Ситуация, которая складывается вокруг четвертого моста в Новосибирске, не нова. По сути, на сегодняшний день ни один из мостов через реку Обь в столице Новосибирской области не работает так, как должен: Октябрьский выработал ресурс и требует капительного ремонта, Димитровский работает в ограниченном состоянии из-за отсутствия полноценного подключения к улично-дорожной сети, Бугринский так и не заработал на полную мощность из-за недостроенных развязок, а сроки завершения строительства четвертого моста до сих пор туманны.
В Новосибирске градостроительным планом (принят в 2007 году) и генеральным планом развития улично-дорожной сети (утвержден в 2009 году) предусмотрено семь мостов через реку Обь.
Пока же в городе в режиме постоянной нагрузки функционируют два моста: Октябрьский, который был запущен в эксплуатацию в 1955 году, и Димитровский, возведенный в 1978 году. Третий, Бугринский мост, который открыли для движения автомобилей в 2014 году, до сих пор не заработал на полную мощность из-за недостроенных развязок.
Октябрьский мост
Октябрьский (Коммунальный) мост был построен в 1954 году, введен в эксплуатацию в 1955 году. По всем официальным данным он уже практически выработал межремонтный ресурс и требует углубленного обследования, а следом – капитального ремонта.
Еще в 2018 году специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения провели обследование моста. Результаты оказались неутешительными – состояние объекта было оценено как ограничено работоспособное.
В 2021 году прокуратура Новосибирской области обратилась с иском в суд об обязании мэрии города и подведомственного учреждения, осуществляющего эксплуатацию моста, разработать проектно-сметную документацию на ремонт переправы.
«Его эксплуатация в таком состоянии создает угрозу для участников дорожного движения», – заявляли тогда в прокуратуре.
Ведомство также потребовало провести капитальный ремонт моста.
К ремонту Октябрьского моста спустя время все же приступили – муниципальный контракт был подписан 31 мая 2022 года. Ремонтные работы рассчитаны на период с 2022 год по 2024 год. Средства выделены из федерального (95,6 %), городского (3,5 %) и областного (0,9 %) бюджетов. Общая стоимость ремонта моста протяженностью 1070 метров – более 2,2 миллиарда рублей.
В середине июня 2023 года в мэрии города заявили, что ремонт Октябрьского моста идет полным ходом.
«К его ремонту мы приступили в прошлом году в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Как и обещали, во время работ движение транспорта не перекрывается», – заявил мэр города Анатолий Локоть.
Несмотря на это, движение по мосту в часы пик сильно затруднено.
Димитровский мост
Димитровский мост был возведен в 1978 году, но до сих пор не имеет полноценного подключения к улично-дорожной сети города в его левобережной части и работает в ограниченном состоянии с постоянными заторами на его подъездах.
Мост ремонтировали в 2018 году по программе «БКД», но к 2023 году его состояние настолько ухудшилось, что потребовался очередной обширный ремонт.
В марте текущего года муниципальное предприятие «ДЭУ №1» приступило к срочному ремонту дорожного полотна на мосту. Устранить дорожной службе предстояло около 600 квадратных метров разрушений.
«Это связано с тем, что в течение длительного времени – с начала 2000-х годов ремонт Димитровского моста не проводился. Из-за значительного повреждения гидроизоляции вода, скапливаясь в нижних слоях дорожной одежды, вызывает разрушения, которые появляются на верхних слоях дорожного покрытия», – заявлял тогда начальник управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска Сергей Эпов.
Он пообещал, что затем переправу ждет капитальный ремонт. В 2023 году планировалось разработать проектную документацию.
«И по мере ее готовности приступить к строительно-монтажным работам. Необходима замена всех слоев дорожной одежды, вплоть до балок. Для этого убирается существующий слой бетона, укладывается новый выравнивающий слой бетона, обустраивается гидроизоляция, затем – защитный слой бетона, и на него уже асфальтобетонное покрытие», – добавил Сергей Эпов.
Из-за строительства четвертого моста ситуация усложнилась еще сильнее. Теперь на подъездах к Димитровскому мосту со стороны левого берега наблюдаются многокилометровые пробки. Съехать с моста в сторону левого берега также проблематично.
Бугринский мост
Бугринский мост, который соединил Кировский и Октябрьский районы Новосибирска, начали строить еще в 2010 году (контракт стоимостью 14,8 миллиарда рублей подписан еще в декабре 2009 года). Сдать его изначально планировали к апрелю 2012 года. Для этого мэрия Новосибирска должна была зарезервировать земельные участки, расселить сотни частных жилых домов, своевременно предоставив участки генподрядчику. Фактически же разрешение на строительство на этих участках заказчик стал предоставлять лишь с 2012 года. Сроки строительства моста увеличились на 2,5 года. Заработал мост только осенью 2014 года – 8 октября состоялся тожественный запуск с участием президента России Владимира Путина. В итоге стоимость объекта выросла до 18 миллиардов рублей.
Бугринский мост имеет самый большой в России и СНГ арочный пролет длиной 380 метров, длина его с подъездными путями 5,82 километра. Пропускная способность – 60 тысяч автомобилей в сутки. При этом он до сих пор так и не заработал в полную мощность из-за недостроенных развязок. И новосибирские власти вновь рассчитывают получить от федерального центра деньги – теперь уже на развязки.
В конце июня 2023 года мэр Новосибирска Анатолий заявил, что строительство развязок для Бугринского моста начнется после того, как закончатся работы на четвертом. Это, по его словам, нужно, чтобы запустить Южный транзит. А сразу после этого власти собираются начать работу по строительству пятого моста через реку Обь.
«Следующая задача, которую видим, большая очень задача – это строительство Южного транзита через Бугринский мост. Бугринский мост, мы не раз об этом с вами говорили, существует, но не полностью задействован. Это и видно по такому относительно ненапряженному трафику, отсутствию полноценных развязок… Все это предполагается сделать с тем, чтобы заработал Южный транзит и взял на себя значительную часть трафика транспорта, который сегодня идет через центральную часть города Новосибирска. После того, как мы реализуем эти задачи, будем обсуждать следующий мостовой переход через реку Обь», – заявил Анатолий Локоть во время пресс-конференции 29 июня 2023 года.
18 июля 2023 года на вопрос о том, будет ли продолжение с Бугринского моста, так как сейчас выезды есть только на улицы Большевистскую и Ватутина, которые практически всегда заполнены автомобилями, ответил губернатор региона Андрей Травников.
«Да, будет продолжение. Конечно же приходится определять некую последовательность крупных транспортных проектов. Это связано и с организационными вопросами. Одновременно несколько комплексов вести не так просто. Это связано и с наличием подрядных организаций. Мы уже убедились, что чревато, когда много строек, а стройкомплекс не готов. Ну и если честно, это связано с определенным прагматизмом. На четвертый мост были понятные источники получения федеральных денег и грех было отказываться от их получения, поэтому стартовал проект четвертого моста. Следующие приоритеты, если крупными проекта оперировать – это серия развязок по направлению к Академгородку. Долгожданная развязка — матвеевский виадук. И второй проект– это Южный транзит. Элемент Южного транзита – это тоже Бугринский мост. Сегодня стартовала стадия разработки проектно-сметной документации», – заявил в прямом эфире на канале ОТС Травников.
Четвертый мост
История четвертого моста через реку Обь в Новосибирске началась еще до сдачи в эксплуатацию третьего моста – Бугринского. Центральный (четвертый) мост должен соединить Южную площадь на правом берегу реки Обь в Новосибирске с площадью Труда на левом берегу. Проект предполагает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для подключения к дорожной сети города, а также тоннелей под железнодорожными путями. Мост должен обеспечить выходы на федеральные трассы «Байкал», Чуйский тракт и «Сибирь». Он будет платным, поэтому в левобережной части разместят пункт взимания платы.
Конкурс на разработку предпроектной документации был объявлен в 2012 году. Интересно, что в ходе конкурса цена контракта сначала снизилась с 1,9 миллиона рублей до нуля, а потом выросла до 57 тысяч рублей. В октябре того же 2012 года на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии Новосибирска компания «Мостовик» представила эскизы и предпроектные документы будущего платного моста. Мэр Новосибирска (на тот момент Владимир Городецкий), выступал за вантовый мост, считая, что он не только обойдётся дешевле третьего моста, но и украсит город. Позже была озвучена цена строительства – 21 миллиард рублей.
В декабре 2013 года правительство Новосибирской области и мэрия Новосибирска специально для подготовки проектно-сметной документации создали АО «Центральный мост» с уставным капиталом 20 миллионов рублей. В феврале 2014 года мэр города утвердил техническое задание на проектирование. Санкт-Петербургский «Институт «Стройпроект» приступил к работе за полмиллиарда рублей. На момент первой оценки проекта стоимость строительства оценивалась уже в 25 миллиардов рублей, общая стоимость реализации – в 80 миллиардов рублей, тариф за проезд по мосту – в 50 рублей для легковых автомобилей. В декабре 2015 года проект строительства моста на условиях государственно-частного партнерства прошел госэкспертизу. В марте 2016 года мост подорожал еще на 7 миллиардов рублей – до 32 миллиардов рублей, тариф за проезд – до 100 рублей. В апреле 2016 года в мэрии Новосибирска решили, что не готовы тратить на строительство моста более 3 % от общей стоимости проекта, в итоге доля муниципалитета снизилась с 50 % до 2,9 %, доля региона выросла до 97,1 %. А в июне того же года стоимость объекта вновь выросла – до 50 миллиардов рублей. В октябре 2016 года депутаты горсовета Новосибирска заявили, что считают нецелесообразным строительство платного моста через реку Обь через концессию. В феврале 2017 года новосибирская контрольно-счетная палата заявила, что за три года с момента заключения договора с проектировщиками стоимость работ необоснованно выросла – почти на 20 %. В марте 2017 года стало известно, что гарантированный доход концессионера сократился почти в два раза – с 91 миллиарда до 49 миллиардов рублей. А в мае 2017 года правительство региона сообщило, что область получит грант почти в 26,3 миллиарда рублей из федерального бюджета на реализацию проекта строительства моста. В июне 2017 года новосибирские общественники и депутаты предложили перенести расположение нового моста и сроки его строительства. В августе макет вантового моста был представлен общественности. А в октябре стало известно, что выделение федерального гранта отложили на год.
В декабре 2017 года Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН сообщил, что в зону строительства моста попадают почти 5 тысяч квадратных метров археологического памятника. Через год – в декабре 2018 года – правительство Новосибирской области заявило, что уставной капитал АО «Центральный мост» будет увеличен на 6 миллионов рублей. Средства были выделены «на организацию и завершение работ по достижению финансового закрытия концессионного соглашения по строительству объекта». В 2020 году финансирование объекта составило 9,6 миллиарда рублей, из которых 6,5 миллиарда – средства федерального бюджета. В 2021 году – 9,8 миллиарда рублей, 9 из которых были выделены из федерального бюджета. Фактическое финансирование за весь период по состоянию на 23 ноября 2021 года – 22,8 миллиарда рублей.
Объект изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. Но срок сдачи переносили несколько раз. В середине июля 2023 года появилась информация, что четвертый мост не сдадут в срок к концу 2023 года. Однако в этот же день в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области опровергли этот слух.
В Новосибирске градостроительным планом (принят в 2007 году) и генеральным планом развития улично-дорожной сети (утвержден в 2009 году) предусмотрено семь мостов через реку Обь.
Пока же в городе в режиме постоянной нагрузки функционируют два моста: Октябрьский, который был запущен в эксплуатацию в 1955 году, и Димитровский, возведенный в 1978 году. Третий, Бугринский мост, который открыли для движения автомобилей в 2014 году, до сих пор не заработал на полную мощность из-за недостроенных развязок.
Октябрьский мост
Октябрьский (Коммунальный) мост был построен в 1954 году, введен в эксплуатацию в 1955 году. По всем официальным данным он уже практически выработал межремонтный ресурс и требует углубленного обследования, а следом – капитального ремонта.
Еще в 2018 году специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения провели обследование моста. Результаты оказались неутешительными – состояние объекта было оценено как ограничено работоспособное.
В 2021 году прокуратура Новосибирской области обратилась с иском в суд об обязании мэрии города и подведомственного учреждения, осуществляющего эксплуатацию моста, разработать проектно-сметную документацию на ремонт переправы.
«Его эксплуатация в таком состоянии создает угрозу для участников дорожного движения», – заявляли тогда в прокуратуре.
Ведомство также потребовало провести капитальный ремонт моста.
К ремонту Октябрьского моста спустя время все же приступили – муниципальный контракт был подписан 31 мая 2022 года. Ремонтные работы рассчитаны на период с 2022 год по 2024 год. Средства выделены из федерального (95,6 %), городского (3,5 %) и областного (0,9 %) бюджетов. Общая стоимость ремонта моста протяженностью 1070 метров – более 2,2 миллиарда рублей.
В середине июня 2023 года в мэрии города заявили, что ремонт Октябрьского моста идет полным ходом.
«К его ремонту мы приступили в прошлом году в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги". Как и обещали, во время работ движение транспорта не перекрывается», – заявил мэр города Анатолий Локоть.
Несмотря на это, движение по мосту в часы пик сильно затруднено.
Димитровский мост
Димитровский мост был возведен в 1978 году, но до сих пор не имеет полноценного подключения к улично-дорожной сети города в его левобережной части и работает в ограниченном состоянии с постоянными заторами на его подъездах.
Мост ремонтировали в 2018 году по программе «БКД», но к 2023 году его состояние настолько ухудшилось, что потребовался очередной обширный ремонт.
В марте текущего года муниципальное предприятие «ДЭУ №1» приступило к срочному ремонту дорожного полотна на мосту. Устранить дорожной службе предстояло около 600 квадратных метров разрушений.
«Это связано с тем, что в течение длительного времени – с начала 2000-х годов ремонт Димитровского моста не проводился. Из-за значительного повреждения гидроизоляции вода, скапливаясь в нижних слоях дорожной одежды, вызывает разрушения, которые появляются на верхних слоях дорожного покрытия», – заявлял тогда начальник управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска Сергей Эпов.
Он пообещал, что затем переправу ждет капитальный ремонт. В 2023 году планировалось разработать проектную документацию.
«И по мере ее готовности приступить к строительно-монтажным работам. Необходима замена всех слоев дорожной одежды, вплоть до балок. Для этого убирается существующий слой бетона, укладывается новый выравнивающий слой бетона, обустраивается гидроизоляция, затем – защитный слой бетона, и на него уже асфальтобетонное покрытие», – добавил Сергей Эпов.
Из-за строительства четвертого моста ситуация усложнилась еще сильнее. Теперь на подъездах к Димитровскому мосту со стороны левого берега наблюдаются многокилометровые пробки. Съехать с моста в сторону левого берега также проблематично.
Бугринский мост
Бугринский мост, который соединил Кировский и Октябрьский районы Новосибирска, начали строить еще в 2010 году (контракт стоимостью 14,8 миллиарда рублей подписан еще в декабре 2009 года). Сдать его изначально планировали к апрелю 2012 года. Для этого мэрия Новосибирска должна была зарезервировать земельные участки, расселить сотни частных жилых домов, своевременно предоставив участки генподрядчику. Фактически же разрешение на строительство на этих участках заказчик стал предоставлять лишь с 2012 года. Сроки строительства моста увеличились на 2,5 года. Заработал мост только осенью 2014 года – 8 октября состоялся тожественный запуск с участием президента России Владимира Путина. В итоге стоимость объекта выросла до 18 миллиардов рублей.
Бугринский мост имеет самый большой в России и СНГ арочный пролет длиной 380 метров, длина его с подъездными путями 5,82 километра. Пропускная способность – 60 тысяч автомобилей в сутки. При этом он до сих пор так и не заработал в полную мощность из-за недостроенных развязок. И новосибирские власти вновь рассчитывают получить от федерального центра деньги – теперь уже на развязки.
В конце июня 2023 года мэр Новосибирска Анатолий заявил, что строительство развязок для Бугринского моста начнется после того, как закончатся работы на четвертом. Это, по его словам, нужно, чтобы запустить Южный транзит. А сразу после этого власти собираются начать работу по строительству пятого моста через реку Обь.
«Следующая задача, которую видим, большая очень задача – это строительство Южного транзита через Бугринский мост. Бугринский мост, мы не раз об этом с вами говорили, существует, но не полностью задействован. Это и видно по такому относительно ненапряженному трафику, отсутствию полноценных развязок… Все это предполагается сделать с тем, чтобы заработал Южный транзит и взял на себя значительную часть трафика транспорта, который сегодня идет через центральную часть города Новосибирска. После того, как мы реализуем эти задачи, будем обсуждать следующий мостовой переход через реку Обь», – заявил Анатолий Локоть во время пресс-конференции 29 июня 2023 года.
18 июля 2023 года на вопрос о том, будет ли продолжение с Бугринского моста, так как сейчас выезды есть только на улицы Большевистскую и Ватутина, которые практически всегда заполнены автомобилями, ответил губернатор региона Андрей Травников.
«Да, будет продолжение. Конечно же приходится определять некую последовательность крупных транспортных проектов. Это связано и с организационными вопросами. Одновременно несколько комплексов вести не так просто. Это связано и с наличием подрядных организаций. Мы уже убедились, что чревато, когда много строек, а стройкомплекс не готов. Ну и если честно, это связано с определенным прагматизмом. На четвертый мост были понятные источники получения федеральных денег и грех было отказываться от их получения, поэтому стартовал проект четвертого моста. Следующие приоритеты, если крупными проекта оперировать – это серия развязок по направлению к Академгородку. Долгожданная развязка — матвеевский виадук. И второй проект– это Южный транзит. Элемент Южного транзита – это тоже Бугринский мост. Сегодня стартовала стадия разработки проектно-сметной документации», – заявил в прямом эфире на канале ОТС Травников.
Четвертый мост
История четвертого моста через реку Обь в Новосибирске началась еще до сдачи в эксплуатацию третьего моста – Бугринского. Центральный (четвертый) мост должен соединить Южную площадь на правом берегу реки Обь в Новосибирске с площадью Труда на левом берегу. Проект предполагает строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для подключения к дорожной сети города, а также тоннелей под железнодорожными путями. Мост должен обеспечить выходы на федеральные трассы «Байкал», Чуйский тракт и «Сибирь». Он будет платным, поэтому в левобережной части разместят пункт взимания платы.
Конкурс на разработку предпроектной документации был объявлен в 2012 году. Интересно, что в ходе конкурса цена контракта сначала снизилась с 1,9 миллиона рублей до нуля, а потом выросла до 57 тысяч рублей. В октябре того же 2012 года на заседании архитектурно-градостроительного совета мэрии Новосибирска компания «Мостовик» представила эскизы и предпроектные документы будущего платного моста. Мэр Новосибирска (на тот момент Владимир Городецкий), выступал за вантовый мост, считая, что он не только обойдётся дешевле третьего моста, но и украсит город. Позже была озвучена цена строительства – 21 миллиард рублей.
В декабре 2013 года правительство Новосибирской области и мэрия Новосибирска специально для подготовки проектно-сметной документации создали АО «Центральный мост» с уставным капиталом 20 миллионов рублей. В феврале 2014 года мэр города утвердил техническое задание на проектирование. Санкт-Петербургский «Институт «Стройпроект» приступил к работе за полмиллиарда рублей. На момент первой оценки проекта стоимость строительства оценивалась уже в 25 миллиардов рублей, общая стоимость реализации – в 80 миллиардов рублей, тариф за проезд по мосту – в 50 рублей для легковых автомобилей. В декабре 2015 года проект строительства моста на условиях государственно-частного партнерства прошел госэкспертизу. В марте 2016 года мост подорожал еще на 7 миллиардов рублей – до 32 миллиардов рублей, тариф за проезд – до 100 рублей. В апреле 2016 года в мэрии Новосибирска решили, что не готовы тратить на строительство моста более 3 % от общей стоимости проекта, в итоге доля муниципалитета снизилась с 50 % до 2,9 %, доля региона выросла до 97,1 %. А в июне того же года стоимость объекта вновь выросла – до 50 миллиардов рублей. В октябре 2016 года депутаты горсовета Новосибирска заявили, что считают нецелесообразным строительство платного моста через реку Обь через концессию. В феврале 2017 года новосибирская контрольно-счетная палата заявила, что за три года с момента заключения договора с проектировщиками стоимость работ необоснованно выросла – почти на 20 %. В марте 2017 года стало известно, что гарантированный доход концессионера сократился почти в два раза – с 91 миллиарда до 49 миллиардов рублей. А в мае 2017 года правительство региона сообщило, что область получит грант почти в 26,3 миллиарда рублей из федерального бюджета на реализацию проекта строительства моста. В июне 2017 года новосибирские общественники и депутаты предложили перенести расположение нового моста и сроки его строительства. В августе макет вантового моста был представлен общественности. А в октябре стало известно, что выделение федерального гранта отложили на год.
В декабре 2017 года Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН сообщил, что в зону строительства моста попадают почти 5 тысяч квадратных метров археологического памятника. Через год – в декабре 2018 года – правительство Новосибирской области заявило, что уставной капитал АО «Центральный мост» будет увеличен на 6 миллионов рублей. Средства были выделены «на организацию и завершение работ по достижению финансового закрытия концессионного соглашения по строительству объекта». В 2020 году финансирование объекта составило 9,6 миллиарда рублей, из которых 6,5 миллиарда – средства федерального бюджета. В 2021 году – 9,8 миллиарда рублей, 9 из которых были выделены из федерального бюджета. Фактическое финансирование за весь период по состоянию на 23 ноября 2021 года – 22,8 миллиарда рублей.
Объект изначально предполагалось сдать к Молодежному чемпионату мира по хоккею зимой 2022-2023 годов. Но срок сдачи переносили несколько раз. В середине июля 2023 года появилась информация, что четвертый мост не сдадут в срок к концу 2023 года. Однако в этот же день в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области опровергли этот слух.
«В ряде СМИ появились сообщения о том, что срок сдачи мостового перехода через реку Обь и прилегающих развязок переносится на первый квартал 2024 года. В связи с этим уточняем информацию. Срок окончания строительства моста остается неизменным – это конец 2023 года. Согласно плану работ, к этому времени будет открыто рабочее движение по мостовому переходу через реку Обь», – заявили в региональном Минтрансе.
В это же самое время в Новосибирске уже думают о строительстве еще трех мостов через реку Обь, и решают, что пора бы озаботиться развязками для Бугринского моста.
«Нашей следующей задачей станет строительство Южного транзита через Бугринский мост. Мост существует, но задействован не полностью», – заявил Локоть на одной из пресс-конференции.
По сути городские власти возвращаются к тому, что должны были завершить еще как минимум десять лет назад. Это если говорить только о Бугринском мосте и не затрагивать тему других переправ, где все тоже печально.