Не так давно вице-мэр Новосибирска Артем Скатов сменил статус свидетеля на подозреваемого в деле о клевете. Такое решение было принято в ходе следствия в результате изучения материалов, изъятых у Скатова в ходе обыска. До статуса обвиняемого вице-мэру осталось немного. Между тем, эксперты уже предсказывает ему хоть и не казенный дом, но перевод Скатова в статус обвиняемого и доведение дела до суда, и как следствие этого, неминуемую отставку. Публикуем текст главного редактора ЦДЖ Андрея Кузнецова.
В рамках уголовного дела о клевете на депутата Госдумы Дмитрия Савельева вице-мэр Новосибирска Артем Скатов сменил статус. Формально — со свидетеля на подозреваемого. Фактически политический зам превратился в обузу для мэра Анатолия Локтя.
Для прошлого мэра Новосибирска Владимира Городецкого назначение Александра Солодкина-младшего вице-мэром по социальным вопросам было не самым приятным кадровым решением. Оно стало следствием договорённости с командой губернатора Виктора Толоконского, поддержавшего Городецкого на очередных выборах градоначальника в 2009 году. Солодкин не успел толком вжиться в должность. В октябре ему было предъявлено обвинение в причастности к покушению на бизнесмена Фрунзика Хачатряна в рамках громкого уголовного дела против «банды киллеров» Александра Трунова. Начались неспокойные месяцы. Солодкина то объявляли в розыск, когда он летал в Москву, то устраивали обыски, арестовывали имущество, ужесточали меру пресечения вплоть до февраля 2010-го, когда чиновника посадили в СИЗО. На свободу Александр Александрович вышел лишь летом 2017-го на условно-досрочных основаниях.
Действия силовиков в деле Солодкиных масштабно скандализировали обстановку вокруг новосибирских властей. Центральные телеканалы муссировали тяжкое обвинение, предъявленное высокопоставленному сотруднику мэрии сибирской столицы. Многие считают, что уголовное преследование семьи близкого друга стало подлинной причиной досрочного ухода Толоконского с поста губернатора. Это случилось в 2010-м. Однако нового вице-мэра по социалке Городецкий назначил лишь в феврале 2011-го. Год Солодкин числился в отпуске без содержания. Но и после назначения сменщика мэр далеко не сразу исключил арестованного зама из штатного расписания.
Понятно, что есть формальности трудового законодательства, и до вступления в силу решения суда никто не может считаться виновным, в чем бы его не обвиняли. Но для истеблишмента было понятно: Городецкий, сохраняя Солодкина на службе, показывал характер и укреплял командный дух, несмотря на сопутствующие репутационные издержки.
У Локтя иная корпоративная культура. С 2014-го Анатолий Евгеньевич пережил уголовные дела против многих подчиненных разного уровня. Кредо мэра — держаться от таких историй подальше, делая вид, будто отряд не заметил потери бойца. Помер Максим, да и хрен с ним. Впрочем, не только в разнице корпоративных культур дело. Времена изменились, силовики стали сильней, а у муниципальной власти влияние снизилось.
За 8 лет, что Локоть у власти, ещё ни разу уголовное преследование не касалось столь близкой ему фигуры. Скатов — доверенное лицо; по мнению многих, избыточно доверенное. Артём Вениаминович стал самым молодым вице-мэром, перескочив с нештатной позиции пресс-секретаря на должность ответственного за политику. Пытаясь разруливать отношения с новосибирскими центрами влияния, Скатов нажил немало недоброжелателей за счёт задиристого modus operandi. Одним из составляющих метода считаются нелицеприятные, а то и откровенно лживые публикации про оппонентов мэра в телеграмм-каналах, которые вроде бы анонимные, но известно кому подконтрольные. Полиции не составило большого труда найти владельца канала «Государь», по поводу одного из февральских постов которого депутат Государственной Думы Дмитрий Савельев подал заявление о клевете. В публикации Савельева обвинили в «скупке депутатов» для давления на мэра. Парламентарий посчитал эти сведения порочащими честь и достоинство.
Уголовные дела о клевете это правовая экзотика. Практики очень мало, поскольку для силовиков эта овчинка выделки не стоит. На клевету стали возбуждаться лишь в последние годы, и обычно в тех случаях, когда по соображениям политической конъюнктуры возбудиться надо бы, а достойного повода нет.
Так, в Новосибирске сегодня два громких дела о клевете. Одно возбудили в марте против одного из лидеров несистемной оппозиции депутата горсовета Сергея Бойко (к тому моменту он уже уехал за границу). По другому подозреваемым стал Скатов, призванный на своей должности укреплять систему.
Обыск по силовому сценарию, прошедший утром 15 июля в служебной квартире Скатова, должен был подсказать, что в статусе свидетеля вице-мэр пробудет недолго. Для полиции этот скандал — высокая ставка: считая, что на руках у них тяжёлые козыри, силовики идти на попятный не намерены. Скатов бодрится на публику. Полузакрытый ТГ-канал «МЭР_и_Я» опубликовал 15 августа новые комментарии вице-мэра и его адвоката Вячеслава Теркулова. Последний обратил внимание на то, что обстоятельства обыска в квартире, арендованной Скатовым, стали поводом для доследственной проверки СК РФ. Также адвокат подчеркнул, что разместившее «клеветническую» публикацию лицо установлено и остаётся в статусе свидетеля, тогда как чиновника привлекли уже в качестве подозреваемого.
«Я по-прежнему расцениваю обвинения в клевете в мой адрес, как попытку давления на городскую власть, как намерение установить собственные правила в градостроительной отрасли исключительно в интересах одного застройщика», — комментирует Скатов, не называя того застройщика и обещая изложить аргументацию в суде, «если он состоится». Если не вмешаются высшие сферы, наиболее вероятный сценарий таков: подозреваемый сменит статус на обвиняемого, далее на подсудимого и, в финале, на осужденного. Статистика по уголовным делам довольно сурова.
События показали, что силовики в этой истории используют скандальную огласку в своих интересах (как это было и в деле Солодкиных). Дерзкими комментариями Скатов им только подыгрывает, но это его личное дело. У мэра проблема более масштабная — надо что-то делать с оскандалившим муниципалитет вице-мэром. Скатов вышел на работу, отбыв положенное на больничном после сотрясения, якобы полученного при обыске. Но всем понятно, что конец карьеры не за горами: обвинительный приговор, даже если дело обойдётся штрафом, обнулит перспективы во власти.
Мэр старается дистанцироваться от проблемы Скатова, и, наверное, ушёл бы в полный игнор, если бы не настойчивая позиция младокоммунистов в горсовете, поддерживающих вице-мэра. Добровольно Артем Вениаминович уходить не спешит. Уволить его насильно Локоть не может. Каким мог бы быть компромисс? Пристроить Скатова на партийную должность в обком КПРФ или пиарщиком в какую-то дружественную Локтю компанию? Это одна часть проблемы. А ещё нужно кого-то назначать взамен. Мы уже предполагали, что Локоть будет, скорее всего, выбирать между своим пресс-секретарём Глебом Черепановым и вице-спикером горсовета Антоном Тыртышным (в последнем случае это подразумевает досрочные выборы по его округу). Но, в любом случае, это будет вынужденное решение, каких Локоть тоже не любит. Поэтому ситуация может оставаться подвешенной, несмотря на все неудобства.