Общественная палата Новосибирской области обсудила обращение в Законодательное собрание региона для изменения порядка выборов мэра Новосибирска. Члены региональной Общественной палаты единогласно поддержали модель конкурсного назначения градоначальника.
Обсуждение было недолгим, потому что, по словам председателя Общественной палаты Галины Гридиной, этому предшествовало бурное обсуждение инициативы. Вопрос возможного изменения модели выборов глав муниципалитетов рассмотрели все 13 комиссий Общественной палаты Новосибирской области: в течение января проходили дискуссии с привлечением широкого круга экспертного сообщества, общественных организаций региона.
Сами члены Общественной палаты, приглашенные эксперты, анализировали сложившуюся практику, как в Новосибирской области, так и в других регионах России.
Член экспертного совета аналитического центра «Юг», член Российской ассоциации по связям с общественностью Вадим Попов приводил в пример анализ изменений, которые произошли в ряде крупных городов, перешедших с формы прямых выборов мэра на его конкурсное назначение.
Изучая вопрос, специалисты пришли к выводу, что регионы сталкиваются с одними и теми же проблемами при модели прямых выборов: в сфере городского хозяйства, градостроительства, содержания и строительства дорог, мусорной реформы, коррупционной составляющей и так далее. Те города, которые перешли к форме конкурсного назначения, заметно продвинулись в своем развитии, получили финансирование на решение своих проблем и повысили инвестиционную привлекательность.
Эксперты приводили статистику интереса граждан к процедуре выборов, которая показывает спад активности избирателей на выборах муниципального уровня. Иногда горожане делают выбор, поддавшись протестными настроениями или тому, что кандидат – «классный мужик», харизматичный оратор и так далее. К сожалению, последнее – не гарантия управленческих компетенций.
Руководитель департамента государственного консалтинга, политолог Григорий Добромелов считает, что выборы в городах – это симулякры, а на симулякры не нужно тратить деньги.
Политолог, гендиректор коммуникативного агентства Actor Дмитрий Еловский напомнил, что Новосибирск остается одним из последних крупных городов, где глава избирается прямым голосованием. Главным плюсом выборов мэра на конкурсной основе Еловский считает улучшение контроля за деятельностью главы города.
«Депутаты в отличие от жителей погружены в эти вопросы более глубоко. Информацию, полученную от жителей, они видят более по́лно и могут оценивать деятельность городского руководителя не только, что называется, в полевых условиях – убран или не убран вовремя снег, – но депутаты также могут оценить его деятельность в тех сферах, которые не находятся на поверхности. Как муниципалитет работает с подрядчиками? Насколько эффективно расходуется бюджет? И в этом плане контроль депутатов более всеобъемлющий. Депутаты мыслят более стратегически и могут оценить деятельность мэра на достаточно длинном промежутке времени в среднесрочной перспективе», – говорит эксперт.
Политтехнолог Анна Фёдорова подчеркнула, что абсолютное большинство граждан волнует не процедура, а результат. «Если смотреть не на жестко политизированных людей, а на большинство, то людям абсолютно точно важнее, как работает мэр, а не каким способом он на своем месте оказался», – пояснила она.
На заседании Общественной палаты в Новосибирске ее члены высказались в том же ключе. Так, например, председатель комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе, взаимодействию с общественными советами и ОНК Марина Щербенева, кстати, бердчанка, привела в пример свой город. В Бердске на волне протестов был избран мэром «неплохой парень», романтик-коммунист Илья Потапов. Но уже на второй день его работы стало понятно, что «парень» – дилетант. В городе началось что-то невообразимое. И все это закончилось печально, как для самого Потапова, так и для Бердска и его жителей.
«Понимая важность этой темы мы 16 января на своем заседании обсудили этот вопрос и единодушно пришли к мнению: мы должны выбрать модель конкурсного назначения. Сегодня голосует не весь электорат, при этом есть и протестные варианты, как мы сейчас услышали. При существующей модели выборов нельзя рассчитывать на поддержку всех жителей и считать, что они все выражают свою поддержку. К тому же при конкурсном назначении высока вероятность слаженной работы команды «мэр-губернатор», а отсюда и более результативное и эффективное управление. Вот наша позиция», — заявила Елена Потеряева, председатель Союза женщин Новосибирской области.
А председатель совета ветеранов Виктор Леонов усомнился в легитимности «прямых выборов», когда привел в пример статистику – в последний раз мэр Новосибирска был избран при явке в 20 процентов. Из которых за нынешнего градоначальника свои голоса отдала лишь половина пришедших на участки для голосования. Если перевести этот показатель в абсолютные цифры, то получается, что мэра поддержала всего лишь десятая часть избирателей.
«За долгие годы у нас выработалась привычка избирать мэра путем всеобщего голосования. Переход к чему-то новому – в данном случае – к другой модели – процедура непростая. Но практика огромного количества муниципальных образований показывает: другая процедура выборов мэра – через Городской Совет депутатов — не приводит к глобальным потрясениям, ухудшению жизни в городе. Более того: если руководитель не справляется с теми задачи, которые перед ним поставлены, то процедура его замены проходит достаточно оперативно. Не нужно ждать пять лет. Нам необходимо развиваться, двигаться дальше, возможно, новая модель позволит сделать это быстрее», — отметил председатель Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев.
Участники
заседания единогласно поддержали решение об изменении порядка выборов мэра
областного центра.
Общественная палата Новосибирской области обсудила обращение в Законодательное собрание региона для изменения порядка выборов мэра Новосибирска. Члены региональной Общественной палаты единогласно поддержали модель конкурсного назначения градоначальника.
Обсуждение было недолгим, потому что, по словам председателя Общественной палаты Галины Гридиной, этому предшествовало бурное обсуждение инициативы. Вопрос возможного изменения модели выборов глав муниципалитетов рассмотрели все 13 комиссий Общественной палаты Новосибирской области: в течение января проходили дискуссии с привлечением широкого круга экспертного сообщества, общественных организаций региона.
Сами члены Общественной палаты, приглашенные эксперты, анализировали сложившуюся практику, как в Новосибирской области, так и в других регионах России.
Член экспертного совета аналитического центра «Юг», член Российской ассоциации по связям с общественностью Вадим Попов приводил в пример анализ изменений, которые произошли в ряде крупных городов, перешедших с формы прямых выборов мэра на его конкурсное назначение.
Изучая вопрос, специалисты пришли к выводу, что регионы сталкиваются с одними и теми же проблемами при модели прямых выборов: в сфере городского хозяйства, градостроительства, содержания и строительства дорог, мусорной реформы, коррупционной составляющей и так далее. Те города, которые перешли к форме конкурсного назначения, заметно продвинулись в своем развитии, получили финансирование на решение своих проблем и повысили инвестиционную привлекательность.
Эксперты приводили статистику интереса граждан к процедуре выборов, которая показывает спад активности избирателей на выборах муниципального уровня. Иногда горожане делают выбор, поддавшись протестными настроениями или тому, что кандидат – «классный мужик», харизматичный оратор и так далее. К сожалению, последнее – не гарантия управленческих компетенций.
Руководитель департамента государственного консалтинга, политолог Григорий Добромелов считает, что выборы в городах – это симулякры, а на симулякры не нужно тратить деньги.
Политолог, гендиректор коммуникативного агентства Actor Дмитрий Еловский напомнил, что Новосибирск остается одним из последних крупных городов, где глава избирается прямым голосованием. Главным плюсом выборов мэра на конкурсной основе Еловский считает улучшение контроля за деятельностью главы города.
«Депутаты в отличие от жителей погружены в эти вопросы более глубоко. Информацию, полученную от жителей, они видят более по́лно и могут оценивать деятельность городского руководителя не только, что называется, в полевых условиях – убран или не убран вовремя снег, – но депутаты также могут оценить его деятельность в тех сферах, которые не находятся на поверхности. Как муниципалитет работает с подрядчиками? Насколько эффективно расходуется бюджет? И в этом плане контроль депутатов более всеобъемлющий. Депутаты мыслят более стратегически и могут оценить деятельность мэра на достаточно длинном промежутке времени в среднесрочной перспективе», – говорит эксперт.
Политтехнолог Анна Фёдорова подчеркнула, что абсолютное большинство граждан волнует не процедура, а результат. «Если смотреть не на жестко политизированных людей, а на большинство, то людям абсолютно точно важнее, как работает мэр, а не каким способом он на своем месте оказался», – пояснила она.
На заседании Общественной палаты в Новосибирске ее члены высказались в том же ключе. Так, например, председатель комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе, взаимодействию с общественными советами и ОНК Марина Щербенева, кстати, бердчанка, привела в пример свой город. В Бердске на волне протестов был избран мэром «неплохой парень», романтик-коммунист Илья Потапов. Но уже на второй день его работы стало понятно, что «парень» – дилетант. В городе началось что-то невообразимое. И все это закончилось печально, как для самого Потапова, так и для Бердска и его жителей.
«Понимая важность этой темы мы 16 января на своем заседании обсудили этот вопрос и единодушно пришли к мнению: мы должны выбрать модель конкурсного назначения. Сегодня голосует не весь электорат, при этом есть и протестные варианты, как мы сейчас услышали. При существующей модели выборов нельзя рассчитывать на поддержку всех жителей и считать, что они все выражают свою поддержку. К тому же при конкурсном назначении высока вероятность слаженной работы команды «мэр-губернатор», а отсюда и более результативное и эффективное управление. Вот наша позиция», — заявила Елена Потеряева, председатель Союза женщин Новосибирской области.
А председатель совета ветеранов Виктор Леонов усомнился в легитимности «прямых выборов», когда привел в пример статистику – в последний раз мэр Новосибирска был избран при явке в 20 процентов. Из которых за нынешнего градоначальника свои голоса отдала лишь половина пришедших на участки для голосования. Если перевести этот показатель в абсолютные цифры, то получается, что мэра поддержала всего лишь десятая часть избирателей.
«За долгие годы у нас выработалась привычка избирать мэра путем всеобщего голосования. Переход к чему-то новому – в данном случае – к другой модели – процедура непростая. Но практика огромного количества муниципальных образований показывает: другая процедура выборов мэра – через Городской Совет депутатов — не приводит к глобальным потрясениям, ухудшению жизни в городе. Более того: если руководитель не справляется с теми задачи, которые перед ним поставлены, то процедура его замены проходит достаточно оперативно. Не нужно ждать пять лет. Нам необходимо развиваться, двигаться дальше, возможно, новая модель позволит сделать это быстрее», — отметил председатель Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев.
Участники
заседания единогласно поддержали решение об изменении порядка выборов мэра
областного центра.