Лента новостей

Все новости

Популярное

Новосибирск оставили без трамвайной концессии из-за отсутствия средств

 Анна Алябьева   Фото: архив

Новосибирск оставили без трамвайной концессии из-за отсутствия средств

Новосибирская область не попала в очередную программу, связанную с обновлением общественного транспорта. Как оказалось, даже не старалась попасть. В итоге Новосибирск не получил федеральную субсидию на комплексное развитие электротранспорта. Региональные власти заявили, что реализация проектов предусматривает заключение концессионного соглашения, а в новосибирских бюджетах средства на это предусмотрены не были.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сибкрай.ru сообщили, что в период с 2020 год по 2021 год в мэрию города Новосибирска с предложением по модернизации трамвайной инфраструктуры обращались группа «Синара», государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и управляющая компания «Лидер». Инвестиции в проект оценивались до 30 миллиардов рублей.
 
«В виду существенных инвестиций в подобные проекты, в бюджетах Новосибирской области и города Новосибирска такие средства не были предусмотрены», – уточнили в региональном Минтрансе.

Напомним, что 1 апреля 2023 года на сайте правительства России было опубликовано распоряжение (от 31 марта 2023 года), в котором сообщалось, что в 2023-2025 годах десять регионов получат субсидии на общую сумму 86,5 миллиардов рублей на реализацию проектов, связанных с комплексным развитием городского электрического транспорта, а также с освещением и благоустройством прилегающих территорий. В списке – Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области. Средства пойдут на реконструкцию трамвайных путей, закупку трамваем, электробусов и зарядных станций.

«В этих регионах значительная часть транспортной инфраструктуры нуждается в обновлении», – говорится в документе, подписанном председателем правительства страны Михаилом Мишустиным.

В распоряжении уточняется, что все показатели на 2024 год и 2025 год указаны при условии доведения объёма финансирования в соответствующем финансовом году.

В то же время средний износ новосибирских трамваев, по данным областного Минтранса, составляет 78,8%. В 2023 году в планах обновить десять вагонов.

ebebc2f1cdd1d6f09f5e7cc3284fcb86_992.jpg

В министерстве уверяют, что программа, в которую Новосибирская область не попала, предполагает выделение средств именно на концессию, на которую денег ни у области, ни у города нет, поэтому новосибирские власти решили вовсе не участвовать в ней.

«В целях оказания поддержки субъектам Российской Федерации комплексом мер по реализации программы по обновлению инфраструктуры и подвижных составов городского общественного транспорта, утвержденным заместителем председателя правительства Российской Федерации – руководителем аппарата правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко от 11 февраля 2022 г. № 1381п-П50, предусмотрена реализация инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского электрического транспорта, на основании концессионных соглашений с привлечением средств Фонда национального благосостояния. После заключения концессионного соглашения, заявки рассматриваются правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов», – пояснили свою позицию Сибкрай.ru в региональном Минтрансе.

Одновременно новосибирское министерство транспорта уверяет, что в настоящее время мэрией города Новосибирска совместно с представителями «ВЭБ.РФ» рассматриваются проекты развития трамвайной сети в активно развивающиеся жилмассивы.

Отметим, что прием заявок на субсидирование электротранспорта принимал Минтранс РФ. Отбор субъектов РФ проводился на основании распоряжения, в котором отмечалось, что субсидии предназначаются только для тех городов, которые связаны с государственно-частным партнерством (ГЧП) на основе концессии. Заявки от регионов принимались с 7 по 15 марта 2023 года. Затем их рассматривала специально созданная комиссия, в составе которой были сотрудники Минтранса, а также представители Росавтотранса и корпорации развития «ВЭБ.РФ».
 
Почему именно в эту концессию новосибирские власти не захотели ввязываться, в региональном Минтрансе не объясняют. Хотя регион без особого сопротивления заключил концессионное соглашение о строительстве четвертого моста, соглашение о государственно-частном партнерстве в рамках строительства семи поликлиник, есть еще «остановочная» концессия, школьная концессия, концессионное соглашение по эксплуатации и реконструкции теплосетей и котельных, до недавнего времени была также «мусорная» концессия и ряд других.

Но это далеко не первая программа, в которую не попадает Новосибирск. Так, ранее он не вошел в список городов для получения средств на закупку электротранспорта – в общей сложности 500 миллиардов рублей. Средства выделили городам с плохой экологией по федеральной программе «Чистый воздух». Тогда мэр Новосибирска Анатолий Локоть объяснил это тем, что в программу вошли города с моноэкономикой, где экология страдает в основном из-за промышленного производства. По его словам, в эту программу Новосибирск не сможет попасть как минимум до 2024 года. Не оказался Новосибирск и в рядах тех российских городов, кому в 2022 году выделили 500 миллиардов рублей инфраструктурных кредитов на строительство метрополитена. Еще ранее – в 2020 году – Новосибирск, несмотря на стартовые преимущества, не попал в федеральную программу по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта. И это несмотря на то, что город еще в сентябре 2019 года был включен в число десяти пилотных проектов, так как, по мнению Минтранса России, находится «в высокой степени готовности»; хорошие показатели в рейтинге, который подготовила для Минтранса компания SIMETRA; а также «козыри» в виде матчей волейбольного чемпионата мира 2022 года и молодежного чемпионата мира по хоккею 2023 года. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть не смог тогда объяснить провал программы субсидирования городского транспорта.

«По программе субсидирования транспорта пока никак комментировать не буду, официальных документов у меня нет, департамент разбирается, я вопрос задал. Но все позже», – ответил Локоть 4 июня 2020 года.

fa4a582a84a49157c7a0df78b0a01189_992.jpg 

Что касается общественного транспорта в Новосибирске, то он давно уже вызывает нарекания со стороны горожан. Так, еще к 1 октября 2022 года троллейбусный парк был изношен на 98,84%. Не лучше обстоят дела и с трамваями – они заслуженно считаются одним из самых холодных видов общественного транспорта в городе. Как ранее рассказала Сибкрай.ru кондуктор одного из левобережных маршрутов, которая работает на уже обновленном трамвае, пассажиры и экипаж в морозы все равно очень сильно мерзнут

Однако министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский в ответе на запрос Сибкрай.ru заявил, что региональным правительством совместно с мэрией города Новосибирска в апреле 2022 года сформирована и направлена в Минтранс РФ заявка на участие в 2022-2024 годах в мероприятии по обновлению подвижного состава наземного электрического транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги». По результатам рассмотрения заявка Новосибирской агломерации заняла первое место из 48 агломераций. Заявка одобрена в части приобретения 58 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Также, в рамках заключенного контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) в течении текущего года в город Новосибирск поступят 120 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. По подсчетам регионального Минтранса, по итогам реализации существующих планов на период до 2025 года по обновлению троллейбусов, потребность в обновлении будет удовлетворена на 60%.

Что касается трамваев, то по официальным данным, «модернизация подвижного состава осуществляется путем восстановления эксплуатируемых в настоящее время трамвайных тележек и установки на них новых кузовов трамвайных вагонов». Работы проводятся на совместном российско-белорусском предприятии ООО «БКМ Сибирь». С 2017 года российско-белорусское предприятие модернизировало 42 трамвая, в текущем году планируется обновить еще десять вагонов.

Новосибирская область не попала в очередную программу, связанную с обновлением общественного транспорта. Как оказалось, даже не старалась попасть. В итоге Новосибирск не получил федеральную субсидию на комплексное развитие электротранспорта. Региональные власти заявили, что реализация проектов предусматривает заключение концессионного соглашения, а в новосибирских бюджетах средства на это предусмотрены не были.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сибкрай.ru сообщили, что в период с 2020 год по 2021 год в мэрию города Новосибирска с предложением по модернизации трамвайной инфраструктуры обращались группа «Синара», государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и управляющая компания «Лидер». Инвестиции в проект оценивались до 30 миллиардов рублей.
 
«В виду существенных инвестиций в подобные проекты, в бюджетах Новосибирской области и города Новосибирска такие средства не были предусмотрены», – уточнили в региональном Минтрансе.

Напомним, что 1 апреля 2023 года на сайте правительства России было опубликовано распоряжение (от 31 марта 2023 года), в котором сообщалось, что в 2023-2025 годах десять регионов получат субсидии на общую сумму 86,5 миллиардов рублей на реализацию проектов, связанных с комплексным развитием городского электрического транспорта, а также с освещением и благоустройством прилегающих территорий. В списке – Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области. Средства пойдут на реконструкцию трамвайных путей, закупку трамваем, электробусов и зарядных станций.

«В этих регионах значительная часть транспортной инфраструктуры нуждается в обновлении», – говорится в документе, подписанном председателем правительства страны Михаилом Мишустиным.

В распоряжении уточняется, что все показатели на 2024 год и 2025 год указаны при условии доведения объёма финансирования в соответствующем финансовом году.

В то же время средний износ новосибирских трамваев, по данным областного Минтранса, составляет 78,8%. В 2023 году в планах обновить десять вагонов.

ebebc2f1cdd1d6f09f5e7cc3284fcb86_992.jpg

В министерстве уверяют, что программа, в которую Новосибирская область не попала, предполагает выделение средств именно на концессию, на которую денег ни у области, ни у города нет, поэтому новосибирские власти решили вовсе не участвовать в ней.

«В целях оказания поддержки субъектам Российской Федерации комплексом мер по реализации программы по обновлению инфраструктуры и подвижных составов городского общественного транспорта, утвержденным заместителем председателя правительства Российской Федерации – руководителем аппарата правительства Российской Федерации Дмитрий Григоренко от 11 февраля 2022 г. № 1381п-П50, предусмотрена реализация инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского электрического транспорта, на основании концессионных соглашений с привлечением средств Фонда национального благосостояния. После заключения концессионного соглашения, заявки рассматриваются правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов», – пояснили свою позицию Сибкрай.ru в региональном Минтрансе.

Одновременно новосибирское министерство транспорта уверяет, что в настоящее время мэрией города Новосибирска совместно с представителями «ВЭБ.РФ» рассматриваются проекты развития трамвайной сети в активно развивающиеся жилмассивы.

Отметим, что прием заявок на субсидирование электротранспорта принимал Минтранс РФ. Отбор субъектов РФ проводился на основании распоряжения, в котором отмечалось, что субсидии предназначаются только для тех городов, которые связаны с государственно-частным партнерством (ГЧП) на основе концессии. Заявки от регионов принимались с 7 по 15 марта 2023 года. Затем их рассматривала специально созданная комиссия, в составе которой были сотрудники Минтранса, а также представители Росавтотранса и корпорации развития «ВЭБ.РФ».
 
Почему именно в эту концессию новосибирские власти не захотели ввязываться, в региональном Минтрансе не объясняют. Хотя регион без особого сопротивления заключил концессионное соглашение о строительстве четвертого моста, соглашение о государственно-частном партнерстве в рамках строительства семи поликлиник, есть еще «остановочная» концессия, школьная концессия, концессионное соглашение по эксплуатации и реконструкции теплосетей и котельных, до недавнего времени была также «мусорная» концессия и ряд других.

Но это далеко не первая программа, в которую не попадает Новосибирск. Так, ранее он не вошел в список городов для получения средств на закупку электротранспорта – в общей сложности 500 миллиардов рублей. Средства выделили городам с плохой экологией по федеральной программе «Чистый воздух». Тогда мэр Новосибирска Анатолий Локоть объяснил это тем, что в программу вошли города с моноэкономикой, где экология страдает в основном из-за промышленного производства. По его словам, в эту программу Новосибирск не сможет попасть как минимум до 2024 года. Не оказался Новосибирск и в рядах тех российских городов, кому в 2022 году выделили 500 миллиардов рублей инфраструктурных кредитов на строительство метрополитена. Еще ранее – в 2020 году – Новосибирск, несмотря на стартовые преимущества, не попал в федеральную программу по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта. И это несмотря на то, что город еще в сентябре 2019 года был включен в число десяти пилотных проектов, так как, по мнению Минтранса России, находится «в высокой степени готовности»; хорошие показатели в рейтинге, который подготовила для Минтранса компания SIMETRA; а также «козыри» в виде матчей волейбольного чемпионата мира 2022 года и молодежного чемпионата мира по хоккею 2023 года. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть не смог тогда объяснить провал программы субсидирования городского транспорта.

«По программе субсидирования транспорта пока никак комментировать не буду, официальных документов у меня нет, департамент разбирается, я вопрос задал. Но все позже», – ответил Локоть 4 июня 2020 года.

fa4a582a84a49157c7a0df78b0a01189_992.jpg 

Что касается общественного транспорта в Новосибирске, то он давно уже вызывает нарекания со стороны горожан. Так, еще к 1 октября 2022 года троллейбусный парк был изношен на 98,84%. Не лучше обстоят дела и с трамваями – они заслуженно считаются одним из самых холодных видов общественного транспорта в городе. Как ранее рассказала Сибкрай.ru кондуктор одного из левобережных маршрутов, которая работает на уже обновленном трамвае, пассажиры и экипаж в морозы все равно очень сильно мерзнут

Однако министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский в ответе на запрос Сибкрай.ru заявил, что региональным правительством совместно с мэрией города Новосибирска в апреле 2022 года сформирована и направлена в Минтранс РФ заявка на участие в 2022-2024 годах в мероприятии по обновлению подвижного состава наземного электрического транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги». По результатам рассмотрения заявка Новосибирской агломерации заняла первое место из 48 агломераций. Заявка одобрена в части приобретения 58 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Также, в рамках заключенного контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) в течении текущего года в город Новосибирск поступят 120 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. По подсчетам регионального Минтранса, по итогам реализации существующих планов на период до 2025 года по обновлению троллейбусов, потребность в обновлении будет удовлетворена на 60%.

Что касается трамваев, то по официальным данным, «модернизация подвижного состава осуществляется путем восстановления эксплуатируемых в настоящее время трамвайных тележек и установки на них новых кузовов трамвайных вагонов». Работы проводятся на совместном российско-белорусском предприятии ООО «БКМ Сибирь». С 2017 года российско-белорусское предприятие модернизировало 42 трамвая, в текущем году планируется обновить еще десять вагонов.