Правительственный час на сессии Заксобрания Новосибирской области прошел за бурным обсуждением соглашений по ГЧП – по поликлиникам, мосту, школам и инфекционной больнице. Законодатели вновь призвали министров быть точнее в цифрах и формулировках. Также они попросили дать какие-то гарантии, что хотя бы один из начатых частными партнерами объектов будет достроен в ближайшее время без существенных удорожаний. Напомним, поликлиники за время строительства подорожали в четыре раза.
В четверг, 29 сентября, на сессии Заксобрания Новосибирской области депутаты заслушали информацию от членов регионального правительства о промежуточных итогах реализации соглашений государственно-частного партнерства. В частности, говорили об отставании от сроков при возведении семи поликлиник, инфекционной больницы и шести школ.
Министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников подготовил ответы на ряд вопросов, на которые не смог ответить на профильных комитетах. Так, он назвал, какие суммы вложил в строительство частный партнер – группа компаний «ВИС» – в реализацию объектов.
По его словам, в строительство семи поликлиник было вложено 774 миллиона частного капитала. Депутат Вячеслав Илюхин не удержался от вопроса, представлены ли на эту сумму акты выполненных работ?
За Решетникова ответил министр здравоохранения Константин Хальзов: «Частный партнер подтвердил документами, что они заплатили за техприсоединения».
В инфекционную больницу, которая тоже строится в рамках ГЧП, «на текущий момент инвестор вложил 2,358 миллиарда рублей, из них 217 миллиона – это собственные средства, остальные – это банковский кредит», доложил Лев Решетников.
Концессионные поликлиники с момента подписания соглашения, выросли в цене в четыре раза. Если изначально речь шла о 7,4 миллиарда, то теперь сумма превышает 28,7 миллиарда рублей.
Так выглядит стройплощадка одной из семи поликлиник
Как это случилось, стали разбираться депутаты. Выросли цены на стройматериалы, случилась инфляция (Лев Решетников упомянул, что она составила 50, а то и 100%), изменилось медико-техническое задание.
Много вопросов вызвал последний пункт. Выяснилось, что поликлиники подорожали, потому что в их проекты было решено включить более качественное и дорогостоящее медицинское оборудование. Министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов пояснил, что это было сделано в 2020 году после внесения изменений в постановление правительства РФ об организации первичной медико-санитарной помощи. Они были обязаны это сделать – по закону.
«Переоценку делать можно и нужно, но технические условия при этом не меняются, техзадание не меняется по существующему законодательству, – поспорил с министром депутат Вадим Агеенко. – У нас в Новосибирской области мы почему-то вообще презрели все постановления правительства».
Министр Хальзов пояснил: «Мы внесли изменения в медико-техническое задание один раз – за полтора года до выхода из экспертизы семи поликлиник. Больше за все время проектирования не внесли ни одного изменения! В этом году экспертиза касалась исключительно строительной стоимости».
Зампред Наталия Красовская во всем этом попыталась увидеть политические риски и призвала коллег не выносить на публику обсуждения конфликтных вопросов, чтобы не лить воду на «мельницу врага».
Депутат Дмитрий Козловский выступил с рациональным предложением: «Мы концессионерам по поликлиникам в 2023 году должны заплатить 573 миллиона рублей, это уже компенсация. В 2024 году – 3,5 миллиарда. Итого четыре миллиарда. Поликлиники идут в одном договоре, все семь. Поэтому я предлагаю: когда построят все, тогда начинать платить».
Он поделился расчетами, что на 2024 год по всем концессиям – по мосту, по поликлиникам, по школам – область будет должна выплатить девять миллиардов, в 2025 – десять миллиардов. Поэтому он предложил сдвинуть на 2-3 года выплаты по поликлиникам, если это возможно, без удорожания этих проектов.
«Мы можем, конечно, приостановить выплаты до запуска всех поликлиник, но нам тогда не дадут запустить построенные. Наверное, держать их, чтобы они не работали – нет большого смысла», – возразил Лев Решетников.
Председатель Заксобрания Андрей Шимкив напомнил, что в прошлом году был принят закон, ограничивающий затраты региона на концессии и проекты ГЧП: по нему ежегодный объем трат не может превышать 2,5 % от прогнозируемого объема собственных доходов бюджета.
«Задача исполнительной власти – найти вот эту середину, чтобы не выйти за 2,5%», – сказал Шимкив.
На пресс-подходе он напомнил, что изначально был против концессий и ГЧП
За величину уровня инфляции в докладе Решетникова зацепился депутат Константин Антонов:
– Вы сказали, что с 2018 года официальная инфляция составила 50%, а неофициальная – все 100%. Мне интересно, какой методикой вы руководствовались? У нас в 2018-м была инфляция 4,3%, в 2019-м – 3%, в 2020-м – 4,9%.
– Как я считаю инфляцию? Эмпирическим путем, по основным статьям. Я сказал по тем основным материалам, которые закупаются и необходимы для строительства. Я очень просто это делаю. Я прихожу в магазин, просто беру, смотрю и сравниваю цены. Что обычно я беру: хлеб, курица, молоко и так далее… По основной продовольственной корзине. Скажем так, это моя неофициальная позиция, – таким был ответ министра.
– Лев Николаевич, вы серьезно? – удивился Антонов. – Вы министр экономического развития! Принцип «Пятерочки» и принцип Центрального рынка был положен в расчет стоимости концессии?
Не менее острым вопросом стал перенос сроков сдачи объектов, который происходит из года в год.
«Хочу напомнить, что земля под строительство данных объектов была выделена еще в 2014 году, восемь лет назад. В 2016 году здесь, в этом зале, я поднимал вопрос по строительству поликлиник, когда еще губернатором был Владимир Филиппович Городецкий. И были тогда даны гарантии, что новые две или три поликлиники распахнут свои двери для пациентов в 2020 году», – напомнил историю Роман Яковлев, заметив при этом, что поликлиники до сих пор не введены вэксплуатацию.
Еще одна стройплощадка – нет даже фундамента
Его поддержал депутат Евгений Смышляев. «Из 18 объектов концессий и ГЧП ни один объект еще не сдан. При этом, как мы слышали сегодня, меры юридической ответственности принимаются крайне редко. Прошу еще раз правительство обратить особое внимание на ответственное формирование технических заданий и на должный контроль за объектами, строительство которых ведется в рамках национальных проектов. Существующих сегодня мер контроля не хватает», – заметил Смышляев.
Он также упомянул про еще один показательный провал в строительной сфере: «Послезавтра в Омске состоится торжественное открытие нового ледового дворца спорта, который соседи начали строить на полгода позже, чем мы. Это мы должны были открывать в сентябре этого года наш ЛДС. Но по последним данным министерства строительства области готовность объекта составляет 73%».
На часе правительства речь шла не только о поликлиниках и инфекционной больнице. Ирина Диденко напомнила про строительство шести школ по нацпроекту, которые тоже выполняется в рамках ГЧП:
«У нас срок сдачи школ – декабрь этого года. Совершенно очевидно, что их сдать невозможно. И в соответствии с правилами, я насколько понимаю, что федеральный капитальный грант уже освоен на уровне порядка 700 миллионов, и до конца года предусмотрен более миллиарда. Вопрос: какова будет судьба тогда капитального гранта? Потому что мы в соответствии с правилами выдачи этих федеральных денег должны будем их вернуть, если объект не будет сдан».
Лев Решетнков сообщил, что в правительстве посмотрят, «как быстро инвестор выполнит свои обязательства по проектированию». А что касается денег, то их можно перекинуть на следующий год. Он пообещал договориться об этом с федеральным правительством.
Спикер Заксобрания Андрей Шимкив заверил: «Есть договоренность четкая, если хоть на день просрочится по школам, мы расторгаем концессию». Его слова подтвердил первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков.
Подводя черту, вице-спикер областного парламента Андрей Панферов предостерег коллег из правительства:
«Я бы обратился еще раз к министрам. Будьте очень щепетильными и тщательными в донесении тех цифр, о которых мы говорим. Потому что любая неточность вызывает вопросы. Мы делаем все для того, чтобы диалог был понятен не только нам, но и нашим избирателям. Если будет в том ключе и дальше проходить, не будет ни скандалов, ни выяснения отношений, никаких публичных заявлений для того, чтобы всколыхнуть общественность».
Депутаты приняли доклад министров. Дальнейшая работа будет проводиться при участии двух рабочих групп: первая оценит медико-техническое задание, а вторая разберется с удорожанием соглашений по итогам Главгосэкспертизы.
Правительственный час на сессии Заксобрания Новосибирской области прошел за бурным обсуждением соглашений по ГЧП – по поликлиникам, мосту, школам и инфекционной больнице. Законодатели вновь призвали министров быть точнее в цифрах и формулировках. Также они попросили дать какие-то гарантии, что хотя бы один из начатых частными партнерами объектов будет достроен в ближайшее время без существенных удорожаний. Напомним, поликлиники за время строительства подорожали в четыре раза. Ни один объект по ГЧП до сих пор не сдан: депутаты и министры искали причину этому
 Рихарда Лем
Фото: автор
В четверг, 29 сентября, на сессии Заксобрания Новосибирской области депутаты заслушали информацию от членов регионального правительства о промежуточных итогах реализации соглашений государственно-частного партнерства. В частности, говорили об отставании от сроков при возведении семи поликлиник, инфекционной больницы и шести школ.
Министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников подготовил ответы на ряд вопросов, на которые не смог ответить на профильных комитетах. Так, он назвал, какие суммы вложил в строительство частный партнер – группа компаний «ВИС» – в реализацию объектов.
По его словам, в строительство семи поликлиник было вложено 774 миллиона частного капитала. Депутат Вячеслав Илюхин не удержался от вопроса, представлены ли на эту сумму акты выполненных работ?
За Решетникова ответил министр здравоохранения Константин Хальзов: «Частный партнер подтвердил документами, что они заплатили за техприсоединения».
В инфекционную больницу, которая тоже строится в рамках ГЧП, «на текущий момент инвестор вложил 2,358 миллиарда рублей, из них 217 миллиона – это собственные средства, остальные – это банковский кредит», доложил Лев Решетников.
Концессионные поликлиники с момента подписания соглашения, выросли в цене в четыре раза. Если изначально речь шла о 7,4 миллиарда, то теперь сумма превышает 28,7 миллиарда рублей.
Так выглядит стройплощадка одной из семи поликлиник
Как это случилось, стали разбираться депутаты. Выросли цены на стройматериалы, случилась инфляция (Лев Решетников упомянул, что она составила 50, а то и 100%), изменилось медико-техническое задание.
Много вопросов вызвал последний пункт. Выяснилось, что поликлиники подорожали, потому что в их проекты было решено включить более качественное и дорогостоящее медицинское оборудование. Министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов пояснил, что это было сделано в 2020 году после внесения изменений в постановление правительства РФ об организации первичной медико-санитарной помощи. Они были обязаны это сделать – по закону.
«Переоценку делать можно и нужно, но технические условия при этом не меняются, техзадание не меняется по существующему законодательству, – поспорил с министром депутат Вадим Агеенко. – У нас в Новосибирской области мы почему-то вообще презрели все постановления правительства».
Министр Хальзов пояснил: «Мы внесли изменения в медико-техническое задание один раз – за полтора года до выхода из экспертизы семи поликлиник. Больше за все время проектирования не внесли ни одного изменения! В этом году экспертиза касалась исключительно строительной стоимости».
Зампред Наталия Красовская во всем этом попыталась увидеть политические риски и призвала коллег не выносить на публику обсуждения конфликтных вопросов, чтобы не лить воду на «мельницу врага».
Депутат Дмитрий Козловский выступил с рациональным предложением: «Мы концессионерам по поликлиникам в 2023 году должны заплатить 573 миллиона рублей, это уже компенсация. В 2024 году – 3,5 миллиарда. Итого четыре миллиарда. Поликлиники идут в одном договоре, все семь. Поэтому я предлагаю: когда построят все, тогда начинать платить».
Он поделился расчетами, что на 2024 год по всем концессиям – по мосту, по поликлиникам, по школам – область будет должна выплатить девять миллиардов, в 2025 – десять миллиардов. Поэтому он предложил сдвинуть на 2-3 года выплаты по поликлиникам, если это возможно, без удорожания этих проектов.
«Мы можем, конечно, приостановить выплаты до запуска всех поликлиник, но нам тогда не дадут запустить построенные. Наверное, держать их, чтобы они не работали – нет большого смысла», – возразил Лев Решетников.
Председатель Заксобрания Андрей Шимкив напомнил, что в прошлом году был принят закон, ограничивающий затраты региона на концессии и проекты ГЧП: по нему ежегодный объем трат не может превышать 2,5 % от прогнозируемого объема собственных доходов бюджета.
«Задача исполнительной власти – найти вот эту середину, чтобы не выйти за 2,5%», – сказал Шимкив.
На пресс-подходе он напомнил, что изначально был против концессий и ГЧП
За величину уровня инфляции в докладе Решетникова зацепился депутат Константин Антонов:
– Вы сказали, что с 2018 года официальная инфляция составила 50%, а неофициальная – все 100%. Мне интересно, какой методикой вы руководствовались? У нас в 2018-м была инфляция 4,3%, в 2019-м – 3%, в 2020-м – 4,9%.
– Как я считаю инфляцию? Эмпирическим путем, по основным статьям. Я сказал по тем основным материалам, которые закупаются и необходимы для строительства. Я очень просто это делаю. Я прихожу в магазин, просто беру, смотрю и сравниваю цены. Что обычно я беру: хлеб, курица, молоко и так далее… По основной продовольственной корзине. Скажем так, это моя неофициальная позиция, – таким был ответ министра.
– Лев Николаевич, вы серьезно? – удивился Антонов. – Вы министр экономического развития! Принцип «Пятерочки» и принцип Центрального рынка был положен в расчет стоимости концессии?
Не менее острым вопросом стал перенос сроков сдачи объектов, который происходит из года в год.
«Хочу напомнить, что земля под строительство данных объектов была выделена еще в 2014 году, восемь лет назад. В 2016 году здесь, в этом зале, я поднимал вопрос по строительству поликлиник, когда еще губернатором был Владимир Филиппович Городецкий. И были тогда даны гарантии, что новые две или три поликлиники распахнут свои двери для пациентов в 2020 году», – напомнил историю Роман Яковлев, заметив при этом, что поликлиники до сих пор не введены вэксплуатацию.
Еще одна стройплощадка – нет даже фундамента
Его поддержал депутат Евгений Смышляев. «Из 18 объектов концессий и ГЧП ни один объект еще не сдан. При этом, как мы слышали сегодня, меры юридической ответственности принимаются крайне редко. Прошу еще раз правительство обратить особое внимание на ответственное формирование технических заданий и на должный контроль за объектами, строительство которых ведется в рамках национальных проектов. Существующих сегодня мер контроля не хватает», – заметил Смышляев.
Он также упомянул про еще один показательный провал в строительной сфере: «Послезавтра в Омске состоится торжественное открытие нового ледового дворца спорта, который соседи начали строить на полгода позже, чем мы. Это мы должны были открывать в сентябре этого года наш ЛДС. Но по последним данным министерства строительства области готовность объекта составляет 73%».
На часе правительства речь шла не только о поликлиниках и инфекционной больнице. Ирина Диденко напомнила про строительство шести школ по нацпроекту, которые тоже выполняется в рамках ГЧП:
«У нас срок сдачи школ – декабрь этого года. Совершенно очевидно, что их сдать невозможно. И в соответствии с правилами, я насколько понимаю, что федеральный капитальный грант уже освоен на уровне порядка 700 миллионов, и до конца года предусмотрен более миллиарда. Вопрос: какова будет судьба тогда капитального гранта? Потому что мы в соответствии с правилами выдачи этих федеральных денег должны будем их вернуть, если объект не будет сдан».
Лев Решетнков сообщил, что в правительстве посмотрят, «как быстро инвестор выполнит свои обязательства по проектированию». А что касается денег, то их можно перекинуть на следующий год. Он пообещал договориться об этом с федеральным правительством.
Спикер Заксобрания Андрей Шимкив заверил: «Есть договоренность четкая, если хоть на день просрочится по школам, мы расторгаем концессию». Его слова подтвердил первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков.
Подводя черту, вице-спикер областного парламента Андрей Панферов предостерег коллег из правительства:
«Я бы обратился еще раз к министрам. Будьте очень щепетильными и тщательными в донесении тех цифр, о которых мы говорим. Потому что любая неточность вызывает вопросы. Мы делаем все для того, чтобы диалог был понятен не только нам, но и нашим избирателям. Если будет в том ключе и дальше проходить, не будет ни скандалов, ни выяснения отношений, никаких публичных заявлений для того, чтобы всколыхнуть общественность».
Депутаты приняли доклад министров. Дальнейшая работа будет проводиться при участии двух рабочих групп: первая оценит медико-техническое задание, а вторая разберется с удорожанием соглашений по итогам Главгосэкспертизы.