Лента новостей

Все новости

Популярное

Депутаты потребовали усилить контроль за инвесторами – область теряет деньги и рабочие места

 Денис Калин   Фото: архив

Депутаты потребовали усилить контроль за инвесторами – область теряет деньги и рабочие места

Масштабные инвестиционные проекты, реализуемые в Новосибирской области, как оказалось, мало к чему обязывают инвесторов. По существующей базе нормативных актов частники получают дорогие земли облцентра без торгов, но обещанные рабочие места, налоговые отчисления и другие показатели могут не обеспечивать, за что им не грозят никакие последствия. Проблему обсудили члены профильного комитета Заксобрания.

Отчет о результативности реализации масштабных инвестиционных проектов (МИП), проектов по созданию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения членам комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности представила аудитор Контрольно-счетной палаты (КСП) региона Елена Саблина.

По сведениям КСП, c 2016 года для реализации 78 проектов были привлечены 49 инвесторов. Им без торгов предоставили 86 земельных участков общей площадью более 560 гектаров и кадастровой стоимостью более восьми миллиардов рублей. На участках предполагалась реализация МИПов в сфере промышленности и строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. По оценкам правительства, в результате сотрудничества планировалось привлечь 50 миллиардов 200 миллионов рублей.

Еще одно из приоритетных направлений региона, – строительство жилья. Получая землю без торгов, застройщик обязывается представить квартиры в будущих новостройках обманутым дольщикам и под расселение аварийных домов.

К 1 июля 2022 года было завершено 11 проектов. Досрочно прекращены 13. В настоящее время в процессе реализации 54 проекта. По семи сроки реализации продлены при том, что нормативно-правовыми актами региона возможность продления не установлена.

Не установлен порядок принятия решения о продлении сроков реализации проектов с одновременным продлением сроков аренды, – уточнила Елена Саблина.

Эксперты КСП заключили, что сроки реализации проектов приходится переносить из-за того, что решение о предоставлении земельных участков в обладминистрации принимают слишком долго.

Наличие указанной проблемы также подтверждается национальным рейтингом состояния инвестиционного климата, согласно которому в Новосибирской области установилось низкое значение по показателю эффективности процедуры по получению в аренду участков. Среднее время без торгов – 110 рабочих дней. При этом у лидера рейтинга – Тамбовской области – показатель составляет 20 дней. Для устранения недостатка установлена дорожная карта по улучшению показателей, – сообщила аудитор.

Земельные участки для строительства жилых домов получили 17 инвесторов. Кадастровая стоимость территорий – 4 миллиарда 879 миллионов рублей.

По данным КСП, нормативно-правовыми актами не предусмотрена оценка экономического эффекта от предоставления земельных участков без торгов под инвестпроекты. Поэтому эффективность реализуемых проектов в министерствах не анализируют. Палата рекомендовала обладминистрации рассмотреть вопрос о принятии мер по сокращению сроков рассмотрения обращений инвесторов и установить порядок принятия решений о продлении сроков реализации и досрочном прекращении проекта.

Вложения региона в проекты – колоссальны: отданные частникам территории стоят миллиарды рублей, но некоторые проекты себя пока не оправдали. А обязаны ли – об этом задал вопрос заместитель председателя комитета Сергей Кальченко:

«Смотрю отчет и некоторые цифры глаза режут. Вложение инвестиций в проекты – 15 % от заявленного объема, налоговые отчисления и количество рабочих мест тоже меньше. При заключении соглашений подразумевается ли какая-то ответственность для инвесторов, чтобы они достигали заявленных показателей?».

Как ни странно, даже подписание такого соглашения между областью и инвесторами не предусмотрено, следует из ответа аудитора.

Они проходят инвестиционный отбор по проектам, а соглашение заключается по предоставлению земельного участка и данный показатель в договор аренды земельного участка не включается. Соответственно, отчетность по ним не собирается, – пояснила она.

Из этого же следует, что никакие штрафные санкции для инвестора на случай, если тот не будет выполнять целевые показатели, не предусмотрены. Как пояснил начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Павел Волокитин, частники лишь отчитываются о реализации проектов раз в полгода и единственным важным для Минэкономразвития критерием является объем инвестиций, а в остальном ведомство не видит проблем.

Как не видите проблем? Из отчета следует, что было предоставлено 82 гектара, кадастровая стоимость которых четыре миллиарда и за которые мы получили всего 100 миллионов арендной платы. Так вот, если бы мы продали землю с аукциона, получили бы не меньше четырех миллиардов, потому что это городские земли, которые достаточно ликвидны. А так мы не получили ни рабочие места, ни налоговую отдачу, – обратил внимание докладчика председатель комитета Федор Николаев.

Павел Волокитин уточнил, что министерство планирует усилить контроль за инвесторами, но, как отметил председатель, этого недостаточно – частников нужно обязать достигать целевых показателей.

Комитет принял отчет аудитора к сведению и подготовил ряд рекомендаций. Профильным министерствам предложено усилить контроль за реализацией проектов, проводить оценку их экономического эффекта и рассчитывать нагрузку на инфраструктуру города, совместно с депутатами Заксобрания выработать подходы для устранения рисков при предоставлении участков на территориях с высокой плотностью застройки и стоимостью жилья, пересмотреть нормативные акты на предмет введения соглашения с инвесторами.
Масштабные инвестиционные проекты, реализуемые в Новосибирской области, как оказалось, мало к чему обязывают инвесторов. По существующей базе нормативных актов частники получают дорогие земли облцентра без торгов, но обещанные рабочие места, налоговые отчисления и другие показатели могут не обеспечивать, за что им не грозят никакие последствия. Проблему обсудили члены профильного комитета Заксобрания.

Отчет о результативности реализации масштабных инвестиционных проектов (МИП), проектов по созданию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения членам комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности представила аудитор Контрольно-счетной палаты (КСП) региона Елена Саблина.

По сведениям КСП, c 2016 года для реализации 78 проектов были привлечены 49 инвесторов. Им без торгов предоставили 86 земельных участков общей площадью более 560 гектаров и кадастровой стоимостью более восьми миллиардов рублей. На участках предполагалась реализация МИПов в сфере промышленности и строительство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. По оценкам правительства, в результате сотрудничества планировалось привлечь 50 миллиардов 200 миллионов рублей.

Еще одно из приоритетных направлений региона, – строительство жилья. Получая землю без торгов, застройщик обязывается представить квартиры в будущих новостройках обманутым дольщикам и под расселение аварийных домов.

К 1 июля 2022 года было завершено 11 проектов. Досрочно прекращены 13. В настоящее время в процессе реализации 54 проекта. По семи сроки реализации продлены при том, что нормативно-правовыми актами региона возможность продления не установлена.

Не установлен порядок принятия решения о продлении сроков реализации проектов с одновременным продлением сроков аренды, – уточнила Елена Саблина.

Эксперты КСП заключили, что сроки реализации проектов приходится переносить из-за того, что решение о предоставлении земельных участков в обладминистрации принимают слишком долго.

Наличие указанной проблемы также подтверждается национальным рейтингом состояния инвестиционного климата, согласно которому в Новосибирской области установилось низкое значение по показателю эффективности процедуры по получению в аренду участков. Среднее время без торгов – 110 рабочих дней. При этом у лидера рейтинга – Тамбовской области – показатель составляет 20 дней. Для устранения недостатка установлена дорожная карта по улучшению показателей, – сообщила аудитор.

Земельные участки для строительства жилых домов получили 17 инвесторов. Кадастровая стоимость территорий – 4 миллиарда 879 миллионов рублей.

По данным КСП, нормативно-правовыми актами не предусмотрена оценка экономического эффекта от предоставления земельных участков без торгов под инвестпроекты. Поэтому эффективность реализуемых проектов в министерствах не анализируют. Палата рекомендовала обладминистрации рассмотреть вопрос о принятии мер по сокращению сроков рассмотрения обращений инвесторов и установить порядок принятия решений о продлении сроков реализации и досрочном прекращении проекта.

Вложения региона в проекты – колоссальны: отданные частникам территории стоят миллиарды рублей, но некоторые проекты себя пока не оправдали. А обязаны ли – об этом задал вопрос заместитель председателя комитета Сергей Кальченко:

«Смотрю отчет и некоторые цифры глаза режут. Вложение инвестиций в проекты – 15 % от заявленного объема, налоговые отчисления и количество рабочих мест тоже меньше. При заключении соглашений подразумевается ли какая-то ответственность для инвесторов, чтобы они достигали заявленных показателей?».

Как ни странно, даже подписание такого соглашения между областью и инвесторами не предусмотрено, следует из ответа аудитора.

Они проходят инвестиционный отбор по проектам, а соглашение заключается по предоставлению земельного участка и данный показатель в договор аренды земельного участка не включается. Соответственно, отчетность по ним не собирается, – пояснила она.

Из этого же следует, что никакие штрафные санкции для инвестора на случай, если тот не будет выполнять целевые показатели, не предусмотрены. Как пояснил начальник управления инвестиционной политики и территориального развития экономики министерства экономического развития Павел Волокитин, частники лишь отчитываются о реализации проектов раз в полгода и единственным важным для Минэкономразвития критерием является объем инвестиций, а в остальном ведомство не видит проблем.

Как не видите проблем? Из отчета следует, что было предоставлено 82 гектара, кадастровая стоимость которых четыре миллиарда и за которые мы получили всего 100 миллионов арендной платы. Так вот, если бы мы продали землю с аукциона, получили бы не меньше четырех миллиардов, потому что это городские земли, которые достаточно ликвидны. А так мы не получили ни рабочие места, ни налоговую отдачу, – обратил внимание докладчика председатель комитета Федор Николаев.

Павел Волокитин уточнил, что министерство планирует усилить контроль за инвесторами, но, как отметил председатель, этого недостаточно – частников нужно обязать достигать целевых показателей.

Комитет принял отчет аудитора к сведению и подготовил ряд рекомендаций. Профильным министерствам предложено усилить контроль за реализацией проектов, проводить оценку их экономического эффекта и рассчитывать нагрузку на инфраструктуру города, совместно с депутатами Заксобрания выработать подходы для устранения рисков при предоставлении участков на территориях с высокой плотностью застройки и стоимостью жилья, пересмотреть нормативные акты на предмет введения соглашения с инвесторами.