Практика возведения социальных объектов посредством привлечения концессионеров для Новосибирской области не редкость. Шесть новых школ по модели государственно-частного партнерства собираются построить вместе с компанией «Пятая концессионная компания «Просвещение» за два года, а еще 15 лет организация будет эксплуатировать здания. Концессионное соглашение вызывает ряд серьезных вопросов – по сути проекты будут реализованы в кредит в том числе за счет федеральных средств. Долговые обязательства области – с учетом еще и других проектов – сильно вырастут, а в случае срыва сроков или других «непредвиденных обстоятельств» регион рискует лишиться федеральных денег. Сибкрай.ru изучил концессионное соглашение и рассказывает о проблемах и нарушениях, которые могут болезненно ударить по большой стройке.
Новосибирская область входит в число регионов-лидеров по частоте использования механизмов государственно-частного партнерства – с привлечением коммерсантов регион возводит четвёртый мост через реку Обь, построит семь поликлиник в Новосибирске, онкологический центр, инфекционную больницу и многие другие объекты. Один из центральных проектов – шесть новых школ на 5 775 мест в областном центре. Их планирует возвести ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение», входящее в ГК «Просвещение», концедент – министерство образования региона.
Концессионное соглашение по строительству школ предполагает три этапа: проектирование, строительство и эксплуатация. Общая стоимость проекта – 15 миллиардов рублей. На строительство и эксплуатацию шести школ. Запомните эти цифры. По сути регион договаривается о стройке в кредит с большими процентами: за 15 лет регион должен будет выплатить концессионеру 14,1 миллиарда рублей.
И вот здесь начинается самое интересное – за чей счет будет организован этот школьный «банкет».
Согласно проекту, Федеральный бюджет готов выделить на стройку 2 миллиарда 536 миллионов рублей в виде капитального гранта, то есть, для области это будут безвозмездные средства. Казалось бы, нужно радоваться такому подарку. Но, эти деньги дадут только в том случае, если в качестве концессионера Новосибирская область привлечет определенную компанию, это - «Пятая концессионная компания «Просвещение».
Поинтересуемся, что это за организация. Согласно сервису rusprofile, эта конторка была зарегистрирована в январе 2021 года с уставным капиталом в сто тысяч рублей. Но, возможно, за год своей работы она уже смогла заработать необходимую сумму для того, что вложить их в строительство? Ведь смысл концессии в том и заключается, что инвестор вкладывает свои деньги, строит, эксплуатирует объект, а государство с ним потом рассчитывается. Но все оказывается не так в случае с этими шестью школами. Как оказалось, у конторки с «просветительским» названием своих денег нет, хотя концессионер должен вложить своих денег 5 миллиардов 683 миллиона рублей. Где он их возьмет? Согласно соглашению, «Пятая концессионная компания «Просвещение» 90 процентов этой суммы получит в виде банковского кредита под 9 процентов годовых и десятую часть суммы оформит в виде акционерного займа под 9 процентов годовых.
Интересны и банковские гарантии – прикрывает концессионера «Сбербанк», который гарантирует по 15 миллионов на проектирование каждой школы, по 50 миллионов на строительство и по 15 миллионов на эксплуатацию. То есть менее 500 миллионов банковских гарантий на все этапы многомиллиардной стройки.
Можно легко подсчитать, насколько возрастает стоимость вкладываемых ресурсов, а ведь все эти затраты – проценты по кредитам – «Просвещению» оплатят из областного и частью из федерального бюджетов.
Но и это еще не все. Областной бюджет в течение пятнадцати лет обязан будет возместить конторке с уставным капиталом в 100 тысяч рублей восемь миллиардов 825 миллионов рублей! А федеральный бюджет возместит ей еще три миллиарда 347 миллионов!
И уже в этом моменте концессионное соглашение выглядит форменным издевательством над Новосибирской областью: регион и федеральный бюджет вкладывают гигантскую сумму – 15 миллиардов рублей – на то, чтобы некий рекомендованный Москвой инвестор возвел школы, а затем еще на протяжении 15 лет высасывал деньги из бюджета развития. Если регион в течение 15 лет готов возместить 8 миллиардов 825 миллионов рублей, то возникает справедливый вопрос – почему область не может построить школы самостоятельно? Пусть не за один год, а за три-четыре, привлечь при этом местных подрядчиков – тогда затраченные деньги останутся на территории.
В Новосибирске сейчас несколько десятков микрорайонов, застроенных многоэтажками, где нет ни школ, ни детских садов, ни поликлиник. Застройщики могли бы заинтересоваться и построить на условиях ГЧП школу. Пусть бы они на ней ничего не заработали, но свою прибыль получили бы за счет продажи квадратных метров жилья - тогда их микрорайоны стали бы более привлекательны.
Да, и затраты наверняка будут существенно ниже суммы, которую потратят на концессию. Для примера: стоимость строительства «московской школы будущего» в Совхозе имени Ленина обошлась примерно в 1,7 миллиарда рублей, инновационная школа-пансион «Летово» обошлась менее, чем в два миллиарда рублей. И все это – в Москве, а не на периферии. Что за школы собираются строить в Новосибирске, раз они требуют федерального гранта, 15 миллиардов и 15-ти лет оброка?
Если концессионер намерен вложить кредитные ресурсы под 9-10 процентов годовых, то почему Новосибирская область не может взять такой кредит в банке? Привлечь ресурсы местных застройщиков, которые были бы рады поучаствовать в стройке объекта с гарантированной нормой прибыли?
Ведь в таком случае, обычным путем – строительством по контракту – не пришлось бы выплачивать космические суммы на протяжении 15 лет – вплоть до 2036 года. И это не единственная концессия, по которой регион будет отщипывать миллиарды на протяжении долгих лет: предположительно, уже к 2025 году такая статья расходов может достигнуть 7 миллиардов в год рублей при бюджете развития в 10 миллиардов.
Выплачивать огромные суммы Новосибирская область будет ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение» – компании холдинга «Просвещение», снабжающего образовательные учреждения учебной литературой и цифровыми продуктами. ГК – московская, а не новосибирская. То есть деньги, которые регион получил от федералов на строительство школ в Новосибирске, и несколько миллиардов бюджета отправятся в московскую компанию. Говорят, за ней стоят такие люди, которым отказать невозможно.
Правительство региона настаивает, что благодаря концессионному соглашению все шесть школ будут построены всего за год. Примечательно, что гарантий этого дать нельзя, стройка легко может сорваться. И в таком случае Новосибирская область потеряет сразу всё – федеральную поддержку – что чревато при дальнейшем взаимодействии – и шесть новых школ в загруженных микрорайонах. Уже есть печальный пример – концессия по строительству семи поликлиник: начать строительство обещали еще летом 2020 года, по последним данным – осенью 2021-го. Но их, как известно, до сих пор нет.
Авторы соглашения соблюли формальность и включили в договор штрафные санкции за срыв сроков строительства. Но этот пункт такой же издевательский, как и пункты о финансировании.
В соглашении предусмотрен штраф за каждый день строительства после срока завершения – с концессионера будут взимать по 1 000 рублей в сутки. Таким образом, за нарушение сроков многомиллиардной стройки с привлечением федеральных средств компания будет терять смешные копейки, что явно не подстегнет ее к ускоренным темпам в случае задержек. Стороны уже высказали предположение о том, что сроки нужно продлить, однако сейчас решения не принято, а если затянуть и с этим – одобрение на это можно и не получить.
Но, предположим, что за год фирма, торгующая учебниками, сможет возвести шесть школ. После этого еще 15 лет концессионер будет эксплуатировать здания и получать за это деньги из бюджета. Средняя нагрузка на областной бюджет на эксплуатационной фазе составит 630 миллионов рублей в год!
Минобр выберет образовательные организации, которые будут арендовать здания и на этом его полномочия практически заканчиваются, не считая, конечно, содержания и качества образовательного процесса. Потому что в полномочия концессионера входит назначение директора школы в каждом объекте. Какой это будет директор? Пока никаких конкретных критериев отбора специалистов нет – исполнитель может назначить кого угодно, естественно, не отходя от нормативных правил. Представители «Просвещения» уже высказались, что будут действовать только в рамках законов. А это формальный подход, и он уже говорит о том, что коммерсант не собирается вникать в тонкости педагогики, организации образовательного процесса и другие нюансы, которые находятся в ведении профильных ведомств и департаментов.
При этом, школа – не завод, здесь очень сложно разграничить хозяйственную деятельность, за которую будет отвечать концессионер, и организацию образовательного процесса, который контролируется департаментом образования мэрии и региональным минобром.
В соответствии с законом об образовании директор несет ответственность за содержание школы, распоряжается выделенными средствами, ходатайствует о финансировании, осуществляет образовательный процесс. Пока ситуация складывается так, что всю эту ответственность будет нести директор, а средства будут у концессионера, и неясно, как он ими будет распоряжаться. Какие-либо четкие правила взаимодействия сторон пока не оговаривались. То есть руководитель школы вынужден будет взаимодействовать с коммерсантом по финансовым вопросам – конфликт интересов уже чувствуется.
Также земельные участки для возведения новых школ выбирает муниципалитет. В мэрии уже отчитались, что участки определены, однако не были исследованы. То есть уже в процессе строительства могут обнаружиться факторы, из-за которых возведение зданий невозможно или потребуются дополнительные работы.
Поэтому и нет гарантий того, что не вырастет цена концессии. Сказаться на ней могут не только непредусмотренные работы, но и, например, подорожание материалов или их доставки, и уже в этом случае потребуются дополнительные траты от региона.
Также по условиям концессионера заказчик в лице минобра сможет оценить ситуацию на стройке лично не чаще раза в квартал – то есть всего четыре раза за год специалисты ведомства будут иметь возможность изучить обстановку на площадках, которые возводятся за миллиарды рублей. Согласно закону, концессионер вовсе обязан организовать онлайн-трансляцию со стройки. Впрочем, сейчас компания уверяет, что трансляция будет, а формулировку «не чаще раза в квартал» в соглашении заменят на «не реже раза в квартал».
Но тем не менее, можно говорить о как минимум трех нарушениях, которые проявятся при предлагаемом соглашении. Они касаются условий заключения концессионного соглашения, которые оговариваются № 115-ФЗ, закона об образовании № 273-ФЗ и закона о местном самоуправлении – № 131-ФЗ.
Далее – концессионер выдвигает условия, по которым он будет оказывать в построенных объектах дополнительные услуги. При этом в образовательных организациях ни магазины, ни сауны открывать нельзя. А ведь сама идеология концессий построена на том, что инвестор рассчитывает на прибыль от эксплуатации объекта. Но школы – это не тот случай. Значит, уже изначально концессионер рассчитывает лишь на один источник прибыли – бюджет!
Особняком от концессионного соглашения стоит, неожиданно, заказчик – минобр, а не минстрой, не минэконом. Ведомства будто отстранились от важного для Новосибирска и в целом области проекта. Концессионное соглашение, которое пока разрабатывается с явными нарушениями закона и нестыковками, интересует депутатов больше, чем тех, кто должен его разрабатывать.
И вообще, при чем здесь министерство образования, подписывающее от имени области концессионное соглашение? Там есть специалисты-строители, экономисты, сметчики? Почему соглашение не завизировано ни минюстом, ни минфином, ни минстроем? Складывается парадоксальная ситуация: концессионное соглашение родилось в недрах министерства экономического развития, которое в народе называют министерством «мечт» и русских народных сказок, а в тюрьму, если что, сядет подписавший этот документ министр образования.
Такие нарушения возникли, очевидно, не специально, а на стыке старых законов и новой концессионной модели. Проблемы необходимо изучить и разобрать – как сторонам концессионного соглашения, так и профильным комиссиям и законотворцам. Впрочем, ощущается, будто регион чересчур робок перед Москвой – готов привлечь концессионера, на которого покажут, потратить 15 миллиардов не на самостоятельное строительство, а ради гранта менее чем в 6 миллиардов, не работает на своих условиях – представляется, что если бы к проекту не было приковано столько внимания, «Просвещение» выдвинуло бы куда более жесткие рамки для заказчика.
Сейчас депутаты Законодательного собрания Новосибирской области работают над усовершенствованием системы реализации проектов по модели ГЧП. Пока это касается финансовой части – кредитный портфель региона растет, и потолок этих обязательств нужно урегулировать. Также для более ответственного подхода к концессиям депутаты в рамках рабочей группы рекомендовали правительству привлекать к согласованиям минфин и минюст. Ведомства, отвечающие за финансы и юридические последствия, сегодня не включены в цепочку ответственных за реализацию этого проекта ГЧП. Заксобрание предлагает закрепить за каждым свой профиль ответственности. Внутренние согласования между министерствами сделают проекты более взвешенными перед выходом на публичные обсуждения.