Депутаты Законодательного собрания практически единогласно приняли проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в первом чтении. При этом во время обсуждения не обошлось без острых замечаний и дополнительных предложений.
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области на 38-ой сессии сегодня, 23 ноября, рассмотрели в первом чтении проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов».
В своем докладе министр экономического развития региона Лев Решетников подчеркнул, что общая характеристика прогноза социально-экономического развития Новосибирской области определяется прогнозом для Российской Федерации в целом.
«В базу включаются следующие факторы: продолжение замедления мировой экономики (где-то на уровне 3 % годовых), превышение целевых показателей цен во многих странах (мировая инфляция разгоняется и достигает уже уровня 7 %) и ужесточение денежно-кредитной политики, – рассказал он. – Для нас основными являются два варианта сценария прогноза. Первый, это базовый вариант, на который мы ориентируемся. Он подразумевает более высокий уровень мировых цен на нефть, сохранение низкого уровня безработицы и рост реальных денежных доходов населения, ускоренный рост инвестиционной активности. В случае, если неопределенность в мире будет нарастать, то ориентация будет на консервативный сценарий. Это более сильное замедление мировой экономики, ослабление курса рубля, более низкие темпы роста реальных денежных доходов и жесткая денежно-кредитная политика».
Структурно перестройка экономики, по словам министра, определяется шестью ключевыми задачами президента страны:
1. расширение внешнеэкономического взаимодействия;
2. технологический суверенитет;
3. финансовый суверенитет;
4. опережающее развитие инфраструктуры;
5. повышение благосостояния граждан;
6. народосбережение.
1. расширение внешнеэкономического взаимодействия;
2. технологический суверенитет;
3. финансовый суверенитет;
4. опережающее развитие инфраструктуры;
5. повышение благосостояния граждан;
6. народосбережение.
Он отметил, что по итогам двух предыдущих годов по большинству (практически по всем) показателей в Новосибирской области темпы роста были выше, чем в среднем по России.
«Если мы посмотрим по текущем году (в январе – сентябре 2023 года), мы также увидим, что по большинству показателей (промышленное производство, строительство, ввод жилых домов, торговля, заработная плата) везде рост выше среднего показателя по России, – добавил новосибирский министр. – Главный наш показатель роста экономики – это валовый региональный продукт: по итогам показателей 2023 года ожидается на уровне 1,9 триллиона рублей. Постепенно подходим к рубежу 2 триллиона. Объем инвестиций на уровне 343 миллиардов рублей ожидается в 2023 году. Промышленное производство – на уровне 1 триллиона 161 миллиарда».
Объем сельского хозяйства в связи с засухой ожидается примерно на уровне 2022 года – чуть более 151 миллиарда рублей. Розничная торговля – на уровне 836 миллиардов, оптовая торговля – 2 триллиона 230 миллиардов рублей. Заметно растут платные услуги населению – в 2023 году примерно + 15 %.
«Главный наш показатель – население области – к сожалению, прогнозируется на уровне минус 2 800 человек. Связано это с естественным приростом населения. Но стоит отметить, что есть позитивная тенденция, что естественная убыль населения постепенно сокращается, – успокоил Решетников. – Средняя заработная плата по итогу 2023 года ожидается на уровне чуть более 62 тысяч рублей (по РФ – 73 тысячи рублей)».
Министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко в своем докладе охарактеризовал основные параметры главного финансового документа региона.
«Сценарный вариант прогноза социально-экономического развития – это целевой, который предполагает позитивное влияние импульса развития экономики 2023 года на 2024 год. Валовый региональный продукт будет расти и вместе с тем, конечно, мы подтверждаем, что будет сохраняться какое-то время влияние инфляции на процессы формирования финансового результата экономики. И ввиду дефицита на рынке трудовых ресурсов, у нас будет ожидаться продолжение достаточно высокого роста заработной платы», – отметил Голубенко.
По его данным, общий прирост собственных доходов ожидается в объеме 29 миллиардов рублей: большая часть – результат расчета собственных доходов на основе целевого прогноза социально-экономического развития. Динамика собственных доходов с учетом оценок прироста составит 112,5 % (в абсолютном выражении – почти 262 миллиарда рублей).
«Ожидаемо при формировании проекта закона об областном бюджете, мы располагали очень ограниченной информацией о трансфертной поддержке из федерального центра. На сегодняшний день это, наверное, уже устойчивая тенденция, – подчеркнул он. – Но с учетом решений, принятых при рассмотрении федерального бюджета во втором чтении нашему региону объем поддержки в виде межбюджетных субсидий увеличен на 13 миллиардов рублей».
Эти средства выделены по следующим направлениям: модернизация первичного звена здравоохранения, модернизация школ, социальная поддержка на основе социального контракта, софинансирование расходных обязательств по выплатам при рождении третьего ребенка и последующих детей, комплексное развитие сельских территорий, реализация мероприятий питьевого водоснабжения, приведение в нормативное состояние автомобильных дорог.
«Сама структура бюджета выглядит достаточно устойчивой, потому что объем собственных доходов полностью обеспечивает наши приоритетные задачи. ¾ расходов на сегодняшний день – это приоритетные составляющие, – указал Голубенко. – В структуре приоритетных расходов в составе резервного фонда мы предусмотрели средства на дополнительные программы развития города Новосибирска. Данный вопрос будет предметом обсуждения при подготовке ко второму чтению нашего проекта об областном бюджете».
Государственный долг Новосибирской области, по словам министра, ограничен показателем, определенным правительствам РФ для региона, – в «потолке» в среднем 41 % по отношению к собственным доходам.
«Данный потолок позволяет нам предусмотреть увеличение заемного дефицита – 25,5 миллиардов рублей. 2023 год – плановый примерно в таком же параметре», – указал он.
Основные характеристики бюджета: 2024 год по плану сформирован с дефицитом в 39,5 миллиардов рублей, из них 25,5 миллиардов – заемный дефицит.
«Данная ситуация с формированием заемного дефицита в большей степени у нас связана с тем, чтобы защитить программу бюджета развития, бюджета капитальных вложений, в том числе и по задачам, которые по разным объективным причинам переходят с 2023 года на 2024 год. Вторая причина, составляющая дефицит, это то, что в 2024 году у нас истекают окончательные сроки по реализации инфраструктурных проектов, одобренных штабом по региональному развитию при правительстве РФ. Поэтому вот такая нагрузка, или надвиг на бюджет 2024 года обуславливает сам по себе дефицит. 2025 год и 2026 год планируются пока сбалансированными», – рассказал Виталий Голубенко и попросил депутатов рассмотреть и поддержать проект закона об областном бюджете в первом чтении.
После доклада Виталия Голубенка депутат Вячеслав Илюхин поинтересовался у него: зачем строить школы и поликлиники «по каким-то непонятным концессиям».
«Все у нас хорошо. Бюджет, как выговорите, достаточно устойчивый, собственные доходы растут, плюс внутренние кредиты берем, долг увеличивается почти на 26 миллиардов. Но тем не менее школы, поликлиники строим по каким-то непонятным концессиям. А зачем? Как уже показала практика, для нас это не выгодно. Здесь ни школы, ни поликлиники сдать не можем, тем не менее в какие-то обременения лезем. Для чего нам это? Могли же на свои деньги построить. В общем-то, на свои и строим. Тогда, для чего эта схема?» – спросил Илюхин.
В ответ Голубенко заявил, что предмет проекта бюджета – это обеспечение действующих бюджетных обязательств, которые сегодня приняты в регионе.
«До того момента, пока соглашения с частными партнерами будут действовать, бюджет должен поддерживать те финансовые обязательства, которые из них вытекают. Если возникнут объективные причины, которые будут требовать изменения политики создания указанных объектов, то, прежде всего, эта процедура начнется с принятия решения о расторжении соглашений. После чего появится возможность скорректировать в бюджете наши ассигнования», – пояснил Голубенко.
Заместитель председателя комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Закобрания Новосибирской области Александр Козлов в своем выступлении указал, что в связи с тем, что в период с 2014 года по 2018 год в Новосибирской области не проводилась индексация социальных выплат отдельным категориям граждан, а также в связи со значительной инфляцией в 2014 и 2015 годах, и в соответствии с ожидаемой инфляцией в 2023 году, предложил установить коэффициент индексации ежемесячных единовременных денежных выплат отдельным категориям граждан с 1 января 2024 года в размере трех.
«Это позволило бы скомпенсировать инфляцию за обозначенный мною период. Считаю, что это было бы и справедливо, и патриотично. Средств для реализации этой поправки необходимо чуть более 100 миллионов рублей. Думаю, что, если нам всем вместе посмотреть на бюджет, мы эту сумму найдем», – уверен Козлов.
Речь идет о выплатах лицам, подвергшимся политическим репрессиям и признанным реабилитированными; лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; лицам, проработавшим в тылу в период Отечественной войны; ветеранам труда и гражданам, приравненным к ним; ветеранам труда региона; гражданам, потерявшим родителей в годы Великой Отечественной войны.
Александр Козлов подчеркнул, что оформит должным образом свою поправку ко второму чтению и представит в комитет в указанные сроки.
Виталий Голубенка пообещал, что при подготовке поправок ко второму чтению предложение Козлова будет проанализировано.
После чего вновь выступил депутат Вячевлав Илюхин, который напомнил, что в прошлом году в Заксобрании обсуждали проблемные концессионные поликлиники, а сегодня к этому добавились еще и ГЧП-школы.
«В прошлом году мы тут языки стерли, когда поликлиники обсуждали, но, кстати, они до сих пор не достроены. Вот сейчас дошла очередь до школ. Абстрагируйтесь и представьте себе ситуацию: вы себе в квартиру нанимаете работника, который делает у вас ремонт. Платите ему положенные деньги, которые обговорили. Приходите к тому моменту, когда ремонт должен быть выполнен – не выполнено ничего, развезена грязь, перегородку снесли, по той причине, что она завалиться могла и кого-нибудь придавить. Вы приходите, на все это смотрите, а работник говорит, что не успел и просит добавить денег, чтобы до следующего срока сделать. Неужели кто-то из нас заплатить такому работнику? А мы сейчас в области именно это и делаем. Ни одной школы не построено, две из них снесены. Я вообще не понимаю, что происходит и до какой степени у нас подобные вещи могут дойти. Куда смотрит прокуратура, куда смотрят другие надзорные органы? То, что остановлены работы на мосту, про которые я уже говорил, – это преступление. Я, конечно, оформлю все поправки. Вот сейчас по школам и поликлиникам (по концессиям), мы за плановый период трех лет должны будем 30 миллиардов заплатить. А впереди еще мост, и то, что не выполнила «Экология-Новосибирск». Или на чьи деньги мы будем это делать? Опять с жителей соберем? Я внесу поправки, но я прошу очень внимательно подойти к этому вопросу. Уже происходят вещи, которые вообще не совместимые со здравым смыслом. У меня вообще такое впечатление, что на территории Новосибирской области объявили мораторий на соблюдение законодательства Российской Федерации. Что происходит-то?» – поинтересовался Илюхин.
Председатель комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев указал, что на проект закона об областном бюджете были подготовлены заключение и аналитическая записка, Контрольно-счетной палатой региона проведена экспертиза и подготовлено заключение.
«Согласно заключению, проект закона не противоречит Конституции РФ и Уставу Новосибирской области. Параметры областного бюджета запланированы в рамках ограничений, установленных бюджетных кодексом. По проекту областного бюджета в Законодательном собрании прошли публичные слушания, по итогам приняты рекомендации», – сказал Николаев.
По его словам, с учетом рекомендаций был сформирован проект постановления сессии, в который вошли следующие предложения правительству:
1. В ходе исполнения бюджета Новосибирской области продолжить работу по обеспечению сбалансированности, сохранению уровня долговой нагрузки на областной бюджет, принимать меры по недопущению снижения уровня жизни населения.
2. Рассмотреть необходимость проведения инвентаризации государственных программ, законов области, предусматривающих поддержку реального сектора экономики.
3. Сформировать предложения по повышению эффективности использования бюджетных кредитов, предоставляемых области из федерального бюджета на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов.
4. В сфере государственно-частного партнерства предлагается при проведении работы по актуализации соглашений с использованием механизмов ГЧП-концессий учитывать финансовые возможности областного бюджета и необходимость завершения уже начатых проектов. При рассмотрении вопроса финансирования объектов капитального строительства государственной собственности в первую очередь направлять ресурсы на завершение начатых проектов.
1. В ходе исполнения бюджета Новосибирской области продолжить работу по обеспечению сбалансированности, сохранению уровня долговой нагрузки на областной бюджет, принимать меры по недопущению снижения уровня жизни населения.
2. Рассмотреть необходимость проведения инвентаризации государственных программ, законов области, предусматривающих поддержку реального сектора экономики.
3. Сформировать предложения по повышению эффективности использования бюджетных кредитов, предоставляемых области из федерального бюджета на финансовое обеспечение инфраструктурных проектов.
4. В сфере государственно-частного партнерства предлагается при проведении работы по актуализации соглашений с использованием механизмов ГЧП-концессий учитывать финансовые возможности областного бюджета и необходимость завершения уже начатых проектов. При рассмотрении вопроса финансирования объектов капитального строительства государственной собственности в первую очередь направлять ресурсы на завершение начатых проектов.
Предложено также рассмотреть возможность увеличить финансирования мероприятий по защите территорий населенных пунктов от подтопления и затопления, по капитальному ремонту образовательных организаций, по проектированию и строительству объектов газификации, по строительству и реконструкции объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, по строительству и приведению в нормативное состояние автомобильных дорог. В проект рекомендаций также вошло предложение по обеспечению населения чистой питьевой водой.
«Комитеты Законодательного собрания рассмотрели проект областного бюджета и рекомендовали вынести законопроект для рассмотрения сессии для принятия в первом чтении, – подытожил Николаев. – Учитывая рекомендации участников публичных слушаний и решений комитетов, предлагаю принять проект об областном бюджете в первом чтении и установить срок внесения поправок до 4 декабря 2023 года».
После чего депутат Николай Мочалин напомнил, что законом о наказах избирателей установлено, что реализация наказов осуществляется в соответствии с программой реализации, а сами наказы учитываются при разработке проекта закона об областном бюджете.
«Большинство депутатов получили урезанный проект плана в разрезе только своего округа без всякой аналитики, – посетовал Мочалин. – Значительная часть наказов избирателей Дзержинского района не включена в проект плана по реализации наказов на очередной финансовый год. И как следствие – для этой части наказов не предусмотрено соответствующее финансирование в проекте бюджета, который мы сейчас рассматриваем. Проблема касается не только моего округа».
Он поинтересовался у коллег, имеют ли они право утверждать закон о бюджете, если там нет значительной части наказов, предусмотренных программой. Он спросил, почему проект плана реализации наказов на 2024 год не рассматривается одновременно с проектом областного бюджета. Мочалин подчеркнул, что не понимает, «почему нужно утверждать некий уточненный план по наказам в марте-апреле, когда уже полным ходом должна идти реализация наказов». И подчеркнул, что до 2022 года таких вопросов не возникало, потому что все было достаточно открыто.
В постановление сессии по вопросу о бюджете депутаты добавили: при планировании расходов областного бюджета в целях исполнения программы реализации наказов избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области седьмого созыва в первоочередном порядке предусматривать финансирование наказов избирателей депутатам, предусмотренных Программой на 2022, 2023 и 2024 годы.
Председатель Заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив отметил, что много вопросов и важных предложений было у каждого, кто выступал сегодня.
«Я считаю, что поправка Николая Андреевича (Мочалина – примечание редакции) – абсолютно нормальная поправка к постановлению. Мы переходим к голосованию по первому чтению. Я попрошу вас поддержать, как всегда профессионально отработать ко второму чтению. Учесть все, что говорили сегодня. Все говорят нормальные вещи, которые необходимо отработать ко второму чтению. И уже 14 декабря будем во втором чтении принимать бюджет», – подчеркнул Шимкив.
В итоге за законопроект о бюджете в первом чтении депутаты проголосовали практически единогласно (62 голоса), один воздержался, один не голосовал. За поправку Мочалина свои голоса отдали 58 депутатов, трое оказались против, двое воздержались, один не голосовал.
Отметим, что теперь депутатам предстоит работы над поправками в документ, которые нужно внести до 4 декабря. 14 декабря сессия Законодательного собрания рассмотрит законопроект о бюджете во втором чтении.