В Новосибирске осенью 2024 года должны состояться очередные выборы мэра. Однако, как уже сообщал Сибкрай.ru, в последнее время активно обсуждается тема возможной отмены всенародного голосования. Это может произойти уже в 2023 году. Определенные предпосылки для этого есть – в этом уверены многие эксперты.
По мнению кандидата юридических наук, доцента кафедры административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергея Кустова, действующее федеральное законодательство о местном самоуправлении предоставляет значительную свободу региональным органам госвласти в возможности выбора способа замещения должности главы муниципального образования и определения структуры органов местного самоуправления с учетом внесенных изменений в 2014-2015 годах. В 2015 году в федеральное законодательство был введен новый способ замещения должности главы муниципального образования – путем избирания представительным органом из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса.
«В целом в последние годы указанная модель замещения должности главы городского округа, включая городские округа – административные центры (столицы) субъектов России, является наиболее распространенной, что подтверждается данными ежегодного мониторинга, который осуществляет Министерство юстиции России. Законодательство Новосибирской области о местном самоуправлении предусматривает избрание только двух глав городских округов из пяти на муниципальных выборах (в Новосибирске и р.п. Кольцово). Остальные избираются представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса. Поэтому для отмены прямых выборов мэра города Новосибирска достаточно будет внести изменения в областной закон. Неопределенность, связанную с возможностью отмены прямых выборов мэра Новосибирска, закладывает проект нового федерального закона о местном самоуправлении, который был принят Государственной думой в первом чтении 25 января 2022 года», – уточнил Сергей Кустов.
По мнению кандидата юридических наук, доцента кафедры административного, финансового и корпоративного права Новосибирского государственного университета экономики и управления Сергея Кустова, действующее федеральное законодательство о местном самоуправлении предоставляет значительную свободу региональным органам госвласти в возможности выбора способа замещения должности главы муниципального образования и определения структуры органов местного самоуправления с учетом внесенных изменений в 2014-2015 годах. В 2015 году в федеральное законодательство был введен новый способ замещения должности главы муниципального образования – путем избирания представительным органом из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса.
«В целом в последние годы указанная модель замещения должности главы городского округа, включая городские округа – административные центры (столицы) субъектов России, является наиболее распространенной, что подтверждается данными ежегодного мониторинга, который осуществляет Министерство юстиции России. Законодательство Новосибирской области о местном самоуправлении предусматривает избрание только двух глав городских округов из пяти на муниципальных выборах (в Новосибирске и р.п. Кольцово). Остальные избираются представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных комиссией по результатам конкурса. Поэтому для отмены прямых выборов мэра города Новосибирска достаточно будет внести изменения в областной закон. Неопределенность, связанную с возможностью отмены прямых выборов мэра Новосибирска, закладывает проект нового федерального закона о местном самоуправлении, который был принят Государственной думой в первом чтении 25 января 2022 года», – уточнил Сергей Кустов.
По мнению кандидата политических наук, политолога Александра Барсукова, выборы на основе конкурсной процедуры позволят на всех уровнях власти решать вопросы и задачи согласно реалиям времени.
«Прямые выборы всегда воспринимаются как элемент легитимации власти. Отметим, что переход от прямых выборов к модели сити-менеджера в столицах регионов скорее близится к полной унификации в стране. В условиях бюджетных ограничений малых городов так же продолжается дискуссия о том, какая модель более оптимальная. Сейчас осталось шесть столиц регионов, где ещё сохраняются прямые выборы. Это означает, что в условиях политико-экономических изменений, низкой явки избирателей, запроса общества на стабильность и модернизацию переход к косвенной модели выборов вполне реальная альтернатива. Выборы на основе конкурсной процедуры позволят на всех уровнях власти решать вопросы и задачи согласно реалиям времени. Прошедший электоральный цикл в Новосибирске показал, что избиратели мегаполиса теряют интерес к муниципальным выборам. Многие воспринимают отмену прямых выборов как диалектический переход. В этой ситуации не менее важно, как власть будет осуществлять публичную политику и реагировать на кризисные тренды», - уточнил свою позицию Барсуков.
Отметим, что на досрочных выборах мера Новосибирска в 2014 году явка избирателей составила 43,75%, на выборах в 2019 году – уже лишь 20,55%.
По сути, для рядовых горожан важно, чтобы мэр, выбранный он или назначенный, был хорошим управленцем, ратующим за общее дело. Что, по мнению некоторых экспертов, так и не случилось с ныне действующим главой города – дважды всенародно избранным Анатолием Локтем.
Так, напомним, по словам заместителя председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания Новосибирской области Александра Щербака (ЛДПР), даже прямые выборы не смогли оградить новосибирцев от пыли, грязи, сугробов и разбитых дорог. Он также не согласен с тем, что при назначении мэра депутатами у избирателей теряется возможность влиять на решение.
«Возможностей много – от воздействия на своего депутата, увязывая его переизбрание с позицией по мэру, до использования множества каналов, которые современное информационное общество предоставляет нам для выражения своего мнения. Более того, я абсолютно уверен, что вероятность «сохранения» на второй и последующий сроки непопулярного в народе мэра куда выше как раз при прямых выборах, что мы и видели в 2019 году», – уточнил парламентарий.
Отметим, что в 2013 году в Новосибирске отменили второй тур на выборах мэра. Тогда выборы квалифицированным большинством были заменены на мажоритарную систему. Спустя пять лет в городе заговорили о возвращении второго тура. Тогда же Анатолий Локоть заявил, что один тур таких выборов обходится бюджету в 100 миллионов рублей, и поэтому лично он неоднозначно относится к такому предложению. Сегодня среди аргументов отмены прямых выборов (не только в Новосибирске) звучит как раз предложение о необходимости направить средства на спецоперацию.
То, что на переход от всенародного голосования к выборам главы города депутатами горсовета может повлиять мобилизационный сценарий уверен и новосибирский политолог Сергей Бирюков.
«Отмена прямых выборов мэра в Новосибирске возможна, поскольку политическая ситуация внутри страны (мобилизационный сценарий) этому способствует», - отмечал ранее Сибкрай.ru Бирюков.
Отмену прямых выборов главы муниципалитета, по словам зампреда комитета по госполитике Законодательного собрания Новосибирской области, руководителя Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества, доктора социологических наук Константина Антонова, многие считают наступлением на демократию, при этом путая, что есть разные уровни власти и предметов управления. Он напомнил, что в свое время выбирали директоров заводов, главных врачей больниц, директоров школ и чем все это закончилось, хорошо известно.
«Казалось бы, при формировании власти в муниципалитете речь идет о местном самоуправлении. Но, зададимся вопросом, а в какой части оно, это самоуправление, присутствует? Бюджет города на 70% дотационный. Полномочия в сфере образования, социального обеспечения, охраны здоровья практически полностью финансируются за счет вышестоящих бюджетов. На строительство и ремонт дорог более половины средств поступает тоже оттуда. Коммунальная сфера, та же система отопления, горячего водоснабжения, капитальный ремонт жилья финансируются за счет тарифов, которые жестко нормируются. Из всего перечисленного видно, что глава муниципального образования осуществляет хозяйственно-распорядительные функции, и не надо никого обманывать демагогическими рассуждениями о каком-то местном самоуправлении. Оно реально работает и должно развиваться на уровне управления своими многоквартирными домами, в выборе стратегических приоритетов городского развития», – отметил Антонов.
Он подчеркнул, что «выборная власть отнюдь не является гарантом защиты института местного самоуправления», а вот «в результате процедуры выборов активное меньшинство способно выбрать главой человека никчемного, непригодного к управленческой деятельности».
Отметим, что полномочия действующего мэра Новосибирска Анатолия Локтя истекают в 2024 году. А после того, как 6 декабря 2022 года городская дума Томска отменила прямые выборы главы города, в России осталось шесть региональных центров, где сохранилось прямое голосование за градоначальников: Новосибирск, Улан-Удэ, Якутск, Хабаровск, Анадырь и Абакан. Останется ли Новосибирск в этом списке – большой вопрос, ответ на который появится уже вероятно в текущем году.