Лента новостей

Все новости

Популярное

«В любимой луже уже не попрыгать»: городские депутаты об отмене прямых выборов мэра

 Рихарда Лем   Фото: скриншот с youtube

«В любимой луже уже не попрыгать»: городские депутаты об отмене прямых выборов мэра

Депутаты новосибирского горсовета обсудили в ходе сессии неминуемую отмену прямых выборов мэра. Одни были удовлетворены, другие не скрывали разочарования, но повлиять на принятое областным парламентом решение они уже не в силах. Окончательно судьба привычной демократии в Новосибирске будет решена на сессии Заксобрания Новосибирской области.

В финале сессии совета депутатов Новосибирска выступил председатель комитета по госполитике Заксобрания Новосибирской области Игорь Умербаев. Он рассказал о принятом парламентариями накануне решении об отмене прямых выборов мэров Новосибирска и Кольцово. Его доклад спровоцировал массу вопросов у городских депутатов.

Во-первых, Умербаева попросили простыми словам описать новую процедуру:

«Создается конкурсная комиссия. Готовится заявка, и специально уполномоченная организация готовит вопросы на конкурс, которые никто из кандидатов не видит и не знает. Проводится конкурс, образно говоря, на готовность, то есть на знание законодательства. После того, как конкурс прошел, те кандидаты, которые наберут необходимое количество баллов, выходят на избрание на сессии совета депутатов города Новосибирска. И уже сессия из числа кандидатов, прошедших конкурсную комиссию, избирает мэра». 

Он подчеркнул, что в любом случае, действующие мэры получат возможность доработать до конца срока. 

Приводя аргументы в пользу нового механизма, он сказал: «Повышается ответственность как городского совета, так и каждого депутата. Потому что потом уже нельзя будет сказать: “Вы избрали, вы и живите”. Здесь уже ответственность ложится на вас». 

У депутатов возникли сомнения, что они в полной мере смогут эту ответственность ощутить. Ведь выборы нового мэра пройдут в 2024 году, а горсовет должен будет переизбраться в 2025-м.

«Не видите ли вы противоречия в том, что в 2024 году мы выберем нового мэра, и в 2025 году нас уже не будет? И избиратели, допустим, скажут: “Те были плохие, плохого мэра выбрали, а теперь вы делайте нового мэра”. И опять все надо будет переделывать?» – поинтересовался депутат Антон Бурмистров.

Представители оппозиционной коалиции «Новосибирск 2020» предложили перед принятием решения о смене модели выборов мэра спросить новосибирцев.

«Не приходило вам в голову задать этот вопрос на прямом референдуме жителям Новосибирска? Конституция нам это позволяет. Разве это не было бы доказательством легитимности данного решения?» – спросил Антон Картавин. 

«Почему вы перестали верить новосибирцам?» – добавила Светлана Каверзина.

Игорь Умербаев сослался на то, что новосибирцы сами продемонстрировали равнодушие к теме выборов, что можно увидеть по явке. Кроме того, он лично наблюдал, как некоторые «голосуют сердцем»: «Смотрят на фотографии, даже не читают, что под ними написано, и говорят: “У этого лицо толстое какое-то, а этот на бандита смахивает, а у этого вроде ничего лицо, давайте за него проголосуем”». 

«Вы ссылаетесь на то, что уменьшается интерес у жителей к выборам. К сожалению, в 2019 году “Единая Россия” не выставляла своего кандидата в мэры, не было интриги <...> и людей пришло меньше», – не согласилась Каверзина. 

Умербаев тут же пояснил, что потерю интереса к выборам показали не только новосибирцы, но и жители всех регионов РФ. «На каком-то историческом этапе, когда поменяется ситуация, когда у людей интерес возникнет, может быть, будет опять возврат интереса к выборам», – дал туманные обещания законодатель.

Депутат Александр Бурмистров выразил недоверие к системе: «Текущее мероприятие приводит к тому, что вся власть будет сконцентрирована буквально в одних руках. Давайте вспомним ситуацию семилетней давности, когда 2,5 миллиарда рублей из города тряс “Сибмост” при явно публичной поддержке областного правительства. И все-таки у города хватило внутренних политических моральных сил этому противостоять, суд выиграть и отбить для нас эти 2,5 миллиарда. Сможет ли таким образом назначенный мэр в таких критических историях проявить какую-то волю или нет?»

Умербаев уверил, что, если мэра избирают депутаты, то он будет работать в тесном взаимодействии с ними.

В завершении эмоционально выступил депутат Игорь Украинцев: «Я всегда был сторонником прямых выборов, и не только мэра. Выбирать нужно как можно большее число самостоятельных людей, у которых есть те или иные полномочия. Но с другой стороны, я против лицемерия. То, что сейчас происходит, это следствие принятых законов о публичной власти, об изменении законов местного самоуправления, которые были на протяжении последних полутора лет. Глава муниципалитета – это помощник губернатора на вверенной ему территории, не больше, не меньше. Полномочий у него ровно столько же. Давайте сначала будем выбирать помощника, потом водителя, а потом еще и секретаршу выберем!»

Поэтому он предложил добиваться дополнительных полномочий для муниципалитета. 

Он признался, что разделяет грусть коллег по поводу грядущих перемен, «но по факту это напоминает обиду ребенка, потому что осень закончилась, и ему в любимой луже уже не попрыгать. Одновременно с этим другие детишки уже лепят снеговика». 

На его взгляд, однажды придет и «весна», в политической плоскости все меняется быстро и неожиданно. 

«Самым лучшим мэром за всю историю города Новосибирска был Иван Павлович Севастьянов. Именно при нем город получил колоссальный толчок развития: и метро, и Димитровский мост, и расселение ветхого и аварийного жилья – миллионы квадратных метров. А он был назначенным и утвержденным городским советом», – завершил историческим экскурсом выступление Украинцев.

Итог дискуссии подвел Дмитрий Асанцев. Он напомнил, что в федеральном законодательстве прописаны три модели избрания глав муниципальных образований. И если Заксобрание примет решение о смене модели, оно примет его в рамках федерального законодательства. При этом профессиональная конкурсная комиссия будет большим плюсом, уверен Дмитрий Асанцев.

«Кандидат проходит экзамен на профпригодность. Это серьезный экзамен с тестами: на знание нормативных документов, процессов, происходящих в городе, возможность управления. Если комиссия признает кандидатов профпригодными, они направляются в городской совет, где защищают программу развития и управления городом – как профессионалы. Это значительно снижает риски попадания во власть людей, которые идут на выборы с популистскими заявлениями. Это тоже определенный фильтр», – подчеркнул спикер горсовета.

Конкурсная модель уже работает в Сочи, Казани, Тюмени, Екатеринбурге, а из ближайших соседей Новосибирска – в Ханты-Мансийске и Новокузнецке.

«Если вы посмотрите рейтинги – увидите: такие города входят в десятку лучших городов страны по итогам 2022 года. И не только. И во всех этих городах мэры избраны через городской совет, а перед этим они прошли профессиональную оценку конкурсной комиссии. И они справляются с этой работой. Эта модель не лишена положительных моментов», – обратился Асанцев к коллегам.

Напомним, что ранее Сибкрай.ru рассказал, почему в Новосибирске вообще стала возможной отмена прямых выборов главы. Как выяснилось, на решение может повлиять не только политическая ситуация внутри страны, но и недовольство горожан в самом муниципалитете.

Выборы главы Новосибирска должны пройти в 2024 году. При этом ещё в 2022 году началось активное обсуждение инициативы перейти от всенародного голосования к выборам главы города депутатами горсовета. Реформа системы выборов может состоятся уже в 2023 году.

Общественная палата Новосибирской области уже обсудила обращение в Законодательное собрание региона для изменения порядка выборов мэра Новосибирска. Члены региональной Общественной палаты единогласно поддержали модель конкурсного назначения градоначальника.

За отмену прямых выборов выступил экс-губернатор Новосибирской области и экс-мэр Новосибирска, а ныне сенатор Владимир Городецкий. Сам мэр Новосибирска Анатолий Локоть не захотел публично высказывать свое отношение к теме. 




Депутаты новосибирского горсовета обсудили в ходе сессии неминуемую отмену прямых выборов мэра. Одни были удовлетворены, другие не скрывали разочарования, но повлиять на принятое областным парламентом решение они уже не в силах. Окончательно судьба привычной демократии в Новосибирске будет решена на сессии Заксобрания Новосибирской области.

В финале сессии совета депутатов Новосибирска выступил председатель комитета по госполитике Заксобрания Новосибирской области Игорь Умербаев. Он рассказал о принятом парламентариями накануне решении об отмене прямых выборов мэров Новосибирска и Кольцово. Его доклад спровоцировал массу вопросов у городских депутатов.

Во-первых, Умербаева попросили простыми словам описать новую процедуру:

«Создается конкурсная комиссия. Готовится заявка, и специально уполномоченная организация готовит вопросы на конкурс, которые никто из кандидатов не видит и не знает. Проводится конкурс, образно говоря, на готовность, то есть на знание законодательства. После того, как конкурс прошел, те кандидаты, которые наберут необходимое количество баллов, выходят на избрание на сессии совета депутатов города Новосибирска. И уже сессия из числа кандидатов, прошедших конкурсную комиссию, избирает мэра». 

Он подчеркнул, что в любом случае, действующие мэры получат возможность доработать до конца срока. 

Приводя аргументы в пользу нового механизма, он сказал: «Повышается ответственность как городского совета, так и каждого депутата. Потому что потом уже нельзя будет сказать: “Вы избрали, вы и живите”. Здесь уже ответственность ложится на вас». 

У депутатов возникли сомнения, что они в полной мере смогут эту ответственность ощутить. Ведь выборы нового мэра пройдут в 2024 году, а горсовет должен будет переизбраться в 2025-м.

«Не видите ли вы противоречия в том, что в 2024 году мы выберем нового мэра, и в 2025 году нас уже не будет? И избиратели, допустим, скажут: “Те были плохие, плохого мэра выбрали, а теперь вы делайте нового мэра”. И опять все надо будет переделывать?» – поинтересовался депутат Антон Бурмистров.

Представители оппозиционной коалиции «Новосибирск 2020» предложили перед принятием решения о смене модели выборов мэра спросить новосибирцев.

«Не приходило вам в голову задать этот вопрос на прямом референдуме жителям Новосибирска? Конституция нам это позволяет. Разве это не было бы доказательством легитимности данного решения?» – спросил Антон Картавин. 

«Почему вы перестали верить новосибирцам?» – добавила Светлана Каверзина.

Игорь Умербаев сослался на то, что новосибирцы сами продемонстрировали равнодушие к теме выборов, что можно увидеть по явке. Кроме того, он лично наблюдал, как некоторые «голосуют сердцем»: «Смотрят на фотографии, даже не читают, что под ними написано, и говорят: “У этого лицо толстое какое-то, а этот на бандита смахивает, а у этого вроде ничего лицо, давайте за него проголосуем”». 

«Вы ссылаетесь на то, что уменьшается интерес у жителей к выборам. К сожалению, в 2019 году “Единая Россия” не выставляла своего кандидата в мэры, не было интриги <...> и людей пришло меньше», – не согласилась Каверзина. 

Умербаев тут же пояснил, что потерю интереса к выборам показали не только новосибирцы, но и жители всех регионов РФ. «На каком-то историческом этапе, когда поменяется ситуация, когда у людей интерес возникнет, может быть, будет опять возврат интереса к выборам», – дал туманные обещания законодатель.

Депутат Александр Бурмистров выразил недоверие к системе: «Текущее мероприятие приводит к тому, что вся власть будет сконцентрирована буквально в одних руках. Давайте вспомним ситуацию семилетней давности, когда 2,5 миллиарда рублей из города тряс “Сибмост” при явно публичной поддержке областного правительства. И все-таки у города хватило внутренних политических моральных сил этому противостоять, суд выиграть и отбить для нас эти 2,5 миллиарда. Сможет ли таким образом назначенный мэр в таких критических историях проявить какую-то волю или нет?»

Умербаев уверил, что, если мэра избирают депутаты, то он будет работать в тесном взаимодействии с ними.

В завершении эмоционально выступил депутат Игорь Украинцев: «Я всегда был сторонником прямых выборов, и не только мэра. Выбирать нужно как можно большее число самостоятельных людей, у которых есть те или иные полномочия. Но с другой стороны, я против лицемерия. То, что сейчас происходит, это следствие принятых законов о публичной власти, об изменении законов местного самоуправления, которые были на протяжении последних полутора лет. Глава муниципалитета – это помощник губернатора на вверенной ему территории, не больше, не меньше. Полномочий у него ровно столько же. Давайте сначала будем выбирать помощника, потом водителя, а потом еще и секретаршу выберем!»

Поэтому он предложил добиваться дополнительных полномочий для муниципалитета. 

Он признался, что разделяет грусть коллег по поводу грядущих перемен, «но по факту это напоминает обиду ребенка, потому что осень закончилась, и ему в любимой луже уже не попрыгать. Одновременно с этим другие детишки уже лепят снеговика». 

На его взгляд, однажды придет и «весна», в политической плоскости все меняется быстро и неожиданно. 

«Самым лучшим мэром за всю историю города Новосибирска был Иван Павлович Севастьянов. Именно при нем город получил колоссальный толчок развития: и метро, и Димитровский мост, и расселение ветхого и аварийного жилья – миллионы квадратных метров. А он был назначенным и утвержденным городским советом», – завершил историческим экскурсом выступление Украинцев.

Итог дискуссии подвел Дмитрий Асанцев. Он напомнил, что в федеральном законодательстве прописаны три модели избрания глав муниципальных образований. И если Заксобрание примет решение о смене модели, оно примет его в рамках федерального законодательства. При этом профессиональная конкурсная комиссия будет большим плюсом, уверен Дмитрий Асанцев.

«Кандидат проходит экзамен на профпригодность. Это серьезный экзамен с тестами: на знание нормативных документов, процессов, происходящих в городе, возможность управления. Если комиссия признает кандидатов профпригодными, они направляются в городской совет, где защищают программу развития и управления городом – как профессионалы. Это значительно снижает риски попадания во власть людей, которые идут на выборы с популистскими заявлениями. Это тоже определенный фильтр», – подчеркнул спикер горсовета.

Конкурсная модель уже работает в Сочи, Казани, Тюмени, Екатеринбурге, а из ближайших соседей Новосибирска – в Ханты-Мансийске и Новокузнецке.

«Если вы посмотрите рейтинги – увидите: такие города входят в десятку лучших городов страны по итогам 2022 года. И не только. И во всех этих городах мэры избраны через городской совет, а перед этим они прошли профессиональную оценку конкурсной комиссии. И они справляются с этой работой. Эта модель не лишена положительных моментов», – обратился Асанцев к коллегам.

Напомним, что ранее Сибкрай.ru рассказал, почему в Новосибирске вообще стала возможной отмена прямых выборов главы. Как выяснилось, на решение может повлиять не только политическая ситуация внутри страны, но и недовольство горожан в самом муниципалитете.

Выборы главы Новосибирска должны пройти в 2024 году. При этом ещё в 2022 году началось активное обсуждение инициативы перейти от всенародного голосования к выборам главы города депутатами горсовета. Реформа системы выборов может состоятся уже в 2023 году.

Общественная палата Новосибирской области уже обсудила обращение в Законодательное собрание региона для изменения порядка выборов мэра Новосибирска. Члены региональной Общественной палаты единогласно поддержали модель конкурсного назначения градоначальника.

За отмену прямых выборов выступил экс-губернатор Новосибирской области и экс-мэр Новосибирска, а ныне сенатор Владимир Городецкий. Сам мэр Новосибирска Анатолий Локоть не захотел публично высказывать свое отношение к теме.