венгеровском, Доволенском, Татарском районах.
«При прогнозе поступления 145 млн рублей фактическое поступление в местные бюджеты составило 201 млн рублей. Таким образом, неиспользованные в 2023 году средства – 81 млн рублей, – подытожил министр. – Причина в том, что поступление платежей идет неравномерно в течение всего года. Возможности оперативного корректирования бюджета с планом мероприятий отсутствуют. Ограничена возможность проведения закупочных процедур с учетом требований федерального закона».
В ходе обсуждения была названа также непропорциональность распределения экологических платежей в местные бюджеты с существующими проблемами. Так на ликвидацию 35 свалок в Баганском районе необходимо более 206 млн рублей, при этом в 2023 году в бюджет района поступило 55 млн рублей экологических платежей. В числе проблем невозможность перераспределения средств, отсутствие механизма переноса остатков неиспользованных в истекшем периоде экологических платежей и возможностей их аккумулирования. Еще один минус - ограниченный, с учетом полномочий органов местного самоуправления, перечень мероприятий. Например, невозможность расходования средств на создание объектов обращения с отходами.
«Первого февраля комитет Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды провел совещание по эффективности использования «окрашенных» экологических платежей, – проинформировал коллег заместитель председателя комиссии по экологии Ярослав Фролов. – Обсуждались предложения регионов по совершенствованию этой системы. В частности, было предложено расширить перечень мероприятий, на которые можно тратить экологические деньги, ставился вопрос об упрощении согласования и корректировки планов-мероприятий, а также вопрос о способах расходования экологических платежей».
«До 2022 года в местные бюджеты уходило 60% отчислений, в областной бюджет – 40%. Потом все отдали в местные бюджеты, – пояснил Евгений Шестернин. – Нужно снова возвращаться к старому распределению. Это позволит направлять средства на решение экологических проблем в муниципальных образованиях с низким уровнем доходов».
Депутаты поддержали предложение Ярослава Фролова сформулировать предложения по корректировке использования «окрашенных» экологических платежей и направить их в Государственную думу РФ.
На заседании комиссии Заксобрания по экологии депутаты приняли решение обратиться в Государственную думу РФ с предложением о корректировках в использовании платежей за негативное воздействие на окружающую среду.Новосибирские депутаты обратятся в Госдуму с предложением по экологическим платежам
 
Фото: Заксобрание НСО
На февральском заседании комиссии депутаты заслушали результаты выполнения плана природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств от «окрашенных» экологических платежей. С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды», согласно которому все экологические платежи, поступающие в бюджет, регионы смогут тратить только на «зелёную» повестку. Как пояснил депутатам министр природных ресурсов и экологии региона Евгений Шестернин, к экологическим платежам относятся: плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за нарушения в сфере охраны окружающей среды, возмещение ущерба окружающей среде. В соответствие с законом 100% платы за негативное воздействие на окружающую среду поступает в местные бюджеты, в том числе возмещение ущерба почвам, объектам животного мира и атмосферному воздуху. В региональный бюджет поступают только штрафы. Возмещение ущерба водным объектам поступает в федеральный бюджет.
Перечисляя выполненные за прошедший год мероприятия, министр назвал софинансирование работ федерального проекта «Чистая страна» по ликвидации двух свалок в границах городов Барабинска и Новосибирска в сумме 8 млн рублей. Мероприятия по ликвидации свалок в городах Бердск, Искитим, Новосибирск, Обь и еще в 26-ти муниципальных районах общей стоимостью 94 млн рублей. Мероприятия по расчистке русел водных объектов и ликвидации последствий загрязнения водных объектов в городах Искитим, Бердск, Обь, Чулымском районе в размере 20,78 млн рублей. В полном объеме запланированные мероприятия выполнены в 19-ти муниципальных районах. Не выполнены в Венгеровском, Доволенском, Татарском районах.
«При прогнозе поступления 145 млн рублей фактическое поступление в местные бюджеты составило 201 млн рублей. Таким образом, неиспользованные в 2023 году средства – 81 млн рублей, – подытожил министр. – Причина в том, что поступление платежей идет неравномерно в течение всего года. Возможности оперативного корректирования бюджета с планом мероприятий отсутствуют. Ограничена возможность проведения закупочных процедур с учетом требований федерального закона».
В ходе обсуждения была названа также непропорциональность распределения экологических платежей в местные бюджеты с существующими проблемами. Так на ликвидацию 35 свалок в Баганском районе необходимо более 206 млн рублей, при этом в 2023 году в бюджет района поступило 55 млн рублей экологических платежей. В числе проблем невозможность перераспределения средств, отсутствие механизма переноса остатков неиспользованных в истекшем периоде экологических платежей и возможностей их аккумулирования. Еще один минус - ограниченный, с учетом полномочий органов местного самоуправления, перечень мероприятий. Например, невозможность расходования средств на создание объектов обращения с отходами.
«Первого февраля комитет Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды провел совещание по эффективности использования «окрашенных» экологических платежей, – проинформировал коллег заместитель председателя комиссии по экологии Ярослав Фролов. – Обсуждались предложения регионов по совершенствованию этой системы. В частности, было предложено расширить перечень мероприятий, на которые можно тратить экологические деньги, ставился вопрос об упрощении согласования и корректировки планов-мероприятий, а также вопрос о способах расходования экологических платежей».
«До 2022 года в местные бюджеты уходило 60% отчислений, в областной бюджет – 40%. Потом все отдали в местные бюджеты, – пояснил Евгений Шестернин. – Нужно снова возвращаться к старому распределению. Это позволит направлять средства на решение экологических проблем в муниципальных образованиях с низким уровнем доходов».
Депутаты поддержали предложение Ярослава Фролова сформулировать предложения по корректировке использования «окрашенных» экологических платежей и направить их в Государственную думу РФ.